Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религиозные аспекты культуры 4 страница




«Христианская религия есть естественная религия… Естественная религия как мораль (в отношении свободы субъекта), соединенная с понятием о том, что может способствовать достижению ее конечной цели (с понятием о Боге как моральном творце мира) и ее отношении к человеку… есть чисто практическое понятие разума».

«Если почитание Бога есть то основание, чему, следовательно, подчиняют добродетель, то предмет этот является идолом, т.е. представляется таким существом, которое мы можем надеяться умилостивить не нравственно добрым поведением, но лишь поклонением и льстивостью… а религия становится идолослужением».

Ф. Ницше:

«Как только религия приобретает господство, ее противниками становятся все те, кто был ее первыми последователями».

«Для всех женщин, которым обычай и стыд воспрещают удовлетворение полового влечения, религия, как духовное раскрепощение эротической потребности, оказывается чем-то незаменимым».

«Буддизм есть единственно позитивистская религия, встречающаяся в истории… есть религия цивилизации, приведшей к усталости».

Б. Паскаль:

«Другие религии (не христианство), как, например, языческая, более доступны для простого народа, ибо ограничиваются одной внешней стороной, но непригодны для людей мыслящих. Последним более соответствовала бы чисто умственная религия: зато она не годилась бы для народа. Одна христианская религия отвечает обоим этим требованиям: в ней есть и внешняя, и внутренняя сторона».

В.В. Розанов:

«Будь крепок любви – и Бог тебя благословит.

Ибо любовь – корень жизни. А Бог есть жизнь».

 

«Умер! Он умер!» – воет зверь-человек.

Церковь подошла и тихо сказала:

«Нет, он скончался».

И провела рукой по лицу зверя, и стал зверь человек».

 

«Боль жизни гораздо могущественнее интереса к жизни. Вот отчего религия всегда будет одолевать философию».

 

«Религиозный человек предшествует всякой религии».

 

«Выньте из самого существа мира молитву… чтобы я этого не мог, чтобы люди этого не могли: и я с выпученными глазами и ужасным воем выбежал бы из дому и бежал, бежал, пока не упал. Без молитвы нельзя жить… Без молитвы – безумие и ужас».

 

! «Одному лучше – потому, что, когда один – я с Богом.

…Бог есть самое «теплое» для меня. С Богом мне «всего теплее». С Богом никогда не скучно и не холодно.

В конце концов, Бог – моя жизнь.

Я только живу для Него через Него. Вне Бога – меня нет.

…что же он для меня?

Моя вечная грусть и радость. Особенная, ни к чему не относящаяся…

Мой Бог – особенный. Это только мой Бог. Если еще чей-нибудь – то этого я не знаю и не интересуюсь.

Мой Бог – бесконечная моя интимность и индивидуальность».

 

«Все религии пройдут, а это останется: просто – сидеть на стуле и смотреть вдаль».

 

«Как понятно, почему а-сексуалисты суть в то же время а-теисты: они «не встречаются с Богом», «не видели», «не слышали», «не знают»».

 

«Душа Православия – в даре молитвы. Тело его – обряд, культы. Но кто подумал бы, что, кроме обрядов, в нем ничего нет – тот всё-таки при всяческом уме не понял бы в нем ничего».

 

«Религиозный человек выше мудрого, выше поэта, выше победителя и оратора. «Кто молится» – победит всех, и святые будут победителями мира…

Молитва – или ничего…

Молитва – и игра.

Молитва – и пиры.

Молитва – и танцы.

Но в сердцевине всего – молитва.

Есть «молящийся человек» – и можно всё.

Нет «его» – и ничего нельзя…

Я начну великий танец молитвы... и всё будет дозволено, потому что всё будет замолено… Но не сделаем лишнего, сдержимся, никакого «карамазовского»: ибо и «в танцах» мы будем помнить Бога и не захотим огорчать Его».

 

«Язычество, спрессованное «до невозможности», до потери всех форм, скульптур – это юдаизм. Потом спрессовывание еще продолжилось: теперь только запах несется, материи нет, обращена в «0»: это – христианство. Таким образом, можно рассматривать все религии как «одно развитие», без противоречий, противо-движений, как постепенное сжимание материи до плотности «металла» и до «один пар несется».

