Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть I. Общая теория статистики




Содержание тем программы

Основная

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Общая теория статистики: Учебник /Под ред. проф. М.Р. Ефимовой – М.: ИНФРА – М., 2000.

2. Статистика: Учеб. пособие / Под ред. проф. М.Р. Ефимовой. – М.: ИНФРА-М, 2000.

3. Ефимова М.Р., Ганченко О.И., Петрова Е.В. Практикум по общей теории статистики: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000.

4. Экономическая статистика: Учебник /Под ред. Ю.Н. Иванова. – М.: ИНФРА – М., 2000.

5. Салин В.Н., Медведев В.Г., Кудряшова С.Н., Шпаковская Е.П. Макроэкономическая статистика: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2000.

6. Российский статистический ежегодник 2001 г. – М.: Госкомстат РФ, 2002.

 

Дополнительная

1. Теория статистики: Учебник / Под ред. проф. Г.Л. Громыко. – М.: ИНФРА-М, 2000.

2. Салин В.Н., Шпаковская Е.П. Социально-экономическая статистика: Учебник. – М.: Юристъ, 2001.

3. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов / Под ред. проф М.Г. Назарова. – М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

4. Экономика и статистика фирм: Учебник / Под ред. проф. С.Д. Ильенковой – М.: Финансы и статистика, 2000.

5. Практикум по статистике: Учеб. пособие/ Под ред. В.М. Симчеры/ ВЗФЭИ. – М.: ЗАО Финстатинформ, 1999.

6. Практикум по теории статистики: Учеб. пособие./ Под. ред. проф. Р.А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 1999.

 

Раздел 1. Статистика и ее информационная база

Тема 1. Роль статистики, ее задачи и организация

 

Статистика как наука. Краткие сведения о развитии отечественной статистической науки. Предмет статистики. Особенности статистической методологии: теоретические основы и специальные приемы и методы статистического исследования. Части (разделы) статистической науки. Задачи статистики в рыночной экономике и возрастание роли статистических исследований в совершенствовании управления.

Основные принципы организации статистики. Госкомстат Российской Федерации и его функции. Формирование информационной базы управления субъекта хозяйствования- предприятия, организации, фирмы и др. Статистические публикации Госкомстата РФ и Центрального банка РФ.

Литература [1: 3-25].

Вопросы для самоконтроля

1. Что означает термин "cтатистика"?

2. Чем обусловлено возникновение и развитие статистической науки и практики?

3. Что является предметом исследования статистической науки?

4. Почему статистика относится к общественным наукам? В чем ее отличие от других общественных наук?

5. В чем заключается сущность статистической методологии?

6. Дайте определение статистического показателя и укажите их виды.

7. Перечислите основные стадии статистического исследования, раскройте их основное содержание.

8. Перечислите разделы статистической науки, объясните, чем вызвано выделение самостоятельных статистических дисциплин. Почему изучение статистической науки следует начинать с общей теории статистики?

9. Каковы принципы организации статистики в России в настоящее время?

10.Каковы задачи государственной статистики в рыночной экономике?

11. Каковы задачи ведомственной статистики и чем объясняется возрастание ее роли в современных условиях?

Тема 2. Статистическое наблюдение.

Обеспечение качества статистической информации

Понятие о статистической информации. Развитие информационной базы управления в рыночной экономике. Статистическое наблюдение – первый этап статистического исследования; требования, предъявляемые к статистическим данным.

План статистического наблюдения, его значение и основные элементы. Организационные формы статистического наблюдения; основные направления их совершенствования в новых условиях хозяйствования. Виды статистического наблюдения.

Литература [1:27-48].

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоит роль статистического наблюдения в комплексном экономико-статистическом исследовании?

2. Дайте определение статистического наблюдения.

3. Назовите организационные формы статистического наблюдения и какая из них в России в настоящее время становится основной.

4. Назовите основные программно-методологические вопросы статистического наблюдения.

