Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На современном этапе развития АПК




Сегментация технического сервиса по Черноиванову В.И.

Сегментация технического сервиса по Конкину Ю.А.

Сегментация технического сервиса по Черноиванову В.И.

Сегментация технического сервиса по Конкину Ю.А.

Развитие технического сервиса в России и за рубежом

Сущность и содержание технического сервиса

Развитие технического сервиса в России и за рубежом.

Сущность и содержание технического сервиса.

ВВЕДЕНИЕ

 

Современное состояние материально-технической базы большинства отечественных сельскохозяйственных предприятий является неудовлетворительным. В целом по РФ, износ основных средств составляет около 45 %. Выбытие их в 4-5 раз превышает ввод. В пиковые периоды проведения сельскохозяйственных работ до 20 % МТП и более не участвует в работе из-за технической неисправности. В связи с этим изучение дисциплины «Экономика и организация технического сервиса» является актуальным.

Курс лекций содержит развернутое изложение направлений развития системы ремонтно-обслуживающих организаций в неразрывной связи с задачами, стоящими перед АПК в целом, влияния экономических интересов на эффективность работы предприятий, методов решения практических задач развития ремонтно-обслуживающего производства в условиях рыночной экономики.

Цель данного курса лекций – сформировать у будущих специалистов теоретические, методологические и эмпирические знания в области экономики и организации технического сервиса.

Курс лекций предназначен для студентов инженерного факультета, обучающихся по специальности 110304.65 – «Технология обслуживания и ремонта машин в АПК».

Тема 1. Цели, задачи и содержание дисциплины

1. Цели и задачи дисциплины «Экономика и организация технического сервиса».

 

1. Цели и задачи дисциплины «Экономика и организация технического сервиса»

Нормальное развитие аграрного сектора России возможно лишь при регулярном переоснащении современной, высокопроизводительной и экономичной техникой. Рост обеспеченности тракторами, автомобилями, комбайнами и другими сельскохозяйственными машинами является обязательным условием для выпуска конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции.

Для поддержания технических средств в работоспособном состоянии в сельском хозяйстве была создана и непрерывно совершенствуется ремонтно-обслуживающая база – система ремонтных предприятий и станций технического обслуживания, оснащенных соответствующим оборудованием. Её основная задача – своевременное и высококачественное проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техники, восстановлению узлов и деталей, обеспечение ремонтного производства технологическим оборудованием, совершенствование технологии и организации ремонта во всех звеньях ремонтной сети.

Ремонтное производство совершенствуется путем экономически обоснованной специализации и кооперирования ремонтных предприятий, разработки и внедрения передовой технологии, новой техники.

Технический сервис (ТС) – это деятельность по формированию и обслуживанию парка сельскохозяйственной техники и оборудования, осуществляемая на стадиях обращения материально-технических ресурсов, эксплуатации и ремонта.

Актуальность развития технического сервиса обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, современное состояние материально-технической базы большинства отечественных сельскохозяйственных предприятий является неудовлетворительным. В целом по РФ, износ основных средств составляет около 45 %. Выбытие их в 4-5 раз превышает ввод. В пиковые периоды проведения сельскохозяйственных работ до 20 % МТП и более не участвует в работе из-за технической неисправности.

На современном этапе развития сельского хозяйства ремонт машин как средство их частичного воспроизводства получил широкое развитие. Вместе с тем резко возросли требования к обоснованию экономической целесообразности ремонта; они во многом определяют границы целесообразного использования техники.

Экономическая эффективность восстановления деталей, узлов и агрегатов служит основным критерием при выборе способов их восстановления, технологии производства ремонтных работ, обосновании закупок новой техники. Эффективность технического сервиса определяется первоначальными технико-экономическими характеристиками машин, уровнем их использования, своевременностью проведения технического обслуживания и ремонта.

Экономика и организация технического сервиса (ЭиОТС) в АПК относится к отраслевым экономическим дисциплинам. Цель – изучение закономерностей развития производительных сил и организационно-экономических взаимоотношений, складывающихся в сфере технического сервиса в такой специфической отрасли, как АПК, связанной непосредственно как с промышленным, так и с сельскохозяйственным производством. Задачи ЭиОТС изучить действие экономических законов и форм проявления рыночных механизмов хозяйствования в инженерно-технической сфере АПК, обосновать пути повышения эффективности технического сервиса.

