Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сетевые информационные технологии и электронная коммерция




Развитие компьютерных информационных технологий и телеком­муникационных технологий привело к формированию нового вида экономической деятельности - электронного бизнеса. Электрон­ный бизнес является особой формой бизнеса, реализующейся в значительной степени посредством компьютеризации процессов производства, продажи и распределения товаров и услуг.

Электронный бизнес - это любая деловая активность, использующая возможности глобальных информационных сетей для преобразования внутренних и внешних связей с целью создания прибыли.

Электронная коммерция является важнейшим составным элементом электронного бизнеса. Под электронной коммерцией. (e-commerce) подразумеваются любые формы деловых сделок, при которых взаимодействие сторон осуществляется электронным способом вместо физического обмена или непосредственного фи­зического контакта и в результате которого право собственности или право пользования товаром или услугой передается от одно­го лица другому. Электронный бизнес имеет четыре основных этапа использо­вания: маркетинг, производство, продажи и платежи, а степень использования информационных и коммуникационных техноло­гий и систем служит мерой, по которой бизнес может считаться электронным. Степень использования телекоммуникационных технологий определяется использованием глобальной сети Ин­тернет как инструмента организации единого информационного пространства электронного бизнеса.

Интернет - это среда передачи данных, предназначенная для массового использования. Массовость была достигнута в результате соглашения между ведущими разработчиками програм­много обеспечения о едином текстовом формате отображения электронных документов - HTML (Hyper Text Markup Language). HTML содержит:

собственно текст;

теги, управляющие форматированием документа;

гиперссылки, указывающих на другие документы.

Для просмотра документов формата HTML используются про­граммы - браузеры, устанавливаемые на компьютеры клиентов сети. Наиболее популярными в России являются браузеры: Internet Explorer, Mozila, Opera, Netscape-navigator.

Вся же информация хранится на web-серверах - компьютерах, принадлежащих организациям, осуществляющим интернет-услу­ги. Доступ к информации осуществляется по запросам из про­грамм-браузеров клиентов сети.

Продвижение e-commerce в Интернет обеспечивает доступ производителей к максимальному числу потребителей и их многообразным предпочтениям и предоставляет возможность клиен­там вводить свои заказы в систему управления предприятием.

Электронную коммерцию принято делить на следующие категории:

• business-to-business (B2B). Данное направление включает в себя все уровни взаимодействия между компаниями. При этом могут использоваться специальные технологии и стандарты элек­тронного обмена данными, например такие, как EDI. Выгоды от подобного сотрудничества трудно переоценить. Например, дилер получает возможность самостоятельно размещать заказы и следить за ходом их исполнения, работая с базами данных поставщи­ка. Так же и поставщик, имея подключение к складским базам, может оперативно отслеживать запасы партнера и своевременно их пополнять. Подобные примеры можно найти в любой сфере взаимодействия между компаниями;

• business-to-consumer (B2C). Основу этого направления составляет электронная розничная торговля. В Интернете сегодня представлено большое число электронных магазинов, предлагающих широкий спектр товаров и услуг конечным потребителям;

• business-to-administration (B2A). Взаимодействие бизнеса и
администрации включает деловые связи коммерческих структур с государственными организациями, начиная от местных властей и заканчивая международными организациями. Например, стрем­ление правительств развитых стран и руководства международ­ных организаций активно использовать Интернет для проведения закупок товаров и услуг посредством Интернета;

• consumer-to-administration (C2A). Это направление наименее развито, однако имеет достаточно высокий потенциал, который может быть использован для организации взаимодействия госу-
дарственных структур и потребителей, особенно в социальной и налоговой сфере;

• consumer-to-consumer (C2C). Подразумевается возможность взаимодействия потребителей для обмена коммерческой информацией. Это может быть обмен опытом приобретения того или иного товара, обмен опытом взаимодействия с той или иной фирмой и многое другое. К этой же области относится и форма аукционной торговли между физическими лицами.

Первые системы электронной коммерции возникли в 1960-х гг. в США, в авиакомпаниях и применялись для заказа билетов, а также для обмена данными между различными службами при подготовке рейсов. Первоначально электронная коммерция велась по сетям, использующим собственные протоколы обмена данными, что объективно сдерживало e-commerce. Для развития электронной коммерции были созданы стандарты электронного обмена данными между организациями (Electronic Data Interchange, EDI) - наборы правил электронного оформления типовых деловых документов: заказов, накладных, таможенных деклараций, страховых форм, счетов и т.д.

