Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинарское занятие 17




Тема: Познание, его возможности и границы

Методические рекомендации:

Изучив предложенную литературу и материалы лекций, раскройте учение о познании, его аспектах и принципах в философии. Представьте специфику познавательного отношения, единство чувственного и рационального в познании, понятия: субъект и объект познания, познавательный образ, знание, истина. Раскройте специфику и границы чувственного и рационального познания. Особое внимание обратите на дискуссии в философии по вопросу о взаимоотношении эмпирического и рационального, рационального и иррационального, интуитивного и дискурсивного. Раскройте структуру познавательной деятельности, роль практики в познании. Особое внимание обратите на проблему объективности истины и соотношение относительного и абсолютного, конкретного и абстрактного в истине.

Изучите предлагаемые источники и дополнительную литературу по теме и подготовьте ответы на вопросы семинарского занятия. Обратите внимание на познавательную роль языка, значение естественных и искусственных языков в современном познании.

Прочитайте внимательно источники по теме, ответьте на поставленные вопросы. Ответьте на вопросы тестовых заданий. Подготовьтесь к дискуссии на семинарском занятии.

Изучив данную тему, студент должен

знать:

- определения познания, истины, практики, субъекта и объекта познания, науки и др.;

- структуру познавательного процесса;

- формы чувственного и рационального познания;

- формы и виды познания;

- методы познания;

- особенности научного познания;

- теории истины;

- критерии истины;

- роль языка в познании;

уметь:

- анализировать, выявлять общее и особенное, в многообразных философских школах и направлениях философской мысли;

- давать оценки философским и научным течениям, направле­ниям и школам;

- вести диалог, участвовать в полемике, аргументировано отстаивать собственную точку зрения, участвовать в дискуссии.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Специфика философского подхода к познанию. Субъект и объект познания. Структура познавательных отношений. Творчество. Интуиция. Вера и знание. Вера и предрассудок. Понимание и объяснение. Вненаучные формы познания (обыденное, мифологическое, религиозное, паранаучное, художественное).

2. Роль языка в познании. Значение естественных и искусственных языков в современном познании. Язык и чувственное познание. Язык и рациональное знание. Структура языка и структура мышления. Взаимодействие языка и мышления в развитии познания.

3. Проблема истины: пути достижения истины, формы ее существования и реализация. Истина и ложь. Истина и заблуждения. Истина, оценка, ценность. Практика как критерий истины и ее разновидности.

4. Наука как социальный институт. Критерии научности, системность как фундаментальный принцип научного познания. Эмпирический и теоретический уровень научного познания. Становление научной теории и рост научного знания. Наука и творчество. Наука и научно-технический процесс.

5. Специфика познания социальных явлений. Социальное прогнозирование, его типы и методы. Алярмизм и гуманизм социального прогнозирования.

 

Основные понятия

Агностицизм (гр. agnostos - неизвестный) – в узком смысле – учение о непознаваемости абсолютного, истинного, божественного бытия. В широком смысле – учение о непознаваемости истины, закономерностей и сущности окружающей человека действительности.

Наука – форма общественного сознания, представляющая исторически сложившуюся систему упорядоченных знаний, истинность которых проверяется и постоянно уточняется в ходе общественной практики.

Познание – это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов действительности.

Знание - это результат познания, продукт общественно-трудовой и мыслительной деятельности человека, представляющий идеальное воспроизведение в языковой форме объективных, закономерных связей практически преобразуемого объективного мира.

Истина – верное, правильное отражение действительности в мысли, проверяемое в конечном счете при помощи критерия практики.

Темы рефератов

1. Интегративная функция практики по отношению ко всем видам человеческой деятельности.

2. Адаптивное поведение, репродуктивная и творческая деятельность.

3. Философия творчества.

4. Творчество, интуиция, познание.

5. Наука и нравственность.

6. Значение науки для экономического, экологического и исторического сознания в современном мире.

7. Свобода научного поиска и ответственность ученых.

8. Наука и ее роль в обществе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.