КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Семинарское занятие 18
Темы докладов Роль субъекта в концепции Ж.Пиаже. Проблема познания в герменевтике. Культурно-историческая обусловленность субъекно-объектных отношений. Роль веры в познании. Существует ли абсолютная истина? Тезис Протагора “человек есть мера всех вещей” и проблема истины. Многозначность понятия “знания” и его основные значения. Значение веры и доверия в жизни человека. Вера и предрассудок. Х.-Г.Гадамер о роли предрассудка в познании. Роль понимания и объяснения в познании мира духовного и природного. Понимание в структуре познания: метод или искусство? Диалогическая природа понимания. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины в философии. Классическая (корреспондентная) концепция истины как соответствия знания и предмета: Аристотель. Когерентная концепция истины как взаимосогласованная система утверждений: И.Кант, логический позитивизм. Истина как полезность: Дж. Дьюи, прагматизм. Истина как идеологический феномен: А.Богданов, современная социология научного познания. Проблема критериев истины.
Вопросы для самоконтроля: 1. Каковы функции и роль гносеологии в мировоззрении? 2. Существует ли принципиальное различие теоретического и внетеоретического (научного и вненаучного) знания? 3. Каковы возможности и границы рационального и эмпирического познания? 4. Каковы функции практики в познании? 5. Почему истина является предметом непрекращающихся дискуссий? 6. Существуют ли решающие доказательства истинности знания?
Тема: Философские проблемы науки и техники Методические рекомендации: Изучив предложенную литературу и материалы лекций, раскройте идеал и образы науки в философии, ее специфику, уровни и методы научного познания. Определите типы рациональности в истории науки. Раскройте понятие научной теории, роль гипотезы в научном познании, методологические и эвристические принципы построения научных теорий, роль интуиции и логики в познавательном процессе.
Особое внимание обратите на типы научного знания: естествознание, гуманитарное и техническое знание. Представьте специфику естествознания и классификацию естественных наук. Обратите внимание на особенности наук об обществе, специфику субъект-объектной связи в социальном познании, а так же на проблему предмета и методов гуманитарных наук. Используя рекомендуемую литературу, подготовьте ответы на вопросы семинарского занятия. Обратите внимание на концепции «философии техники», дайте трактовку понятиям техническое знание, технические науки, определите роль техники в жизни человека и общества. Прочитайте внимательно источники по теме, ответьте на поставленные вопросы. Ответьте на вопросы тестовых заданий. Подготовьтесь к дискуссии на семинарском занятии. Изучив данную тему, студент должен знать: - определения науки, техники, научной революции, типа рациональности и др.; - классификацию наук; - специфику естествознания, гуманитарных и технических наук; - «образ» современной науки; - понятие научной революции; - роль науки и техники в жизни человека и общества; уметь: - анализировать, выявлять общее и особенное, в многообразных философских школах и направлениях философской мысли; - давать оценки философским и научным течениям, направлениям и школам; - вести диалог, участвовать в полемике, аргументировано отстаивать собственную точку зрения, участвовать в дискуссии. ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ: 1. Общенаучные проблемы и их динамика в ходе исторического процесса познания. Проблемы современной науки (логико-гносеологические, онтологические, аксиологические, философские). Философские проблемы естественных, социальных и гуманитарных наук.
2. Технические науки: фундаментальные и прикладные. Соотношение философии техники (Э.Капп, Ф.Бон, П. Энгельмейер) и философии науки. Новая техническая стратегия. 3. Научные революции и смены типов рациональности. Научное знание и его типы. Естествознание, гуманитарное и техническое знание. Кризис классического образа научного знания. Проблема эволюции научного знания (антифундаментализм, фаллибилизм, плюрализм, реабилитация метафизики). 4. Наука в современном мире. Социокультурная обусловленность научных открытий. Наука как фактор нравственного совершенствования человека и общества. Гуманистическая сущность науки, проблема нравственной ответственности ученого. Наука и будущее человечества.
Основные понятия Биосфера – земная оболочка, охваченная жизнью и обладающая в связи с этим своеобразной геологической и физико-химической организованностью. Термин «биосфера» введен в науку Э. Зюссом и развит В.И. Вернадским). Научно-техническая революция (НТР) – коренное изменение производства в результате превращения науки в ведущий фактор развития производства. Ноосфера – область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью, понятие, введенное в науку Е. Ле-Руа, Т. де Шарденом и развитое В.И. Вернадским. Экологическая философия – направление философской мысли, изучающее методами философии взаимодействие общества и природы, пути утверждения гармонического единения между человеком и миром природы. Темы рефератов 1. Человек перед лицом глобальных проблем. 2. Глобальные проблемы и социальный прогресс. 3. Современная экологическая ситуация и ее перспективы. 4. Научно-технический прогресс и его потенциал. 5. Освоение космоса: проблемы и перспективы. 6. Картина мира обозримого будущего в футурологических моделях. 7. Философия и ее миссия в спасении человечества.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |