Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель ломаной кривой спроса. Эта модель предполагает, что в случае повышения цены одной из фирм ее конкуренты не последуют ее примеру




 

 

 
 
Рис. 4.19. Модель ломаной кривой спроса

 

 


Если же одна фирма понизит цену, то конкуренты будут вынуждены сделать то же самое. Теория исходит из посылки, что эластичность спроса в ответ на повышение и понижение цены будет разной. В результате кривая спроса будет состоять как бы из двух разных кривых, в итоге образуется излом (рис.4.19).

Соответственно кривая предельного дохода также будет состоять из двух кривых, между которыми образуется вертикальный разрыв, соответствующий точке излома кривой спроса.

Модель Курно. Одной из первых моделей олигополии является модель дуополии (две фирмы в отрасли), предложенная французским экономистом Курно в 1838 году.Эта модель основывается на трех посылках: 1) в отрасли существует лишь две фирмы; 2) для любого олигополиста объем рынка не является постоянной величиной, а прямо зависит от решений конкурентов; 3) обе фирмы максимизируют прибыль.

На графике (рис.4.20) выпуск продукции фирмой №1 представлен как функция от объема производства фирмы №2, а выпуск продукции фирмы №2 – как функция от объема производства №1. Выпуск продукции одной фирмы, изображенный в виде кривой, представлен как реакция на объем производства другой фирмы.

Посмотрим, смогут ли обе фирмы установить взаимоприемлемые объемы производства. Предположим, что фирма №2 собирается выпустить 75 единиц продукции, в этом случае фирма №1 примет решение о выпуске 12 единиц продукции (см. точку А). Но если фирма №1 действительно выпустит 12 единиц, то как видно на графике, фирма №2 в соответствии со своей кривой реакции должна выпустить не 75, а 42 единицы (см. точку В). Но такой уровень выпуска продукции конкурентом вынудит фирму 1 выпустить не 12 единиц, как она собиралась, а 29 единиц (см. точку С).

Рис. 4.20. Модель Курно  

Легко заметить, что уровень производства, устанавливаемый компанией исходя из сложившегося размера производства конкурента, каждый раз оказывается таким, что заставляет последнего пересмотреть его. Это вызывает новую корректировку объема производства первой фирмы, что, в свою очередь, снова изменяет планы второй, т.е. ситуация является неустойчивой, неравновесной.

Однако существует и точка устойчивого равновесия – это точка пересечения кривых реакции обеих фирм (на графике точка О). В нашем примере равновесным объемом производства является 33 единицы. При таком объеме производства каждая фирма максимизирует прибыль. Такая ситуация получила название в экономической теории равновесия Курно.

Под равновесием Курно понимается такое сочетание объемов выпуска каждой из фирм, при котором ни у одной из них нет стимулов для изменения своего решения: прибыль каждой фирмы максимальна при условии, что конкурент сохранит данный объем выпуска.

Математически теория игр показывает, что равновесие Курно при одних допущениях о логике поведения дуополистов достигается, а при других – нет. При этом решающее значение для достижения равновесия является понятность (предсказуемость) действий партнера-конкурента и готовность его к кооперативному поведению с соперником.

Конечно, модель Курно выглядит несколько упрощенно, но она обращает внимание на сильную взаимообусловленность поведения при олигополии.

Модель конкурентных рынков. Это достаточно новая концепция. Ее базовая посылка состоит в том, что вход и выход из отрасли ничего не стоит. Сразу следует оговориться, что на практике подобная ситуация не часто встречается. Как открытие новой фирмы, так и ее ликвидация, нередко сопряжены со значительными издержками. Если же принять указанной допущение, то появление новых фирм на рынке становится высоковероятным. Следовательно, даже очень крупные фирмы - олигополисты постоянно испытывают угрозу появления конкурентов и утраты своей рыночной власти. В результате угроза конкуренции действует ничуть не меньше, чем сама конкуренция, понижая уровень издержек, уровень цен, увеличивая объем производства и сокращая экономическую прибыль.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.