Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объективная необходимость государственного регулирования рыночной экономики. Эффективность и справедливость




Закрытая и открытая экономика. Внешняя торговля и равновесный объем производства. Функция импорта. Внешняя торговля и определение уровня национального дохода. Мультипликатор международной торговли.

Кумулятивные эффекты в экономике, мультипликатор автономных расходов. Равновесный объем производства в кейнсианской модели. Метод сопоставления совокупных расходов и объема производства. Равновесие ЧНП в условиях полной занятости. Инфляционный и дефляционный разрывы.

Кейнсианство представляет собой самую простую интерпретацию кейнсианской теории нац.дохода.В основе данной модели Кейнсианского креста лежат 2 основных понятия:понятие планируемых и фактических расходов.Плаируемые расходы-сумму,которую домашние хоз-ва,фирмы и правительство планируют истратить на товары и услуги.Планируемые расходы обозначаются Е=С+I+G,Е=С(Y-T)+I+G.Фактические расходы отличаются от планируемых в том случае,если фирмы вынуждены делать незапланированные инвестиции товарно-материальные запасы в ответр на неожиданно-высокий или неожиданно низкий уровень продаж.Из уравнения планируемых расходов следует,что они являются функциями дохода экзогенного уровня планируемых инвестиций и экзогенных переменных в бюджетной политике(G и T).Экономика находится в равновесии по условию кейнса,когда фактические расходы=планируемым.(РИСУНОК 13).Предположи,что ВНП находится на уровне,превышающий равновесный.В этом случае планируемые расходы Е меньше чем велиина дохда У.Так как планируемые расходы меньше,чем производство,фирмам удается продать меньше,чем они произвели,поэтому возрастают товарно-материальные запасы,что представляет собой незапланированные инвестиции со стороны фирм,что повышает издержки предприятий,заставляет увольнять рабочих и в конечном итоге это приводит к сокращению ВНП.

Рассмотрим обратный случай.Если уровень ВНП ниже равновесного,то планируемые расходы выше чем объем произв-ва,поскольку они повышают производство,фирма продает больше чем они произвели,что приводит к увеличению объема производства.Таком образом экономика возвращается в состояние равновесия.этот процесс продолжается пока уровень дохода не становится равным планируемым расходам.В целом Кейнсианский крест показывает каким образом определяется доход при данном уровне планируемых инвестиций и бюджетно-налоговой политики.Из модели Кейнсианского креста следует,что равновесие в экономике не всегда является оптимальной ситуацией.Если инвестиции низкие,уровень равновесия предполагает большую безработицу(явную и скрытую),наоборот,если инвестиции превышают сбережения,то это становится импульсом к инфляционномц росту цен.В качестве желаемо цели может выступать уровень национального дохода в условиях полной занятости.Отклонения от этого уровня вызывает рецессионные и инфляционные разрывы.(РИСУНОК 14).Величина,на которую совокупные расходы меньше У0(уровня ВНП при полной занятости) называется рецессионным разрывом,поскольку этот недостаток расходов оказывает депрессивное воздействие на экономику.(РИСУНОК 15).Величина,на которую совокупные расходы превышают уровень ВНП при полной занятости называется инфляционным разрывом,а такое воздействие расходов оказывает стимулирующее воздействие на экономику.что может привести к повышению уровня цен.При рецессионно разрыве уровень сбережений больше уровня инвестиций,а при инфляционном разрыве сбережения меньше инвестиций.Изменение равновесного уровня ВНП является следствием увеличения гос.расходов,а так же изменен уровня доходов.Экономисты заметили тенденцию увеличения гос.расходов происходит не меньшую величину,чем вызван этим измен доход.В основе данного явления лежит эффект мультипликатора.С экономической точки зрения мультипликатор-соотношение отклонения от равновесного уровня ВНП и исходного изменения в расходах(инвестиционных,автономных),которые вызывают данные изменения реального ВНП.В зависимости от этого различают или мультипликатор гос.расходов или инвестиционный мультипликатор. Метод сопоставления совокупных расходов и объема производства – выявление равновесного ЧНП путем определения объема реального ЧНП, при котором совокупные расходы равны национальному продукту. Для анализа равновесного объёма производства Кейнс предлагал 2 метода: 1)Метод сопоставления совокупных расходов и объёма производства. 2)Метод изъятия и инъекций. Первый метод: Все расходы, которые экономические агенты осуществляют должны учитывать в ВНП. Этот метод позволяет определить оптимальный объём производства. Если предприниматель заинтересован в увеличении занятости, то это также может происходить в разрез с интересами гос-ва. Из возможных тенденций лучшей является тенденция роста. Кроме того, в руках гос-ва находится контроль над банковской системой и гос-во может влиять на денежную политику. Второй метод. Особенности этого метода в том, что анализ осуществляется не на основе равновесия. Его суть заключается в следующем: повлиять на равновесие ЧНП можно воздействовать на сбережения граждан. Таким образом влияя на сбережения можно предотвратить утечку инвестиций и усилить