 

«В грусти человек – естественный христианин. В счастье человек – естественный язычник».

 

«Люди, которые никуда не торопятся – это и есть Божьи люди».

 

Н.Ф. Федоров:

«Первобытная религия есть соборное восстание сынов перед небом, взывание смерти отцов, и деяние, литургия, т.е. восстановление отцов в виде памятников… Религия есть возведение вопроса о смерти и жизни, о всеобщем возвращении жизни, о всеобщем воскрешении… религия есть культ умерших… есть совокупная молитва о возвращении жизни всем умершим, исполнение которой есть долг и дело молящихся, в исполнении этого заключается и истина, и благо, и красота... религия есть воскрешение».

Г. Честертон:

«Бог по сути своей – имя тайны».

«Кто говорит, что религия произошла от почитания вождя или земледельческих обрядов, ставит высокоусовершенствованную телегу впереди лошади».

«Эволюция идеи Бога – чистейшая выдумка… о ней почти забывали, отвергали, ее прятали, от нее прятались – но она не развивалась!»

«Пусть идол уродлив – молящийся добр и прекрасен. Человек ощутил, что склоняясь, он свободнее и выше. Безверие – рабство».

«Атеизм становится возможным лишь в ненормальное время, ведь атеизм – ненормален… он противоречит подсознательному чувству, ощущению, что мир что-нибудь да значит, куда-то идет».

(из разговора с человеком Востока): «Вам не понять восточных религий, потому что для вас (европейцев) религия связана с нравственностью, а там религия и нравственность не имеют ничего общего».

Л.И. Шестов:

«Религия, как бы возвышенна и глубока она ни была, в лучшем случае есть только сосуд, хранилище, ризы для абсолютного. И нужно уметь, если не хочешь впасть в идолопоклонство, отличать святыню от риз, в которые она облачена. Но люди не то что не умеют, не хотят этого. Идолы почему-то им ближе и понятней, чем Бог».

О. Шпенглер:

«Даже большое искусство может только коснуться своими символами этой последней тайны всякой души лишь постольку, поскольку оно является религией».

«В это решительный момент существования (смерти близкого), когда человек становится человеком и узнает своё ужасающее одиночество во вселенной, перед ним раскрывается боязнь мира как боязнь смерти… здесь заложено начало высшего мышления, которое в начале есть размышление о смерти. Каждая религия, каждая философия имеет здесь свой источник».

К.Г. Юнга:

«Религия есть то, что Бог совершает со мной».

 

? Попытайтесь раскрыть суть следующих высказываний о религии:

«Искусство поднимает голову, когда религия приходит в упадок». (Ф. Ницше)

«Обряд – религиозный пепел». (В.О. Ключевский)

 

? Как вы понимаете феномен святости? Что для вас есть «святой человек»? Как вы понимаете «грех»? В чем, по-вашему, отличие греха от, положим, «порока», «преступления», «злодеяния»?

 

? В чем, как вы полагаете, суть мысли Кьеркегора о том, что «высшая страсть в человеке – вера, и ни одно поколение не начинает здесь с какой-то другой точки по сравнению с предыдущим, каждое поколение начинает заново, следующее поколение не идет дальше предыдущего».

 

? Сравните мысли о фаллическом культе Бердяева и Розанова:

«Фаллический культ трагически бессилен, он оставляет человека рабом, но он глубже современной секуляризованной жизни пола. Есть просветленное и преображенное переживание фаллического культа во всякой сексуальной влюбленности». (Н.А. Бердяев)

«Cul. Ph. (фаллический культ) непонятен и невозможен вне родства, в родстве же он понятен и неизбежен, как средоточие этого родства, его источник и возбудитель, тайная его поэзия и, наконец, религия.

Cul. Ph. был продиктован кем-то очень старым, «ветхим деньми». Молодому он и на ум не может прийти, в молодом же он возбудил только «смех или забавное отношение».