К концу 1960-х гг. в США уже существовали четыре индустриальных стандарта для обмена данными в системах управления авиационным, железнодорожным и автомобильным транспортом. Поскольку такая множественность не способствовала развитию экономики, для объединения форматов данных был создан специ­альный Комитет согласования транспортных данных (Transportation Data Coordination Committee, TDCC). Его труды легли в основу следующего EDI-стандарта - ANSI X. 12.

Примерно в те же годы аналогичные события произошли и в Англии, хотя в этой стране главной областью применения EDI был не транспорт, а торговля. Выработанный здесь набор специ­фикаций Tradacoms был принят Европейской экономической комиссией ООН (United Nations Economic Commission for Europe, UNECE) в качестве стандарта обмена данными в международ­ных торговых организациях. Этот набор форматов и протоколов получил название GTDI (General-purpose Trade Data Inter­change).

В 1980-х гг. начались работы по объединению европейских и американских спецификаций. На базе GTDI международная организация по стандартизации ISO сформировала новый стандарт Electronic Data Interchange for Administration, Commerce and Transport (EDIFACT, ISO 9735), использующий в качестве транспортного протокол электронной почты Х400, что дало новый тол­чок для увеличения оборотов электронной коммерции и числа вовлеченных в нее компаний. В 1996 г., когда торговля через Интернет была еще в зачаточном состоянии, посредством EDI-трансакций было совершено операций на 300 млрд долларов, а в 1999 г. - уже на 1,1 трлн. долларов. Сегодня, этот показатель достиг нескольких трлн. долларов. Главным положительным свойством EDI, привнесенным в мир электронной коммерции, является стандартизация всех процедур документооборота между компаниями. Установив у себя шлюз (маршрутизатор) для перекодировки информации из кодов, дей­ствующих в своей сети, в стандартные коды EDI, компания полу­чает возможность вести электронный бизнес с любой другой ком­панией, имеющей такой же EDI-шлюз.

Еще один немаловажный фактор состоит в том, что EDI явля­ется удобным и безопасным интерфейсом, надежность которого была проверена в течение многих лет эксплуатации.

В качестве основных недостатков EDI можно назвать сле­дующие:

• необходимость доработки программного обеспечения информационных систем компаний для отображения данных из внутри-корпоративного представления (т.е. из баз данных или ERP-систем) в EDI-совместимый формат;

• необходимость согласования способа формирования EDI-пакетов, поскольку стандарты допускают некоторый произвол в этом
отношении. Например, нет четкого метода присоединения комментариев к телу EDI-сообщения. Поэтому на практике компании вынуждены не только ограничивать число поддерживаемых типов EDI-сообщений, но и договариваться друг с другом об их окончательном формате. Мало того, что для такой работы требуется высокооплачиваемый квалифицированный персонал, разные реализации EDI оказываются несовместимыми между собой;

• большой объем трансакций. Для того чтобы внедрение этой технологии окупилось, число транзакций должно быть просто
огромным, а это характерно лишь для крупных компаний. Для
примера, стоимость внедрения EDI составляет порядка 100 тыс.
долларов и более.

Перечисленные недостатки показывают, что внедрение EDI является достаточно сложным и дорогостоящим мероприятием, а потому доступным только крупным компаниям.

Привлекательность Интернета для e-commerce обусловена прежде всего низкой себестоимостью передачи данных. Однако проблема заключалась в том, чтобы сделать EDI-системы доступными для массового потребителя глобальной сети. В результате в середине 1990-х гг. был разработан еще один стан­дарт - EDIFACT over Internet (EDIINT), описывающий, как передавать EDI-трансакции посредством протоколов безопасной элек­тронной почты SMTP/S-MIME. В результате, если в 1999 г. на долю EDI-трансакций через Интернет приходилось всего 12% от общего оборота EDI-бизнеса, то к 2003 г. эта доля увеличилась до 41%.

Тем не менее и этот стандарт не стал исчерпывающим, в связи с чем не прекращаются попытки связать воедино форматы элект­ронных документов - HTML в Интернете и EDIFACT - в гло­бальных вычислительных сетях (ГВС).

Существенным недостатком HTML можно назвать ограничен­ность набора его тегов для отображения специализированной ин­формации (например, мультимедийной, математических, химичес­ких формул и т.д.). На смену HTML предложен XML (Extensible Markup Language) - язык разметки, описывающий целый класс объектов данных, называемых XML-документами. Этот язык ис­пользуется в качестве средства для описания грамматики других языков и контроля правильности составления документов. То есть сам по себе XML не содержит никаких тегов, предназначенных для разметки, он просто определяет порядок их создания. Автор документа создает его структуру, строит необходимые связи меж­ду элементами, используя те команды, которые удовлетворяют его требованиям, и добивается такого типа разметки, который необ­ходим ему для выполнения операций просмотра, поиска, анализа документа. Еще одним из очевидных достоинств XML является возмож­ность использования его в качестве универсального языка запро­сов к хранилищам информации.