5. Что такое цель наблюдения и на основании чего она устанавливается?

6. Что такое объект наблюдения и к чему может привести неправильное его определение?

7. Что представляет собой единица наблюдения и единица совокупности? В чем их различие?

8. Что представляет собой программа статистического наблюдения?

9. Какие виды статистического наблюдения используются для сбора данных?

10.Чем обусловлено применение различных способов наблюдения и приемов регистрации данных?

11.На какие группы делятся ошибки статистического наблюдения? Чем они вызваны?

12.Как осуществляется проверка и контроль материалов статистического наблюдения?

 


Тема 3. Сводка и группировка материалов статистического наблюдения

Задачи сводки и основное ее содержание.

Группировка – основа научной разработки материалов статистического наблюдения. Задачи группировок и их виды.

Роль экономического анализа при выполнении группировок. Принципы выбора признаков группировки. Группировки по качественным признакам: их значение и применение. Понятие и значение классификаций. Классификации, применяемые в статистике при разработке данных по отрасли и народному хозяйству. Новые виды классификаций в условиях рынка.

Группировки по количественным признакам; их значение. Принципы образования групп и интервалов группировки. Группировки по комбинации признаков и многомерные группировки.

Табличное изложение статистических данных. Виды статистических таблиц; их особенности и значение.

Литература [1: 49-65].

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоит значение метода группировок в анализе статистических данных?

2. Какие основные задачи решаются исследователями с помощью метода группировок?

3. Какие группировки называются типологическими и какие задачи решаются с их помощью в статистическом анализе?

4. Какие задачи решаются с помощью структурных группировок?

5. Какие задачи статистического анализа решаются с помощью аналитических группировок?

6. Изложите технику выполнения группировки.

7. Сформулируйте принципы выбора признаков группировки.

8. Приведите примеры группировок, если группировочный признак является качественным.

9. Какова роль и значение классификаций?

10. Как выполняется группировка, если группировочный признак является дискретным?

11.В каких случаях необходимо определить интервалы группировки по признакам?

12.Что представляют собой открытые и закрытые, равные, неравные и специализированные интервалы и в каких случаях они применяются?

13.Что такое система группировок и для чего она нужна?

14.Что представляет собой статистическая таблица и каковы ее функции?

15.Назовите основные элементы статистических таблиц. На какие группы в зависимости от строения подлежащего делятся статистические таблицы? Что они собой представляют?

 

Раздел 2. Статистическая совокупность и ее характеристика

Тема 4. Абсолютные, относительные и средние величины

Понятие о статистической совокупности, значение и функции статистических показателей; основные требования, предъявляемые к ним. Абсолютные величины: их виды и значение в статистических исследованиях. Относительные величины: их значение и основные виды. Необходимость обеспечения сопоставимости сравниваемых показателей.

Взаимосвязь абсолютных и относительных величин, необходимость их комплексного применения.

Сущность средних величин и их значение в экономико-статистических исследованиях. Роль средних величин в управлении. Научные основы исчисления средних показателей.

Виды средних величин. Определяющий показатель, уравнение средней и ее форма. Групповые и общие средние. Взвешенные средние; выбор весов. Структурные средние: мода, медиана; область их применения. Графическое изображение как средство наглядного представления абсолютных, относительных и средних величин. Виды графических изображений, область их применения.

Литература [1: 75-105; 65-73].

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляют собой абсолютные величины?

2. Какие два вида абсолютных величин вы знаете?

3. Назовите единицы измерения абсолютных величин и область их применения

4. Что называется относительными величинами?

5. В какой форме могут быть выражены относительные величины?

6. Какие виды относительных величин вы знаете и каков принцип их классификации?

7. Что характеризуют относительные величины динамики и каков порядок их

вычисления?

8. Как исчисляются и что характеризуют относительные величины планового задания, выполнения плана и динамики? В какой взаимосвязи находятся эти величины?

