Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовые отношения в сфере культуры




12.5.

12.4.

Полномочия органов власти в вопросах оплаты труда. Конституция Российской Федерации устанавливает, что вопросы трудового законодательства являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает, что предусмотренные федеральными законами нормы трудового права обязательны для всех уровней исполнительной власти. Вместе с тем, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе принимать законодательные акты, содержащие социальные гарантии, которые превышают федеральные нормы.

С изменением системы взаимоотношений федерального центра и регионов бюджеты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления стали самостоятельными. Важная особенность бюджетной сферы состоит в том, что основная доля затрат по финансированию организаций и учреждений этой сферы приходится на бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В целом она составляет более трех четвертей (до 80%) всех затрат по оплате труда, а по учреждениям культуры и искусства - 88%. В связи с этим представляется важным рассмотреть существующий порядок разграничения полномочий органов государственной и муниципальной власти в вопросах оплаты труда работников организаций, финансируемых из федерального, региональных и местных бюджетов. Этот порядок был закреплен в рекомендациях Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на 2005 г.в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса и Федеральным законом № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г..

На федеральном уровне предусматриваются полномочия по организации оплаты труда работников федеральных государственных учреждений на основе ЕТС, в частности установление соотношения между двумя крайними разрядами ЕТС (федеральным законом), размера тарифной ставки (оклада) первого разряда ЕТС, тарифных коэффициентов и тарифных ставок (окладов) второго и последующих разрядов ЕТС (постановлениями правительства Российской Федерации). За правительством Российской Федерации закреплены исполнительно-распорядительные функции по финансовому обеспечению расходов на заработную плату работников федеральных учреждений и формированию финансовой помощи для выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в части расходов на заработную плату. Федеральным законом устанавливается минимально допустимый уровень заработной платы на всей территории Российской Федерации.

Субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям предоставляется право самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда работников, соответственно, государственных и муниципальных учреждений, в частности устанавливать размеры тарифной ставки (оклада) первого разряда ЕТС, дифференциацию в уровнях оплаты труда работников и размеры тарифных ставок по разрядам ЕТС. Все эти вопросы регулируются законодательными и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления. За исполнительными органами на региональном и местном уровнях закрепляются функции по финансовому обеспечению расходов на заработную плату работников подведомственных учреждений. Условия оплаты труда, установленные правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти для работников федеральных государственных учреждений, являются рекомендательными для работников учреждений регионального и муниципального подчинения. При наличии в соответствующих бюджетах необходимых финансовых средств могут устанавливаться тарифные ставки (оклады) в более высоких размерах, чем это предусмотрено на федеральном уровне. Это не касается регионов и муниципальных образований, получающих дотации в целях выравнивания бюджетной обеспеченности.

Ряд субъектов Российской Федерации активно используют свои права в части установления повышенных норм оплаты труда. Как правило, это так называемые субъекты-«доноры», которые не получают дотаций из федерального бюджета. Повышение заработной платы осуществляется путем установления региональных надбавок работникам подведомственных учреждений за счет средств собственного бюджета субъекта и местных бюджетов данного региона. Под региональными надбавками понимаются не только собственно надбавки к тарифным ставкам, но и повышение ставок на определенный процент, дополнительные условия оплаты труда сверх федеральных норм (за ученую степень, профессиональное мастерство, высокую квалификацию, за непрерывный стаж работы и т. д.).

Все эти выплаты осуществляются в целях повышения оплаты труда работникам организаций культуры и искусства, поскольку федеральные нормы на сегодняшний день не обеспечивают приток квалифицированных кадров в эту важнейшую для жизни страны отрасль. Так, за счет региональных надбавок уровень оплаты труда в бюджетных организациях Москвы и Московской области значительно превышает федеральный уровень.

Гораздо большую проблему представляют взаимоотношения с субъектами Российской Федерации, которые испытывают нехватку бюджетных средств, в том числе на выплату заработной платы. Это является одной из причин сохранения негативной тенденции существования задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетных организаций. Большинству субъектов Российской Федерации постоянно оказывается финансовая помощь в соответствии с утвержденными лимитами финансирования путем перечисления им средств из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

Необходимо отметить, что ЕТС используется при выполнении различных расчетов для формирования и исполнения бюджетов всех уровней. Кроме того, ЕТС выполняет функции одного из элементов межбюджетных отношений. Именно с учетом этой системы определяются размеры трансфертов и суммы материальной помощи субъектам Российской Федерации на оплату труда работников бюджетных учреждений территорий. Трансферты и ссуды, перечисляемые из фонда финансовой поддержки, не имеют целевого назначения. Адресное распределение средств, направляемых субъектам Российской Федерации, осуществляется непосредственно органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом с региональных органов власти не снимается ответственность за рациональное использование финансовой помощи и мобилизацию собственных финансовых ресурсов, позволяющих обеспечить выплату заработной платы.