инъекции в экономику. Особое поведение экономических агентов заключается в

том, что субъекты сбережений и инвесторы представляют собой разные группы

экономических агентов. Гос-во должно регулировать сбережения т.о., чтобы

они превращались в инвестиции (создание банковской системы). Гос-во должно

создавать условия для осуществления инвестиций заинтересованными агентами.

Инвестиции должны состоять из сбережений и запланированных инвестиций. Гос-

во использует парадокс бережливости для стимулирования сбережений и эффект

мультипликатора. Гос-во осуществляя расходы должно стимулировать увеличение

доходов, через увеличение доходов возрастает потрбление, благодаря

парадоксу бережливости возрастают сбережения и в итоге общественный объём

инвестиций многократно превышает первоначальные расходы гос-ва. Это

позволяет увеличить ЧНП при минимальных затрат гос-ва.

 

Тенденция ко всё большей открытости национальных хозяйств является характерной чертой современного развития международного разделения труда. По степени вовлеченности в международной разделение труда (степени открытости) национальные хозяйства можно подразделить на два противоположных типа:

 

1) Полностью замкнутое (автократическое) Под замкнутой (автократической) понимается экономика, развитие которой определяется исключительно внутренними тенденциями и не зависит от тенденций, имеющих место в мировом хозяйстве. При этом экономические связи страны с другими национальными хозяйствами минимальны.

 

2) Полностью открытое. Под полностью открытой экономикой понимается также эк ономика, развитие которой определяется тенденциями, действующими в мировом хозяйстве. Внешние связи страны усиливаются, причем с переходом к более высокому уровню развития происходит как абсолютное, так и относительное их расширение.

Сам факт наличия экономических связей между данной страной и другими странами ещё не означает, что она имеет открытую экономику. В настоящее время экономика отдельной страны не может развиваться в отрыве от мирового хозяйства, без каких-либо связей с другими странами. Даже когда в экономической политике страны преобладают автократические тенденции, внешние связи неизбежно ту или иную роль.

 

Международная торговля нужна для большинства стран, как в экономическом, так и в социальном отношении. Она жизненно необходима для решения фундаментальных вопросов любой экономики: Что производить? Как производить? Для кого производить? Внешняя торговля способствует более эффективному использованию, как внутренних ресурсов, так и ресурсов, принадлежащих другим странам, с целью более полного удовлетворения безграничных потребностей населения внутри страны за рубежом. Более того, изменения в объемах чистого экспорта (разница между экспортом и импортом) могут оказать значительное влияние на уровни внутреннего производства и доходов.

 

В современной мировой экономике международная торговля по своим масштабам и функциям сохраняет важнейшее значение. Главными ее функциями являются:

• определение объема и структуры мирового производства

• развитие международного разделения труда

• посредничество в различных видах международного сотрудничества (совместная производственная деятельность рыночных субъектов различных стран, международный обмен технологиями и т.д.).