XML позволяет также осуществлять контроль корректности данных, хранящихся в документах, производить проверки иерархических соотношений внутри документа и устанавливать единый стандарт на структуру документов, содержимым которых могут быть различные данные. Это означает, что его можно использовать при построении сложных информационных систем, в кото­рых очень важным является вопрос обмена информацией между различными приложениями, работающими в одной системе. Со­здавая структуру механизма обмена информации в самом начале работы над проектом, менеджер может избавить себя в будущем от многих проблем, связанных с несовместимостью используе­мых различными компонентами системы форматов данных.

На основе XML созданы такие известные специализированные языки разметки, как SMIL, CDF, MathML, XSL, и список рабо­чих проектов новых языков постоянно пополняется.

Для упрощения процессов взаимодействия между информаци­онными системами предприятий и, тем самым, привлечения ком­паний среднего и малого размера в мир электронной коммерции разработан стандарт XML/EDI, который устраняет главный недо­статок EDI: сложность отображения корпоративных данных из внутреннего представления в EDI-формат.

XML/EDI обеспечивает универсальный способ отображения корпоративных данных в EDI-структуры. Достигается это за счет шаблонов - формальных определений структуры сообщений. Бла­годаря им разделяется структура сообщения и содержащиеся в нем рабочие данные, что также позволяет упростить автомати­ческую интерпретацию данных программой-клиентом. То, как именно обрабатывается XML/EDI-сообщение, зависит от типа клиента.

Все эти разработки должны обеспечить дальнейшее снижение себестоимости систем электронной коммерции. Кроме того, эти технологии позволят компаниям интегрировать системы управле­ния ресурсами предприятия в рамках цепочек поставок, получить доступ к планам и информации о текущем положении своих парт­неров. Благодаря этому они могут лучше прогнозировать совмест­ный бизнес и эффективнее следить за спросом.

Все сказанное выше также дает понять, что для ведения элект­ронной коммерции компании должны достичь определенного уров­ня упорядоченности своих бизнес-процессов. Использование со­временных информационных технологий приводит к снижению издержек лишь в компаниях, где развернуты системы автоматиза­ции предприятия.

Появление Интернета привело к возникновению качественно новых форм e-commerce, в которых EDI-технологии не использу­ются или их применение носит вторичный характер. Компания-продавец размещает на своем web-узле (с открытым или ограниченным доступом) интерфейс, с помощью которого ко­нечный потребитель или фирма-партнер может, например, сфор­мировать и разместить заказ в информационной системе компании-продавца. После этого специальное программное обеспечение и ERP-система (Enterprise Resource Planning) компании-продавца сами обрабатывают заказ, проводя вторичные трансакции, необходимые, скажем, для перевода денег со счета на счет или формирования заказов у компании, занимающейся доставкой товара, и т.д.

Системы электронной коммерции позволяют покупателю не общаться с продавцом, не тратить время на хождение по магази­нам, а также иметь более полную информацию о товарах. Прода­вец же может быстрее реагировать на изменение спроса, анали­зировать поведение покупателей, экономить средства на персона­ле, аренде помещений и т.п. Таким образом, порядок работы виртуального торговца во многом напоминает порядок работы мелкооптового дистрибьютора.

Главные преимущества для продавца состоят в расширении круга покупателей, в который сразу попадают те компании, кото­рые не в состоянии из-за большой стоимости внедрить EDI; в воз­можности использовать информационные технологии для осуще­ствления продаж конечным потребителям, т.е. выйти на рынок «бизнес-потребитель» (В2С), а также в устранении возможных посредников в торговле.

Не являясь единой технологией, электронная коммерция в Интернете характеризуется разносторонностью. Она объединяет широкий спектр бизнес-операций, которые включают в себя:

• обмен информацией;

• установление контактов, например между потенциальными
заказчиками и поставщиками;

• пред- и послепродажную поддержку, например представле­ние подробной информации о продуктах и услугах, документа­ции, ответов на вопросы заказчиков и т. д.;

• продажу товаров и услуг;

• электронную оплату, в том числе с использованием электронных платежных систем;

• распространение продуктов, включая как управление достав­кой и ее отслеживание для физических продуктов, так и непосредственную доставку продуктов, которые могут распространяться электронным путем;

• возможность организации виртуальных предприятий группы отдельных специалистов или даже независимых компаний дли
ведения совместной коммерческой деятельности;

• осуществление бизнес-процессов, совместно управляемых
компанией и ее торговыми партнерами.

