Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фрейд З. Основной инстинкт. – М., 1997




Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М., 1989.

Руднев В. П. Характеры и расстройства личности. – М., 2002.

Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда. – М., 1997.

Адлер А. Наука жить. – Киев, 1997.

2.Кляйн М. Развитие в психоанализе. – М., 2001.

4.Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. – М., 1995.

5.Руднев В. Тайна курочки рябы. – М., 2004.

9.Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.

10.Юнг К.Г. Воспоминания. Сновидения. Размышления. – Киев, 1994.

11.Юнг К.Г. Архетип и символ. – М., 1991.

12.Юнг К.Г. Душа и миф: Шесть архетипов. – Киев, 1996.

13.Юнг К.Г. Человек и его символы. – СПб., 1996.

 

7.3. «Культурные комплексы» Г. Башляра

Огонь, заключенный в очаге, был для человека, без сомнения, первым пределом его мечтаний, символом покоя, приглашением к отдыху. Совершенно невозможно рассматривать философию покоя без мечтаний у горящих поленьев… Созерцание огня ведет нас к самым истокам философской мысли… (Г. Башляр)

 

D Концепцию культуры французского философа Гастона Башляра, наверное, нельзя назвать в полной мере как «концепцией», так и «концепцией культуры», – это, скорее, исследование не ставящее себе целью изучение культуры как таковой, но тех глубинных «психологических комплексов», которые, подспудно, определяют наше воображение и, значит, наш жизненный мир, особенности горизонта нашего мировосприятия. «Комплексы» Башляра – это своего рода точки интенсивности нашего мироощущения, воображения, культурного творчества.

Башляр обращается к первичным мифологическим стихиям, – огню, воздуху, воде и земле, – как непреходящему аналогу всякого культурного человеческого проявления, поведения человека, специфики его мышления, души. К подобным опытам, разумеется, обращались и многие другие философы, исследователи мифологии, искусства, культуры, – от Фалеса до Гачева, – однако французский философ не ограничивается просто аналогией между теми или иными культурными характеристиками различных народов или людей и первичными мифологическими стихиями, он пытается найти в этих плавающих метафорах некие устойчивые стереотипические модели, – как он называет, «комплексы», на основании которых и плетет вязь своего рассуждения, – причем он ищет и находит соответствующие аналогии не только между людьми, их свойствами, событиями и стихиями, но и вплетает примеры, как образцы, из произведений искусства, дабы нить рассуждения оформилась символическими изящными узелками. Его концепция – своеобразное кипу (узелковое письмо) души культуры, – вспомните, как тот же Шпенглер выводил культуры из некоей ее изначальной души, как ее сущности и прообраза.

 

W Культурные комплексы, по Башляру:

Огонь

Комплекс Прометея:

«Только этот комплекс может научить нас понимать легенду об Отце огня… мы предлагаем собрать под именем прометеева комплекса все стремления, которые толкают нас к тому, чтобы узнать столько же, сколько и наши отцы, и больше, чем наши отцы, столько же, сколько наши учителя, и больше, чем наши учителя… Прометеев комплекс есть эдипов комплекс интеллектуальной жизни».

«Любовь есть первая научная гипотеза для объективного воспроизведения огня. Прометей был скорее смелым любовником, чем мудрым философом, и мщение богов есть мщение ревнивца».

Комплекс Эмпедокла:

«Мечтание об огне поистине драматично; оно обостряет человеческую судьбу, связывает малое с великим, очаг с вулканом, жизнь полена с мировой жизнью… Завороженное существо слышит зов костра… Это очень специфическое, но и очень общее мечтание определяет настоящий комплекс, в котором объединяются любовь и поклонение огню, инстинкт жизни и инстинкт смерти. На скорую руку его можно назвать комплексом Эмпедокла».

«Смерть в пламени есть наименее одинокая смерть. Это поистине космическая смерть, в которой вся вселенная гибнет вместе с мыслителем. Костер есть спутник развития».