 

После выяснения экономических основ развития внешней торговли следует установить, влияют ли и в какой степени внешнеэкономические связи на макроэкономическое равновесие национальной экономики. Чтобы ответить на поставленный вопрос, надо проанализировать, влияют ли внешнеэкономические связи на размер инвестиций и эффективность производства, на уровень доходов населения, как соотносятся между собой количественно и качественно экспорт и импорт. Для этого следует обратиться к кейнсианской модели, в которой валовой национальный продукт соотносился с совокупными расходами, т. е. ВНП = С + I + G где С — потребление; I — инвестиции; G — государственные расходы.

 

Формула расчета ВНП используется без учета экспортных возможностей страны. Если подключается экспорт товаров X, он должен рассматриваться как дополнительный элемент, образующий совокупный спрос. Тогда полная формула расходов валового национального продукта приобретет следующий вид: ВНП = С + I + G + X.

 

Экспорт, являющийся расходной частью, стимулирует развитие спроса, а следовательно увеличивает размер производства ВНП. Такой же эффект дают и иностранные инвестиции. Рассмотрим, как действует импорт. Являясь функцией национального дохода, он берет на себя часть его расходов. Импорт стимулирует развитие производства в тех странах, откуда ввозятся товары. Поэтому при расчете ВНП по данной методике из формулы следует вычесть импорт М и тогда формула (1) будет выглядеть следующим образом: ВНП = C + I + G + X - M.

 

Поскольку импорт снижает экономический потенциал страны, он допустим при стабильной экономике, но нежелателен в условиях ее спада.

 

Чистый экспорт и равновесный объем производства. Интересы экономического развития общества требуют выяснения соотношения между экспортом и импортом для каждого из этапов социально-экономического развития и решаемых здесь задач. Подобное соотношение определяется при составлении или расчете торгового баланса, учитывающего так называемое торговое сальдо, т. е. разницу между экспортными поступлениями и импортными расходами. В случае если расходы по экспорту превышают поступления от импорта продукции, общество имеет положительное торговое сальдо (торговый баланс); если расчеты по импорту превышают поступления от экспорта, речь идет об отрицательном сальдо или отрицательном торговом балансе. Таким образом, складывается дефицит торгового баланса, который должен покрываться по итогам хозяйственного года. Для покрытия этого дефицита используются либо заемные средства иностранных государств, либо часть национального дохода. Однако в любом случае это отражается на доходах населения, а поэтому дефицит торгового баланса для общества нежелателен.

 

Отношение прироста национального дохода страны к вызвавшему этот прирост увеличению экспорта – мультипликатор внешней торговли. Мультипликатор внешней торговли является обычным мультипликатором; только переменной, оказывающей мультипликативное воздействие на национальный доход здесь является экспорт.

Формула имеет следующий вид:

k=1\(1-mpc) где k - мультипликатор; MPC - предельная склонность к потреблению товаров местного производства.

 

С другой стороны, мультипликатор можно рассматривать как величину, в знаменателе которой находятся все предельные склонности к утечке финансовых средств, т.е.

 

k=1\(mps-mppt+mpm) где MPS - предельная склонность к сбережению; MPPT - предельная склонность к уплате налогов, т.е. та часть приращения дохода, которая пойдет на уплату налогов; MPM - предельная склонность к импорту.

 

Мультипликатор внешней торговли играет свою роль в механизме уравновешивания платежного баланса. Рост экспорта, улучшающий платежный баланс, создает силы, стремящиеся снизить этот положительный баланс, так как чем больший доход создает мультипликатор, тем больший импорт он стимулирует, а с другой стороны, в странах, получающих дополнительный импорт, происходит уменьшение доходов, которое требует снижения импорта, что создает двустороннюю тенденцию к восстановлению баланса.

 

Мультипликатор внешней торговли объясняет также передачу от страны к стране экономических подъемов и спадов. Снижение доходов в одной из основных импортирующих стран влечет за собой снижение ее импорта, который для другой страны является экспортом. В этой стране будет происходить снижение доходов, а затем и импорта, что окажет влияние либо на первую, либо на какую-то третью страну. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока утечки средств в мировом масштабе не сравняются с сокращением величины создающего доход фактора в той стране, в которой впервые возник спад.

 

При взаим-вии гос-ва и рын-ой эк-ки можно выделить ряд причин, обусловивших необх-ть гос. регул-ния эк-ки:

1. наличие в каждой стране общ-ых и смешанных благ, которые не всегда можно довести до населения через рынок в полном объеме, особенно те, что хар-ся неконкурентноспособностью и неисключ-ью (нац. безопасность, трансп-ые услуги, услуги обр-ия, культуры и т.д.)

2. усиление общест-го хар-ра произв-ва товарных благ в условиях кризиса

3. возн-ние отриц-ых внешних эффектов рынка (экстерналий), которые хар-ся возн-ем в рез-те рын-ых отн-ний между одними лицами, ущерба или доп-ых издержек у др. лиц, не явл-ся субъектом данных отн-ний. Возн-ют соц-но-эк-кие экстерналии (соц-ные и экологические)

4. важным фактором гос. регул-ия эк-ки явл. НТР(науч.-техн. прогресс)

5. гос-ву необх-мо вмешиваться в эк-ку в связи с тенденцией монополизации ее важнейших сфер, которые нарушают соверш-во рынка

6. гос-ое регул-ие разв-ся под воздействием междунар-ой конкуренции

 

Рыночный механизм имеет немало достоинств. Его возможности велики, но не безграничны. Сущ-ют области, где мех-зм своб-ой конкуренции не срабатывает и рынок терпит фиаско и требуется вмешат-во гос-ва. Т.о. провалы рынка обуславливают содержание эк-ких функций гос-ва.

 

Основными проявлениями эффективности гос. рег-ния явл-ся:

• соц. стабильность

• устойчивые темпы роста

• конкурентоспособность отеч. продукции и т.д.

 

Вместе с тем эф-ть гос-го рег-ния не может преодолеть цикличность воспроизводства в условиях кризиса, поэтому гос-во, выполняя свои функции, должно ориентироваться и на будущее.

 

Справедливость государственного регулирования обеспечивается тем, что нормы права закрепляют равенство субъектов хозяйствования перед законом и выражается в соответствии объема регулирующего воздействия характеру правонарушения, в их соразмерности.

19. Общественные товары. Общественный сектор: понятие и масштабы. Спрос на общественные блага.

20. Экономические функции государства. Модели государственного регулирования: классическая, кейнсианская и др. Инструменты государственного воздействия на экономику. Сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства.

Эконом.-ие функции гос-ва:

1. Обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса, т.е. это обоснованное, устойчивое и обязательное для выполнения законодательство.

2. защита конкуренции монополия наносит вред всему обществу, поэтому антимонопольная деятельность и поддержание конкуренции становится фун-ей гос-ва.)

3. перераспределение доходов через систему налогообложения и трансфертные платежи(пенсии, пособия, компенсации)

4. финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды

5. финансирование нац-ой обороны, поддержание общественного порядка, образование, медицина и т.д.

6. контроль и регулирование уровня занятости, цен, темпов экон-го роста

7. финансирование пр-ва или непосредственное пр-во общественных товаров и услуг

 

Основные направлени гос-го регулирования:

1. Регулирование монополий

2. Регулирование внешних эффектов

3. Регулирование денежной массы в обращении

4. Решение соц-ых проблем

5. Пр-во общественных товаров

 

Модели государственного регулирования:Исторически сложились три ведущих методологических подхода к ГРЭ: классическая, кейнисианская и институционально-социальная.

