Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-когнитивно-поведенческий подход




Когнитивный подход

Ориентируясь на компьютерную метафору в социально-психологическом рассмотрении личности, представители когнитивного подхода акцентируют свое внимание на социально-познавательной активности, уделяя особое внимание тому, как человек конструирует свои представления о самом себе и окружающем мире. Пытаясь оставаться в основном в рамках эксперименталистского подхода и номотетики в описании познавательной активности человека, когнитивисты, тем не менее, понимают, что без включения в плоскость рассмотрения внутренней активности личности по познанию социального мира предмет социальной психологии становится неполным и искусственным.

Обзор основных единиц познавательной активности уже представлялся нами как в общей характеристике когнитивистской парадигмы, так и будет представлен в развернутом виде в главе Х. Здесь же следует отметить именно культурно-историческую детерминированность социального познания, обосновываемую вслед за Жаном Пиаже и Львом Семеновичем Выготским когнитивистами. Основополагающий процесс категоризации напрямую представлен к транслируемой в культуре системе понятий и связанных с ней систем значений, которыми наделяет субъект познаваемые объекты и их свойства. Неопределенность в понимании специфики и механизмов восприятия и интерпретации объектов окружающего мира становится невозможным и понимание социальной феноменологии, в том числе и групповых процессов, как таковой.

Когнитивисты исходят из констатации того, что реальность является субъективно переживаемой, зависимой от восприятий людей. Соответственно мысли людей о самих себе и окружающем мире играют определяющую роль по отношению к социальному поведению. Примером такого рода рассмотрения является теория личностных конструктов Джорджа Келли, определявшего личность как систему конструктов, используемых индивидом для понимания и предсказания мира. Исходная идея заключалась в констатации зависимости как мировосприятия, так и самовосприятия от сложившихся обобщенных представлений о тех или иных аспектах отражаемой реальности. Полагаясь на эти обобщения или конструкты, человек ориентируется и определяется в происходящем и получает возможность прогнозирования событий.


 

Более интегративная линия рассмотрения личности в контексте нахождения взаимосвязи между познавательной активностью и поведением представлено в социально-когнитивно-наученческой традиции, наиболее известными представителями которой являются Роттер, Бандура и Мишель. Отдавая приоритет внутренней активности человека в его взаимодействии с окружающим миром, представители данного подхода пытаются найти факторы, определяющие специфику поведения личности в социальном окружении. Роттер считает, что люди формируют генерализованные ожидания в отношении уровня контроля над соотношением поведения и подкрепления. Именно ожидание реальности подкрепления и выступает в качестве мотиватора поведения. С точки зрения Роттера люди обладают огромными возможностями в многозначности и гибкости интерпретации ситуаций, в которых они действуют. Соответственно для стимулирования соответствующего поведения необходимо учитывать субъективную ценность или значимость как самих ситуаций, так и связанных с ними возможностей подкрепления.

Сходной логики рассмотрения социального поведения личности первоначально придерживался и Бандура, выдвинувший в качестве ведущей детерминанты ожидаемую эффективность как определяющую характер и направленность активности человека в отношении той или иной задачи. Если ожидаемая эффективность высока, то и уровень активности по достижению поставленных целей высок. Если она низка – наоборот. Именно работа с ожидаемой эффективностью, по мнению Бандуры, и определяет степень успешности в разрешении проблемного поля людей. В последующие годы Бандура расширил систему факторов, детерминирующих социальное поведение в рамках уже описывавшегося принципа взаимного детерминизма. В соответствии с данным принципом поведенческие влияния, порождаемые личностью и исходящие от окружения, а также само поведение являются элементами системы взаимовлияний совместно оперирующих и взаимодетерминирующих друг друга. Ситуативные факторы являются не менее значимыми, чем личностные. Точно также как значимым является и характер выполняемой активности, могущий определять как отношение к ситуативному контексту, так и включение тех или иных личностных качеств. В рамках подхода Бандуры становится очевидной бесперспективность дисциплинарной обособленности в рассмотрении проблематики социального поведения личности с позиций или социальной психологии, или персонологии, или общей психологии. Логике или – или должна прийти на смену логика и – и.

Эта логика реализована и в концепции Мишеля, считавшего, что вместо выяснения того, какие черты личности или ее динамики, или какие аспекты окружения контролируют поведение человека в данном конкретном случае, следует пытаться определить как сама личность рассматривает и осмысливает ситуацию, как она когнитивно конструирует внутреннее и внешнее окружение. Мишель не просто сместил акценты на внутреннюю активность личности в организации социального взаимодействия, но и предложил ряд концептов, описывающих эту активность: когнитивные переменные личности; когнитивное и поведенческое конструирование компетентности; стратегии кодирования и личностные конструкты; субъективная ценность стимулов. Расшифровка этих концептов уже давалась в разделе, посвященном общей характеристике социально-когнитивно-наученческой традиции, здесь же следует отметить именно интегральный, междисциплинарный характер предлагаемых решений.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 960; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.