Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феномен лидерства




Феномены управления групповым процессом

 

До сих пор предметом нашего рассмотрения главным образом являлась феноменология группового процесса. Однако успешное развертывание последнего требует немалых усилий по его организации, поддержанию целевой направленности, координации индивидуальных действий и т.п. – словом, нуждается в эффективном управлении. Естественно, возникает вопрос относительно средств подобного управления. Как видно из названия настоящей главы, речь в данном случае идет не о методических приемах управления, а о его феноменологических характеристиках, имеющих социально-психологическое содержание относящихся к малой группе. Мы имеем в виду лидерство в малой группе и руководство ею.

Учитывая чрезвычайную популярность названных выше феноменов, вследствие чего они не раз становились предметом серьезного сопоставительного анализа в работах отечественных (Кричевский, Дубовская, 1991; 2001) и зарубежных (Manstead A., Hewstone, M., 1999) авторов, мы не будем специально останавливаться на концептуальной стороне обсуждаемого вопроса, а перейдем непосредственно к изложению соответствующих исследовательских данных.


 

Феномен лидерства давно привлекает внимание социальных психологов. Сам факт того, что люди следуют за каким-либо человеком, делегируя ему право принимать решения и организовывать совместную деятельность, ставит по крайней мере ряд вопросов, требующих нахождения обоснованных ответов: Почему? Благодаря чему? На каком основании? Посредством каких механизмов? Нахождение ответов на эти и многие другие вопросы стимулировало многочисленные попытки выстраивания различных теоретических моделей, а также эмпирически выявленных факторов, определяющих выдвижение человека на позицию лидера.

Понятие лидерства. Прежде чем переходить к существующим концепциям лидерства полезно определить само понятие. Одним из наиболее распространенных в отечественной психологии является определение, предложенное В.П. Позняковым – «Лидерство в малой группе – это феномен воздействия и влияния индивида на мнения, оценки отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов» (Социальная психология, 2002, с. 216). В западной социальной психологии лидерство определяется как «признаваемое окружением обладание способностью оказывать позитивное мотивирующее влияние на мысли, чувства и действия членов группы, соответствующее групповым целям» (Manstead, Hewstone, 1999, c. 358). Как отмечает автор этого определения Филип Смит, ключевым словом должно является «влияние», соответствующее групповым целям. Такое определение акцентирует внимание на социальном и поведенческом аспектах, не придавая существенного значения позиции, занимаемой конкретным человеком в структуре межличностных взаимоотношений в группе. Здесь скорее подчеркиваются качественные характеристики личности, связанные с особенностями ее взаимоотношений с членами группы, их мыслями и действиями и их оценкой окружающими. Статусные же характеристики, такие как должность, звание и прочее могут либо способствовать, либо препятствовать проявлению этих качеств. Еще одной существенной особенностью этого определения является акцентирование на аспекте признаваемости окружающими. В современной социальной психологии четко дифференцируется наличие соответствующих способностей и субъективное признание их наличия. В обыденной реальности это проявляется в том, что человек может и обладать соответствующим лидерским потенциалом, но не будучи признанным окружением он не добьется актуализации этого потенциала. И, наоборот, он может и не обладать оптимальным набором личностных качеств, но может быть признанным лидером. Таким образом налицо момент социальной конструируемости лидерства. Именно поэтому особую роль приобретает процесс формирования «имиджа».

Более того нельзя смешивать понятия «лидер» и «лидерство». Люди, определяемые или известные как «лидеры» могут обладать значительно большим позитивным влиянием по сравнению с обычными членами группы хотя такие же личностные качества могут присутствовать в разной степени и у остальных членов группы. Сам же процесс выдвижения человека на позицию лидера способствует, во-первых, «усилению» этих качеств и, во-вторых, приданию большей авторитетности осуществляемому лидером влиянию на членов группы. Точно так же как потеря авторитетности лидером, приводит к усилению субъективной выраженности недостатков.

Также необходимо отличать лидерство от подчиняющей власти. Обычно лидерство предполагает отношение власти и подчинения, но индивиды, основывающиеся на принуждении как основе власти не рассматриваются как лидеры, теряя возможность неформального признания и поддержки. Поэтому лидерство не ассоциируется с диктатурой или тиранией. Именно поэтому различного рода диктатуры в основном держатся на страхе и быстро теряют авторитет при крушении режимов. Примером чему являются недавние события в Ираке. Когда конформная демонстрация лояльности президенту Хусейну при власти сменилась абсолютным его забвением после свержения режима.

Лидерство как явление, основанное на социально-психологических механизмах, следует отличать и от руководства, в основе которого лежит использование экономических, организационных и командно-административных методов воздействия (Б.Д. Парыгин). Как отмечает В.П. Позняков, это отличие выражается, прежде всего, в том, что основными признаками лидерства являются: более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач, большая информированность о решаемой задаче, членах группы и ситуации в целом, более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы, большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе, большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы (Социальная психология, 2002, с. 217).

Функции лидерства. Рассмотрение феномена лидерства предполагает определение в его функциях. В.П. Позняков называет следующие основные функции лидера: организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах, выработка и поддержание групповых норм, внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе (там же).

Типы лидерства. Проблема типологии лидерства имеет длительную историю. Разными авторами предлагались различные подходы и критерии (Г.М. Андреева, Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский, Л.И. Уманский и др.) В.П. Позняков в соответствии с выделением двух основных сфер жизнедеятельности малой группы: деловой, связанной с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и эмоциональной, связанной с процессом общения и развития психологических отношений между членами группы, предлагает выделение двух основных видов лидерства: лидерство в деловой сфере (иногда его «инструментальное лидерство») и лидерство в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»). Эти два вида лидерства могут быть персонифицированы в одном лице, но чаще они распределяются между разными членами группы. В зависимости от степени выраженности направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы лидеров, ориентированных на решение групповых задач, лидеров, ориентированных на общение и взаимоотношения в группе, и универсальных лидеров. Внутри каждой из сфер групповой жизнедеятельности могут быть выделены более дифференцированные роли: лидер – организатор, лидер – специалист, лидер – мотиватор, лидер – генератор эмоционального настроя и т.д. (там же).

Не останавливаясь на детальном рассмотрении каждого из выделенных типов лидерства перейдем к рассмотрению основных теоретических подходов к феномену лидерства.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.