Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример 15.6




15.3.

Пример 15.5.

Опыт партнерских отношений. В этом отношении показательна работа одного из провинциальных музеев. Сдав в аренду свободные помещения юридической фирме, музей получает доходы за аренду и бесплатные консультации арендаторов, которые помогли организации выиграть несколько сложных судебных дел. Кроме того, сотрудники фирмы стали постоянными посетителями музея и привели туда немало своих коллег и друзей. Подобного рода партнерство, кроме доходов от аренды, позволило музею сэкономить издержки (судебные) и увеличить аудиторию своих посетителей.

 

Донорская поддержка. Среди внебюджетных доходов организаций культуры и в целом культурной деятельности особую роль играют поступления от доноров*. При этом лидирующее место в этой форме финансирования культуры традиционно принадлежит США. Экономисты данный факт объясняют особенностями американской системы финансирования культуры9. В соответствии с применяемой в этой самой рыночной стране моделью «вдохновителя» государство не слишком щедро финансирует данную сферу**, но «вдохновляет» общество, стимулирует все - секторы экономики поддерживать культуру, вкладыватьсредства в некоммерческие организации, устанавливает для доносов значительные налоговые льготы.

Практика США свидетельствует, что наибольший удельный вес после взносов частных лиц приходится на средства благотворительных организаций, особенно фондов. Учитывая особую роль благотворительных фондов в поддержке культуры, уделим им большее внимание. Приведем классификацию благотворительных организаций10.

Пример 15.6. Благотворительные фонды. Благотворительные фонды - наиболее распространенный источник финансирования некоммерческих организаций. Согласно данным Центра европейских фондов (EFC), в США зарегистрировано около 40 тыс. подобных организаций, в Европе их количество колеблется от 80 до 100 тыс. Годовые бюджеты фондов очень сильно различаются: от десятков тысяч до сотен миллионов долларов. Существует несколько классификаций благотворительных фондов. Исходя из источников финансирования они подразделяются на: ассоциированные (корпоративные) фонды, которые создаются и финансируются определенной коммерческой структурой (к примеру, IBM Foundation); государственные или межгосударственные фонды, которые создаются и финансируются правительством одной или нескольких стран (например, USAID, TACIS); независимые (частные) фонды, создаваемые и финансируемые частными лицами (например, MacArtbur Foundation ).

Благотворительные фонды различаются также по видам деятельности: фонды, предоставляющие гранты; организации, основной целью деятельности которых является осуществление программ грантов (например, Mott Foundation ); фонды прямого действия - организации, получающие финансирование для реализации собственных программ (например, International Foundation for Social Adaptation ); фонды, предоставляющие гранты и одновременно реализующие собственные программы (например, Freedom House); фандрейзинговые фонды - организации, основной целью деятельности которых является поиск финансирования для реализации грантовых или собственных программ. Главное отличие фандрейзинговых фондов состоит в том, что они не имеют одного или нескольких постоянных спонсоров (учредителей), обеспечивающих их финансирование, а занимаются фандрейзингом наравне с другими некоммерческими организациями.

 

Традиция меценатства существовала и в России, приобретя наибольший размах в конце XIX - начале XX в. В условиях централизованной экономики, до начала 1990-х гг., этот канал привлечения дополнительных средств в культуру оказался полностью перекрытым. Крах административно-командной системы и демократические преобразования вновь возродили общественный интерес к участию в финансировании культурной деятельности. Возникли и новые ожидания, связанные с надеждами на появление богатых соотечественников, готовых уже в самом близком будущем выдвинуть из своих рядов Щукиных, Третьяковых, Боткиных, Морозовых, которые начнут помогать русской культуре. Однако не все надежды сбываются так быстро.