ЭиОТС рассматривает пути развития системы ремонтно-обслуживающих организаций в их неразрывной связи с задачами, стоящими перед сельским хозяйством, изучает влияние экономических интересов на эффективность работы предприятий, обосновывает методы решения практических задач развития ремонтно-обслуживающего производства в условиях рыночной экономики. При этом исследуются конкретные формы проявления экономических законов, рассматриваются рациональные пути их использования для эффективного развития технического сервиса, уменьшения затрат на поддержание машин в работоспособном состоянии, снижения себестоимости механизированных работ и сельскохозяйственной продукции; излагаются методы и приемы экономического анализа и расчетов, связанных с использованием и ремонтом машин, развитием ремонтной базы; изучаются экономические закономерности полного воспроизводства машин и их частичного восстановления на ремонтных предприятиях, а также развития предприятий, производящих ремонт машин, их размещение, специализацию и концентрацию; обобщается опыт работы ремонтной службы предприятий, ремонтных мастерских и специализированных ремонтных заводов.

ЭиОТС ставит целью выявление и использование экономических закономерностей, определяющих эффективность ремонтных работ, рассматривает пути развития системы предприятий, занимающихся техническим сервисом сельскохозяйственной техники.

Предмет науки «ЭиОТС» - пути укрепления и развития ремонтной базы; экономические закономерности физического и морального износа машин, ремонта и модернизации сельскохозяйственной техники; методы определения экономически целесообразных сроков производительного использования сельскохозяйственной техники; границы эффективности ремонта средств производства; эффективность капитальных вложений, направленных на развитие ремонтной базы сельского хозяйства.

ЭиОТС охватывает комплекс специфических, общих для экономики сельского хозяйства и промышленности вопросов развития ремонтного производства, связанных с частичным возобновлением средств производства сельскохозяйственных предприятий. Постоянно протекающие процессы общественного разделения труда, специализации и концентрации обусловили выделение из сферы сельскохозяйственного производства специализированной отрасли, занимающейся техническим сервисом.

Процесс обособления ремонтно-обслуживающего производства развивается возрастающими темпами, однако оно сохраняется и непосредственно на сельскохозяйственных предприятиях. В свою очередь, обособившиеся ремонтно-обслуживающие предприятия, крупные ремонтные мастерские и специализированные ремонтно-механические заводы являются, по существу, промышленными предприятиями, обслуживающими сельское хозяйство и входящими в сферу ресурсопроизводящих отраслей АПК. Таким образом, ремонтно-обслуживающее производство тесно связано с сельским хозяйством, его материально-технической базой; и в то же время, выделяясь в самостоятельную отрасль, оно приобретает черты, присущие машиностроительной промышленности.

Экономическое своеобразие ремонтно-обслуживающего производства определяется его ролью в осуществлении расширенного воспроизводства АПК. Оно обеспечивает частичное воспроизводство сельскохозяйственной техники (затраты на ремонт и обслуживание современной техники в течение срока ее службы значительно превышают ее первоначальную стоимость); специфическим видом сырья, предназначаемого для переработки – ремонтный фонд — машины, утратившие часть своей потребительной стоимости; состав основных и оборотных средств ремонтных предприятий; технологический процесс ремонта машин, восстановления деталей; экономические взаимоотношения ремонтно-обслуживающей базы с заказчиками.

Экономика технического сервиса базируется на принципах взаимной выгоды, эквивалентности обмена, широкого использования товарно-денежных отношений, обосновании эффективности ремонта. Все решает экономическая целесообразность.

Общие принципы организации.