9. Что характеризуют и как вычисляются относительные величины структуры?

10. Что характеризуют и как вычисляются относительные величины координации?

11. Что характеризуют относительные величины сравнения (наглядности) и как они вычисляются?

12. Что характеризуют и как вычисляются относительные величины интенсивности?

13. Каковы основные условия правильного применения абсолютных и относительных величин?

14. В чем состоит сущность средней величины как статистического показателя?

15. Какой принцип положен в основу деления средних величин на два вида: степенные и структурные?

16. Назовите основные условия правильного применения средних величин.

17. Сформулируйте принципы выбора вида средней.

18. Назовите виды степенных средних, область их применения

19. В каких случаях применяется средняя арифметическая: простая, взвешенная; их расчет.

20. Как обосновывается выбор весов при расчете взвешенных средних?

21. Как исчисляются средние арифметические из относительных величин?

22. В каких случаях применяется средняя гармоническая?

23. Область применения средней геометрической, простой и взвешенной. Как она исчисляется? Объясните ее смысл

24. Что такое мода, когда и для чего она применяется и как исчисляется?

25. Что такое медиана, когда и для чего она применяется и как исчисляется?

26. Что представляют собой статистические графики и какую задачу они решают?

27.Каковы общие правила построения графиков?

28.Какие виды статистических графиков вы знаете и какие задачи решаются с помощью того или иного вида графика?

Тема 5. Статистические распределения и их основные характеристики

Вариация признака в совокупности и значение ее статистического изучения. Виды рядов распределения, методы их построения и преобразования.

Графическое изображение распределений. Особенности исчисления средней арифметической, моды и медианы в дискретном и интервальном рядах. Порядковые статистики, их значение и методы расчета.

Показатели вариации, их значение и виды. Дисперсия и ее основные свойства. Правило сложения дисперсий, его практическое использование.

Изучение формы распределения. Основные типы распределений. Показатели асимметрии и эксцесса, оценка их существенности. Понятие о кривой распределения.

Нормальное распределение и практическое использование его свойств в статистической оценке совокупностей. Критерии согласия.

Литература [1:107-156].

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоят различия в построении рядов распределения с дискретным и интервальным характером вариации признака?

2. Какие системы показателей используют для характеристики особенностей рядов распределения?

3. В чем состоят особенности расчета средней арифметической, моды и медианы в интервальных рядах распределения?

4. В каких случаях при расчете средней арифметической используется плотность распределения?

5. Что представляет собой вариация признака и в чем состоит значение ее изучения?

6. На какие две группы делятся показатели вариации и в чем состоит их особенность?

7. Какие показатели вариации находят наиболее широкое применение и почему?

8. Правило сложения дисперсий, его содержание и значение в изучении вариации признака.

9. Что характеризует общая, межгрупповая и средняя из внутригрупповых дисперсий. Напишите формулы для их расчета

10.Напишите соотношение между показателями центра распределения при правосторонней и левосторонней асимметрии.

11.В чем состоит значение проверки гипотезы о форме распределения?

12.Каковы особенности кривых нормального распределения? Их использование в анализе фактических данных.

 

Тема 6. Выборочный метод наблюдения

Понятие о выборочном методе наблюдения и его значение в современных условиях. Теоретические основы выборочного метода.

Виды выборочного наблюдения. Простая случайная выборка и способы проведения отбора. Средняя и предельная ошибки простой случайной выборки; определение необходимого объема выборки.

Определение средних и предельных ошибок для различных видов выборочного наблюдения.

Малая выборка; определение величины ошибок.

Приемы распространения характеристик выборочной совокупности на генеральную совокупность. Оценка существенности расхождения выборочных средних.

Практическое применение выборочного метода в государственной статистике и в управлении производством на предприятиях.

Литература [1:157-219].

Вопросы для самоконтроля

1. В чем преимущества выборочного метода в сравнении с другими видами статистических наблюдений?