Он смешон для братьев и сыновей, но не смешон для родителей… Кто дал его… был око (зрение, всевидение)». (В.В. Розанов)

 

! «Обезбоженность не только не исключает религиозности; благодаря ей отношение к богам впервые только и превращается в религиозное переживание. Если до такого дело дошло, то боги улетучились. Возникшая пустота заменяется историческим и психологическим исследованием мифа». (М. Хайдеггер)

 

? Как вы понимаете следующее рассуждение Бодрийяра: «Верование имеет в виду бытие Бога, но бытие – это всего лишь скудный остаточный статус, это, что остается, когда всё прочее выхолощено; вера же есть вызов Богу быть – и умереть в ответ»?

 

¨ Словарь

Антитринитарии (монархиане) – приверженцы еретических учений в христианстве, утверждавшие принцип единственности Бога-Отца, отрицая тем самым божественность Христа (Сына), признавая его сугубо человеком, просветленным Богом-Отцом; рассматривали Лица Святой Троицы либо как лишь явления одного Лица, либо как находящиеся в иерархическом отношении.

Атеизм – отрицание существования Бога, точнее вера в это его несуществование.

Богослужебный устав – система канонов и правил богослужения. Книга, в которой записан Устав носит название «Типикон» (от греч. τύπος –«образец», «тип», «устав»). В Православной церкви используются: Устав Студийский, составленный преподобным Феодором Студитом, настоятелем Студийского монастыря в Константинополе; этот Устав был введен на Руси преподобным Феодосием Печерским и оставался в употреблении Русской церкви до XIV века, когда был заменён Уставом Иерусалимским, который, в свою очередь, был принят в 524 году в лавре преподобного Саввы Освященного, близ Иерусалима и появился на Руси появился со времён митрополита Киевского Киприана (кон. XIV в.).

Ересь (греч. airesiV - выбор) – отклонение от господствующей формы религиозного учения, вероисповедания, догматов, настойчивое отстаивание и утверждение этого отклонения.

Деизм (от лат. deus – Бог) – учение о Боге как творце мира, давшем ему определенные законы и с тех пор не вмешивающегося в события мира, движущегося по этим законам.

Догматы (греч. dogma - мнение) – принятые за аксиоматические принципы вероучения, официально признанные.

Инквизиция, Святая Инквизиция (лат. inquīsītiō – отыскивание, розыск) – учреждение в католицизме для борьбы с распространившимися еретическими движениями, созданное, как специальный церковный суд, папой Иннокентием III в 1215 г., окончательно сформированное папой Григорием IX в 1231 г.; задача Инквизиции – проверка, является ли обвиняемый еретиком; обвиняемый должен был доказать свою невиновность, в качестве «проверки» применялись пытки (в том числе и к свидетелям), собственность осужденного конфисковалась; в то же время, Инквизиция не имела права казнить еретика, но лишь отлучала его от церкви, а вынесение смертного (или какого иного) приговора препоручалось светским властям; однако пик сожжений еретиков приходится, вопреки расхожим мнениям, отнюдь не на Средние века, а на Возрождение и даже уже на Новое Время – XV-XVII вв.

Исихазм (от греч. ἡσυχία – тишина, безмолвие) – аскетическое течение в христианстве, нашедшее своё выражение и обоснование в трудах христианских богословов и мистиков – Симеона Нового Богослова (X-XI вв.) и Григория Паламы (XIV в.), и представляет собой официально признанную православную аскетическую духовную практику, «умное делание», безмолвное молитвование, целью которого является созерцание Бога, Божественного (Фаворского) света; в Русском Православии, представители исихазма – Нил Сорский, Сергий Радонежский.

Мировые религии – религии, распространенные по всему миру, среди разных народов, невзирая на национальность человека и его социальный статус; в настоящее время, есть три мировых религии – Буддизм, Христианство и Ислам.

Мистика (греч. mustikoV - таинственный, musthrion - таинство, тайный религиозный обряд) – личное откровение божества, божественная интуиция, лично переживаемое прикосновение к священному, иному мира.

Монотеизм – единобожие, вера в единственного Бога.

Оккультизм (от лат. occultus – культовый, тайный) – совокупность разнообразных учений, утверждающих ту или иную связь человека с потусторонним миром, в котором, в свою очередь, наличествует множество разного рода сущностей, находящихся в своеобразных иерархических отношениях; оккультизм, в той или иной мере, в зависимости от учения, широко использует магические практики, гадания, астрологию, спиритизм, экстрасенсорные способности.