Классическая модель, предполагает минимальное вмешательство в экономику и основана на концепции А. Смита, где государство – это «ночной сторож» рыночной экономики. В соответствие с этой концепцией – бизнес производит и потребляет, государство занимается охраной права собственности и мягко воздействует на «правила естественной игры» предпринимателей и рабочих, потребителей и производителей, вытекающие из законов рынка. Но оно должно жестко реагировать на отклонение от «естественных правил» собственности, вплоть до применения силы (права, суд, армию, полицию и т.д.).

Кейнсианская модель, предполагает активное и по возможности максимальное вмешательство государства в экономику с целью минимизации циклических колебаний, безработицы, инфляции и потерь ресурсов и продуктов всех участников рынка.

 

Институционально-социальная модель, предполагает реализацию трех функций государства, путем его исторического оптимального вмешательства в экономическую жизнь общества, через силовые структуры, экономические и социальные факторы (институты). Институционально-социальная модель является самой сложной по составу факторов. Ее непросто представить чисто количественно. Она показывает пределы узких (специальных) макроэкономических подходов к столь непростым явлениям, как воздействие государства на хозяйственную жизнь общества, воплотив в себя элементы двух предыдущих моделей. Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические. Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Например, французские власти запретили строить новые промышленные предприятия в пределах Парижской агломерации, и для достижения этой цели они не увеличивали налоги на новые предприятия, не ввели штрафы, - это были бы экономические меры, а просто прекратили выдачу лицензий на новое промышленное строительство.Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо социально защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике. Самыми крупномасштабными административными акциями по регулированию экономики в послевоенной Японии были денежная реформа и разукрупнение ведущих концернов. Основные экономические инструменты - это:

 

1) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);

 

2) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;

 

3) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

21. Финансовая система: содержание и принципы построения. Финансовые отношения. Субъекты финансовых отношений. Функции финансовой системы.

21.Финансовая система: содержание и принципы построения. Финансовые отношения. Субъекты финансовых отношений. Функции финансовой системы.

 

Финансы представляют собой эк-ий инструмент распространения и перераспределения ВВП, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Важной особенностью денежных средств, выступающих в роли финансов, явл-ся то, что они предстают как денежные ресурсы, т.е. как потенциальные платежные средства. Эти ресурсы могут быть у гос-ва в лице его федеральных, региональных и местных органах, у предприятий и организаций, у домохозяйств. При этом ресурсы способны перемещаться от одного субъекта к другому, характеризуя финансовые отношения. Финансовые отношения возникают по поводу образования, накопления, распределения и использования свободных денежных средств (денежных ресурсов).

 

Совокупность финансовых отношений в рамках национальной эк-ки образует финансовую систему гос-ва.

 

Выделяют следующие финансовые отношения:

1. «Гос-во - предприятие» по поводу:

-платежи предприятий гос-ву в форме налогов, арендных и рентных платежей, пошлин, % за гос-ые кредиты и т.д;

- гос-ых субсидий, дотаций, субвенций, кредитов предприятиям.

2. «Гос-во – население» по поводу:

- налогов гос-ва (подоходных, на собственность, на наследство), платежи за гос услуги, соц и имущественное страхование;

- соц-ых выплат, пособий, пенсий, стипендий населению со стороны гос-ва.

3. «Предприятие – население» по поводу:

- выплат з/п, пособий, соц выплат, страховых сумм, кредитов;

- %-х, арендных, рентных платежей, страховых взносов, погашений, взятых ранее в займы.

4. «Гос-во –Гос-во» по поводу:

- перечислений из местных финансовых органов в федеральные бюджеты;

- дотаций, субсидий, субвенций из центрального бюджета в местный.

5. «Предприятие – предприятие» по поводу:

- платежей по долгам в счет оплаты ранее полученных товаров и услуг;

- выплат по полученным ссудам, возврат полученных ссуд.

6. «Население – население» по поводу:

- возврата долгов, предоставления денег в долг, передача средств по наследству, дарение и т.д.