Комплекс Новалиса:

«Комплекс Новалиса синтезирует влечение к огню, вызванное трением, потребность в разделенном тепле. Это влечение воссоздает, в своей определенной первобытности, доисторическое покорение огня. Комплекс Новалиса характеризуется сознанием внутреннего тепла, всегда главенствующим над чисто зрительной наукой о свете. Он основан на удовольствии в тепловом смысле и на глубоком сознании теплого благополучия».

Комплекс Пантагрюэля:

«Всё, что жжется, должно получить огненную пищу».

Комплекс Гофмана:

«Демоны огня играют главную роль в гофмановском воображении… именно парадоксальный огонь алкоголя является изначальным вдохновением и весь план гофмановского здания высвечивается этим светом… Алкоголь – это фактор языка. Он обогащает словарь и освобождает синтаксис».

Воздух

Комплекс Ницше:

«Ницше может считаться представителем комплекса высоты… мы увидим, с какой легкостью и естественностью гений сосредоточивает мысль в воображении, как у гения воображение производит мысль – и отнюдь не ту мысль, которая ищет лохмотья на складе образов… «Высочайший, он возвышается» (Мишле)… Он помогает нам возвышаться, ибо с удивительной преданностью следует динамическому воображению высоты… Первый тезис «эстетики Ницше»: «Хорошее легко, всё божественное ходит нежными стопами»»

«Ницше нам покажет, что глубина направлена вверх… Возвышенная душа является глубинно доброй… Воздух – истинная родина хищника».

«Настоящему ницшеанцу нос должен доставлять блаженную уверенность в том, что в воздухе нет ароматов».

«Существо, поднимающееся и опускающееся, есть существо, посредством которого поднимается и опускается всё. Тяжесть не в мире».

«Поход против ветра, поход в горы – это физическое упражнение, наилучшим образом помогающее преодолеть комплекс неполноценности… Ходьба чистая, словно чистая поэзия, неизменно дает непосредственное ощущение воли к власти».

Вода

Комплекс Навсикаи:

«Какова же сексуальная функция реки? Воскрешать в подсознании женскую наготу… Существо, выходящее из воды есть постепенно материализующееся отражение… желание, еще только намеревающееся стать образом… Эпитет реки kalliparqenoV («прекраснодевическая»)»

Комплекс Леды (Лебедя):

«Лебедь в литературе – это эрзац нагой женщины… Лебедь ассоциируется с образом гермафродита; при созерцании светящихся вод лебедь – женского пола; в действии он – мужского пола… Образ лебедя всегда ассоциируется с неким желанием … он поет желание … Лебединая песня – это сексуальное желание в своей кульминационной точке… Лебедь… герой мифа об умирающем солнце».

Комплекс Харона:

«Задолго до того, как живые доверились волнам, разве они не пускали гроб по течению… Гроб – не последняя лодка. Это первая лодка. Смерть же – не последнее путешествие. Это первое путешествие… Все реки впадают в Реку мертвых».

Комплекс Офелии:

«Вода – стихия юной и прекрасной смерти, смерти в цвету… стихия мазохистского самоубийства. Вода – глубокий, органический символ женщины, которая умеет лишь оплакивать свои горести и глаза которой с такой легкостью «тонут в слезах». Мужчина, встретившись с таким женским самоубийством, воспринимает эту смертную муку… через «всё женское в нем». Он снова становится мужчиной – вновь становясь «сухим», – когда иссякают слезы… Пейзаж с утопленницей относится к архетипическим грезам о природе».

Комплекс Источника Молодости:

«Одной из характерных разновидностей грез об очищении, навеваемых чистой водой, является греза о возрождении, внушаемая водою свежей… С комплексом Источника Молодости связана надежда на исцеление… Свежая вода омолаживает лицо не столько для других, сколько для нас самих… Собственно, Источник Молодости есть в каждом доме – это тазик с холодной водой для умывания бодрящим утром».

Комплекс Суинберна:

«Когда Суинберн был ребенком, он познал радость самого восхитительного из всех возможных обладаний: обладания собственной рекой. В таких случаях образы воды поистине принадлежат нам… мы и есть они».