Изменения, происходящие в жизни страны, прежде всего в экономике, постоянно вынуждают искать новые подходы к организации заработной платы, определять направления ее реформирования. В многочисленных дискуссиях и обсуждениях на страницах печати все больше критики высказывается в отношении системы оплаты труда на основе ЕТС. Эта критика главным образом сводится к следующему. В условиях высокой инфляции ЕТС сыграла свою положительную роль. Она обеспечила механизм поддержания соотношений по тарифным ставкам (окладам) и принятие согласованных решений по повышению уровня оплаты труда работников всей бюджетной сферы, принимаемых в целях компенсации роста потребительских цен. Со снижением темпов инфляции жесткая систематизация должностей в рамках ЕТС становится неоправданной. Применение системы оплаты труда на основе ЕТС в дальнейшем не позволит учитывать особенности и различия деятельности отдельных категорий работников различных отраслей бюджетной сферы.

В настоящее время политика государства в этом вопросе заключается в том, чтобы перейти к отраслевым системам оплаты труда. Главным вектором этой реформы становится максимальное расширение прав субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в выработке обоснованной политики по установлению системы заработной платы, уровня оплаты труда и порядка его индексации, ориентированного на прожиточный минимум соответствующего региона. Основные принципы государственной политики в области оплаты труда работников бюджетной сферы, предусматривающие обеспечение отраслевого подхода, будут формироваться на основе федерального закона о системах заработной платы работников организаций бюджетной сферы.

Коллективные и индивидуальные трудовые договоры. Оплата труда работников организаций культуры и искусства, кинематографии и других, имеющих статус государственных унитарных предприятий, некоммерческих и общественных организаций, товариществ, акционерных обществ, осуществляется на основе коллективных договоров и локальных нормативных актов. Централизованное государственное регулирование заработной платы в этом секторе экономики прекратило свое существование еще в начале 1990-х гг. Решение основных вопросов оплаты труда - формирование средств, направляемых на выплату заработной платы, распределение этих средств между работающими, применение систем материального стимулирования - было передано на уровень организаций. Одним из приоритетов государственной политики в сфере заработной платы стало развитие коллективно-договорного регулирования заработной платы. Различного уровня соглашения и коллективные договоры призваны стать механизмом объективного и справедливого регулирования заработной платы.

Коллективно-договорное регулирование оплаты труда осуществляется в системе социального партнерства, которая понимается как система взаимоотношений между работниками (их интересы, как правило, представляют профсоюзы), работодателями; органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений. Принципиальной особенностью регулирования заработной платы в системе социального партнерства является то, что в нем задействован механизм переговоров, консультаций, согласований. По всем условиям оплаты труда, включая тарифную систему, доплаты, надбавки, премиальные системы, необходимо договариваться.

Коллективно-договорное регулирование осуществляется на различных уровнях социального партнерства путем заключения соглашений и коллективных договоров. В зависимости от уровня договаривающихся сторон соглашения бывают следующих видов: генеральное, отраслевое, региональное, профессиональное и др. Генеральное соглашение заключается на федеральном уровне между полномочными представителями общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и федеральных органов исполнительной власти. Региональное соглашение заключается на уровне субъекта Российской Федерации между представителями региональных объединений профсоюзов, региональных объединений работодателей и органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Отраслевые соглашения заключаются между представителями отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей.

Формы и принципы социального партнерства, условия и порядок проведения переговоров, определение прав и обязанностей сторон переговоров и другие законодательные основы определены Трудовым кодексом Российской Федерации. Соглашения, как правило, определяют общие принципы организации заработной платы, рекомендуемый размер минимальной тарифной ставки, порядок индексации заработной платы в связи с ростом цен на товары и услуги, рекомендуемое соотношение в уровнях оплаты труда между отдельными категориями работников. Соглашениями не устанавливаются условия оплаты труда, отнесенные законодательством к существенным условиям договора.