В международной практике технический сервис рассматривается как комплексная услуга потребителю в приобретении, использовании, обслуживании и ремонте средств производства. Технический сервис ведущих фирм, производящих сельскохозяйственную технику и автомобили («Джон Дир», «Интернейшнл Хавестер», «Катерпилдар», «Сперри НьюХолланд», «Кейс», «Даймлер-Бенц», «Клаас») строится как неразрывное целое, состоящее из следующих основных элементов:

1) подготовка машин к продаже и их продажа;

2) производство запасных частей и обеспечение ими потребителей;

3) покупка подержанных машин и их продажа;

4) разработка нормативно-технической документации и обеспечение ею потребителей машин и дилеров;

5) подготовка и переподготовка ремонтно-обслуживающего персонала;

6) проведение диагностирования, операций периодического обслуживания, ремонта и устранения последствий отказов машин.

Принципиальные положения в организации технического сервиса, которым руководствуются фирмы-изготовители машин, состоят в следующем: ответственность за обеспечение работоспособности машин в течение всего периода их использования; организация процесса обеспечения работоспособности машин независимо от места их использования; разработка руководств по использованию, обслуживанию и ремонту, подготовка кадров, обеспечение инструментом до начала массового производства машин; организация сбора информации о надежности машин в рядовой эксплуатации с целью получения обратной связи для совершенствования машин.

Экономические взаимоотношения дилеров и сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Дилер продает фермеру машину по договорной цене, однако не выше той, которую рекомендует фирма-изготовитель. Дилер же покупает машину у фирмы со скидкой 20-40 %, за счет чего он возмещает расходы на её транспортировку, досборку, предпродажный сервис и доставку потребителю. Стоимость ремонта машин дилер определяет по фактическим затратам, согласовывая её с заказчиком.

На машину, доставленную для ремонта в мастерскую дилера, оформляется карта-наряд, менеджер поручает машину конкретному исполнителю, составляет с ним перечень операций, определяет потребность в запасных частях и ремонтных материалах. Эту информацию передает на склад. В зависимости от квалификации механики-исполнители получают 5-12 у.е. в час.

Применяются две системы оплаты заказчиком ремонтных работ, выполненных дилерами: за определенные виды работ и повременная (80 %). В первом случае в основе расчета стоимости ремонта лежат нормативы затрат рабочего времени на ремонтные работы. Во втором – фактическое время, затраченное механиком. Запасные части и ремонтные материалы оплачиваются отдельно.

Структура технического сервиса.

В международной практике машиноиспользования технический сервис рассматривается как комплексная услуга потребителю в приобретении, использовании и обеспечении работоспособности средств механизации и энергетики в АПК (Рисунок 1).

Диктат производителей машин, имевших возможность беспрепятственно сбывать свою продукцию независимо от ее качества благодаря монопольному положению по отношению к потребителю, избавил производителей-монополистов от необходимости заниматься самыми острыми проблемами технического сервиса.

 


Рисунок 1 – Структура технического сервиса

На первоначальном этапе становления ТС использование и обеспечение готовности машин не имело четких границ. Механизатор был оператором и ремонтником. За прошедшие пять десятилетий произошли существенные количественные, и качественные (мощности) изменения. Все это привело к необходимости разделения общественного труда между сферами использования машин и обеспечения их готовности. Обозначилась номенклатура работ, которые можно выполнять передвижными средствами на стационарных пунктах бригад, в центральных ремонтных мастерских хозяйств и специализированных ремонтных предприятиях.

ТС требует высокой профессиональной подготовки исполнителей ввиду возрастающей сложности машин. Выделились специальности диагностов, мастеров-наладчиков, регулировщиков топливной аппаратуры, гидроаппаратчиков, мотористов, электриков и специалистов по восстановлению изношенных деталей.

Ликвидация машинно-тракторных станций (МТС) в 1957 г. отбросила не менее чем на 10 лет процесс совершенствования службы обеспечения готовности техники в сельском хозяйстве.

В 1961 г. была создано Всесоюзное объединение «Сельхозтехника». Оно занималось развитием специализированных производств по восстановлению изношенных деталей; развитием предприятий специализированного ремонта мелких составных частей машин и капитальный ремонт полнокомплектных машин.

Цеха восстановления изношенных деталей были загружены не полностью.

