Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория фирмы




 

Настоящий бизнесмен – это тот, кто производит большое количество лучших и более дешевых товаров; кто, являясь пионером прогресса, представляет своим соотечественникам товары и услуги, прежде им неизвестные и недоступные. Он является воплощением деятельного динамизма и способности к постоянному развитию, которое присуще капитализму и свободному предпринимательству. (Людвиг фон Мизес Бюрократия // Бюрократия. Запланированный хаос. Антикакиталистическая ментальность: Пер. с англ. М.:»Дело», 1993. С17-18.).

 


Построение в Российской Федерации социальной рыночной экономики невозможно без повышения эффективности работы промышленных, коммерческих и финансовых фирм. В связи с этим особый интерес, как в теоретическом, так и прикладном аспекте вызывает изучение роли фирмы в рыночной экономике.

Основные вопросы, рассматриваемые в докладе

1. Фирма в рыночной экономике: основные типы, соотношение права собственности и контроля.

2. Теории фирмы: традиционная и институциональная.

3. Фирма и рынок как типы организации экономического обмена в обществе.

Литература

1. Маленьков Б. И. Экономическая теория: курс лекции / Б. И. Маленьков. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2008. С.176-188.

2. Корнейчук Б. В. Институциональная экономика: Учебное пособие для вузов / Б. В. Корнейчук. М.: Гардарики, 2007.

3. Чуева Л. Н. Экономика фирмы: Учебник для студентов вузов. М.: Изд-во «Дашков и К», 2007

4. Корнейчук Б. В. Институциональная экономика: учебное пособие для вуз193.в / Б. В. Корнейчук. М.: Гардарики, 2007. С.193.

 

1. Фирма в рыночной экономике: основные типы, соотношение права собственности и контроля.

Национальная экономика любой страны имеет определенную структуру, основу которой составляют первичные хозяйствующие звенья – предприятия.

Предприятие – это самостоятельная хозяйствующая единица, объединяющая и координирующая материальные, трудовые и другие виды ресурсов, с целью производства продуктов и услуг.

Предприятиями являются металлургический завод, аэропорт, угольная шахта магазин.

Фирма – это общественная, организационно-экономическая форма хозяйственной деятельности.

Причем эта общественная, организационно – экономическая форма хозяйственной деятельности может изменяться в зависимости от существующих в стране экономических методов управления экономикой.

В условиях плановых (принудительных) методов управления экономикой, когда собственность на средства производства, такой формой было объединение, в которое в принудительном порядке включались производственные и научные предприятия.

Так, например, ИСПО включало в себя конструкторское бюро и два завода (Ивановский и Майдаковский). В последствии объединение даже стало международным, на основе включения одного болгарского завода.

В условиях рыночных методов управления экономикой такой формой объединения стала фирма, в которой на основе долевого участия в капитале объединяются различные предприятия. Причем не всегда имеющие единую производственную целостность.

Так, например, ОАО «РИАТ» включает в себя авторемонтный завод, хлебозавод, сеть продовольственных магазинов, сеть дилерских центров по продаже импортных автомобилей и т.д.

Таким образом, в настоящее время существуют д кардинально различные экономические категории предприятие и фирма.

В экономической литературе существуют три противоположные точки зрения на понимание категорий: предприятие и фирма.

Первая точка зрения не проводит различие между этими категориями. (Янова В. В. Экономика. М.: Изд. Экзамен, 2007. С.160, Чуева Л. Н. Экономика фирмы: Учебник для студентов вузов. М.: Изд-во «Дашков и К», 2007, с. 26.).

Вторая точка зрения проводит количественное различие между этими категориями. Фирма это объединение нескольких предприятий. (Экономическая теория (политическая экономия): Учебник / Под общей ред. акад. В. И. Видяпина, акад. Г. П. Журавлевой. М.: ИНФРА-М, 1999. С.154, Экономика (Экономическая теория): Под рук. и ред. Б. Д. Бабаева. Иваново, ИвГУ, 2002. С. 302.).

Третья точка зрения отстаивает полное различие между этими двумя категориями (Экономическая теория: Учебник для студ. вузов / В. Д. Камаев. – М.: Изд. ВЛАДОС, 1999. С. 235.).

По мнению авторов, придерживающихся третьей точки зрения, фирма – это общественная, организационно-экономическая форма хозяйственной деятельности и основной агент рыночной системы любой современной экономики.

Общими чертами свойственными всем фирмам, в рыночной экономике, являются следующие признаки.

1. Организованное единство, то есть определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления, объединенный общим процессом труда.

