Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинарское занятие 18




Темы докладов

Роль субъекта в концепции Ж.Пиаже.

Проблема познания в герменевтике.

Культурно-историческая обусловленность субъекно-объектных отношений.

Роль веры в познании.

Существует ли абсолютная истина?

Тезис Протагора “человек есть мера всех вещей” и проблема истины.

Многозначность понятия “знания” и его основные значения.

Значение веры и доверия в жизни человека.

Вера и предрассудок. Х.-Г.Гадамер о роли предрассудка в познании.

Роль понимания и объяснения в познании мира духовного и природного.

Понимание в структуре познания: метод или искусство?

Диалогическая природа понимания.

Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

Проблема истины в философии.

Классическая (корреспондентная) концепция истины как соответствия знания и предмета: Аристотель.

Когерентная концепция истины как взаимосогласованная система утверждений: И.Кант, логический позитивизм.

Истина как полезность: Дж. Дьюи, прагматизм.

Истина как идеологический феномен: А.Богданов, современная социология научного познания.

Проблема критериев истины.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы функции и роль гносеологии в мировоззрении?

2. Существует ли принципиальное различие теоретического и внетеоретического (научного и вненаучного) знания?

3. Каковы возможности и границы рационального и эмпирического познания?

4. Каковы функции практики в познании?

5. Почему истина является предметом непрекращающихся дискуссий?

6. Существуют ли решающие доказательства истинности знания?

 

Тема: Философские проблемы науки и техники

Методические рекомендации:

Изучив предложенную литературу и материалы лекций, раскройте идеал и образы науки в философии, ее специфику, уровни и методы научного познания. Определите типы рациональности в истории науки. Раскройте понятие научной теории, роль гипотезы в научном познании, методологические и эвристические принципы построения научных теорий, роль интуиции и логики в познавательном процессе.

Особое внимание обратите на типы научного знания: естествознание, гуманитарное и техническое знание. Представьте специфику естествознания и классификацию естественных наук. Обратите внимание на особенности наук об обществе, специфику субъект-объектной связи в социальном познании, а так же на проблему предмета и методов гуманитарных наук.

Используя рекомендуемую литературу, подготовьте ответы на вопросы семинарского занятия. Обратите внимание на концепции «философии техники», дайте трактовку понятиям техническое знание, технические науки, определите роль техники в жизни человека и общества.

Прочитайте внимательно источники по теме, ответьте на поставленные вопросы. Ответьте на вопросы тестовых заданий. Подготовьтесь к дискуссии на семинарском занятии.

Изучив данную тему, студент должен

знать:

- определения науки, техники, научной революции, типа рациональности и др.;

- классификацию наук;

- специфику естествознания, гуманитарных и технических наук;

- «образ» современной науки;

- понятие научной революции;

- роль науки и техники в жизни человека и общества;

уметь:

- анализировать, выявлять общее и особенное, в многообразных философских школах и направлениях философской мысли;

- давать оценки философским и научным течениям, направле­ниям и школам;

- вести диалог, участвовать в полемике, аргументировано отстаивать собственную точку зрения, участвовать в дискуссии.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Общенаучные проблемы и их динамика в ходе исторического процесса познания. Проблемы современной науки (логико-гносеологические, онтологические, аксиологические, философские). Философские проблемы естественных, социальных и гуманитарных наук.

2. Технические науки: фундаментальные и прикладные. Соотношение философии техники (Э.Капп, Ф.Бон, П. Энгельмейер) и философии науки. Новая техническая стратегия.

3. Научные революции и смены типов рациональности. Научное знание и его типы. Естествознание, гуманитарное и техническое знание. Кризис классического образа научного знания. Проблема эволюции научного знания (антифундаментализм, фаллибилизм, плюрализм, реабилитация метафизики).

4. Наука в современном мире. Социокультурная обусловленность научных открытий. Наука как фактор нравственного совершенствования человека и общества. Гуманистическая сущность науки, проблема нравственной ответственности ученого. Наука и будущее человечества.

 

Основные понятия

Биосфера – земная оболочка, охваченная жизнью и обладающая в связи с этим своеобразной геологической и физико-химической организованностью. Термин «биосфера» введен в науку Э. Зюссом и развит В.И. Вернадским).

Научно-техническая революция (НТР) – коренное изменение производства в результате превращения науки в ведущий фактор развития производства.

Ноосфера – область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью, понятие, введенное в науку Е. Ле-Руа, Т. де Шарденом и развитое В.И. Вернадским.

Экологическая философия – направление философской мысли, изучающее методами философии взаимодействие общества и природы, пути утверждения гармонического единения между человеком и миром природы.

Темы рефератов

1. Человек перед лицом глобальных проблем.

2. Глобальные проблемы и социальный прогресс.

3. Современная экологическая ситуация и ее перспективы.

4. Научно-технический прогресс и его потенциал.

5. Освоение космоса: проблемы и перспективы.

6. Картина мира обозримого будущего в футурологических моделях.

7. Философия и ее миссия в спасении человечества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.