Функции финансовой системы:

- распределительная;

- контрольная;

- стимулирующая;

- фискальная.

 

Распределительная ф-ия финансов заключается в обеспечении субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами, которые используются в форме денежных фондов целевого назначения. Посредством налогов в гос бюджете концентрируются средства, направленные затем на решение народно-хозяйственных и иных проблем.

 

Стимулирующая ф-ия проявляется в следующем: маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, гос-во создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств. С помощью налогов, льгот, санкций гос-во может стимулировать технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение пр-ва и т.д.

 

Выполнение финансово-фискальной ф-ии связано с тем, что с помощью налогов достигается изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания гос аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет источников дохода, либо обладает недостаточным источником дохода (фундаментальные науки, театры, музеи и т.д.).

Контрольная ф-ия финансов заключается в возможности контролировать поток финансовых средств между субъектами финансовых отношений. Контроль осуществляется местными региональными и федеральными органами в виде поступлений в бюджет финансовых средств и их последующем распределении по основным статьям бюджета.

 

Система финансов РФ:

1. Финансы хозяйствующих субъектов:

А) Коммерческие предприятия;

Б) Некоммерческие предприятия.

 

2.Гос-ые и муниципальные субъекты:

А) Бюджетная система:

- бюджеты фондов соц страхования, занятости, обязательного медицинского страхования.

- федеральные бюджеты, бюджеты субъектов РФ, бюджеты муниципальных образований.

Б) Гос-ый кредит.

22. Рынок ценных бумаг: основные виды ценных бумаг. Ценообразование на рынке ценных бумаг. Оптимизация финансового портфеля и факторы, определяющие его структуру.

Финансовый рынок:

1. Денежный рынок:

А) учетный рынок;

Б) валютный рынок;

В) рынок деривативов;

Г) межбанковский рынок.

2. Рынок капиталов:

А) рынок ценных бумаг;

Б) рынок долгосрочных и средних кредитов.

 

Рынок ценных бумаг — часть рынка ссудных капиталов, где осуществляется эмиссия и купля-продажа ценных бумаг. Через банки, специальные кредитные институты и фондовую биржу аккумулируются денежные накопления юридических, физических лиц и государства и направляются на производительные и непроизводительные вложения капиталов.

 

Ценная бумага – документ, который выражает связанные с ним имущественные и неимущественные права, может самостоятельно обращаться на рынке и быть объектом купли-продажи и других сделок, служит источником получения регулярного или разового дохода. Таким образом, ценные бумаги выступают разновидностью денежного капитала, движение которого опосредует последующее распределение материальных ценностей. Их принято называть фиктивным капиталом, т.к. они не явл-ся представителями реального капитала.

 

Ценная бумага выполняет ряд общественно значимых функций:

- перераспределяет денежные средства (капиталы) между: отраслями и сферами экономики; территориями и странами; группами и слоями населения; населением и сферами экономики; населением и государством и т.п.;

- предоставляет определенные дополнительные права ее владельцам, помимо права на капитал. Например, право на участие в управлении, соответствующую информацию, первоочередность в определенных ситуациях и т.п.;

- обеспечивает получение дохода на капитал и (или) возврат самого капитала и др.

 

Виды ценных бумаг:

 

1.1. Основные и производные.

 

В качестве основных ценных бумаг выступают акции, облигации, казначейские обязательства государства (ноты, векселя, депозитные сертификаты и др.), являющиеся правами на имущество, денежные средства, продукцию, землю и другие первичные ресурсы.

 

Акция – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее держателя (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

 

Облигация – это долговое обязательство, в соответствии с которым эмитент гарантирует инвестору выплату определенной суммы по истечении определенного срока и выплату ежегодного дохода в виде фиксированного или плавающего процента.

 

Вексель – письменное договорное обязательство, составленное в

установленной законом форме и дающее его владельцу безусловное право требовать по наступлению конца срока с лица, выдавшего обязательство, уплаты оговоренной в нем денежной суммы.