Панентеизм (от греч. πᾶν ἐν θεό – «всё в боге») – религиозное представление о мире как пребывающем в Боге (своеобразное единство пантеизма и теизма).

Пантеизм (от греч. Παν – «всё» и θεός – бог) – религиозное учение о том, что весь мир, природа, по сути, есть бог («природа, т.е. Бог» (Спиноза), «всё есть Зевс» (стоики)).

Пантеон (от греч. Παν – «всё, все» и θεός – бог) – совокупность всех, или лишь высших, богов той или иной религии.

Политеизм – многобожие, вера в наличие множества богов и демонов («всё полно богов» (Фалес)).

Предопределение (лат. praedestinatio или praedeterminatio) – богословское учение о том, что человек в своей жизни, во всяком своём поступке, уже всегда предопределён Богом, божественной волей; например, в рамках некоторых форм христианского протестантизма – предопределён к спасению, либо, напротив, обречён на вечные муки. Проблема предопределения остро ставит проблемы человеческой свободы («свободы воли»), человеческого выбора, смысла существования.

Секта (лат. secta – частный образ жизни, партия) – религиозное сообщество, отколовшееся от церковной общины, церкви, в соответствии со своими религиозными, мировоззренческими и властными целями. Современные «тоталитарные секты» никакого отношения к религии как таковой не имеют, а представляют собой сугубую систему власти и подавления, не говоря уж о коммерческой стороне дела; современные «тоталитарные секты» – это своеобразный религиозный спецэффект, «религиозная гиперреальность», представляющая собой нечто «более религиозное», нежели сама религия, это полное торжество ее, «религии», симулякра.

Смертный грех – в христианстве, грехи, ведущие к гибели души; в Евангелии, впрочем, указывается лишь на один грех, который не прощаем – хула на Духа Святого. В католической традиции имеют место следудующие смертные грехи: гордыня, зависть, чревоугодие, блуд, злоба (гнев), алчность, отчаяние (уныние); в православной святоотеческой традиции (8 греховных страстей): чревоугодие, похоть, сребролюбие, гнев, зависть-печаль, отчаяние-уныние, тщеславие, гордыня.

Снятие (нем. Aufhebe, Aufhebung, aufheben) – в философии Гегеля, преодоление (своеобразное отрицание) своего предыдущего состояния, с сохранением данного прошлого состояния в себе (например, как собственного опыта, который ты превосходишь, становясь мудрее).

Софиология (от греч. sojia - мудрость) – в учении некоторых гностических сект раннего христианства и в русской философии XIX века: учение о Софии как четвертой сущности божества, или Эоне, или одной из его эманаций (воплощений, порождений), которая есть источник и цель нашего «тварного» мира; представители софиологии в России – В. Соловьев, отчасти Булгаков, Флоренский; В. Соловьев различал две Софии: божественную и тварную, по аналогии с платоновским различением двух Эросов и Афродит; София – божественная премудрость, женское начало в божестве, Вечная Женственность или, по выражению Бердяева, «вечная девственность».

Таинство – в христианской церкви, священный обряд, в процессе которого на верующего нисходит благодать Божья; в Православии и Католичестве имеют место 7 таинств: крещение (погружение в воду или обливание водой, символ очищений от грехов), миропомазание (символ освящения человека, посредством смазывания его миро), евхаристия (греч. ευχαριστια – благодать, благая милость; т.е. причащение, символ приобщения ко Христу, в Православии – совершается вином и хлебом,), исповедь (покаяние священнику в своих грехах), брак (или венчание; в католичестве – не расторгаем), елеосвящение (соборование, для исповедания больных), священство (рукоположение, посвящение в священнослужители, совершаемое епископом).

Теизм (от греч. qeoV - Бог) – учение о Боге как о творце мира и иногда действующем в нем, но находящемся вне его.

Теология – учение о Боге, богословие.

Толк – направление, секта в старообрядчестве; впрочем, понятие вполне применимо и к другим, не только старообрядческим христианским, религиозным образованиям.