«Суинберн пишет: «Я никогда не мог находиться на воде, не желая при этом быть в воде. Видеть воду означает желать быть в ней»».

«Первый в жизни опыт плавания – трагикомедия… садо-мазохистская радость… В работе мускулов, характерной для плавания, проявляется специфическая амбивалентность, которую мы позволим себе выделить в особый комплекс… комплекс Суинберна… Пловец может сказать: мир есть моя воля, мир есть мой вызов… море волную я… Если комплекс Суинберна развивается из Эдипова комплекса… то плавание только в естественных водоемах – и притом на середине озера, середине реки – может оживить дремлющие силы комплекса… Судьба пловца – усталость: рано или поздно садизм неизбежно уступает место мазохизму».

Комплекс Ксеркса:

«С комплексом Суинберна… комплексом психологии необузданных вод можно связать комплекс, где ярче выражены черты садизма: назовем его комплексом Ксеркса».

Земля

Комплекс Ионы:

«Кто вычерчивает круг, наделяя его символическими ценностями, более или менее скрыто грезит о животе; а тот, кто вычерчивает квадрат, придавая ему символические ценности, строит некое пристанище… Имеет смысл проиллюстрировать кругом женский комплекс Ионы, а квадратом – одноименный мужской комплекс. Тем самым можно придать полное фигуративное сновидческое выражение архетипам Анимуса и Анимы, что будет соответствовать их бессознательным потенциям… В этом случае у нас было бы два фундаментальных типа Ионы: Анима в Анимусе и Анимус в Аниме… Квадратура круга означает здесь объединение мужского пола с женским».

«Отгородиться – вот великая человеческая греза. Обрести замкнутость изначального покоя… Комплекс Ионы предстает как ценность, сопряженная с блаженством… это абсолют сокровенности, абсолют счастливого подсознания».

«Саркофаг – это живот, а живот – саркофаг. Выйти из живота означает родиться, а выйти из саркофага – возродиться. Значит, Иона, находившийся в чреве кита три дня, как Христос – в могиле, представляет собой образ воскресения».

 

? Тематические вопросы:

1) Вспомните еще раз миф о Прометее, сравните его прежние истолкования с тем материалом, который появился у вас в этой главе.

2) Прочтите античные мифы о Леде, Навсикае, Хароне; что вы можете еще добавить интересного о них, кроме вышесказанного в этой главе?

3) Примените комплекс Офелии к Катерине из трагедии «Островского «Гроза».

4) Прочитайте античную легенду о том, как царь Ксеркс «наказал» реку; какие еще подобные случаи из истории и мифологии вы можете вспомнить?

5) Прочитайте об античном философе Эмпедокле, о его смерти; сравните поступок Эмпедокла с актами самосожжения террористов или сектантов; сравните комплекс Эмпедокла и комплекс Офелии.

6) Сопоставьте комплекс Суинберна (и другие комплексы, связанные с водой) с воспоминанием Юнга: «Осознал в детстве, что нужно жить вблизи озера: без воды жить невозможно».

7) Прочитайте библейский миф об Ионе; раскройте его с точки зрения изученного в этой теме.

8) Исходя из изученного в этой теме, попытайтесь:

а) истолковать сказку Аксакова «Аленький цветочек»;

б) сон Татьяны, – главное, образ реки в ней, – из романа Пушкина «Евгений Онегин»;

в) сказку Андерсена «Гадкий утенок»;

г) сказку «О сестрице Аленушке и братце Иванушке»;

д) любую другую сказку или литературное произведение, где так или иначе фигурирует мифология «четырех стихий».

 

! «Все частные случаи комплексов на самом деле происходят от комплексов изначальных, однако первозданные комплексы обретают эстетическую значимость, как обособляясь друг от друга в космическом переживании, расписываясь живописными чертами, находя своё выражение в красоте объективного мира». (Г. Башляр)

 

? «Поэтическое творчество может обрести своё единство лишь в комплексе». – Что здесь имеет в виду, по вашему, Башляр?