 

Депозитный сертификат – письменное свидетельство кредитных учреждений о депонировании денежных средств, удостоверяющее право вкладчика на получение депозита.

 

Производные ценные бумаги – ценные бумаги, удостоверяющие право владельца на покупку или продажу основных ценных бумаг. К числу таких бумаг можно отнести опционы, финансовые фьючерсы.

Опцион – это двусторонний договор о передаче прав на покупку или продажу определенного базисного актива по определенной цене на определенную будущую дату. Если владелец опциона может отказаться от реализации своего права, потеряв при этом денежную премию, которую он выплатил контрагенту, то фьючерсная сделка является обязательной для последующего исполнения.

 

Финансовый фьючерс – контракт, по которому инвестор, заключающий его, берет на себя обязательство по истечении определенного срока продать своему контрагенту (или купить у него) определенное количество биржевого товара (или финансовых инструментов) по обусловленной цене. Если владелец опциона может отказаться от реализации своего права, потеряв при этом денежную премию, которую он выплатил контрагенту, то фьючерсная сделка является обязательной для последующего исполнения.

 

1.2. Срочные и бессрочные.

 

По срокам погашения ценные бумаги делятся на срочные и бессрочные.

 

По общепринятой практике срочные ценные бумаги бывают:

краткосрочными – со сроком погашения до 1 года, среднесрочными – от 1 года до 5 лет, долгосрочными – свыше 5 лет (по долговым обязательствам Российской Федерации – от 5 до 30 лет).

 

К бессрочным ценным бумагам относятся фондовые инструменты, не имеющие конечного срока погашения – акции, бессрочные облигации, выпускаемые государством (например, консоли).

 

1.3. Именные, ордерные, на предъявителя.

 

На основании различий в правах владельца ценных бумаг при совершении операций с ними ценные бумаги делятся на именные, ордерные и на предъявителя.

 

Именной ценной бумагой признается документ, выписанный на имя конкретного лица, который только и может осуществить выраженное в нем право. Такие ценные бумаги обычно могут переходить к другим лицам, но это связано с выполнением целого ряда формальностей и специально усложненных процедур, что делает этот вид ценных бумаг малооборотоспособным.

 

Ордерная ценная бумага – составляется на имя первого держателя с оговоркой "по его приказу". Соответственно, ордерная бумага передается другому лицу путем совершения передаточной надписи. Ордерными бумагами по российскому законодательству могут быть чек, вексель, коносамент.

 

Предъявительской является такая ценная бумага, в которой не

указывается конкретное лицо, которому следует произвести исполнение. Лицом, уполномоченным на осуществление выраженного в такой ценной бумаге права, является любой держатель ценной бумаги, который лишь должен ее предъявить. Указанный вид ценной бумаги обладает повышенной оборотоспособностью, так как для передачи другому лицу прав, удостоверяемых ценной бумагой, достаточно простого ее вручения этому лицу и не требуется выполнения каких-либо формальностей. Примерами такого рода ценных бумаг являются государственные облигации, банковские сберегательные книжки на предъявителя, приватизационные чеки и т.д.

1.4. Государственные, корпоративные, частные.

По форме собственности эмитента ценные бумаги делятся на

государственные, корпоративные и частные.

Государственные ценные бумаги обычно охватывают фондовые инструменты, выпущенные или гарантированные правительством от имени государства, его министерствами и ведомствами, муниципальными органами власти.

К ценным бумагам корпораций относятся обязательства корпораций перед кредиторами о выплате в установленные сроки долга, а также процентов по полученным займам. Как правило, целью выпуска корпорациями акций и облигаций является мобилизация долгосрочного капитала. Как и акции, облигации являются фондовыми бумагами, но в отличие от акций, которые представляют собственный капитал корпораций, облигации являются выразителями заемного капитала, т.е. для корпорации они являются "долговыми бумагами". Доходы, получаемые от ценных бумаг государства, в отличие от корпоративных ценных бумаг, имеют льготное налогообложение.