Электронная коммерция в Интернете представляет собой сред­ство ведения бизнеса в глобальном масштабе. Она позволяет ком­паниям эффективно и гибко осуществлять внутренние операции, более полно взаимодействовать с поставщиками и быстрее реаги­ровать на запросы и ожидания заказчиков. Компании получают возможность выбора лучших поставщиков независимо от геогра­фического расположения, а также возможность выхода на глобаль­ный рынок со своими товарами и услугами.

Возможности e-commerce в Интернете привносят следую­щие новые элементы в современный бизнес:

• рост конкуренции. Современный бизнес характеризуется
постоянным ростом глобальной конкуренции и повышением уровня требований заказчиков. В ответ на это ведущие предприятия
во всем мире меняют способы организации и управления бизнесом. Происходит отказ от старой иерархической структуры, исче­зают барьеры между отделениями компании, упрощается взаимодействие между компаниями. Бизнес-процессы перестраиваются
и выходят за старые границы. Электронная коммерция позволяет
поставщикам повышать конкурентоспособность, становясь «ближе к заказчику». Многие компании используют технологии электронной коммерции для того, чтобы предлагать расширенную
до- и послепродажную поддержку, включающую предоставление
подробной информации о продукте, инструкций по его использованию и быструю реакцию на претензии заказчика. Соответственно, заказчик получает более высокое качество обслуживания;

• глобализация сфер деятельности. Интернет значительно изменяет пространственный и временной масштабы ведения ком­мерции.Интернет - глобальное средство коммуникации, не име­ющее каких-либо территориальных ограничений, при этом стоимость доступа к информации не зависит от удаленности от нее в
противоположностьтрадиционным средствам, где эта зависимость
прямо пропорциональна. Таким образом, электронная коммерция
позволяет даже самым мелким поставщикам достигать глобального присутствия и заниматься бизнесом в мировом масштабе.
(соответственно, заказчики также получают возможность глобаль­ного выбора из всех потенциальных поставщиков, предлагающих
требуемые товары ими услуги независимо от географического
расположения. Расстояние между продавцом и покупателем играет роль лишь с точки зрения транспортных издержек уже на эта­пе доставки товаров. Временной масштаб в среде Интернета так­же значительно отличается от обычного и позволяет фирмам при­нимать решения в несколько раз быстрее, чем раньше. Информа­ция и услуги в Интернете доступны круглосуточно. Кроме того, Интернет обладает высокой гибкостью, позволяющей легко про­изводить изменения представленной информации и тем самым поддерживать ее актуальность без временной задержки и затрат на распространение;

• персонализация взаимодействия. Используя средства электронного взаимодействия, компании могут получать подробную информацию о запросах каждого индивидуального заказчика и автоматически предоставлять продукты и услуги, соответствующие индивидуальным требованиям. Уровень такого обслуживания сравним с тем, что предлагают специализированные поставщики, но по массовым рыночным ценам. Одним из простых примеров может служить персональное представление web-сайта для каждого из заказчиков производителя или дистрибьютора;

• сокращение каналов распространения товаров. Во многих
случаях электронная коммерция позволяет существенно сократить
путь товара от поставщика к заказчику. Товары успешно доставляются непосредственно от производителя потребителю в обход традиционных каналов в виде оптовых и розничных складов и торговых точек. Причиной сокращения каналов распространения
является возможность для фирм взять на себя функции, традиционно выполняемые специалистами промежуточных звеньев, так
как Интернет обладает более эффективной возможностью взаимодействия с потребителями и одновременно позволяет отслежи­вать информацию о них. Особый случай - продукты и услуги, которые могут быть доставлены электронным способом. При этом путь доставки сокращается максимально. Электронный способ широко применяется для доставки цифровых продуктов индустрии развлечений (фильмы, видео, музыка, журналы газеты), информации, средств обучения и эффективно используется компаниями, занимающимися разработкой и поставкой программного обеспечения;

• экономия затрат. Одним из главных достижений электронной коммерции является экономия затрат при совершении сделки и ее последующем обслуживанием. Таким образом, любой бизнес процесс, в котором можно использовать электронное взаимодей­ствие, имеет потенциал для сокращения затрат, что, в свою оче­редь, может быть основой снижения цен для заказчиков.