Восстановлением изношенных ремонтопригодных деталей занимаются во всем мире, в том числе и в индустриально развитых странах США, Японии, Германии, Англии и других. Восстановление деталей экономически выгодно.

Япония до 40 % потребности в запасных частях удовлетворяет за счет восстановления изношенных ремонтопригодных деталей; США, Германия – до 35 %.

Таким образом, по удельному показателю в восстановлении деталей мы отстаем от промышленно развитых стран в 3-4 раза. Если же учесть, что по надежности наши машины, уступают лучшим мировым образцам в 2,5-3 раза, то реальное отставание по восстановлению изношенных деталей превышает 10 раз.

В середине 60-х годов начался этап создания специализированного ремонта, однако доля ремонтно-обслуживающих работ, выполняемых собственной базой сельхозорганизаций, к 1985 г. не стала менее 80 %.

В последующий период осуществлялся поиск решений организационного взаимодействия сельхозорганизаций с ремонтными предприятиями на основе всевозможных договорных обязательств.

Ремонтное предприятие обязано заниматься выявлением спроса на свою продукцию, покупать изношенную машину по остаточной стоимости и продавать отремонтированную заказчику. Открывается реальная перспектива оптовой торговли машинами, их составными частями, в том числе восстановленными деталями, а в дальнейшем и новыми запасными частями.

Таким образом, не удалось развить организации ремонтно-обслуживающего производства, основанных на индустриальных методах ремонта машин, поскольку небыли достигнуты уровни концентрации, при которых дало бы существенный эффект разделение труда между сельскохозяйственными производителями и ТС.

В США, Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии основную часть функций технического сервиса выполняют предприниматели – дилеры. Некоторые из них входят в состав фирм сельскохозяйственного машиностроения, однако, юридически от них не зависят.

Сложная часть работ по обеспечению работоспособности машин: восстановление изношенных деталей, ремонт двигателей, агрегатов гидросистем, электрооборудования выполняется специализированными производствами. Фирма «Вольво БМ» (Швеция) является крупным производителем техники. Отдел сервиса фирмы разрабатывает документацию на техническое обслуживание и ремонт машин, приспособления и инструмент. Сервисными предприятиями этой фирмы являются станции технического обслуживания, рассредоточенные по всей территории страны.

В ФРГ, Австрии, Швейцарии, Скандинавских странах обслуживание сельскохозяйственной техники фермеров выполняют мелкие предприятия, объединенные в союзы ремесленников. Фирмы-изготовители создают региональные технические центры, в зоне действия которых располагаются независимые предприятия ремесленников. В самих технических центрах имеется также производственная база для выполнения наиболее сложной части работ по ремонту машин.

В Нидерландах, Дании, Норвегии, Австрии созданы кооперативы снабженческо-сбытового типа, которые объединяют большое количество фермеров. Кооперативы занимаются снабжением фермеров необходимыми материальными ресурсами, организацией использования машин их обслуживанием и ремонтом.

В странах Восточной Европы вплоть до 1990 г. преобладала государственная система ТО и ремонта машин, сходная с нашей.

Тема 2. СЕГМЕНТАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА

Современные технические средства производства в течение жизненного цикла нуждаются для поддержания их в работоспособном состоянии в периодическом техническом обслуживании (ТО), ремонте и других воздействиях, входящих в ТС. ТС представляет собой комплекс услуг (работ) по обеспечению производителей сельскохозяйственной продукции машинами, эффективному их использованию и поддержанию в исправном состоянии в течение всего периода эксплуатации. Этот комплекс может быть представлен в виде самостоятельных, но взаимосвязанных сегментов, а именно:

1. организация снабжения сельхозпроизводителей техникой, оборудованием, запасными частями к ним и другими необходимыми материалами. Обеспечение техникой может осуществляться путем ее продажи в собственность, передачи в аренду, выполнения подрядов на механизированные работы;

2. купля-продажа (лизинг) новых и подержанных машин, хранение и доставка технических средств производства потребителям;

3. предпродажная подготовка машин (досборка, регулировка, обкатка), монтаж и пуско-наладка технологических комплексов;

4. организация и выполнение технического обслуживания, хранения и ремонта машин в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации, восстановление изношенных и изготовление новых деталей, утилизация технических средств производства и оказание других аналогичных услуг.

