Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации по организации и выполнению совместной работы




Урок.

Рекомендации по организации и выполнению совместной работы.

1 урок. Этому уроку предшествует урок-беседа об облике русских городов, их культурной жизни на рубеже 19 — 20 вв. Учитель обобщает знания учащихся о культуре городских народных гуляний, о стилях архитектурных построек в городской среде, об одежде горожан того периода. Дается задание: выполнить коллективную работу, отражающую особенности городских народных гуляний (праздник выбирают сами учащиеся). Совместно с учителем выполняют по трафаретам следующую работу и распределяются задания по группам.

Например, коллективное панно на тему праздника масленицы выполняют пять групп:

1-я выполняет фон — городскую среду: типичные для русских городов архитектурные постройки и небо (плоскость земли покрыта снегом — остается белой). Работа ведется сразу на большом листе. Изображение фона занимает 1/4 вертикального листа ватмана.

2-я— торговые ряды ярмарки: магазинчики, палатки, лотки с торговцами и товаром. Работа над изображением ведется индивидуально.

З-я — ярмарочные балаганы: цирк-шапито и театр, тумбы с афишами.

4-я — увеселительные сооружения: горки, качели, карусель. Работа над изображением сложных конструкций, например карусели, может вестись группой из трех человек.

5-я фигуры людей, покупающих и торгующих, веселящих и развлекающихся (выполняется индивидуально).

В начале урока учитель проводит опрос по материалу прошлого урока, а также выясняет, какие трудности сопутствовали работе. После опроса начинается работа над коллективной композицией, каждая из групп выбирает представителя, который наклеивает изображения на плоскость листа согласно эскизу композиции, нарисованной на доске в начале урока. Остальные учащиеся выполняют детали, обобщающие композицию и вносящие в нее настроение праздника: шары, флажки, рекламные тумбы.

 

Примечание.

1. Проблема соблюдения соразмерности частей и элементов изображения в коллективной композиции решается с помощью заранее подготовленных

наборов цветной бумаги определенных размеров для каждой из групп.

2. Для успешной деятельности на местах каждой группе выдается раздаточный материал: репродукции, фотографии, схематические зарисовки с изображениями предметов, объектов, которые помогут учащимся в работе над фрагментами и деталями коллективной композиции «Масленица».

 

 

Рис.10

 

 

Тема урока: «Пасха» - 2 класс.

Тема коллективной работы: «Пасхальное панно»

Форма организации совместной деятельности: комбинированная — совместно-индивидуальная, совместно-взаимодействующая,

совместно-последовательная.

Принцип организации коллективной композиции: последовательная работа.

Материалы, инструменты: цветная бумага, картон, клей, ножницы.

Рекомендации по организации и выполнению совместной работы. Коллективная деятельность здесь используется как метод обобщения знаний учащихся, которые они получали в течении цикла уроков. В беседе закрепляются и обобщаются знания учащихся об особенностях русской народной культуры и национальных традициях. Учащимся предлагается создать коллективную работу «Пасхальное панно».

Школьники сообща разрабатывают содержание будущей работы, выделяя основные композиционные планы коллективного панно. Учитель обобщает предложения учащихся по содержанию коллективного панно, делая схематические зарисовки композиционных решений будущего коллективного панно на классной доске. После утверждения лучшего варианта панно выделяются основные тематические блоки композиции и класс делится на группы с целью выполнения элементов коллективной работы:

· 1-я (2 человека) – оформление основы для панно (обрамление рамкой и изготовление тарелочки);

· 2-я (все остальные) – занимаются изготовлением пасхальных яиц в технике «Аппликация».

В конце урока коллективная композиция монтируется учащимися 1 группы.

 

Тема урока: «Поздравление» - 4 класс.

Тема коллективной работы: «Газета-поздравление» (к 8 марта,

к Новому году, к Дню учителя).

Форма организации совместной деятельности: комбинированная — совместно-индивидуальная, совместно-взаимодействующая,

совместно-последовательная.

Принцип организации коллективной композиции: последовательная работа.

Материалы, инструменты: цветная бумага, клей, ножницы, стихи.

Все учащиеся хорошо знакомы с этими праздниками, но стоит ещё раз им напомнить характерные особенности. Что их объединяет? Чем они отличаются? Что приносят эти праздники в дом? Заранее подбираются стихи, интересные истории, поздравления и т. п. На уроке ребята занимаются оформлением своего поздравления (на определённом формате листа пишут поздравительные слова, украшают аппликацией). За 10-15 минут до конца урока идёт общий сбор поздравлений и наклеивание на основу. Газета – поздравление вывешивается на всеобщее обозрение.

 

Тема урока: «Осенние листья» - 1 класс

Тема коллективной работы: «Дерево в осеннем убранстве»

Форма организации совместной деятельности: совместно-индивидуальная.

Принцип организации коллективной композиции: свободное размещение на листе с предварительным рисунком.

Материалы, инструменты: цветная бумага, ножницы, клей.

Рекомендации по организации и выполнению совместной работы. Учитель заранее подготавливает рисунок обнаженного дерева на большом листе бумаги. На уроке предлагается детям стать волшебниками и вернуть озябшему деревцу потерянный осенний наряд. Для этого необходимо вспомнить, какого цвета осенние листья, какой формы они бывают.

Дети готовят листы цветной бумаги и по трафаретам обводят листья. Вырезанные листочки передаются помощникам учителя, которые собирают листья со своих классных рядов и приклеивают их на лист с изображением дерева.

