Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика методов исследования в гендерном подходе




 

В гендерных исследованиях проблема обсуждения философско-методологических оснований и, в частности, эпистемологии, напрямую связана и с проблемой методологии и методов. В свою очередь методология и методы не могут быть независимыми от теоретических оснований, на которых строятся исследования. Не смотря на то, что в гендерном подходе (весьма неоднородном по составу и приоритетам) часто говорится о том, что речь идет не об особенностях методов, а особенностях их применения, можно говорить о большей расположенности к качественным или более «мягким» методам. Преимущество последних видится в том, что они в меньшей степени навязывают позицию исследователя и стремятся к более глубокому озвучиванию различных миров. в числе этих методов наиболее популярны включенное наблюдение, биографический метод, феноменологическое и нарративное интервью, фокус-группы и т.п. в последнее время наибольшей популярностью пользуются методы, относящиеся к так называемой методологии второго лица, предполагающие тесное взаимодействие между исследователем и участниками исследования, в частности, многоголосое исследование. Эти методы уже описывались нами ранее при обсуждении специфики конструктивистского подхода, здесь же хотелось бы отметить их способность схватывать чувства и переживания участников, вести продуктивный диалог с участниками на предмет уточнения выявленных тенденций и фактов. Как правило, все это способствует повышению экологической валидности результатов исследования.

Исследователи пытаются переосмыслить отношения между познающим и познаваемым на предмет выявления влияния властных отношений и нахождения путей их преодоления. Как отмечалось ранее, власть пронизывающая дискурс, проникает и в исследовательскую ситуацию. Она проявляется в асимметрии положения исследователя и исследуемых, возможности манипулирования и управления последними. Исследователь всегда находится в преимущественном положении, обладая монополией на знание, осуществляя власть, задавая вопросы, анализируя ответы и, как правило, обладая более высоким социальным статусом.

В гендерных исследованиях имеет место постоянная рефлексия проблемы интерпретации полученных результатов исследования. Но возможности рефлексии не безграничны и лишь в небольшой степени изменяют отношения между исследователем и исследуемыми. В качестве дополнительных инструментов используются диалоговое или интерактивное интервью, направленные на преодоление отчуждения исследуемых, формируемого в процессе использования исследовательских процедур. Для преодоления (или смягчения) иерархии исследовательской ситуации предлагается также включать исследуемых в обсуждение результатов анализа. Идеальной ситуацией считается совместная выработка интерпретации результатов исследования всеми заинтересованными сторонами. Признается, что исследователь – это не невидимый, автономный, беспристрастный субъект, а исторически локализованная личность с конкретными желаниями и интересами, влияющими на постановку задач, способы проведения исследования и интерпретацию его результатов. Поэтому рефлексия рассматривается как необходимая на всех этапах исследования.

В то же время в гендерных исследования речь не идет только об установлении аутентичности или обеспечении экологической валидности. Достаточно серьезное внимание уделяется и усилиям по снижению влияния искажающих факторов, что в свою очередь способствует развитию измерительных инструментов качественного анализа. Возможности контроля за измерительным процессом заключаются в поддержании интерсубъективности, которая понимается как баланс между перспективой исследуемых и условиями контекста, достигаемый посредством включения нескольких интерпретаторов (Kohli M., Roberts G., 1984). Аналогичную роль в обеспечении валидности играет и процедура методологической триангуляции, более подробное описание которой будет представлено при рассмотрении методов исследования в социальной психологии, и предполагающая оптимальную комбинацию возможностей количественных и качественных методов. Процедура методологической триангуляции позволяет утроить контроль за счет не только расширения круга интерпретаторов, но и применяемых методов анализа, теоретических подходов, а также исследовательских данных.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.