 

W? Размышления Башляра о первичных мифологических стихиях в культуре; порассуждайте о том же, относительно некоторых (3-4) из нижеприведенных:

«Огонь есть изначальный объект общего запрета… общественный запрет есть наше первое общее знание об огне. Прежде всего об огне узнают, что его нельзя касаться».

«Любовь есть лишь передающийся огонь. Огонь есть лишь воспринятая любовь».

О добывании огня: «Достаточно легко заметить, что эвритмия активного трения, при условии, что оно будет достаточно мягким и продолжительным, предопределяет эйфорию … Рождение огня есть начало его почитания».

Об обработке камня: «Эпоха полированного камня – эпоха, когда камень ласкают. Дикарь разбивает камень, он не работает с ним. Тот же, кто работает с кремнем, любит его, ведь камень любят точно также как женщин».

«Homo faber – это человек поверхности, его ум застывает… Человек, мечтающий у своего очага, есть, напротив, человек глубины и человек становящийся… «Всякая вещь есть лишь граница пламени» (Роден)».

«То, чего коснулся своим языком огонь, имеет другой вкус… То, что огонь ласкал, любил, обожал, сохранило память и потеряло невинность. Огнем всё меняется».

«Сладострастье в полете прекрасно. Греза полета есть греза соблазнителя… Изучая ее, мы увидим, как любовь производит образы».

«В мире грёз не потому летают, что имеют крылья, а потому считают себя крылатыми, что летают. Крылья – это лишь следствие».

«Один из изначальных страхов… есть страх падения… Самая большая ответственность – физическая и моральная – человека есть ответственность за свою вертикальность».

«Все образы воздушного странствия являются образами нежности».

«Полет – первообраз красоты… Онирический полет – вопреки всем догмам классического психоанализа – зачастую бывает сладострастием чистоты».

«Прыжок представляет собой перворадость».

«Воображение падения как своего рода болезнь воображения подъема, как неизбывная тоска по высоте… Моё падение и создает бездну, а вовсе не бездна – причина моего падения».

«Голубое небо… может служить символом сублимации ускользающей… Грезам об облаках свойственна особая психологическая черта: это безответственность грезы… Греза об исчезновении облака в голубом небе… образ сублимации абсолютной».

«Язык вод – непосредственная поэтическая действительность».

«Нарциссизм первое осознание всякой красоты… Если проникаешься водным пейзажем, никогда не потеряешь желания насладиться его нарциссическим эффектом… Нарциссизм превращает все существа в цветы… «Мир есть гигантский нарцисс в процессе осмысления самого себя»».

«Печаль – это тень, что падает в водный поток».

«Чувство любви к природе… лежит в основе всех чувств вообще… это чувство сыновнее… природа есть проекция образа матери».

«Психоанализ напитков должен представлять собой диалектику алкоголя и молока: Дионис против Кибелы».

«Вода… убаюкивающая стихия».

«Вода чистая и прозрачная провоцирует бессознательное желание осквернить себя… Это оскорбление природы-матери».

«Четыре материальных стихии суть четыре различных типа вызова, четыре типа гнева… Четыре стихии определяют… четыре типа терапевтического лечения».

«Алхимик проецирует на субстанции, подвергаемые длительной обработке, собственное бессознательное, дублирующее ощутимые знания».

«Ртуть… Юнг называет хтоническим образом бессознательного, которая сразу – и вода, и земля, своего рода глубинное тело. Но ведь именно вода обладает для бессознательного абсолютной глубиной».

«Для грезящего на уровне стихий любая беременность развивается как водянка. Она представляет собой избыток воды».

«Маленький домик лучше приспособлен для хорошего сна, чем большой дом… та совершенная полость, которой было материнское чрево».

«Любое жилье стремится стать гротом… Для первобытного мышления грот является местом, где концентрируется мана (сверхъестественная сила, энергия, аура человека или предметов)… Грот это естественная могила, могила, устроенная матерью землей».