Уния (от лат. unio – объединение, единение) – здесь, уния, объявленная на Ферраро-Флорентийском соборе, проходившем в 1438–1439 в Ферраре, в 1439–1442 во Флоренции, в 1443–1445 в Риме, полагающимся в Католицизме XVII Вселенским Собором; в связи с тем, что власти Византии (Восточной Римской Империи) тщетно искали помощи от наступающих турок у властей Западной Европы, православные византийские иерархи пошли на большие идеологические и догматические уступки перед католиками и признали все догматические и идеологические отличия Западной церкви, – догматы о филиокве, о власти папы, о чистилище и т.д., – не противоречащими православным; таким образом была заключена уния (Флорентийская); единственное, что оставили себе православные иерархи-униаты, так это возможность совершения обрядов в соответствии со своими правилами и исповедовать православие на своих традиционных принципах; однако уния оказалась непрочной (а Восточная Римская Империя всё равно пала под ударами турок), и все постановления данного собора вскоре были в Православной Церкви отменены.

Церковь – круг верующих, людей, объединенных верой в Бога.

Чистилище – в католичестве, место, где души умерших очищаются, если то возможно, от не искупленных при жизни грехов; догмат о чистилище был введен в католицизме в 1439 г.; чистилище есть своего рода временное наказание для грешников, чьи грехи могут быть прощены; Страшный Суд упраздняет чистилище.

Язычество – поклонение силам и стихиям природы, прочим фетишам и идолам, идолопоклонничество.

 

¨ Библиографический список

1.Августин А. Исповедь. – М., 1991.

2.Бердяев Н.А. Самопознание. – М., 1990.

3.Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М., 1994.

4.Бердяев Н.А. О назначении человека. – М.: 1993.

5.Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989.

6.Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. – М., 1994.

7.Буддизм. Словарь. – СПб., 2003.

8.Булгаков С.Н. Апокалипсис Иоанна. – М., 1992.

9.Булгаков С.Н. Свет невечерний. – М., 1994.

10.Булгаков С.Н. Тихие думы. Этика, культура, софиология. – М., 2008.

11.Гегель Г. Философия религии т. 1,2. – М., 1977.

12.Грейвс Р., Патай Р. Иудейские мифы. Книга Бытия. – М.: 2001.

13.Ельчанинов А., Флоренский П., Эрн В. История религии. – М., 2005.

14.Зеньковский В.В. Основы христианской философии. – М., 1996.

15.Идейные течения древнерусской мысли (ред. Громов М.Н., Мильков З.П.). – СПб., 2001.

16.Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. – М., 2002.

17.Ильин И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. – М., 2005.

18.Ислам. Словарь. – СПб., 2002.

19.История средневековой философии. Патристика. – М., 2002.

20.Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Соч. в 6-ти тт., т.6. – М., 1997.

21.Карташев В.В. Вселенские соборы. – М., 1994.

22.Карташев В.В. История русской церкви. тт. 1,2. – М., 2006.

23.Кожинов В.В. Грех и святость русской истории. – М., 2006.

24.Кожинов В.В. История Руси и русского слова. – М., 2001.

25.Кураев А. Мастер и Маргарита: за Христа или против? – М., 2004.

26.Кураев А. Кто послал Блаватскую. – М., 2000.

27.Кураев А. Уроки сектоведения. – М., 2002.

28.Кураев А. Ответы молодым. – М., 2008.

29.Кураев А. Вызов экуменизма. – М., 2008.

30.Кураев А. Сатанизм для интеллигенции. – М., 2007.

31.Кьеркегор С. Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам». – СПб., 2005.

32.Кьеркегор С. Страх и трепет. – М., 1993.

33.Лествичник И. Лествица возводящая на небо. – М., 2005.

34.Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. – М., 1994.

35.Лосский В.Н. Мистические богословие. – М., 1994.

36.Марсель Г. Быть и иметь. – М., 1994.

37.Марсель Г. Трагическая мудрость философии. – М., 1995.

38.Масонство в прошлом и настоящем. – М., 1991.

39.Мень А. Культура и духовное возрождение. – М., 1992.

40.Мюллер М. Шесть систем индийской философии. – М., 1995.

41.О Великом инквизиторе: Достоевский и последующие. - М., 1991.

