Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Задайте специальные вопросы к диалогической ситуации так, чтобы они соответствовали ответам, и Вы узнаете




Задайте специальные вопросы к диалогической ситуации так, чтобы они соответствовали ответам, и Вы узнаете, как Ваш друг расспросил своего нового знакомого из Шотландии о его семье.

1.?

My father is 47 years of age.

2 .?

He is a musician.

 

3.?

He loves jazz music.

 

4 .?

He plays the drum every day. (барабан)

 

5 .?

My mother works as an architect. She designs buildings.

 

6 .?

Sheis 39.

 

7 .?

In her spare time she usually reads books.

 

8 .?

She loves romantic novels.

 

9 .?

My sister goes to school.

 

10.?

She likes Maths.

 

Спецкурс «Коммуникации в системе управления» посвящен анализу актуальных научных, управленческих и социальных проблем, стоящих перед современным обществом, в сфере социальных явлений и процессов, связанных с межличностной и массовой коммуникацией, экономическими, политическими и другими факторами журналистского производства, эффектами воздействия коммуникаций на индивидуальное сознание и общественное мнение и т.п.

Актуальность данного курса обусловлена возрастающей ролью коммуникационных процессов в системе управления, в развитии современного общества, что прослеживается на уровне формирования установок, представлений, стереотипов и мнений как отдельного индивида, так и социальных групп, общностей, а также макроструктур политического и экономического порядка, важнейших институтов общества, таких как государство, производство, образование и др. Особый интерес вызывает специфика коммуникационных процессов в системе управления современной России, которая связана с социальными, политико-правовыми, экономическими трансформациями, произошедшими за последние десятилетия. В современных условиях коммуникация пронизывает практически все сферы жизни общества и человека, в связи с этим требует междисциплинарного изучения с включением арсенала социологического, управленческого, психологического, философского и других видов знания. С учетом данной ситуации было определено содержание курса «Коммуникация в системе управления» и составлена его структура. В основу курса легли как ведущие научные теоретико-методологические традиции и направления, изучающие коммуникацию, так и эмпирические методики ее исследования.

Учебное пособие состоит из четырех разделов и приложения. Первый раздел включает программу дисциплины «Коммуникация в системе управления». Во втором разделе представлены планы семинарских занятий. Третий раздел содержит материалы, необходимые для самостоятельной работы студентов: вопросы и темы для дискуссионного обсуждения, практические задания по изучению коммуникаций, список литературы, необходимой для подготовки к той или иной теме. Четвертый раздел посвящен контрольным заданиям, включает вопросы к зачету, образцы тестов и контрольные работы. В приложении предлагается образец по разработке контент-аналитического инструментария для анализа текстов коммуникации.

Данный практикум является учебным пособием для студентов очной, заочной форм обучения и позволяет оптимизировать учебный процесс по освоению теоретико-методологических знаний в области управления коммуникационными процессами, обретению навыков практического анализа и прикладного исследования социальной коммуникации.

Раздел 1. ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА

«КОММУНИКАЦИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ»

1. Цели и задачи дисциплины «Коммуникации в системе управления».

Объектом изучения дисциплины является социальная коммуникация.

Предметом изучения выступает социальная детерминированность коммуникационных процессов в системе управления и управленческих отношений.

При организации учебного процесса по дисциплине устанавливается следующая цель ее преподавания: формирование комплекса теоретико-методологических знаний и практических навыков анализа коммуникации в системе управления.

В результате преподавания спецкурса могут быть решены следующие задачи: ознакомление с понятием, видами, спецификой коммуникации в обществе и классическими, неклассическими научными подходами к коммуникации в системе управления; овладение приемами практического анализа структуры, содержания, организации и механизмов воздействия коммуникации.

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

- основные понятия и категории спецкурса, такие как коммуникация, перцепция, межличностная коммуникация, невербальная коммуникация, средства массовой информации, масс-медиа, функции и дисфункции СМК, идеология, индустрия культуры, семиология, социальное конструирование реальности, журналистика, контент-анализ и т.д.;

- существующий спектр научных концепций и теорий, объясняющих сущность, структуру, специфику коммуникативных процессов;

- методы эмпирического исследования коммуникации.

Студент, изучивший дисциплину, должен уметь:

- давать характеристику и выявлять основные черты межличностной коммуникации;

- выявлять социальные, экономические, политические, организационные, технологические факторы и условия коммуникации в сфере средств массовой информации;

- анализировать различные аспекты коммуникаций (содержание, функции, эффекты);

- применять приобретенный арсенал знаний в практике управленческой деятельности.

Для успешного освоения материала студенту необходимы знания, приобретенные из предшествующих дисциплин, таких как социология, культурология, теория управления, отечественная история, философия, политология, психология и педагогика, теория организаций, управление общественными отношениями и др.