2. Что означает ошибка репрезентативности, какие факторы определяют ее величину?

3. Чем отличается распределение ошибок простой случайной выборки при проведении больших и малых выборок?

4. От чего зависит точность оценки параметров генеральной совокупности (генеральной средней и генеральной доли)?

5. Запишите доверительные интервалы генеральной средней с вероятностью 0,95 и 0,99.

6. Чем отличается величина средней ошибки простой случайной выборки при повторном и бесповторном отборе? Какая из этих ошибок больше?

7. Для решения каких вопросов организации выборочного наблюдения и оценки его результатов может использоваться формула средней квадратической ошибки выборки?

8. Как определяется предельная ошибка при проведении большой и малой выборок?

9. Дайте понятие критической области при статистической проверке гипотез.

10.Какие методы можно использовать для исключения выделяющихся наблюдений?

11.Как оценить существенность расхождений двух выборочных средних (долей)?

12. Какой вид выборочного наблюдения следует использовать, если генеральная совокупность не является однородной?

13. В чем состоят преимущества серийной выборки перед простой случайной выборкой?

14.Какие способы размещения общего объема подлежащих обследованию единиц могут быть использованы при организации типической выборки?

15. В чем преимущества механической выборки и как определяется величина ее стандартной ошибки?

16.Как нужно изменить объем механической выборки, если среднюю квадратическую ошибку следует уменьшить в 1,5 раза?

17.Назовите важнейшие области применения выборочного метода в практике государственной статистики.

Раздел 3. Статистическое изучение взаимосвязей и динамики

Тема 7. Методы статистического изучения корреляционной связи

Сущность корреляционной связи и значение ее статистического изучения. Роль качественного анализа в изучении связи. Статистические методы выявления наличия корреляционной связи.

Показатели степени тесноты корреляционной связи: линейный коэффициент корреляции, корреляционное отношение, коэффициенты корреляции рангов. Оценка существенности показателей степени тесноты связи. Корреляция качественных признаков и показатели измерения ее тесноты.

Понятие о регрессионном анализе. Уравнение регрессии и значение его расчета. Выбор формы уравнения. Параметры уравнения связи, их интерпретация. Расчет ошибки уравнения.

Множественная корреляция, задачи ее изучения. Парные и частные коэффициенты корреляции, их значение. Отбор факторов.

Совокупный коэффициент корреляции, оценка его существенности. Построение и оценка многофакторных моделей. Анализ параметров уравнения регрессии.

Применение корреляционного и регрессионного методов анализа к задачам управления.

Дисперсионный анализ как метод выявления наличия взаимосвязей и проверки гипотезы о линейной связи.

Литература [1: 221-278].

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоит отличие корреляционной и функциональной зависимостей?

2. Какие основные проблемы решает исследователь при изучении корреляционных зависимостей?

3. Какова роль групповых и корреляционных таблиц при анализе взаимосвязей?

4. Какие методы целесообразно использовать для выявления возможного наличия связи между факторным и результативным признаком при небольшом объеме фактических данных?

5. Какие показатели являются мерой тесноты связи между двумя признаками?

6. Как оценить существенность линейного коэффициента корреляции?

7. Какие показатели используют для измерения степени тесноты связи между качественными признаками?

8. В чем состоит значение уравнения регрессии?

9. Что характеризует коэффициент регрессии?

10. Какая существует связь между линейным коэффициентом корреляции и коэффициентом регрессии?

11. Какое значение имеет расчет индекса корреляции?

12. Способы расчета средней квадратической ошибки уравнения, ее роль в оценке надежности уравнения регрессии.

13. Как осуществить прогноз значений результативного признака, опираясь на использование для этой цели уравнения регрессии?

14. Как измерить долю общей вариации результативного признака, которая объясняется влиянием вариации признака- фактора?

15. Если в случае линейной зависимости между признаками 60 % вариации результативного признака объясняется влиянием факторного признака, чему будет равна величина коэффициента корреляции?

