Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинарское занятие 19




Темы докладов

Современные модели науки (Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд, К.Поппер идр.)

Концепция развития науки К.Поппера.

Концепция научных революций Т.Куна.

Типы научных революций и их многоаспектность.

Роль личности в развитии науки.

Роль философии в научном исследовании.

Типы рациональностей.

Рациональность в познании и деятельности.

Особенности постнеклассической науки.

Естественнонаучное и гуманитарное познание: сходство и отличия.

Вненаучное знание и его формы.

Что такое техника?

Научно-технологическая революция и ее последствия.

Вопросы для самоконтроля:

1. Может ли существовать вненаучное знание?

2. Действительно ли для современного общества нет более страшной угрозы (как считает выдающийся французский математик А. Гротендик), чем сращивание безнравственной науки с безответственной бюрократией?

3. Может ли наука быть безнравственной?

4. Должна ли наука (как считает П. Фейерабенд) быть отделена от государства так же, как от него отделена религия?

5. Может ли наука (особенно гуманитарная) найти рецепт оздоровления общества

Тема: Стратегия будущего человечества

Методические рекомендации:

Изучив предложенную литературу, материалы лекций, представьте проблемы взаимодействия человека с природой и обществом, их современную трактовку – глобальные проблемы. Особое внимание обратите на дискуссии вокруг проблемы классификации глобальных проблем и иерархию.

Изучая источники, раскройте понятие Вселенной, общепланетарной цивилизации, техногенной цивилизации. Раскройте черты современной цивилизации, определите наличие проблем. Дайте трактовку понятиям «биосфера» и «ноосфера», раскройте концепции Е. Ле-Руа, Т. де Шардена и В.И. Вернадского.

Особо обратите внимание на роль философии в современной культуре, проанализируйте различные оценки и точки зрения на данную проблему. Используя рекомендуемую литературу, подготовьте ответы на вопросы семинарского занятия.

Прочитайте внимательно источники по теме, ответьте на поставленные вопросы. Ответьте на вопросы тестовых заданий. Подготовьтесь к дискуссии.

Изучив данную тему, студент должен

знать:

- определения понятий биосферы, ноосферы, глобальных проблем, сциентизма, антисциентизма и др.;

- иерархию глобальных проблем;

- роль «Римского клуба»;

- «сценарии будущего» человечества

- роль философии в кризисные периоды истории;

уметь:

- анализировать, выявлять общее и особенное, в многообразных философских школах и направлениях философской мысли;

- давать оценки философским и научным течениям, направле­ниям и школам;

- вести диалог, участвовать в полемике, аргументировано отстаивать собственную точку зрения, участвовать в дискуссии.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

 

1. Человек во Вселенной. Современная общепланитарная цивилизация, ее особенности и противоречия. Понятие техногенной цивилизации.

2. Современная глобальная ситуация как результат стихийности и неравномерности социально-экономического, научно-технического и цивилизационного развития. Проблемы и перспективы современной цивилизации.

3. Содержание и перспективы научно-технической революции, ее гуманистический потенциал. Перспективы развития социума.

4. Глобальные проблемы и их философское осмысление: проблемы управления стихийными процессами, научная глобалистика. Дискуссии по вопросу иерархии глобальных проблем в философии.

5. Философия в борьбе против кризиса и упадка цивилизации, культуры и духовности человека. Философия и ее миссия спасения человечества.

Основные понятия

Глобальные проблемы – проблемы, имеющие жизненно важное значение для современного человечества и требующие для своего решения сотрудничества всех или большинства народов мира.

Глобалистика – научное направление, возникшее на стыке таких наук, как социология, экономика и философия, использующее методы математического моделирования для изучения глобальных проблем.

Коэволюция – совместимое, взаимосогласованное развитие человека и природы.

Научно-технический прогресс – качественный скачок в развитии производительных сил, характеризуемый превращением науки в ведущую силу производства, внедрением автоматического управления и изменением технологических методов производства.

Римский клуб – неформальная организация ученых, занимавшаяся исследованием глобальных проблем.

Экологический императив – принцип, согласно которому нарушение равновесия природы может повлечь за собой неконтролируемые изменения характеристик биосферы.

 

Темы рефератов

1. Философия информационного общества.

2. Необходимость и формы международного сотрудничества для сохранения жизни на Земле.

3. Экологическая философия и круг ее проблем.

4. Культура и природа.

5. Культура и научно-технический прогресс.

6. Перспективы культуры и цивилизации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.