Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии социально-экономической эффективности деятельности организации




Проанализируйте информацию в качестве ресурса и в качестве продукта труда в деятельности конкретной организации социальной сферы.

Назовите особенности информационных продуктов и услуг в организациях социальной сферы.

Приведите примеры использования информационного ресурса в качестве предмета и в качестве средства труда.

4. Из каких структурных элементов состоит рынок информации и каковы их особенности в социальной сфере?

5. Какое место занимает процесс управления информацией в деятельности организации социальной сферы?

 

 


Глава 7. Эффективность деятельности организации социальной сферы

 

 

Эффективность деятельности организации сферы социальных услуг может рассматриваться в двух аспектах — экономическом и социальном. Общественная эффективность процесса воспроизводства социальных услуг в экономике логически может быть представлена следующей формулой:

 

результат воздействия сферы социальных услуг
на систему общественных отношений

ЭВП = ——————————————————————––––––––––––.
затраты на воспроизводство отраслей сферы социальных услуг

 

Количественная оценка знаменателя этой формулы не вызывает сложности. Затраты на воспроизводство социальных услуг — это затраты трудовых, материальных и денежных ресурсов, необходимых для их производства, реализации и потребления.

Количественная оценка результата воздействия социальных услуг на систему общественных отношений — наиболее сложный вопрос в теории и практике общественной социально-экономической эффективности воспроизводства социальных услуг. Общественные отношения включают производственные, социальные, нравственные, этические и другие. Продукция социальной сферы может оказывать влияние на производительные силы общества, социально-экономическое развитие страны. Прямое количественное измерение этого воздействия не представляется возможным. Отсюда возникает проблема оценки эффективности социальной сферы. Более детальное рассмотрение показателя эффективности социальной сферы позволяет выделить следующие факторы, оказывающие на нее влияние:

– количество и ассортимент социальных услуг;

– качество социальных услуг;

– соответствие совокупного предложения сферы социальных услуг по объему и структуре общественным потребностям и спросу потребителей;

– время воспроизводства социальных услуг;

– моральное старение социальных услуг в процессе их воспроизводства;

– расходы, необходимые для процесса воспроизводства социальных услуг.

Из этих факторов наиболее полно поддается количественному учету только последний. Поэтому традиционно делаются попытки оценивать эффективность социальной сферы через систему частных показателей. Они не могут отражать непосредственно эффективность воспроизводства социальной сферы, но позволяют измерить степень влияния на нее факторов, поддающихся измерению.

Рассмотрим на примере социально-культурной сферы систему показателей ее эффективности

 

Рис. 6. Эффективность социально-культурной сферы

 

В рамках коммерческого сектора социальной сферы экономическая эффективность организации исчисляется традиционным способом:

 

результат (эффект)
ЭФ = ——————————

ресурсы (затраты)

 

Данный вариант исчисления экономической эффективности отражает величину прибыли-результата или эффекта от хозяйственной деятельности от вложенных ресурсов или затрат. Соотношение величины числителя и знаменателя формулы показывает величину экономической эффективности. Поэтому исследование данного показателя всегда связывается с исследованием всех факторов, оказывающих влияние на прибыль и расходы организации социальной сферы.

Наиболее синтетическим показателем экономической эффективности на микроуровне является рентабельность, которая может быть четырех видов:

 

прибыль (результат) от реализации
1. Рентабельность = ————————————————— * 100%.
продукции выручка от реализации

 

 

2. Рентабельность прибыль (результат) от реализации
основной = ————————————————— * 100%.
деятельности затраты на производство продукции

 

3. Рентабельность балансовая прибыль
основного = ——————————— * 100%.
капитала стоимость активов

 

4. Рентабельность балансовая прибыль
собственного = ————————————————— * 100%.
капитала величина собственного капитала

 

На практике в оценке рентабельности часто исчисляется период окупаемости собственного капитала:

 

величина собственного капитала
tок = ———————————————.