42.О России и русской философии. – М., 1990.

43.Паскаль Б. Мысли. – М., 1994.

44.Полный православный богословский энциклопедический словарь. Тт. 1, 2. – М., 1992.

45.Проект Россия т.3. – М., 2009.

46. Розанов В.В. Возрождающийся Египет. – М., 2002.

47.Розанов В. В. Последние листья. – М., 2000.

48.Розанов В.В. Религия и культура. – М., 1990.

49.Розанов В.В. Уединенное. – М., 1990.

50.Розанов В.В. Юдаизм. – М., 2009.

51.Соловьев В. С. Три разговора. – М., 2000.

52.Сумерки богов. - М., 1990.

53.Таевский А.Д. Христианские ереси и секты. Словарь. – М., 2003.

54.Тихомиров Л. Религиозно-философские основы истории. – М., 2004.

55.Философский словарь Владимира Соловьева. – Ростов-на-Дону, 2000.

56.Флоренский П.А. Стол и утверждение истины. – М., 1990.

57.Флоровский Г.В. Восточные отцы церкви IV века. – М., 1992.

58.Флоровский Г.В. Восточные отцы церкви V-VIII веков. – М., 1992.

59.Флоровский Г.В. Пути русского богословия. – Вильнюс, 1991.

60.Хомяков А.С. Сочинения в 2-х тт. – М., 1994.

61.Христианство. Словарь. тт. 1,2 – М., 1993.

62.Христианство и индуизм. – М., 1992.

63.Честертон Г. Вечный человек. – М., 1991.

64.Шафаревич И.Р. Социализм как явление мировой истории // Есть ли у России будущее? – М., 1992.

65.Шестов Л. Киркегардт и экзистенциальная философия. - М., - 1994.

66.Шестов Л.И. Сочинения. тт. 1,2. – М., 1993.

67.Шпрангер Г., Инстититорис Г. Молот ведьм. – М., 2000.

68.Библия

69.Коран

70.Трипитака

71.Веды

72.Упанишады

73.Хрестоматия по исламу. – М., 1994.

___________________

?! Какие аспекты или нюансы культуры, как вы полагаете, может олицетворять собой лакей Смердяков?

 

Тема 6. Гений и культура

Гений – это врожденная способность души (ingenium), посредством которой природа дает искусству правила. (И. Кант)

D Гений – творец культуры. Гениальность – высшая способность к творчеству. Творя культуру, гений так или иначе преодолевает, «снимает» прошлую культуру, т.е. вступает с ней живое противоречие.

Во всякой культуре, разумеется, должна быть компонента ее устойчивости, – традиции, консервативные моменты, – и компонента здорового творчества, культурной динамики. Гений, с одной стороны, есть воплотитель еще невиданного, но потенциально мерцающего первичного стиля культуры, который ищет свою новую форму, новый образ, и, с другой стороны, гений создает тем самым новый стиль, свой новый стиль в изначальном стиле данной культуры. Гений есть не только олицетворение нового, но и «хорошо забытого старого», – тем более, ежели, следуя Платону, понимать познание как припоминание.

Гений – вдохновленный человек, боговдохновленный, одухотворенный. Слово гений латинское – genius, – что означает «дух». Когда мы говорили об этических проблемах культуры, мы уже упоминали греческий аналог слова «гений» – даймон; Сократ говорил, что его ведет его гений (даймон, дух). В античной культурной традиции, даймон – это дух-хранитель, или дух дома, или дух леса etc. В этом же смысле, Сократ называет гением, т.е. посредником между богами и людьми, Эрота.

То же и люди, гении, как возлюбленные богами, есть своего рода посредники между Богом и людьми, являясь словно бы проводниками его, Бога, промыла, его идеи.

Гениальных людей иногда сравнивают с безумцами, психически больными людьми, – и действительно, тех и других отличает нестандартное поведение, «ненормальное» отношение к действительности; однако если психически больной есть тот, чья «мерная напряженность» внутреннего и внешнего мира порвана, то гений – это человек, у кого данная «мерная напряженность», гармония души, находится в особом напряжении, характеризуется чрезвычайно высокой степенью этого, духовного, тонуса, напряжения; и, естественно, существование с подобной характеристикой весьма чревато внутренним разрывом гения со своей сущностью, разрывом великого единства его «Я» и близкой опасностью «безумия».

