Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поведение фирмы в условиях олигополии и монополистической конкуренции




Олигополия представляет одну из форм несовершенной конкуренции.

Олигополию характеризуют следующие признаки. Во первых, в отрасли доминирует несколько крупных фирм (от трех до восьми). Для разных отраслей производства число фирм в отрасли может различаться. Например, в автомобильной промышленности США доминируют три фирмы – «Форд», «Дженерал моторс» и «Крайслер». В России отчетливо олигополистический характер носят сырьевые отрасли, черная и цветная металлургия, производство удобрений, аэрокосмическая промышленность. Во-вторых, доминирующие фирмы настолько велики, что объем производства каждой из них может влиять на отраслевое предложение. Тем самым фирма может оказывать воздействие на рыночную цену. В-третьих, продукт олигополии может быть как гомогенным (однородным), так и дифференцированным (т.е. несколько отличаться от аналогичной продукции). В автомобилестроении дифференциация продукта значительна. В цементной, нефтяной промышленности, металлургии продукт является стандартизированным. В-четвертых, вход в отрасль ограничен различными барьерами. В-пятых, кривая спроса на продукцию олигополии очень похожа на кривую спроса монополии.

Двумя ключевыми характеристиками олигополии являются наличие барьеров на вхождение в отрасль и взаимозависимость фирм, действующих в отрасли. Ввиду малочисленности фирм поведение одной из них может вызвать самую различную реакцию у фирм конкурентов. Более того, такая реакция скажется на рыночной позиции данной фирмы. Поэтому олигополист должен строить свое поведение на рынке, опираясь не только на собственные цели, на данные рыночной конъюнктуры, но и на результаты прогноза ответного поведения конкурентов. В экономической теории на сегодняшний день существует достаточно большое количество моделей, объясняющих ценообразование в условиях олигополии. Рассмотрим основные из них.

Модель сговора. Немногочисленность основных участников олигополистического рынка благоприятствует заключению между ними соглашения. Несколько фирм-олигополистов могут напрямую договориться о совместной стратегии и тактике, установить выгодные каждому партнеру цены и поделить рынок между собой, определив оптимальный размер отраслевого предложения и долю каждого участника в отраслевом производстве. Главная идея подобного сговора состоит в установлении объема производства и цен на таком уровне, который обеспечивает максимальную прибыль для всей группы договаривающихся компаний (монопольную прибыль). Группа фирм, осуществляющих раздел отраслевого рынка и совместно принимающих решения о ценах и объеме производства, называется картелем.

В современных условиях сговор по поводу цен и определения квот производства законодательно запрещен в большинстве стран антимонопольными актами. Однако соблазн установить монопольные цены настолько велик, что фирмы не останавливаются перед нарушением закона.

Если на национальном уровне монопольное регулирование цен нелегально, то подобные ограничения не действуют в международной практике. Наиболее хрестоматиен пример международного нефтяного картеля ОПЕК – организации стран экспортеров нефти. За последние 30 лет ОПЕК неоднократно резко ограничивала поставки нефти на мировой рынок и взвинчивала цены на нефть и нефтепродукты.

Модели тайного сговора. Выдающиеся современные экономисты Дж. Гэлбрейт и П. Самуэльсон в своих работах неоднократно подчеркивали, что сегодня ведущим фирмам нет необходимости заключать открытые договоры. Они настолько хорошо знают состояние дел, потенциальные возможности, цели и интересы друг друга, что могут, не встречаясь, не переговариваясь по телефону и даже не перемигиваясь, молчаливо выработать некоторую стратегию, в равной степени выгодную всем. Форм подобного скрытого сговора может быть достаточно много. Остановимся на наиболее значимых.

Одна из форм тайного сговора – это модель лидерства в ценах. Данная модель описывает ситуацию, при которой в отрасли существует большое количество фирм, но при этом только одна крупная фирма играет роль явного лидера. Лидер определяет ценовую политику, которой следуют все остальные. Лидер, как правило, устанавливает цены, которые отвечают интересам даже «замыкающей» фирмы, наиболее слабой на рынке и с наиболее высокими издержками. При этом фирма-лидер снимает «сливки» в виде монопольно высокой прибыли.

В ряде случаев лидер может вытеснить мелкие предприятия с рынка. Лидер значительно понижает цену, мелкие фирмы не выдерживают конкуренции и уходят с рынка. После этого фирма-лидер поднимает цены до выгодного ей уровня и занимает освободившуюся рыночную нишу.

Если ряд фирм в отрасли претендуют на роль лидера, они могут выполнять ее поочередно. Если фирма-лидер неверно определяет рыночную конъюнктуру и ее действия наносят урон другим членам олигополии, роль лидера переходит к другой фирме.

К моделям тайного сговора относят поведение олигополистических фирм, которое описывается с помощью правил большого пальца. Когда отсутствует явный лидер, фирмы могут следовать при ценообразовании каким либо общепринятым правилам. Такие правила игры в силу их простоты, общеизвестности и доступности называются правилами большого пальца.

Одно из таких правил – ценообразование на основе средних издержек производства. Данная практика предполагает увеличение средних издержек на некоторый процент (например, 10%), который и будет регулировать рамки прибыли. Таким образом, цена продукта будет определяться по формуле: средние издержки плюс надбавка на прибыль. Другим широко распространенным правилом является ступенчатое изменение цен, когда в роли ступенек действуют традиционные ценовые величины. Ступенчатое изменение цены характерно для распродаж, когда все продавцы снижают цену одинаково, с одного традиционного уровня до другого, например, с 49,95 до 39,95.

Во многих случаях на олигополистическом рынке сговор отсутствует. Рассмотрим основные модели такого типа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.