Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынок факторов производства и распределение доходов. Особенности рынков факторов производства




Вопросы для повторения

1. В чем смысл и назначение теории потребительского поведения?

2. Приведите примеры закона убывающей предельной полезности.

3. Что собой представляет кривая безразличия?

4. Что собой представляет бюджетная линия?

5. Какие виды издержек Вы можете назвать?

6. Почему предпринимателю необходимо знание издержек?

7. Какие критерии лежат в основе разграничения краткосрочного и долгосрочного периода?

8. Чем отличается экономическая прибыль от бухгалтерской?

9. Каковы отличительные особенности совершенной и несовершенной конкуренции?

10. Расскажите, при каких условиях конкурентная фирма достигает равновесия?

11. Что собой представляет монополия?

12. Какие Вы знаете барьеры для вступления в отрасль?

13. Какие виды монополий Вы можете назвать?

14. Какая зависимость существует между эластичностью спроса на продукцию фирмы и степенью ее монопольной власти?

15. Можно ли осуществить ценовую дискриминацию на рынке совершенной конкуренции.

16. Почему любое государство проводит антимонопольную политику?

17. Какие Вы можете назвать модели поведения фирм в олигополистической рыночной структуре?

18. Что собой представляет неценовая конкуренция?

 

 

Рынок факторов производства - это рынок, где покупаются и продаются ресурсы для производства материальных благ: труд, капитал, природные ресурсы.

Благодаря рынку факторов производства: а) определяются методы, приемы, способы производства товаров и услуг; б) устанавливаются цены на факторы производства; в) определяются доходы собственников факторов производства. От эффективности функционирования рынков факторов производства зависит оптимальность их использования, а значит, устойчивость и равновесие экономики, результативность работы предприятий, удовлетворение потребностей членов общества.

На рынке факторов производства действуют те же законы спроса и предложения и тот же механизм конкурентного равновесия цен.

Рынок факторов производства во многом похож на рынок товаров и услуг конечного потребления, поэтому к нему применимы законы спроса и предложения, а также методы предельного анализа. Но у рынка факторов производства имеются и особенности. Спрос на факторы производства заметно отличается от спроса на потребительские товары, в частности,

- его предъявляют, как правило, только предприниматели, т.е. те экономические субъекты, которые способны организовать выпуск продуктов;

- он является производным, вторичным, так как зависит от спроса на товары,
которые производятся с помощью данных факторов;

- он зависит от производительности того или иного фактора и цены на него, изменений в технологии производства, от уровня цен на другие факторы.

Спрос на любой фактор производства может возрастать или снижаться, в зависимости от того, возрастает или снижается спрос на потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства.

Предъявляя спрос на факторы производства, фирма, стремящаяся максимизировать прибыль, должна учитывать три основных момента:

- количество продукции, выпускаемой на единицу данного фактора;

- доход, получаемый от продажи выпущенной продукции;

- затраты за потребление того или иного фактора производства.

Следовательно, спрос на факторы производства - это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные, сопряженные с ним ресурсы и факторы.

Рынок дает информацию о движении цен на каждый из факторов. Цена - одно из важнейших условий изменения эластичности спроса по каждому фактору производства. Спрос более эластичен на те факторы, которые при прочих равных условиях имеют более низкую цену. Эластичность спроса по каждому конкретному фактору производства может изменяться в зависимости от:

- уровня доходов фирмы и спроса на выпускаемую ею продукцию;

- возможностей взаимозамещения применяемых в производстве ресурсов и факторов;

- наличия рынков взаимозаменяемых и взаимодополняемых факторов производства по приемлемым ценам;

- стремления к новациям и т.д.

Предложение факторов производства - это то их количество, которое может быть представлено на рынках по существующим на данный момент ценам. Предложение факторов зависит от специфики каждого из них и обусловлено на каждый данный момент ограниченностью и редкостью экономических ресурсов и, прежде всего, таких, как земля, труд, природные ископаемые.

Цена на факторы производства складывается на действующих рынках не только на основе индивидуального спроса фирмы, но и из совокупного спроса всех фирм и совокупного предложения данных факторов со стороны всех продавцов. Следует учитывать, что факторы в процессе производства не только взаимодействуют друг с другом, но обладают взаимозаменяемостью, что обусловлено их ограниченностью.

Чтобы максимизировать прибыль, предприниматель ищет такое рациональное сочетание факторов производства, которое обеспечивает наибольший выпуск материальных благ. Данная задача решается путем сравнения: 1) рыночных цен факторов производства; 2) предельных продуктов, полученных с помощью каждого фактора.

Предельный продукт представляет собой прирост физического объема продукта на каждую последующую единицу фактора. Если, например, дополнительный час работы на горно-обогатительном комбинате дает возможность увеличить добычу железной руды на 7 тыс. тон, то это и будет предельный продукт труда.

На этом же рынке определяются и доходы владельцев факторов, поскольку большинство людей зарабатывают именно продажей принадлежащих им факторов производства. Так как рынок устанавливает цены, он определяет и долю продукта, достающегося собственникам рабочей силы, капитала и природных ресурсов.

Доход, получаемый от труда, называется заработной платой; получаемый с капитала лицом, лично употребляющим его в дело, - прибылью; получаемый с капитала лицом, не употребляющим его в дело, а ссужающим его другому лицу для производительного применения, - процентом; получаемый целиком с земли и присваиваемый землевладельцем, называется рентой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.