Этот перечень мероприятий ТС охватывает весь жизненный цикл технических средств производства, включая их утилизацию. Каждый из перечисленных блоков мероприятий предполагает соответствующие организационные и технологические операции, которые необходимо выполнять через определенный период времени или после выполнения машиной установленного объема работ. Общее содержание этих мероприятий определяется правовыми и иными нормативными документами, однимиз которых является «Комплексная система технического обслуживания и ремонта машин в сельском хозяйстве». Эта система предписывает проведение одних мероприятий ТС в планово-предупредительном порядке, других – по показаниям диагностики или в случае возникновения отказа машины по техническим или технологическим причинам.

Системой технического обслуживания и ремонта предусмотрены технические воздействия, направленные на сохранение и поддержание в работоспособном состоянии технических средств производства (обкатка машин, двигателей и агрегатов, ежесменное ипериодическое ТО, текущие и капитальные ремонты, межсезонное хранение, временная консервация и утилизация техники по окончании срока ее использования). Для конкретных машин и условий эксплуатации периодичность технических воздействий уточняется.

Номенклатура и объемы работ по ТС весьма широки и многообразны, значительная их часть постоянно расширяется и уточняется в связи с особенностями использования машин новых конструкций, применением новых сортов масел, смазочных материалов, уточнением режимов использования техники, изменением стабильности регулировок и по другим причинам. Цель всех этих изменений одна – создать потребителю технических средств условия, повышающие эффективность их использования, снижающие издержки их эксплуатации за счет экономного расходования потребляемых ресурсов.

ТС обеспечивается системой предприятий и служб, в которую входят: заводы-изготовители, посредники, ремонтные предприятия и мастерские, станции и пункты ТО и другие структуры. Фирменный ТС предусматривает непосредственное участие изготовителей техники в ее обслуживании и ремонте на собственных производственных площадях или на базе ремонтных предприятий с привлечением посреднических структур, специализирующихся на таких работах.

Основной объем работ по ТС выполняют ремонтно-технические предприятия районного уровня, имеющие соответствующую материально-техническую базу в виде мастерских, станций и пунктов технического обслуживания, технических обменных пунктов и специализированных участков.

Приватизация 90-х годов в значительной мере ослабила материальную базу ТС. Значительная часть предприятий, ранее выполнявшая эти работы, поменяла профиль своей деятельности. Сельский товаропроизводитель вынужден был часть работ по ТС выполнять своими силами и средствами в неприспособленных условиях, из-за чего качество обслуживания резко снизилось. Соответственно сократился объем заказов на ремонтно-технических предприятиях, начался отток квалифицированных кадров. В связи с резким снижением поставок техники селу сократился общий объем механизированных работ, а значит, и операций по ТС.

В результате всекторе производственных услуг произошли большие изменения. Широкое распространение получили машинно-технологические станции, которые, наряду с обслуживанием собственной техники и техники хозяйств по договорам, стали выполнять многие другие работы для своих клиентов.

Государство осуществляет контроль за соблюдением требований к качеству изготовления, комплектности техники, правил ее эксплуатации. Для этого создана и функционирует государственная инспекция по надзору за техническим состоянием технических средств производства (Гостехнадзор). Она осуществляет контроль за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, норм и правил. Инженеры-инспекторы Гостехнадзора в пределах предоставленных им полномочий выносят решения, обязательные для исполнения собственниками и пользователями технических средств производства независимо от сферы их хозяйственной деятельности и ведомственной принадлежности. Функции контроля за выполнением государственных стандартов качества новой и капитально отремонтированной техники на специализированных ремонтных предприятиях осуществляют государственные машиноиспытательные станции; они наделены правами официального государственного органа сертификации.

В.И. Черноиванов и другие сегментацию ТС выполнили с помощью следующей таблицы 1.