Начало 1990-х гг. - это особое время, когда меценатство и спонсорство в России носило характер, с одной стороны, искренний и достаточно простодушный, а с другой — с заметным оттенком применения различных схем «ухода от налогов». Сложная мозаика корыстных и бескорыстных мотивов, «шальных» доходов в период первоначального накопления капитала и жажды самоутверждения за счет культуры, желания быть причастным к всегда популярному процессу творчества — вот база, на которой были реанимированы тенденции меценатства и спонсорства в культуре. С середины 1990-х гг. ситуация стала меняться. Возникли такие формы культурной благотворительности, как корпоративное меценатство, а также демонстративное меценатство и спонсорство - с широким обсуждением в прессе и мощным пиаровским резонансом; меценаты и спонсоры стали больше, нежели ранее, ориентироваться на поддержку конкретных культурных проектов.

В эти же годы благотворительная деятельность получила серьезное юридическое обоснование. В июле 1995 г. в Федеральном законе Российской Федерации «О рекламе» впервые было зафиксировано понятие «спонсорство», а 11 августа 1995 г. был принят Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». В данном законе впервые в новой России была определена благотворительная деятельность как таковая и ее конкретные цели. Среди них: «содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры и искусства, просвещения духовному развитию личности»; «охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранительное значение, и мест захоронения». Кроме того, в законе содержатся определение участников благотворительной деятельности, благотворительных организаций и их форм, учредителей благотворительных организаций, а также условия и порядок осуществления деятельности благотворительных организаций, государственные гарантии благотворительной деятельности.

Принятие этого закона можно считать началом создания отечественной сети благотворительных организаций. В «Едином реестре благотворительных организаций России» (ЕРБОР) стал налаживаться их учет. В соответствии с правилами данного реестра в него включаются все благотворительные организации, пожелавшие на добровольной основе проинформировать общество о своей деятельности. По состоянию на 1 января 2004 г. в ЕРБОР учтены более 300 таких организаций. Фактически же их значительно больше. Это подтверждают локальные исследования, проводимые в разных регионах России. Приведем несколько конкретных примеров.

Пример 15.7.

Благотворительные организации. Кроме организаций, включенных в ЕРБОР, в С.-Петербурге существует более двадцати благотворительных фондов, поддерживающих проекты в области культуры. Часто направление их деятельности можно определить по самим названиям, например: Благотворительный фонд им. П.И. Чайковского, Благотворительный фонд БДТ, Благотворительный актерский фонд Николая Симонова, Фонд восстановления дворцов Русского музея. В большинстве своем круг задач этих фондов узок, а их деятельность чаще всего имеет своей целью получение дополнительных источников финансирования для конкретного объекта. Однако среди них есть поистине уникальные организации, прежде всего к ним следует отнести Благотворительный фонд БДТ. Созданный в 1994 г. с целью помощи одному из старейших театров С.-Петербурга фонд не только существует до сегодняшнего дня, но без него уже невозможно представить жизнь коллектива театра. Все значимые проекты БДТ, начиная от финансовой помощи работникам и заканчивая крупными ремонтными работами, проходят при значительном его участии. Важно и другое. Фонд БДТ стал классикой российского благотворительного движения. Структура его управления, состав и деятельность Совета попечителей, работа в области фандрейзинга — всему этому можно здесь поучиться11.

Действуют такого рода организации и в других городах. Значительных успехов в области фандрейзинга добился Благотворительный фонд поддержки Уральского академического филармонического оркестра. За годы своего существования, обеспечивая стабильные и постоянно увеличивающиеся поступления донорских средств, фонду совместно со службой развития Свердловской филармонии удалось, например, увеличить число музыкантов оркестра, получающих солидную ежемесячную материальную помощь, с трех человек в 1995 г. до тридцати пяти в 2000 г.12 Пять лет работает аналогичный благотворительный фонд поддержки Вологодской областной картинной галереи. На его счету не только помощь музею, но и проведение значительного числа культурных проектов в городе и области.

 

Повторим еще раз, что законодательное оформление благотворительности стало достаточно мощным фактором быстрого развития сети российских благотворительных организаций. Наряду с западными благотворительными фондами они стали принимать активное участие в финансировании отдельных проектов в сфере науки, образования, культуры. Для общей характеристики благотворительной деятельности воспользуемся результатами исследования, проведенного Союзом благотворительных организаций". Его целью было выявление приоритетов политики благотворительных организаций на территории России.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.