Так, например, ОАО «РИАТ» состоит из четырех человек: два директора братья Власовы, главный инженер и главный бухгалтер, а все остальные сотрудники включены в обособленные предприятия, контролируемые двумя директорами.

2. Объединение экономических ресурсов для производства благ с целью максимизации прибыли.

Так, например, до своего реформирования РАО ЕС России включало в себя кроме активов необходимых для осуществления своей деятельности также и непрофильные активы. В частности, единственный в РФ завод по производству пороха.

3. Фирма обладает собственным имуществом, которое самостоятельно использует. Причем объем имущества зависит от видов деятельности.

Так, например, для открытия рекламного агентства, с арендованным офисом, необходимо 200 тысяч рублей, а для строительства завода по производству строительных материалов почти сто миллионов рублей.

4. Фирма несет полную материальную ответственность всем своим имуществом по свом обязательствам.

Так, например, налоговая проверка финансовой отчетности фирмы «Юкос» Ходорковского выявила укрытие прибыли, а соответственно ей были предъявлены штрафные санкции. В связи с этим фирме пришлось продать одно из предприятий, принадлежащих фирме. Этим предприятием стал «Юганскнефтегаз».

5. Функционирование фирмы основывается на единоначалие и прямых административных формах управления.

Так, например, ОАО «Красная Талка» возглавляла Клара Лукинична Голицина. Она решала все вопросы единолично.

6. Фирма выступает в хозяйственном обороте от собственного имени.

Так, например, при оформлении договора указываются стороны. С одной стороны, ООО «Красная Талка», в лице директора, действующего на основании Устава предприятия.

7. Фирма за счет своих средств обеспечивает функционирование и дальнейшее развитие.

Так, например, ОАО «Крайтекс» начинало свою деятельность с маленькой комнаты в 12 школе и нескольких кусков ситца. В настоящее время это преуспевающее предприятие.

Единство перечисленных выше признаков придают определенную целостность фирме.

В современной рыночной экономике существует большое количество фирм.

Все эти фирмы можно классифицировать по следующим основным признакам.

1. Различие по сфере деятельности.

По этому признаку обычно выделяют фирмы в сфере материального и нематериального производства.

В материальном производстве фирмы действуют в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и строительстве.

В нематериальном производстве фирмы действуют в области культуры, здравоохранения и образования.

2. По экономическому назначению.

Все фирмы делятся на производящие средства производства и предметы потребления.

3. По типу производства (широта номенклатуры, регулярность поставок, стабильность объемов).

Единичное производство характеризуется широким ассортиментом продукции и малым объемом выпуска продукции (Судостроительный завод).

Серийное производство – это обычно изготовление ограниченного ассортимента продукции.

Массовое производство характеризуется изготовлением отдельных видов продукции в больших количествах.

4. По количеству видов производимой продукции.

Все фирмы делятся на специализированные, выпускающие ограниченное число видов продукции и многопрофильные – производящие большое количество видов продукции.

5. По размеру фирмы.

В зависимости от размеров все фирмы делятся на крупные, средние и мелкие.

Размер фирмы определяется численностью занятых на нем работников.

Приведенная выше классификация может быть представлена в виде следующей таблицы.

Таблица №1.

Классификация фирм по основным признакам

 

Классификация фирм по основным признакам
По сфере деятельности По форме собственности По организационно-хозяйственной структуре По размеру предприятия
Промышленные Аграрные Строительные Торговые Транспортные Финансовые Частные Индивидуальные Коллективные Акционерные Государственные Федеральные Региональные Муниципальные Самостоятельная фирма Концерн Холдинг Малые Средние Крупные

 

Таким образом, наличие различных критериев классификации фирм позволяет показать их многообразие.

Современная рыночная экономика невозможна без многообразия форм собственности, а соответственно без многообразиясубъектов хозяйственной деятельности.

В связи с тем, что субъекты хозяйственной деятельности должны осуществлять свою деятельность в определенном правовом поле, то для каждого из них существует своя организационно-правовая форма.

Организационно-правовая форма функционирования фирмы законодательно регулирует порядок деятельности и ответственности за результаты хозяйствования.

Наиболее значимыми признаками, отличающими одну организационно-правовую форму от другой формы, являются следующие признаки.

· Количество участников данного хозяйственного объединения.

· Форма управления субъектом хозяйствования.

· Способ распределения прибылей и убытков.

· Источники имущества, составляющего материальную основу хозяйственной деятельности субъекта.

· Собственник применяемого капитала.

· Пределы имущественной ответственности.

Таким образом, перечисленные выше признаки позволяют определить выбор одной из организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, а соответственно и фирмы.

 

Таблица №2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.