16. Как подходить к отбору факторов для включения их в уравнение множественной регрессии?

17. Каким образом можно выделить факторы, оказывающее наибольшее влияние на изменение результативного показателя?

18. Что означает величина коэффициента эластичности 0,58?

19. Для чего рассчитываются частные коэффициенты корреляции?

Тема 8. Методы обработки и анализа рядов динамики

Задачи статистического изучения динамики социально-экономических явлений. Виды рядов динамики и правила их формирования. Графическое изображение рядов.

Показатели ряда динамики и методы их исчисления. Средние показатели динамики. Типология видов изменений явлений во времени.

Выявление основной тенденции развития. Сглаживание и аналитическое выравнивание ряда. Изучение сезонных колебаний.

Основные методы статистического прогнозирования. Точечные и интервальные методы оценки прогнозируемых уровней ряда.

Сравнительный анализ системы рядов динамики и исследование их взаимосвязи.

Литература [1: 281-337].

Вопросы для самоконтроля

1. С какой целью анализируются данные рядов динамики?

2. Какие показатели применяются для характеристики изменений уровней ряда динамики?

3. Какой вид средних величин используется для расчета среднего уровня моментного ряда динамики?

4. Охарактеризуйте роль графического представления временных рядов. Назовите наиболее распространенные виды графиков.

5. Как рассчитать средний темп роста и темп прироста уровней ряда динамики?

6. Как рассчитываются пункты роста?

7. Как может быть выявлена основная тенденция в изменениях уровней ряда динамики?

8. Назовите преимущества и роль аналитического выравнивания уровней временного ряда.

9. Как выполнить прогноз на будущее с помощью уравнения тренда?

10. Какие факторы влияют на величину средней квадратической ошибки уравнения тренда?

11. Как рассчитать скользящую среднюю и для каких целей она может быть использована?

12. Какие методы можно использовать для выявления сезонных колебаний?

13. Как рассчитать индексы сезонности и осуществить экстраполяцию с учетом сезонной составляющей?

14. В чем заключаются особенности корреляции в рядах динамики?

Тема 9. Индексный метод в статистических исследованиях

Общее понятие об индексах и индексном методе; их роль в изучении производственной и коммерческой деятельности.

Классификация индексов. Агрегатные индексы объемных и качественных показателей. Средние индексы и условие их применения.

Ряды индексов с постоянной и переменной базой. Цепной метод исчисления индексов и условия его применения.

Анализ динамики взвешенной средней: индексы переменного и фиксированного состава, индекс влияния структурных сдвигов.

Использование индексного метода при изучении динамики сложных показателей. Взаимосвязь индексов различных показателей. Разложение общего абсолютного и относительного прироста результативного показателя на приросты за счет отдельных факторов. Территориальные индексы.

Применение индексов в практике отечественной и зарубежной статистики.

Литература [1: 339-390].

Вопросы для самоконтроля

1. Какова роль индексного метода анализа в экономических исследованиях?

2. На каких принципах базируется расчет агрегатных индексов количественных и качественных показателей?

3. В чем состоит различие агрегатных индексов Лайспейреса и Пааше?

4. Что характеризует разность числителя и знаменателя агрегатных индексов физического объема и цен?

5. Какие виды средних индексов используются в статистической практике?

6. Запишите формулу "идеального" индекса Фишера, для чего она используется?

7. Если производство изделий в натуральном выражении возросло на 1,5 % по сравнению с прошлым годом, а цены на это изделие снизились на 0,8 %, на сколько процентов изменилась стоимость продукции по сравнению с прошлым годом?

8. Что характеризуют индексы переменного, фиксированного состава и индекс влияния структурных сдвигов и в чем особенность их построения?

9. В чем заключается правило построения многофакторных индексных моделей?

10. Как определить влияние различных факторов на изменение результативного показателя в абсолютном и относительном выражении?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 986; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.114 сек.