Тема 1. Введение в проблематику курса «Коммуникации в системе управления»

Коммуникация как процесс обмена информацией, сообщениями на межличностном и на межгрупповом уровне, отражает идеи, знания, опыт, ценности, деятельность общающихся сторон. Процессы коммуникации опосредуют функционирование всех социальных систем, и, прежде всего, систем управления, поскольку именно через социальный механизм коммуникации возникает и реализуется власть в обществе. Эффективное использование коммуникационных ресурсов определяет в современном мире приоритетность положения организации, общности и государства. По видам коммуникация бывает групповая/межгрупповая или межличностная/массовая. По способам коммуникация бывает вертикальная – нисходящая и восходящая, горизонтальная, межуровневая, формальная и неформальная. В управленческой деятельности от коммуникации требуется оптимальность, полнота, объективность, точность. Социальная коммуникация решает задачи интеграции индивидов в группы и общество, дифференциации общества, обособления социальных групп через общение и осознание специфики, создания предпосылок для подготовки, принятия и осуществления управленческого решения. Препятствием для коммуникации могут служить различного рода барьеры, которые связаны с тем, что информация противоречит опыту, различаются социальные установки людей, неточно воспринимаются и понимаются слова, символы или элементы невербальной коммуникации. В управленческой деятельности в большей степени задействован функционально-ролевой тип коммуникации, который является безличным, специализированным, ранжированным и соответствует предписанной социальной роли. Для эффективности коммуникации руководитель должен перед отправлением сообщения точно уяснить его содержание, предусмотреть потенциальные барьеры коммуникации, а также быть открытым и установить обратную связь.

 

Содержание лекции

Понятие коммуникации. Виды коммуникации. Коммуникация как объект междисциплинарного научного изучения. Система общественных наук, изучающих коммуникацию. СМК, СМИиП, СМИ, масс-медиа – определение понятий. Особенности коммуникационных процессов в обществе традиционного и современного типов. Значение коммуникации в социальной подсистеме общества в управлении. Барьеры коммуникации. Функционально-ролевой тип коммуникационного взаимодействия в управленческой деятельности. Эффективность коммуникации в управлении. Виды коммуникации в системе управления. Понятие и стратегии супероптимальных управленческих решений. Коммуникация и кибернетика. Информационная управленческая система. Управление базами данных. Информационная политика и информационное обеспечение. Значение коммуникации в современном мире и актуальность ее изучения.

Тема 2. Межличностная коммуникация в теории и практике управленческой деятельности

На микроуровне коммуникация может рассматриваться в трех взаимосвязанных аспектах: информационном, интерактивном и перцептивном. Коммуникация есть обмен информацией, обмен действиями и восприятие партнерами по общению друг друга. Индивиды в ходе общения обмениваются информацией, мыслями, установками, в ходе чего коммуникация развивается, формируется, уточняется. Информация передается посредством вербальной коммуникации (речь) и невербальной коммуникации (жесты, мимика, вокализация, организация пространства и времени, визуальный контакт). Кроме обмена информацией в ходе коммуникации происходит обмен действиями и планирование общей деятельности. В науке разработаны концепции о факторах мотивации действий, стилях и типах социальных действий в процессе коммуникации (Т.Парсонс, Я.Щепаньский, Э.Берн, Дж.Мид и др.). Межличностная перцепция как восприятие человека человеком рассматривается в тесной связи с механизмами идентификация (понимание себя через другого), рефлексией (осознание, как индивид воспринимается партнером по общению), каузальной атрибуции (приписывание другому человеку намерений, чувств, качеств в условиях недостатка информации), аттракцией (образование чувств). Коммуникативное воздействие осуществляется через такие социально-психологические механизмы как заражение, внушение, подражание.

 

Содержание лекции

Понятие межличностной коммуникации. Невербальная коммуникация и ее виды. Общение как обмен информацией в коммуникативном процессе. Убеждающее коммуникативное воздействие. Перцептивная сторона общения и эффекты межличностного восприятия. Определение понятий «каузальная атрибуция», «стереотип», «аттракция», «идентификация». Когнитивные концепции социального восприятия. Интерактивная сторона общения и коммуникативные аспекты социального взаимодействия. Концепции социального взаимодействия. Формы и характеристики социально-психологического коммуникативного воздействия: заражение, подражание, внушение.

 

 

Тема 3. Системно-структурный подход к коммуникациям в системе управления

Структурный функционализм формируется в рамках системных научных представлений. Он воплощает целостный (антиэлементарный) подход к объектам изучения, выделяет иерархическое строение (структуру) и функциональные связи. Основу любого феномена составляют системные связи, которые образуют системную целостность. СМК как самоуправляющаяся и самокорректирующаяся система должна обеспечивать жизнедеятельность целого общества. Это средство поддержания функций общества, его интеграции и целостности. Посредством деятельности СМК формируется, более ли менее, адекватная картина жизни социума.