К концу урока дерево вновь обретает свой красочный наряд, а дети видят не только все разнообразие цвета осенней листвы, но и то, как много разных цветовых оттенков можно получить, смешивая краски трех основных цветов.

 

 

Аппликация без показа как способ формирования и развития творческих способностей.

 

При выборе данного метода не менее важно учитывать готовность учащихся к такому виду деятельности (умение нарисовать какие-либо предметы, вспомнить цвета времён года, животных и т.п.) Готовность определяется возрастными особенностями, уровнем приобретенного опыта учеников. Возрастные особенности младших школьников накладывают специфические черты на методику ведения урока.

Перечислим основные возрастные особенности младшего школьника, влияющие на его художественный интерес и активность:

— высокая эмоциональность;

— целостность восприятия;

— развитое воображение;

— конкретно-образное мышление;

— высокий уровень проявления индивидуальности и самостоятельности в работе;

— увлеченность процессом деятельности;

— низкая направленность интереса на качество результата;

— легкое переключение с одного вида деятельности на другой;

— быстрая утомляемость от однообразной работы.

Для того чтобы становление потребности в выполнении самостоятельной творческой работы у младшего школьника происходило активно, рассказ и показ педагога по выполнению аппликации на первом этапе должна быть высоко эмоциональным и способствовать появлению правильного творческого воображения. Организация занимательных игровых ситуаций и использование приемов художественно-педагогической драматизации (урок-сказка) в ходе работы. Высокое качество результата труда (с помощью учителя) постепенно меняет отношение к индивидуальной творческой деятельности и все больше заинтересовывает младшего школьника.

Использовать данный метод часто (на первом этапе обучения) не рекомендуется, т. к. учащиеся должны получать достоверную информацию о формах, цвете, каких – то деталях и т. п.

Детская фантазия безгранична. Её надо развивать и беречь, направляя по верному и правильному пути.

Рассматривая возрастные особенности младших школьников, можно сделать вывод, что данный метод является приемлемым для работы с детьми начальных классов, как способ формирования и развития творческих способностей.

 

 

Данную работу можно считать одной из попыток придать более высокий статус ручному труду, незаслуженно отнесенному у нас к не совсем обязательным предметам, — через демонстрацию его настоящих развивающих возможностей.

Постепенное включение в уроки различные способы выполнения аппликации позволяет ребенку на практике изучить свойства и возможности бумаги. В процессе разнообразной практической деятельности у маленького школьника должно выработаться своеобразное «чувство материала, без которого невозможна свободная художественно-конструкторская деятельность. Для этого следует дать возможность ученикам работать достаточно свободно, творчески и безбоязненно, особенно на первых порах, когда необходимые навыки еще не сформированы. Первые задания требуют от детей минимального умения действовать руками, но постепенно эти действия усложняются; последующие работы рассчитаны на более строгий контроль за деятельностью рук. Благодаря умению вырезать мелкие детали, наклеивать, действия руки становятся все более управляемыми: на этом фоне появляются задания, в которых ребенок должен распределять внимание между несколькими одновременными действиями; они требуют более четкой координации движений и, с другой стороны, способствуют выработке такой координации.

Большое внимание следует обратить на саму организацию работы: школьники должны быть приучены к тому, чтобы своевременно и тщательно подготавливать к уроку все необходимое, а во время урока постоянно поддерживать порядок на рабочем месте. Инструменты используются простые: обычные ножницы и маникюрные для вырезания особо мелких деталей, кисточка для клея, линейка, хороню отточенные карандаши. Придется постоянно следить за тем, чтобы дети наносили клей только кисточкой, равномерно распределяя его по поверхности приклеиваемого материала. Работать нужно только на клеёнках. Хорошие инструменты и рабочий порядок обеспечивают минимальные затраты времени, высокое качество работы, способствуют развитию сенсорных и моторных функций ребенка. Но, вероятно, следует оговориться, что все эти требования не являются самоцелью, ради которой иной учитель готов пожертвовать и творческим настроем, и положительной учебной мотивацией класса. Не следует отстранять школьника от работы, если у него не все материалы идеально подготовлены к уроку. Дети могут поделиться друг с другом, или сам учитель предложит запасные инструменты — в итоге ребенок скорее поймет предъявляемые к нему требования. Точно так же вы, разумеется, не будете слишком строго критиковать неизбежные у первоклассников небрежность, неаккуратность, неряшливость, а просто выскажете сожаление по поводу того, что изделие получилось не слишком выразительным.

Систематическая творческая работа по выполнению аппликации на уроках ручного труда не замедлит порадовать своими результатами: очень скоро вы заметите, что именно ваши дети отличаются более гибким и живым умом, быстрее и успешнее справляются с математическими задачами, интереснее рассуждают, лучше организованы, им нравится учиться. Аппликация также способствует развитию вкуса, фантазии, творчества.

Список литературы.

1. М. А. Гусакова. Аппликация. - М.:1987. – С. 26 – 69.

2. В.И.Колякина. Методика организации уроков коллективного творчества.- М., 2002.- С. 9.

3. Неменский Б.М. Мудрость красоты // О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. – М.: 1987.

4. Т.С.Комарова, А.И.Савенков. Коллективное творчество детей: Учебное пособие.- М., 1998.

5. Н.М.Конышева. Умелые руки. Учебник – тетрадь по художественному труду.: М., 1997.

6. К. Митителло. Аппликация. Техника и искусство.- М.: Изд-во Эксмо, 2003.

7. К. Митителло. Чудо-аппликация.- М.:Изд-во Эксмо, 2006.

8. Е.В.Полозова. Развивающие тренажёры: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.