Основная нагрузка по организации и регулированию оплаты труда и определению условий оплаты труда приходится на коллективный договор - нормативный акт, регулирующий трудовые отношения в организации и заключаемый между работниками их представителем и работодателем. Коллективный договор базируется на законодательных актах и нормативных актах более высокого уровня. Он не может содержать норм и условий оплаты, противоречащих действующему законодательству и принятым соглашениям. Условия оплаты труда работников в коллективном договоре целесообразно фиксировать как положение об оплате труда, которое может состоять приблизительно из следующих разделов.

Общие положения. В этом разделе указываются цели организации и регулирования оплаты труда, приводятся законодательные акты и нормативные документы, на основе которых устанавливаются условия оплаты труда, нормативные материалы (нормативы численности и обслуживания, типовые штаты, нормы времени, выработки и обслуживания и др.), трудовые обязанности работника, принципы оценки трудового вклада работника и т. д.

Тарифные условия оплаты труда работника. В этом разделе приводятся тарифные сетки, ставки, тарифные коэффициенты, виды применяемых ставок, схемы должностных окладов руководителей, специалистов и служащих, условия повышения тарифных ставок или порядок установления доплат за условия труда.

Положение о премировании работников. В этом разделе приводятся условия премирования работников за основные результаты работы (то есть результаты работы, оговоренной в коллективном или трудовом договоре), условия единовременного премирования работников за участие в работах, не оговоренных коллективным или трудовым договором, за экономию сырья или материалов и др., поощрения по результатам работы организации за год и другие условия и показатели премирования.

Условия установления надбавок к заработной плате. Этот раздел содержит порядок установления надбавок за непрерывный стаж, выслугу лет, за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде, ученую степень и др.

Условия установления доплат к тарифным ставкам и должностным окладам. Этот раздел содержит порядок установления и размеры доплат за совмещение профессий и должностей, выполнение обязанностей временно отсутствующего работника, за работу в ночное время.

Условия оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда, осуществляемой в повышенном размере по сравнению с оплатой различных работ в нормальных условиях.

Особые условия оплаты труда отдельных категорий работников. Этот раздел содержит условия оплаты труда, представляющие собой исключения из общих правил. В организациях культуры и искусства такими исключениями могут быть, например, введение поспектакльной оплаты или установление дополнительной оплаты за выступления в спектаклях сверх установленной охранной нормы и т.д.

На основе коллективных договоров работодатель принимает локальные нормативные акты с целью конкретизации условий оплаты труда для отдельных работников или категорий работников. Локальные нормативные акты чаще всего издаются в виде приказов и принимаются с учетом мнения представителей работников.

Индивидуальные договоры. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации оплата труда руководителей организаций культуры и искусства, их заместителей и главных бухгалтеров осуществляется по индивидуальным трудовым договорам. Особый порядок заключения трудовых договоров с этими категориями работников обусловлен тем, что они являются представителями собственника организации, и поэтому условия оплаты их труда не могут быть установлены коллективным договором. Условия оплаты труда руководителей организации, их заместителей и главных бухгалтеров определяются собственником организации по соглашению сторон и устанавливаются в индивидуальном трудовом договоре.

Условия оплаты труда руководителей государственных и муниципальных унитарных предприятий в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации № 210 от 21 марта 1994 г. определяют органы исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях.

Что касается оплаты труда руководителей коммерческих предприятий, то ее условия в соответствии с действующим законодательством определяются собственником конкретного предприятия. Например, в соответствии со статьей 65 Федерального закона № 208-ФЗот 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах» установление размеров вознаграждений членам исполнительного органа (генеральному директору, директору, членам дирекции) входит в компетенцию собрания акционеров либо совета директоров акционерного общества. Срочные трудовые договоры заключаются на определенный срок, но не более чем на пять лет или на время выполнения определенной работы.

Согласно Трудовому кодексу срочные трудовые договоры могут заключаться с творческими работниками организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иными работниками, участвующими в создании и исполнении произведений. Перечень этих профессий утверждается правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В отличие от коллективного договора срочный трудовой договор, заключаемый с творческим работником, применяется как индивидуальная форма трудовых отношений, которая предусматривает временное соглашение между руководителем организации и работником. В таком соглашении определяются условия работы и оплаты труда. Индивидуальная форма, как наиболее соответствующая специфике творческого труда, постепенно становится основной формой трудовых отношений для художественного и артистического персонала организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков.