 

Таблица 1 – Распределение объемов работ технического обслуживания

и ремонта техники между исполнителями, %

  1988 г. 1998 г. 2010 г.
Всего      
С.-х. предприятия      
В т.ч.: ЦРМ      
машинный двор      
автогараж      
нефтесклад с заправкой   - -
Ремонтно-технические предприятия      
Ремонтные заводы и спецпредприятия      

 

Участники и исполнители технического сервиса.

Основными участниками ТС в сельском хозяйстве являются:

- производители сельскохозяйственной продукции – потребители технических средств (промышленной и другой продукции) и услуг;

- исполнители услуг ТС;

- производители или изготовители технических средств, выступающие в роли продавцов своей продукции (Рисунок 2).

       
 
 
   

 


Рисунок 2 – Участники и исполнители технического сервиса

 

Производитель сельскохозяйственной продукции – это юридическое или физическое лицо, производящее сельскохозяйственную продукцию.

Юридическое или физическое лицо, занятое производством сельскохозяйственной продукции, называют сельскохозяйственным предприятием (товаропроизводителем), если доход от этого вида деятельности больше половины общего дохода, включающего другие виды деятельности. К ним относятся акционерные общества, сельскохозяйственные кооперативы, товарищества, государственные и муниципальные сельскохозяйственные унитарные предприятия, К(Ф)Х и Л(П)Х.

Исполнитель услуг (работ) – юридическое или физическое лицо, выполняющее услуги (работы) по ТС.

Представителями сервисных предприятий являются районное ремонтно-техническое предприятие, ремонтный завод, автотранспортное предприятие. Исполнителем услуг может быть изготовитель технических средств или независимое от него предприятие, универсальное или специализированное на определенных видах продукции или деятельности.

По виду предоставляемых услуг и выполняемых работ, различают предприятия и организации снабженческие (торгующие машинами, запасными частями, материалами: нефтепродуктами, электроэнергией, удобрениями и т.д.), ремонтные, ремонтно-технические, монтажно-наладочные, прокатно-подрядные (МТС, автотранспортные, уборочно-транспортные отряды и т.д.)

Изготовитель технических средств – юридическое лицо (предприятие, объединение предприятий, фирма и т.п.) или физическое лицо, изготавливающее технические средства (машины, оборудование, материалы, сооружения).

Кроме традиционных исполнителей ТС в сельском хозяйстве на рынке услуг функционируют и новые: центры технического сервиса, дилеры и машинно-технологические станции.

Центр технического сервиса – это предприятие по оказанию услуг, выполнению работ по обеспечению потребителя техническими средствами производства, эффективному использованию и поддержанию их в исправном состоянии на протяжении всего периода эксплуатации. Различают центры технического сервиса по зоне деятельности: региональные и районные; по виду продукции: тракторные, автомобильные, комбайновые, строительных машин, гидроагрегатов и т.п.; по отношению к заводу-изготовителю: фирменные и независимые; по структуре услуг специализированные и универсальные.

Основные функции регионального технического центра сервиса: получение от изготовителя машин, их разгрузка, оплата, досборка, обкатка, подготовка к эксплуатации (регулирование), доставка потребителю, обучение его правилам эксплуатации, продажа, выполнение обязанностей изготовителя по гарантиям, ремонт и обслуживание по заявкам потребителя, обеспечение запасными частями и оборудованием для обслуживания и ремонта, шлейфом прицепных и навесных машин, сбор информации о качестве проданных машин при эксплуатации для изготовителя, изучение потребности в реализуемой продукции, ее реклама.

Центр технического сервиса создают при районном ремонтно-техническом предприятии, ремонтном заводе, автотранспортном предприятии. Структура регионального центра сервиса: торговое подразделение, склад машин, запасных частей; цех досборки, предпродажного обслуживания, доставки; базовое предприятие по ремонту машин; цех технического обслуживания и ремонта в гарантийный и послегарантийный период; пункт проката.

Число заводов машиностроения, с которыми сотрудничает центр от 1 до 5, зависит от специализации предприятия АПК.

Взаимоотношения регионального технического центра сервиса и завода машиностроения регулируются договором о совместной деятельности по реализации продукции и услуг. Создаваемое сервисное предприятие называют центром предпродажного и гарантийного обслуживания. Оно будет обслуживать потребителя в послегарантийный период, составляющий последующие 85-95 % срока службы машины или 10-20 лет ее эксплуатации.

