Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример 13.1




13.1.

Государственные расходы на культуру

 

Типология товаров и услуг, создаваемых в сфере культуры, и целесообразность поддержки культурных благ, имеющих социальную полезность, предопределяют характер и направленность экономических взаимоотношений государства с субъектами культурной деятельности.

 

Государственные гарантии развития культуры. Повторим, что государственная поддержка в виде прямого финансирования производства и потребления продуктов культуры (и/или в виде соответствующих налоговых льгот) осуществляется только для тех из них, которые относятся к социальным, смешанным и смешанным коммунальным культурным благам. Приведем иллюстративный пример, воспользовавшись для этого данными бюджетной статистики (табл. 13.1).

 

Таблица 13.1. Доля ассигнований из бюджета

в общей сумме доходов*

    Ассигнования из бюджета, в % к величине дохода
     
1. Учреждения культуры
Библиотеки 94,4 93,8  
Дома культуры и клубы 87,6   89,2
Музеи 71,1 73,8 71,3
Парки культуры и отдыха 40,7 37,6 40,9
Всего 83,7 83,2 84,2
2. Учреждения исполнительских искусств
Филармонии и самостоятельные музыкальные коллективы 60,1 64,9 70,2
Театры 66,4 60,9  
Всего 66,1 61,8 66,2

 

* При составлении таблицы использованы данные ведомственного статистического наблюдения Министерства культуры Российской Федерации за 1998-й, 2001-й и 2002 гг.

 

Данные, приведенные в этой таблице, свидетельствуют о том, что объем государственной поддержки организаций культуры больше там, где выше социальная полезность. Услуги библиотек, например, обеспечиваются финансированием из бюджета в пределах 95%, сельских клубов и домов культуры - в пределах 90%, филармоний и музеев - в пределах 70%, а парков культуры и отдыха, где превалирует развлекательная деятельность, - в пределах 40%.

Выявленные экономической теорией культурной деятельности принципы финансового бытования культуры получили правовое подтверждение в законодательных актах Российской Федерации и, прежде всего, в ее основном законе — Конституции, в соответствии с которой Россия является социальным государством. Проводимая им политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а каждый человек имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Руководствуясь Конституцией Российской Федерации и признавая основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», принятый в 1992 г., установил, что государственное финансирование является основой государственных гарантий сохранения и развития культуры, реализации конституционных прав граждан в области культуры.

Обязанность государства путем прямого финансирования и проведения соответствующей налоговой политики поддерживать развитие библиотечного дела, хранение и использование музейных предметов и музейных коллекций, входящих в состав музейного фонда Российской Федерации, обеспечивать сохранение, популяризацию и государственную охрану объектов культурного наследия в последующие годы была закреплена в федеральных законах «О библиотечном деле», «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Финансовым источником выполнения этих обязательств являются федеральный, региональные (субъектов Российской Федерации) и местные (муниципальных образований) бюджеты, последние составляют в совокупности консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации, а совместно с федеральным бюджетом — консолидированный бюджет страны.

По определению Бюджетного кодекса Российской Федерации, «бюджет является формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления». Из этого определения вытекает, что утверждаемый ежегодно бюджет — это не только финансовый документ, в котором отражается состояние экономики страны, но и идеологический акт, характеризующий приоритеты государственной политики. Поскольку в отечественной практике составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета происходит ежегодно, приоритеты могут изменяться, но к кардинальному изменению структуры бюджета это, как правило, не приводит. Вот как, к примеру, выглядела структура расходов бюджетов различного уровня по отчету за 2001 г.

Расходы государственного бюджета. И в данном примере, воспользовавшись статистическими данными, построим специальную таблицу (табл. 132). Социальная направленность консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации очевидна. Непосредственно на социально-культурные мероприятия в субъектах РФ расходуется около 40%, а с учетом целевых бюджетных фондов, также направляемых в основном на социальные нужды, - более 50% всех денежных ресурсов. Расходуя на поддержку отдельных отраслей экономики — промышленности, транспорта, сельского и жилищно-коммунального хозяйства еще более одной трети имеющихся средств, региональные и муниципальные органы власти также способствуют положительному решению многих социальных проблем.