«Голоса земли разносятся согласными. Прочим стихиям отведены гласные, в особенности – воздуху, говорящему дыханием счастливых, нежно полураскрытых уст… Голос хриплый, голос замогильный, голос грохочущий – вот голоса земли».

«У всякого лабиринта есть бессознательное измерение страха, глубина… В лабиринтных грезах мы как раз и переживаем эту типичную ситуацию потерявшегося существа».

«Змея – одни из важнейших архетипов человеческой души. Это наиболее земное из животных. Поистине это анимализированный корень… Фаллический смысл змеи вторичен, а не первичен».

«Драматические ценности корня сгущаются в одном единственном противоречии: корень есть живая смерть».

«Первая соха сама была корнем, корнем, вырванным из земли, корнем прирученным, одомашненным… Земледелие изначально руководствовалось обрядами плодородия. Археология, задолго до психоанализа, выявила фаллический характер сохи».

 

? Тематические вопросы:

1) Какое отношение к огню, как вы полагаете, подразумевает эта мысль Башляра: «…в радостях, не в тяготах отыскал человек свой ум… Человек есть творение желания, а не творение нужды».

2) Сопоставьте два тезиса Башляра: а) «Сексуально окрашенный огонь есть, по преимуществу, черта, связывающая все символы. Он объединяет материю и дух, порок и добродетель. Он идеализирует понятия о материальном, и материализирует понятия об идеальном»; и б) «Вода – своею символикой – может связать с собой всё».

3) Почему, как говорит Башляр, «чистая вода – плеоназм»?

4) Так ли и по вашему, как у Башляра: «Водная радость – томность и покой, земная радость – изобилие, огненная радость – любовь и желание, воздушная радость – свобода»?

5) Как вы понимаете рассуждение Башляра о таком ценностном нюансе: «Необходимо, чтобы любая ценность – чистоплотность, как и остальные – была завоевана в борьбе с противоценностью, ибо без этого не происходит осмысления»?

6) Попытайтесь пояснить, на собственном опыте, мысль Башляра: «В человеке всё – утраченный путь».

7) Сопоставьте две мысли из книг Башляра: а) «Всякая воля поначалу была неким деревом. Дерево – изначальный образ роста»; б) «Дерево – всегдашний образец героической прямизны: «Что за Эпиктеты эти сосны!»»

 

! «Родной дом, дом абсолютной сокровенности… он далек, он утрачен, мы там больше не живем, мы – увы! – уверены, что никогда больше не будем там жить. И тогда он становится больше, чем просто воспоминанием. Это дом грез, это наш онирический дом». (Г. Башляр)

 

? В связи с вышеизложенным, попытайтесь раскрыть суть огнепоклонничества.

Что в глубочайшем смысле «символизирует» полет во сне, как вы полагаете?

Как вы, в свете изученного, можете истолковать неканонизированные «речения Христа»: «Кто приближается ко мне, тот приближается к огню»?

 

? Представьте человека как, образно, состоящего из четырех стихий (огня, воздуха, воды и земли): в каких пропорциях эти стихии, по вашему 1) распределены в наших а) мужчинах и б) женщинах; и как эти «стихии» 2) должны быть распределены в «идеальном», для вас, образе а) мужчины и б) женщины?

 

¨ «Комплекс Гарпагона, который управляет культурой, как и всяким материальным трудом, заставляет нас думать, что мы не теряем ничего из того, что поглощаем и что все ценные вещества заботливо помещаются в резерв». (Г. Башляр)

 

? Кого из персонажей отечественной литературы вы можете привести в пример как «больных» вышеупомянутым комплексом (Гарпагон – «герой» пьесы Ж.Б. Мольера «Скупой»)?

 

? Попробуйте найти в произведения русской литературы еще какие-либо из раскрытых Башляром мифологических, архетипических мотивов, связанных с четырьмя стихими.

 

¨ Словарь:

Онирический (от греч. oneiroV - сновидение, сон) – воображаемый, образ, данный в грезах, в сновидениях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1185; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.