Особую группу составляют головные центры заводов-изготовителей, координирующие деятельность региональных и районных центров.

Головной центр ТС является юридическим лицом и одновременно структурным подразделением завода изготовителя, его дочерним предприятием или торговым домом. Он координирует деятельность как фирменных, так и независимых центров, реализующих продукцию завода-изготовителя и помогающих потребителю эффективно эксплуатировать изделие в продолжении всего срока службы.

Заводы-изготовители головные центры создают в разных формах: в форме торгового дома при заводе, дочерней фирмы (размещенной как в пределах заводов изготовителей, так и за их пределами).

Посредника между изготовителем машины и конечным потребителем фермером принято в развитых странах называть дилером, оптового посредника – дистрибьютором.

В странах с развитой рыночной экономикой фирмы-изготовители применяют две схемы формирования дилеров. По одной схеме фирма-изготовитель машин строит соответствующие сооружения, оснащает их оборудованием и нанимает дилера. Дилер, как посредник, выполняет возложенные на него функции по реализации машин, обслуживанию и ремонту машин, обучению потребителя и т.д. В странах, в которых предусматривается реализация продукции фирмы, создается сеть таких дилеров или дилерских предприятий.

По второй схеме фирма изготовитель машин использует имеющиеся экономически самостоятельные независимые предприятия (сооружениями, оборудованием, специалистами) на основе договора о совместной деятельности.

Владелец или руководитель этого предприятия по договору принимает на себя обязанности дилера этой фирмы (при условии, если предприятие соответствует предъявляемым требованиям).

В дилерских структурах за рубежом осуществляется интеграция дилеров в региональные и национальные ассоциации. Для улучшения обслуживания фермеров крупные дилерские предприятия организуют кустовые службы, которые координируют работу 12-18 дилеров. Дилерские ассоциации организуют склады запасных частей, учебные классы, торговые отделы, мастерские для ремонта полнокомплектных машин, ремонта агрегатов, восстановления изношенных деталей, обслуживающие группу дилеров.

Машинно-технологическая станция (МТС) – это предприятие по выполнению механизированных работ по производству сельскохозяйственной продукции на основе современных интенсивных технологий; по проведению отдельных полевых работ, а также других услуг производственно-технологического и ТС. МТС может быть подразделением сельскохозяйственного или иного предприятия. Услугами МТС могут пользоваться любые заказчики: фермеры, частные лица, акционерные общества, агрофирмы и другие предприятия на договорной основе.

МТС может быть создано:

а) на базе машинно-тракторного парка и ремонтно-обслуживающего производства сельскохозяйственного предприятия или подразделения: пункта технического обслуживания, МТП бригады, отделения;

б) на базе районного сервисного предприятия: ремонтно-технического, снабжения, автотранспорта и др.

Организационно-правовая форма МТС может быть любой из числа предусмотренных ГК РФ.

По территории обслуживания различают МТС: хозяйственная; межхозяйственная; районная; межрайонная.

По утверждению В.Я. Горина, вся техника, состоящая на балансе колхоза, ремонтируется в мастерских колхоза своими силами. Запчасти, необходимые для ремонта, реставрируются, а при необходимости покупаются на заводах-изготовителях.

Преобладающая роль сельскохозяйственных предприятий в выполнении технического обслуживания и ремонта техники обусловлена следующими обстоятельствами:

1) выполнение этих работ сторонними организациями в большинстве случаев обходится сельскохозяйственным предприятиям дороже;

2) сезонность сельскохозяйственного труда вынуждает руководителей сельскохозяйственных предприятий находить способы занятости своих работников. Одним из таких способов служит участие механизаторов в ремонте техники;

3) большинство механизаторов лично заинтересовано в качественном ремонте и обслуживании своей техники;

4) осознание рядом руководителей того, что следует максимизировать не прибыль, а добавленную стоимость предприятия.

 

 

Тема 3. Задачи технического сервиса




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 3540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.