Электронный бизнес, Интернет и информационные техно­логии не являются панацеей, способной решить все проблемы предприятия, но и не представляют собой просто один из инстру­ментов маркетинга. Решение относительно выхода в Интернет и использования той или иной модели электронного бизнеса при­нимается на основе сравнения аналогичных характеристик кон­курентов и партнеров, оценки факторов возможного успеха и не­успеха на рынке. К таким факторам относятся: рост конкуренции па физическом рынке; использование новых технологий конкурен­тами, потребителями, партнерами; желание выйти на новый сег­мент потребителей, которые используют электронный бизнес; стремление увеличить продажи товаров и услуг существующим клиентам, используя новый канал; стремление снизить издержки, время совершения операции и т.п.

Предприятия, уже использующие Интернет в своей деятельно­сти (так называемые brick-and-click), можно классифицировать по целям использования электронного бизнеса:

• получение дополнительного дохода от продажи физических
или электронных товаров и услуг. Это могут быть продавцы фи­зических товаров, которые занимаются торговлей по каталогам
пли розничной торговлей и решают распространять каталоги че­рез Интернет, предоставлять информацию о своих товарах, получать заказы и т.п.;

• снижение издержек и сокращение времени совершения сдел­ки в различных областях бизнеса: распределения товаров, управления отношениями с клиентами, создания новых товаров, рас­пространения информации, оборачиваемости фондов;

• создание и укрепление торговых марок для рекламы, осуще­ствления постоянного контакта с клиентами, распространения
информации о новых товарах, изменении политики организации,
обсуждения проблем между клиентами и другими заинтересован­ными аудиториями, осуществления постоянного диалога с потребителями в рамках системы установления долгосрочных отноше­ний с клиентами компании;

• преследующие разные цели занимающиеся розничной торговлей в сети Интернет (е-sailing); представляющие в сети различные услуги; посредники, обеспечивающие подбор бизнес-партнеров; предлагающие помощь и поддержку для работы в Интернет (порталы, поисковые системы); занимающиеся организацией раз­личных виртуальных сообществ.

Для полной реализации потенциала электронной коммерции должно быть решено несколько ключевых проблем [1]:

• глобализация. Потенциально глобальная сеть может сделать ведение бизнеса с компанией на другом конце света столь же легким, как если бы она находилась на соседней улице. Однако это
средство сообщения не всегда является достаточным по следующим причинам:

а) Как компании на разных континентах могут убедиться в реальном существовании друг друга или предлагаемых ими товаров
и услуг?

б) Как компания может понять традиции и правила ведения
бизнеса в стране, расположенной на другой стороне земного шара?

в) Как наилучшим образом поддержать лингвистическое и куль­турное многообразие глобального сообщества пользователей?

Эти и другие связанные с ними вопросы являются частью проблемы глобализации - превращения глобальной, по существу, электрон­ной коммерции в практическую реальность;

• договорные и финансовые проблемы. Предположим, что зарубежная компания просматривает электронный каталог россий­ской фирмы и делает электронный заказ на доставляемый электронным способом продукт, который также должен быть оплачен электронным путем. Этот простой сценарий поднимает несколько фундаментальных вопросов, которые на сегодняшний день еще не решены:

а) На каком этапе контракт между этими компаниями можно считать заключенным?

б) Каков юридический статус этого контракта?

в) Под юрисдикцию какой страны он попадает?

г) Каким образом производится и подтверждается оплата, принимая во внимание разницу в финансовых правилах?

д) Каковы должны быть налоги и таможенные сборы на продукт?

с) Каким образом взимать эти налоги и сборы?

• права собственности. Для товаров, которые распространяются электронным способом и поэтому легко могут быть скопированы, проблема защиты прав интеллектуальной собственности стоит особенно остро;

• секретность и безопасность. Ведение электронной коммерции в открытых сетях требует эффективных и надежных механизмов, гарантирующих безопасность всех ее участников. Эти механизмы должны обеспечивать конфиденциальность, аутентификацию (т.е. возможность для каждой стороны в заключаемой сделке удостовериться в личности другой стороны) и гарантию того, что стороны впоследствии не смогут отрицать своего участия в сделке. Поскольку признанные механизмы поддержки безопасности основаны на сертификации третьей стороной, глобальная электронная коммерция требует наличия глобальных сертификационных систем;

• совместимость информационных систем. Полная реализация
потенциала электронной коммерции требует универсального доступа - любая компания и любой заказчик должны иметь возможность доступа ко всем организациям, предлагающим продукты и услуги, вне зависимости от их географического расположения или особенностей их информационных систем. Это, со своей стороны, требует универсальных стандартов взаимодействия и совместимости используемых для этого средств.

 

5. ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 2348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.