Срочный трудовой договор заключается в письменной форме при найме работников. Все условия договора фиксируются в едином акте, обязательном для сторон. Представителем работодателя в трудовых отношениях является руководитель организации. Существенными условиями срочного трудового договора являются:

· место работы;

· дата начала работы и срок ее окончания;

· наименование профессии в соответствии с Перечнем, утвержденным правительством Российской Федерации, и занимаемой должности;

· права и обязанности работника;

· права и обязанности работодателя;

· характеристика условий и режим труда;

· условия оплаты труда;

· виды и условия специального страхования, непосредственно связанного с трудовой деятельностью.

Договор с творческим работником может содержать и дополнительные условия, к числу которых следует отнести:

· установление испытательного срока;

· продолжительность ежедневной работы;

· порядок работы в ночное время;

· порядок привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни;

· повышение квалификации, продолжительность ежегодного отпуска, режим рабочего времени и времени отдыха и др.

В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках трудовым законодательством разрешается заключение трудовых договоров с лицами, не достигшими четырнадцати лет, для участия в создании или исполнении произведений. Непременными условиями заключения договоров с детьми и подростками являются: согласие одного из родителей (опекуна, попечителя, органа опеки и попечительства); исключение какого-либо ущерба здоровью и нравственному развитию.

Срочный трудовой договор не может содержать условий, противоречащих действующему законодательству. В трудовом договоре необходимо определить обязанности работника в соответствии с той профессией и должностью, на которую он принят. Круг обязанностей работника вытекает из необходимости выполнения творческой программы, достижения определенных показателей, режима работы (создание и оформление произведений, подготовительная работа, участие в репетициях, спектаклях и выступлениях и т.д.). Конкретизацию обязанностей целесообразно производить на основе квалификационной характеристики или должностной инструкции.

Согласование и четкое определение обязанностей в трудовом договоре необходимо и работодателю и работнику. Работодателю это дает возможность осуществлять оперативное управление деятельностью организации, оценивать занятость работника, а для работника создает определенность относительно качества и объема выполняемой работы, возможность правильного решения спорных вопросов.

В трудовой договор могут быть внесены обязательства работника по повышению квалификации, уровня профессионализма и компетентности, а также обязательства работодателя по отношению к работнику, заключающиеся в предоставлении широких возможностей для получения творческих знаний и навыков, создании соответствующих условий для их приобретения. При заключении с работником трудового договора на время выполнения определенной работы указывается, какая конкретно работа должна быть выполнена.

Регулирование оплаты труда творческих работников, заключивших срочный договор с бюджетной организацией, осуществляется, как правило, на основе Единой тарифной сетки. В срочном трудовом договоре целесообразно указывать размер тарифной ставки (должностного оклада) работника по профессии (должности), квалификационному разряду и квалификационной категории. Кроме размера тарифной ставки (должностного оклада) могут быть оговорены различные выплаты, предусмотренные системой оплаты труда на основе ЕТС. По соглашению сторон в трудовом договоре эти выплаты конкретизируются и в отдельных случаях могут быть увеличены по сравнению с общей нормой, предусмотренной в организации. Работникам, внесшим выдающийся вклад в развитие отечественной культуры, размеры должностных окладов определяются на индивидуальных условиях и предельными размерами не ограничиваются. Должностные оклады в этом случае определяются сторонами трудового договора и согласуются с Минкультуры России.

Вопросы оплаты труда работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков, имеющих статус государственных унитарных предприятий, некоммерческих и общественных организаций, товариществ, акционерных обществ в настоящее время решаются непосредственно на предприятии. По соглашению сторон может быть установлен более высокий размер оплаты труда, чем в коллективном договоре или локальном нормативном акте, действующем на предприятии. Установление в индивидуальном порядке более высокого размера оплаты труда должно быть связано с высокой квалификацией работника, выполнением более сложных творческих задач, программ.

Установленные в срочном трудовом договоре ставки и должностные оклады, формы и система оплаты труда могут периодически пересматриваться в зависимости от достигнутых творческих результатов и финансового положения организации. При этом ставки и оклады не могут быть ниже установленного государством минимального размера оплаты труда. Дополнительные по сравнению с предусмотренными в законодательстве льготы и услуги по социальному обслуживанию, социальному обеспечению, дополнительному медицинскому страхованию и другим видам обслуживания могут устанавливаться за счет средств организации. В целях оказания практической помощи организациям в заключении трудовых договоров с работниками разработана примерная форма трудового договора.

 


Раздел V




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 797; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.