чистая прибыль

 

До перехода экономики России на рыночные условия хозяйствования имела место экономическая эффективность работы действующих отраслей социальной сферы в условиях сочетания рентабельных и, главным образом, нерентабельных организаций. Реализация экономической эффективности на каждом хозяйствующем субъекте достигалась через перераспределение доходов в централизованном порядке на федеральном уровне. Такая перераспределительная система может быть сохранена лишь в государственном и муниципальном секторах социальной сферы. Однако в условиях резкого сокращения централизованных инвестиций в социальной сфере возникает необходимость поиска децентрализованных каналов финансирования. Экономическая эффективность должна быть реализована непосредственно каждой коммерческой организацией социальной сферы как необходимое условие ее существования и развития.

В настоящее время активно развивается государственное предпринимательство в отраслях социальной сферы. Рост доходов и прибылей государственных и муниципальных организаций есть результат их бизнеса, в конечном счете направленный на развитие государственной и муниципальной собственности в сфере социальных услуг.

Традиционный подход к определению критерия общей экономической эффективности организации социальной сферы возможен в том случае, когда анализируемый хозяйствующий субъект узко специализированный и все доходы и расходы формирует непосредственно от собственной деятельности.

Организации социальной сферы в большинстве случаев изыскивают дополнительные сферы деятельности, или приложения капитала, в результате которых образуются новые источники получения доходов и прибылей. Часто прочие сферы деятельности не связаны с оказанием социальных услуг населению. В связи с этим экономическую эффективность всей хозяйственной деятельности организации социальной сферы нельзя отождествлять с экономической эффективностью их основной деятельности по оказанию услуг населению. Последняя может быть исчислена следующим образом:

 

Эсс
ЭФСС = —————,

Зсс

 

где ЭФСС — экономическая эффективность деятельности организации социальной сферы;

ЭСС — эффект, или результат, полученный организацией непосредственно от деятельности по оказанию социальных услуг населению;

ЗСС — затраты, или ресурсы, потребные для производственной деятельности организации.

 

Исчисление ЭФСКС наглядно отражает экономическую эффективность процесса оказания социальных услуг потребителям в данной организации. Однако определение на практике ЭФСКС требует раздельного учета соответствующих доходов и расходов и, следовательно, особой техники ведения бухгалтерского учета.

 

Наиболее сложным и проблемным является вопрос количественной оценки экономической эффективности социальной сферы на макроуровне. Его сложность объясняется рядом причин. Статистика социальной сферы традиционно исчисляла показатели экономической эффективности в отраслевом и региональном разрезах. В условиях централизованного планирования и директивной регламентации деятельности ограниченного числа субъектов социальной сферы было весьма несложно ее определить по соответствующим министерствам и ведомствам страны. Централизация учета в социальной сфере также обеспечивала условия для такой работы.

Трансформированная социальная сфера России в настоящее время не располагает методикой исчисления экономической эффективности на макроуровне. Ее определение является важным условием методологии государственного регулирования социальной сферы. В общероссийском масштабе статистика воспроизводства социальных услуг отсутствует. Она не располагает системой взаимосвязи статистических показателей производства, реализации и потребления социальных услуг.

Социальная эффективность сферы социальных услуг проявляется в уровне удовлетворения их покупательского спроса, качестве обслуживания потребителей. Удовлетворение покупательского спроса тесно связано с широтой и стабильностью ассортимента социальных услуг, качество обслуживания потребителей — с материально-технической базой организаций социальной сферы, их насыщенностью в соответствующем регионе, формами работы персонала с потребителями, количеством дополнительных платных услуг, предоставляемых покупателям.

Оптимальный критерий социальной эффективности сферы социальных услуг состоит в минимизации времени потребителя социальной услуги, связанного с ее получением (для большинства отраслей) при максимальном удовлетворении потребительского спроса. Его учет позволяет построить работу организаций таким образом, чтобы через частные, известные показатели реализовывать наивысшую социальную эффективность. Система же частных показателей, их конкретизация и сила действия в каждом конкретном случае различны и определяются многими факторами, отражающими особенности организации социальной сферы.