 

К частным ценным бумагам относятся векселя и чеки.

 

Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное письменное распоряжение чекодателя банку уплатить держателю чека указанную в нем сумму. Банк выдает чекодателю специальную чековую книжку с определенным числом чеков. Чек является сугубо срочной ценной бумагой, так как срок его действия определен законодательством и составляет 10 дней с момента выписки.

 

Факторы, оказывающие влияние на ценообразование на рынке ценных бумаг:

1.традиционные факторы (уровень предложения, конкуренция, затраты или издержки),

2.специфические факторы (тип, вид, разновидность, срок обращения, инвестиционные

качества ценных бумаг; отраслевая принадлежность и территориальное местонахождения эмитента; вид фондовых операций; место и время ценообразования).

 

Наиболее важным фактором ценообразования на фондовом рынке является

соотношение спроса и предложения. Для развития рынка ценных бумаг

необходимо наличие предложения разнообразных ценных бумаг, с одной стороны,

и реального спроса на них – с другой стороны.

 

Взаимодействие спроса и предложения приводит к равновесию рыночных цен

биржевой и внебиржевой торговли ценными бумагами. Равновесие спроса и

предложения характеризуется таким уровнем рыночных цен на ценные бумаги,

при котором полностью удовлетворяется спрос и реализуется предложение.

Неудовлетворенный спрос ведет к повышению, а избыточное предложение – к

снижению цен на ценные бумаги.

 

Особое значение в процессе ценообразования на рынке ценных бумаг имеет

конкуренция, которая влияет на уровень цен понижательно (при монопольном

развитии рынка) или повышательно (при наличии монопсонии на рынке).

Монополия при этом характеризуется преобладанием на рынке ценных бумаг

отдельных эмитентов. Монопсония означает господство на фондовом рынке

определенных инвесторов. В настоящее время рынок ценных бумаг России

характеризуется одновременным наличием и монополии эмитентов и монопсонии

инвесторов.

 

Портфель ценных бумаг – собранные воедино различные инвестиционные финансовые ценности, служащие инструментом для достижения конкретной инвестиционной цели вкладчика. Формируя портфель, инвестор исходит из своих "портфельных соображений". "Портфельные соображения" – это желание владельца средств иметь их в такой форме и в таком месте, чтобы они были безопасными, ликвидными и высокодоходными.

 

Принципами формирования инвестиционного портфеля являются безопасность и доходность вложений, их стабильный рост, высокая ликвидность. Под безопасностью понимаются неуязвимость инвестиций от потрясений на рынке инвестиционного капитала и стабильность получения дохода. Ликвидность инвестиционных ценностей – это их способность быстро и без потерь в цене превращаться в наличные деньги.

 

Ни одна из инвестиционных ценностей не обладает всеми перечисленными выше свойствами. Поэтому неизбежен компромисс. Если ценная бумага надежна, то доходность будет низкой, так как те, кто предлагает надежность, будут предлагать высокую цену. Главная цель при формировании портфеля состоит в достижении наиболее оптимального сочетания между риском и доходом для инвестора. Иными словами, соответствующий набор инвестиционных инструментов призван снизить риск потерь вкладчика до минимума и одновременно увеличить его доход до максимума.

 

В портфель обязательно должны входить различные по риску и доходности элементы. Причем, в зависимости от намерений инвестора, доли разнодоходных элементов могут варьироваться. Эта задача вытекает из общего принципа, который действует на инвестиционном рынке: чем более высокий потенциальный риск несет инструмент, тем более высокий потенциальный доход он должен иметь, и, наоборот, чем ниже риск, тем ниже ставка дохода.

23. Государство на финансовом рынке: цели, функции, экономические рычаги. Особенности эмиссии и обращения государственных ценных бумаг.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.244 сек.