Действительно, всякий гений, творец есть человек с особенно а) истонченной чувственностью и б) обостренным сознанием, – и если какая из этих составляющих, положим, недостаточна, то, разумеется, нет и внутреннего напряжения, нет и гения. Гений как бы всегда балансирует на грани безумия, но не срывается в него; и оттого и кажется похожим на безумца, т.е. сорвавшегося; безусловно, всякий гений немного безумен, – иначе бы он не был гениям, т.е. человеком, включающим в себя, потенциально, всё, в том числе, значит, и опыт безумия, – со стандартной точки зрения; но отнюдь не каждый, и далеко не каждый, безумец может быть назван сколько-нибудь гениальным.

И в качестве некоего подобия резюме:

а) Гений – своеобразная сингулярность культуры; гений есть нечто, по определению, оригинальное особенное; античный философ Гераклит говорил, что «мудрое есть обособленное»; то же справедливо и в отношении гения – он особенен, его индивидуальность настолько индивидуальна, т.е. открыта своей сущности, что он принципиально выкраивается из массы, причем нисколько не нарочито, а как-то «само собой», естественно.

б) Безумцы в различных культурах зачастую понимались как люди несколько ближе стоящие к богам, Богу, нежели большинство, люди «нормальные», – например, юродивые в России, оракулы в античности, разнообразные шаманы etc., – то же касается и гения, и даже, может быть, еще более того, – ибо гений, в отличии от безумца, внутренне не разорван, и есть полноценная своеобразная связующая, натянутая, не надорванная, нить между миром людей и мерцанием Божественного.

в) Гений, как воплощение нового стиля, есть гармоническое единство формы и содержания; вспоминая мысль Розанова о том, что стиль есть то, «куда Бог поцеловал вещь», можно сказать, что гений и есть олицетворение этого божественного поцелуя, т.е. то «место», куда Бог поцеловал данную культуру (гения); и как культурная сингулярность, гений, как зачаток стиля, определенным образом «искривляет» культурное пространство, символическое пространство (и время) бытия человека, людей. Ибо гений – это избыток, избыток бытия (духа).

 

W Мысли о гении и гениальности различных философов; попытайтесь раскрыть 1-2 из них:

«Гениальность есть особенная напряженность целостного духа человека, а не специальный дар. Природа гениальности – религиозная, ибо в ней есть противление цельного духа человека «миру сему», есть универсальное восприятие мира иного и универсальный прорыв к иному. Гениальность есть иная онтология человеческого существа, его священная неприспособленность к миру сему. Гениальность есть «мир иной» в человеке, нездешняя природа человека». (Н.А. Бердяев)

«В гениальности раскрывается жертвенность всякого творчества». (Н.А. Бердяев)

«Гениальность есть особая добродетель… особое напряжение воли, особая сила хотения иного». (Н.А. Бердяев)

«Гениальная жизнь – монашеская жизнь в «миру». Добродетель творческой гениальности – добродетель отречения от спокойствия личного домостроительства». (Н.А. Бердяев)

«Природа гения – природа Протея…» (О. Вейнингер)

«Гений – это колокол, который после удара далеко разглашает свой явственный звон и приводит в движение всю округу». (О. Вейнингер)

«Гений всем своим переживаниям придает значение ценности, что лишает эти переживания чего-то временного, преходящего». (О. Вейнингер)

«Для гения язык – не предмет критики, а творчество. Он создает язык, как и все другие духовные ценности, которые составляют истинную основу культуры, «объективный дух»». (О. Вейнингер)

«Из идеи целого, в которой непрестанно вращается гений, он постигает смысл отдельных вещей… гениальный человек и является потому глубоким человеком и только глубокий человек – гениальным… в каждой вещи он видит всегда символ …» (О. Вейнингер)

«Гениальность есть высшая нравственность… Гениальный человек одновременно самый одинокий и самый общительный… Гений самым совершенным образом раскрывает идею человека… гениальность… долг каждого человека». (О. Вейнингер)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.119 сек.