СМИ рассматриваются как подсистема, социальный институт общества, который должен выполнять ряд функций. Например, функции на уровне социума: информационная функция (информирование о событиях, условиях жизни, инновационных проектах); функция социальной связи (интерпретация происходящего, поддержка существующих норм и властных отношений, социализация, координация социальной активности, формирование общего согласия); обеспечение преемственности (выражение образцов доминирующей культуры, “узнавание” субкультур, новых культурных направлений, поддержание общности социальных ценностей); рекреативная функция (создание возможностей для отдыха и развлечений, снижение социальной напряженности); функция мобилизации (организация кампаний в связи с активными целями в политике, экономической, социальной сфере).

На индивидуальном уровне массовая коммуникация выполняет следующие функции: информационная функция (обучение, приобретение знаний, образование); функция личностной идентификации (выработка/подкрепление индивидуальных ценностей, моделей/норм поведения, идентификация с ценностями других, достижение понимания самого себя); функция интеграции и общения (формирование основы данного диалога, общения, помощь в реализации социальных ролей, понимания положения других, переживания); функция развлечения (эмоциональная разработка, заполнение свободного времени, эскапизм, эстетическое наслаждение). Возможны также дисфункции СМИ как социального института, например, дезинформация, контроль сознания, повышение агрессии в обществе. Подход разрабатывали Г.Лассвелл, Р.Мертон, А.Моль, М. Де Флюэр, Н.Луман и др.

Содержание лекции

Теоретические истоки структурно-функциональных и системных представлений о коммуникации. Структурно-функциональные концепции массовых коммуникаций (Г.Лассвелл, П.Лазарсфельд, Р.Мертон). Кибернетический подход к СМК А.Моля (социодинамическая теория). Системное представление массовой коммуникации в теории М. Де Флюэра. Концепция СМК в рамках теории социальных систем Николаса Лумана. Концепты системного и структурно-функционального подходов в исследованиях и разработках отечественных ученых.

 

 

Тема 4. Идеология и коммуникационные процессы в современном обществе (критическая парадигма)

Последователи К.Маркса критически оценивали роль идеологии как формы коммуникации в обществе. Идеология распространяет иллюзорные представление о реальности, способствует консервации порядка, который выгоден господствующим классам. Она детерминируема способом производства и условиями собственности. За идеологией скрывается экономическая борьба классов: частный интерес выдается в качестве всеобщего, людей вынуждают делать то, что не отвечает их интересам. Л.Альтюссер выделял репрессивный аппарат государства (армия, полиция, суд и др.) и идеологический, куда относил религию, образование, право, средства массовой коммуникации и др. А.Грамши определил гегемонию как способность правящего класса обеспечивать свое лидерство и превосходство, не прибегая к насилию, чему способствуют институты гражданского общества, в том числе СМК. Представители Франкфуртской школы ввели понятие «индустрия культуры». Феномен появился благодаря технологическому прогрессу, рациональности и новым средствам связи. Индустрия культуры приводит сознание людей в соответствие с нужной конформистской установкой. Она структурно принуждает. Ее главная цель – сохранить существующий социальный порядок, обеспечить основу для его легитимации. Продукты культуры, произведенные этой индустрией при поддержке финансовой и политической власти, являются экономическими товарами. Масс-медиа играют главную роль при производстве и распространении продуктов индустрии культуры. Изображая объективную реальность, медиа искажают ее, потому что выражают, прежде всего, идеологию правящего класса, при этом подавляются любые попытки выступлений со стороны оппозиции. Манипулирование индивидом, интернализированная в ценность пассивность личности, развитие ложного сознания для сдерживания социального конфликта между антагонистическими группами, распространение идеологии потребления и комфорта – цель и результат такого конструирования. Г.Мердок и П.Гоулдинг, подтверждая общее положение о том, что в современном обществе процесс создания журналистского продукта сопровождается давлением извне со стороны экономических структур, провели прикладное исследование, в котором показали как конкретные капиталистические фирмы и медиа-конгломераты управляют информационными потоками и оказывают воздействие на деятельность редакторов, журналистов и в целом на производство новостей.

Содержание лекции

Концепция идеологии в работах основоположников марксизма. СМК как часть надстройки. Идеология как ложное сознание. Структуралистская интерпретация идеологии Л.Альтюссера. СМК и концепция гегемонии А.Грамши. История становления Франкфуртской школы. Концепция «индустрии культуры» Т.Адорно и М.Хоркхаймера. Г.Маркузе и Ч.Миллс о средствах массовой коммуникации. Стратегии идеологического конструирования Дж.Б.Томпсона. Исследования британской группы по изучению массовой коммуникации из Университета в Глазго. Политэкономические взгляды на массовую коммуникацию в трудах современных западных социологов Р.Дриера, Г.Мердока, Н.Хомски, Э.Хермана. Достоинства и недостатки неомарксистской перспективы.

 

 

Тема 5. Журналистика и опросы общественного мнения




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.