 

 

Таблица 13.2. Расходы федерального и консолидированного бюджетов субъектов РФ в 2001 г. (в % к итогу)*

  Федеральный бюджет Консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации
1. Государственное управление, правоохранительная деятельность, обеспечение государственной безопасности 14,4 7,8
2. Поддержка отдельных отраслей экономики 7,9 36,2
3. Социально-культурные мероприятия 15,4 29,4
4. Национальная оборона 18,7 -
5. Обслуживание государственного долга 17,5  
6. Финансовая помощь бюджетам других уровней 17,4 0,2
7. Расходы целевых бюджетных фондов 1,1 10,4
8. Остальные расходы 7,6  
Итого    

 

* Источник: Российский статистический ежегодник. 2002.

 

Иной характер носит федеральный бюджет. В качестве приоритетных направлений в нем приняты: государственное управление, правоохранительная деятельность, обеспечение государственной безопасности и национальная оборона. На это уходит треть всех ресурсов. Еще треть направляется на обслуживание государственного долга и выполнение перераспределительной функции — финансовую помощь бюджетам других уровней. Эти затраты существенно сокращают возможности федерального бюджета расходовать средства на социально-культурные мероприятия и поддержку отдельных отраслей экономики.

 

Затраты бюджета на социально-культурные мероприятия включают расходы на образование, культуру, средства массовой информации, здравоохранение и физическую культуру, социальное обеспечение и социальную помощью. Уровень и динамика этих расходов являются наиболее емкой характеристикой любой экономической системы, социальной политики государства. При положительной динамике такую политику можно признать социально ориентированной, направленной на повышение уровня и качества жизни граждан, их нравственного и физического здоровья, высокого уровня образования и культуры, информационной осведомленности и социальной обеспеченности на всех этапах жизни. Принимаемые в Российской Федерации стратегические и среднесрочные программы социально-экономического развития страны ориентированы на достижение указанных целей. Однако на практике замедленные темпы роста национального дохода, стремление сохранить сложившиеся пропорции его распределения существенно замедляют продвижение к этим целям.

В сопоставимых ценах и условиях расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на социально-культурные мероприятия составили в 1998 г. -199,1 млрд. руб., в 1999 г. - 191,1 млрд. руб., в 2000 г. -199,4 млрд. руб., в 2001 г. - 225,3 млрд. руб. Расходы на культуру, искусство и кинематографию — соответственно 8,4 млрд. руб., 9,4 млрд. руб., 10,6 млрд. руб. и 12,0 млрд. руб. Пи этом накануне дефолта, в 1997 г., затраты на социально-культурные мероприятия занимали 38,0% консолидированного бюджета России, в последующие годы они снижались до 34,8% в 1998 г., 30,2% - в 1999 г., 25,6% - в 2000 г. и выросли до 27,1% в 2001 г.

За пять лет консолидированный бюджет России в текущих ценах увеличился в 3,8 раза, а расходы на социально-культурные мероприятия - лишь в 2,7 раза, в том числе на культуру, искусство и кинематографию - в 2,4 раза. В результате доля расходов на культуру, искусство и кинематографию в федеральном бюджете сократилась с 0,66% в 1997 г. до 0,53% в 2001 г. при нормативе затрат на эти цели, установленном «Основами законодательства Российской Федерации о культуре» в размере 2,0%. В консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации расходы на культуру, искусство и кинематографию снизились с 2,34% в 1997 г. до 1,63% в 2001 г. при норме финансирования, установленной тем же законом, в размере 6%. Очевидно, что проводимая в эти годы бюджетная политика не была ориентирована на приоритетное решение социальных проблем.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.