Центральным вопросом повышения эффективности социальной сферы является рост удовлетворенного потребительского спроса. Проблемам изучения спроса в социальной сфере посвящены десятки научных исследований. В этой области отраслевая экономическая наука имеет достаточно солидный научный потенциал. Менее изученными являются вопросы влияния рыночных факторов на платежеспособность покупателя социальных услуг. Это связано с тем, что долгие годы на социальные услуги или действовали относительно низкие цены, или они полностью отсутствовали. В связи с этим в большинстве случаев спрос на них рассматривался в качестве более сильного фактора реализации по сравнению с фактором платежеспособности потребителя. Кроме этого, систематический дефицит социальных услуг в ряде отраслей социальной сферы стимулировал потребителя на удовлетворение спроса.

Традиционным и эффективным методом изучения совокупного спроса на социальные услуги остается письменное анкетирование индивидуальных потребителей. Социологические исследования спроса показывают, что в ряде случаев в зависимости от специфики социальной услуги в анкету целесообразно включать следующие реквизиты: пол; возраст; образование; профессию по опыту работы; профессию по образованию; должность; ежемесячный средний доход; социальные услуги, наиболее потребляемые или вызывающие интерес; периодичность потребления социальной услуги; форму или условия потребления социальной услуги; семейное положение; число детей в семье; число инвалидов в семье и лиц, нуждающихся в помощи; пожелания респондента. Практика проведения социологических исследований спроса в социальной сфере свидетельствует, что сочетание всех этих реквизитов дает возможность наиболее максимально изучить совокупный спрос потребителя на социальные услуги в общем объеме, по структуре потребителя и ассортименту услуг. Сама техника такого анкетирования — дело сложное и трудоемкое. Этой проблемой всегда занимались социологи. В настоящее время результаты такой работы приобретают особую важность. Подобная работа социологов постепенно вытесняется работой маркетологов социальной сферы.

Общий критерий социально-экономической эффективности видится в сокращении затрат живого и овеществленного труда организации, времени потребителя на потребление социальной услуги (для большинства отраслей) при увеличении уровня удовлетворенного спроса потребителей и росте прибыли (в рамках коммерческой деятельности) организации. Соблюдение данного условия во всех случаях ведет к повышению социально-экономической эффективности организации. Индикатором повышения социально-экономической эффективности социальной сферы могут выступать превышение темпов роста валовых показателей национальных счетов над темпами роста совокупных издержек социальной сферы, обеспечивающих это повышение, а также развитие культурного уровня общества, его социальных отношений.

На снижение эффективности социальной сферы в начале 90-х годов оказывали влияние новые тенденции ее функционирования. Они были вызваны общими проблемами и сложностями переходной экономики, протекали не только в социальной сфере, но и в других областях экономики и сопровождались снижением общей покупательной способности граждан на качество социальных услуг, сокращением организаций социальной сферы и т.п. Действие отдельных отрицательных тенденций в настоящее время приостановлено.

Экономическую и социальную эффективность социальной сферы следует рассматривать в диалектическом единстве. При этом обнаруживается, что экономическая эффективность находится в определенном противоречии с ее социальной эффективностью.

Более детальное исследование отдельных частных показателей экономической и социальной эффективности организации показывает, что рассматриваемые показатели не только противоречивы, но и могут быть антагонистичными по своему содержанию.

Исследование эффективности социальной сферы должно иметь в качестве целевой установки разработку механизма координации показателей экономической и социальной эффективности, в результате которой в практике функционирования социальной сферы возможен реальный поиск оптимального сочетания их количественных значений. Под оптимальным сочетанием количественных значений показателей эффективности социальной сферы понимается такое их сочетание, при котором ее социально-экономическая эффективность наивысшая. Таким образом, задача сводится к поиску одного, наиболее оптимального варианта из многих, возможно, самых наилучших.

Решение проблемы измерения эффективности социальной сферы может быть реализовано через решение проблемы суммирования частных показателей, качественно различных по своей сущности, и определение значения каждого из них.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 2275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.