КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гендерная проблематика в социальной психологии
Исследования гендерной проблематики базируются на констатации того факта, что пол и гендер являются понятиями многомерными. Литература проблемной области включает целый ряд областей: биологические основания гендера, активность и интересы, соотношение личностных и ситуативных факторов, гендерный аспект социальных отношений, стилистическое и символическое содержание. К изучению содержания гендера привлекаются различные подходы, включая оценку понятий и представлений, самопрезентацию, предпочтения аттитюды, ценности и т.п. важность многомерного подхода к изучению гендерной проблематики обусловлена, прежде всего, тем, что с его помощью становится возможным установление отношений между различными аспектами этого сложного социально-психологического феномена. Бурное развитие гендерных исследований в 1970-е годы связано с понятием андрогинии, обозначающим людей, успешно сочетающих в себе как традиционно мужских, так и традиционно женских психологических качеств. Популярность данного понятия во многом связана с теоретическими разработками Сандры Бем (Bem, 1974). Согласно Бем андрогинные люди, в силу обладания как маскулинными, так и феминными чертами, обладают широким спектром доступных типов поведения, наиболее эффективных по отношению к определенному ситуативному контексту. Как предполагается, они очень гибки в межличностных отношениях. Люди же однополовой идентичности, наоборот, крайне ограничены в возможностях поведения (либо маскулинного, либо феминного) и в силу этого проявляют низкий уровень гибкости. В силу высокой гибкости андрогинные люди являются более психологически регулируемыми. Для определения уровня маскулинности и феминности, понимаемых как независимые измерения личности, Сандрой Бем был разработан специальный опросник. В соответствии с этим опросником мужчины и женщины подразделяются на четыре группы, представленные в таблице Х.Х.
Таблица Х.Х. Характеристики маскулинности и феминности по С. Бем Приводится по: Клецина И.С. гендерная социализация. – СП б: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998, с. 17. В работах Бем было показано, что не только мужчины, но и женщины могут быть маскулинными, и не только женщины, но и мужчины могут быть феминными, сохраняя при этом психологическую комфортность и адаптированность к различным ситуациям. Эта идея была развита в ряде других исследований. Плек (Pleck, 1987) обосновывает идею о расщепленности, фрагментарности гендерных ролей. Такого рода расщепленность находит свое выражение в ролевых конфликтах, ранее объяснявшихся наличием низкой самооценки. Примерами такого рода конфликтов являются конфликт ролей деловой женщины (независимой, честолюбивой, сильной, активной и т.п.) и матери (эмпатичной, воспитывающей, хозяйственной и т.п.). Тем не менее, по отношению к андрогинии был выявлен и ряд противоречивых особенностей (Deaux, 1984). В частности было отмечено несоответствие между путями измерения и концептуализации андрогинности (Martin, 1999). Типичным методом оценки андрогинности является идентификация индивидов, демонстрирующих высокий уровень маскулинных и феминных качеств личности, но маскулинность отражает только инструментальный аспект оценки личности, в то время как феминность – экспрессивный, что не дает возможности для выявления всего спектра аспектов маскулинности и феминности. Следующим шагом было представление о гендере как о схеме или концепте, введенном культурой и определяемом как когнитивно-аффективная структура, созданная для упорядочивания для упорядочивания индивидуального опыта и организации человеком своего поведения (Е. Иванова, 2001). Гендер начал пониматься как социальная категория процессуального свойства, как динамическая и ситуационно детерминированная характеристика, а не как некая статичная черта личности. Как отмечает Е. Иванова, «гендерных исследований в психологии стало значительно больше, однако распределены они неравномерно: в одних областях их больше, в других – меньше» (2001, с. 313). В социальной психологии гендерные исследования в большей степени связаны с проблемами гендерной идентичности, социализации, межличностного взаимодействия, стереотипизации и социальных отношений. Понятие гендерной идентичности обычно используется для описания субъективных ощущений индивида в отношении себя как мужчины или женщины. Причем гендерная идентичность рассматривается как независимая от подчинения соответствующим ролевым представлениям или специфическим качествам личности. в рамках социальной психологии развития большое внимание уделяется процессу формирования ролевых представлений и самоощущений себя как мальчиков и девочек. Понятие гендерной роли используется для представления гендерных стереотипов или гендерных отличий. В более узком смысле это понятие обозначает социально предписываемые роли, традиционно ассоциируемые с полом. В феминистской психологии в работах Маргарет Мид убедительно показана несостоятельность убеждения об изначальной предуготованности мужчин и женщин к соответствующим социальным ролям. Ее наблюдения за жизнью трех племен в Новой Гвинее было установлено, что мужчины и женщины исполняли совершенно различные роли, иногда прямо противоположные общепринятым стереотипам, считающимся «естественными» для каждого пола. Многообразие гендерных роле в различных культурах и в разные эпохи также свидетельствует о культурной детерминации как гендерных ролей, так и связанных с ними стереотипов. Представители разных культур по разному решают вопрос о распределении домашней работы, воспитании детей, отношении к карьере и т.п. Гендерные роли и стереотипы определяются не только культурой. И.С. Кон пишет в этой связи: «Если рассматривать этот вопрос исторически, нельзя не заметить, что традиционная система дифференциации половых ролей и связанных с ними стереотипов маскулинности-фемининности отличалась следующими характерными чертами: 1) мужские и женские виды деятельности и личные качества отличались очень резко и казались полярными; 2) эти различия освящались религией или ссылками на природу и представлялись нерушимыми; 3) мужские и женские функции были не просто взаимодополнительными, но и иерархическими – женщине отводилась зависимая, подчиненная роль, так что даже идеальный образ женщины конструировался с точки зрения мужских интересов» (1981, с. 53). Сегодня изменения в социокультурной ситуации привели и к изменению соответствующих гендерных стереотипов. В социально-психологических исследованиях показано, что не существует «чисто» мужской или женской личности, в обыденном и научном сознании осознается факт социокультурного происхождения гендерных стереотипов. На основании различных данных, полученных в исследованиях социальных стереотипов, Г. Тэджфел (H. Tajfel, 1981) пришел к ряду обобщений, вполне применимых и к гендерной проблематике. Люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками. Такие стереотипы проявляют тенденцию сохранять свою стабильность на протяжении длительного времени. Социальные стереотипы могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит достаточно медленно. Стереотипы усваиваются очень рано и используются детьми задолго до формирования собственного мнения о тех группах, к которым они относятся. Таким образом, гендерные стереотипы очень сильны и принимаются даже теми группами, относительно которых они сформированы. Социокультурная детерминированность этих стереотипов создает предпосылки и для их изменения. Тем самым создаются основания и для изменения идеологии социально-психологических исследований – отказ от идеи внеполовой универсальности и поиск альтернативных решений. В целом значение гендерной традиции в социальной психологии можно свести к следующим основным выводам: 1. Гендерные исследования стали неотъемлемой частью психологической науки, пронизывающей широчайший спектр проблемных областей. 2. Гендерный подход продемонстрировал социокультурную детерминированность многих социально-психологических феноменов и явлений и необходимость переосмысления методологии и методов исследования.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |