Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лица, обязанные исчислять налоги 5 страница




2. Принцип приоритета финансовой цели взимания налогов и сборов.
Налог устанавливается с целью получения дохода,"а не с целью при-

1 См., например: Козырин Л.Н. Налоговое прало зарубежных стран: вопросы теории и практики. М.: Манускрипт, 1993. С. 77; Налога и налоговое право: Учеб. пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. М.: Аналитика-Пресс, 1997. С. 66.

2 Пункт 3 постановления Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П «По делу о проверке, конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи! 1 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой по­зиции» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 197.


82 Глава 3. Принципы налогообложения


3.3, Классификация основных принципов налогообложения и сборов 83


 


нуждения к определенному действию. Регулирующая функция налога не может возобладать над фискальной.

Данный принцип развивает положение Конституции РФ о праве на труд, смысл которого — право каждого на получение индивидуаль­ного дохода, а также положение о бюджете как основе функциониро­вания государственного аппарата, условии выполнения государством его социальных функций.

Согласно этому принципу взимание налогов и сборов должно про­ходить на постоянной основе. Это возможно только в том случае, если налогообложение не будет затрагивать капитал, являющийся источни­ком дохода, не будет «резать курицу, несущую золотые яйца».

Поэтому если налоговое бремя, хотя и разное для всех налогопла­тельщиков, ведет к свертыванию производства, заставляет отказывать­ся от занятия той или иной деятельностью, то есть основания говорить о нарушении принципа приоритета финансовой цели взимания нало­гов и сборов.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 24 февраля 1998 г. № 7-П по делу о страховых взносах отметил, что соразмерность нало­гообложения означает и его нечрезмерность (абз. 3 п. 3). Если порядок исчисления налоговой базы приводит к изъятию такой части доходов, " что подрывает стимулы к труду, то есть основания'говорить о чрезмер­ности налогообложения. В отношении страховых взносов КС РФ при­шел к выводу, что «предусмотренный оспариваемыми нормами тариф страховых взносов приводит к такому изъятию доходов занимающихся частной практикой нотариусов и адвокатов, что оно, по сути, стано­вится не столько финансированием трудовых пенсий, сколько необо­снованным лишением их частя заработанного» (абз. 7 п. 3). Суд сделал заключение, что установленные тарифы страховых взносов в Пенси­онный фонд Российской Федерации в отношении указанных катего­рий плательщиков чрезмерны.

В отношении физических лиц — плательщиков подоходного налога нечрезмерность налогообложения означает, прежде всего, наличие га­рантий от изъятия той части дохода, которая покрывает жизненно не­обходимые расходы лица: на питание, жилье, одежду и т.п.

Налоговую базу, т.е. часть объекта, подлежащую налогообложению, ■ составляет не весь полученный плательщиком доход, а лишь так назы­ваемый свободный доход. Человеку как минимум должны быть оставле­ны достаточные средства для поддержания жизнедеятельности своей и семьи (необлагаемый минимум доходов).

С другой стороны, этот принцип означает, что финансовая цель может быть присуща только налогам и сборам. Другие платежи, взи-


маемые принудительно (штрафы, конфискации, другие санкций), не могут рассматриваться как источник пополнения доходов бюджета.

Развивая этот принцип, НК РФ закрепляет, что «налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произволь­ными» (п. 3 ст. 3). Это требование имеет два аспекта1. Во-первых, на­логи должны быть эффективны с позиции самоокупаемости. Собран­ные суммы налога должны превышать затраты на его сбор. Во-вторых, при установлении налога должны учитываться последствия как для экономики в целом (макроэкономические последствия), так и для от­дельных налогоплательщиков (микроэкономические последствия).

3. Принцип ограничения специализации налогов и сборов. По общему.
правилу налог не предназначен для определенного расхода. Это — одно
из обязательных условий стабильности государственного бюджета и
гарантия выполнения государством своих социальных и иных функ­
ций.

Целевые налоги не исключаются, однако их установление должно быть обусловлено конституционно значимыми целями.

Для введения целевого налога необходимо обосновать с конститу­ционных позиций необходимость финансирования конкретного меро­приятия именно за счет целевых отчислений налогоплательщиков, а не иных источников.

Обоснованием данного принципа является закрепленное б Кон­ституции РФ требование всеобщности и единства бюджета (ст. 114), что достигается с помощью единой доходной базы. Этот принцип ог­раничивает коммерциализацию государственного управления. Это оз­начает, что «1) государственные органы и органы местного самоуправ­ления не должны получать доход или извлекать для себя иную выгоду из осуществления властных полномочий и 2) они также не должны осуществлять наряду с властными полномочиями какую-либо деятель­ность, направленную на извлечение выгоды»2.

4. Принцип установления, изменения или отмены налогов и сборов
законами. С точки зрения разграничения компетенции между органами
государственной власти установление налогов иначе, чем актом пред­
ставительного органа, не соответствует Конституции РФ (ст. 57; ч. 3
ст. 75). Этот принцип развивает более общий принцип разделения
властей. Он опирается также на конституционный запрет ограничения
прав и свобод человека и гражданина иначе, чем федеральным законом

'■ Комментарий к части первой НК РФ / Под ред. А.В. Брызгалки а. М.: Аналити­ка-Пресс, 5999. С. 47-48.

1 Комментарий к Конституция Российской Федераций. М.: БЕК, 1994. С. 30.



Глава 3. Принципы налогообложения


3.3. Классификация основных принципов налогообложения и сборов



 


(ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Налогообложение же является ограни­чением права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ.

Утверждение налогов законом служит также инструментом уста-, новления безусловной обязанности налогоплательщиков уплачивать налоги, ограничения личного усмотрения.

НК РФ устанавливает, что «каждое лицо должно уплачивать закон­но установленные налоги и сборы» (п. Л ст. 3).

5. Принцип установления налогов и сборов в должной процедуре. Дан­
ный принцип выступает гарантией реального выполнения народными
представителями доверенных им функций в сфере налогообложения.
Он противостоит популизму и закрепляет особую процедуру внесения
законопроектов о налогах (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ).

Указанный принцип ограничивает прямое и косвенное делегиро­вание полномочий по установлению налогов. Он обеспечивает также принятие и введение в действие законов о налогах в соответствии с закрепленными правилами (ст. 57, 106 Конституции РФ).

6. Прннщщ ограничения форм налогового законотворчества. Данный
принцип ограничивает включение норм о налогообложении в законы,
не посвященные налогообложению как таковому. Он важен с позиции;
не только доходов бюджета, но и равенства обязанностей граждан.

Указанный принцип не закреплен в Конституции РФ. Однако Кон­ституционный Суд РФ высказался в пользу его установления.

3,3.2, Основные пришиты налогообложения и сборов,

обеспечивающие реализацию и соблюдение прав

и свобод налогоплательщиков

В данную-группу объединены следующие принципы.

1. Принцип юридического равенства плательщиков налогов и сборов.

Этот принцип не допускает установления различных условий налого­обложения в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождс-.ния налогоплательщика и иных оснований, носящих дискриминаци­онный характер1. Основа этого принципа — ст, 8 (ч. 2), 19 и 57 Кон­ституции'РФ.

Так, ч. 2 ст. 8 предусмотрено, что в РФ признаются и защищают­ся равным ^образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Статья 19 закрепляет, что все равны перед зако­ном и судом, а государство гарантирует равенство прав и свобод чело- -


века и гражданина. Согласно ч. 2 ст. 6 каждый гражданин Р© обладает на ее территории всеми правами и несет равные обязанности, предус­мотренные Конституцией РФ.

Понятие «основания, носящие дискриминационный характер» оз­начает такие основания версификации условий налогообложения, ко­торые не учитывают или в недостаточной степени учитывают эконо­мическую способность плательщика выполнить обязанность перед бюджетом.

Так, при рассмотрении дела о платежах в социальные фонды Кон­ституционный Суд РФ обратил внимание на то, что равное право на трудовую пенсию для разных категорий граждан оказалось связанным с существенно несоразмерными отчислениями в Пенсионный фонд Российской Федерации. «При прочих равных условиях и примерно одинаковых в будущем трудовых пенсиях такие категории самозанятых плательщиков, как индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы и адвокаты, уплачивают в Пенсионный фонд Российской Федерации значительно большую часть своего дохо­да, чем платят наемные работники с учетом страховых взносов рабо­тодателей». КС РФ пришел к выводу, что этим нарушается ст. 19 (ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации, исключающая какую-либо дискриминацию в зависимости от рода труда и занятий1.

Данный принцип закреплен и в НК РФ, который устанавливает, что «налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки нало­гов и сборов, налоговые льготы в зависимости от форм собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала» (п. 2

Исключением из этого правила является допущение устанавливать особые виды или дифференцированные ставки таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара.

2. Принцип всеобщности налогообложения. Этот принцип означает, что каждый член общеспза обязан участвовать в уплате налогов наравне с другими. Не допускается предоставление индивидуальных и иных льгот и привилегий в уплате налога, не обоснованных с позиции кон­ституционно значимых целей. Принцип всеобщности налогообложе­ния предопределен ст. 57 Конституции РФ, согласно которой каждый. обязан платить законно установленные налоги и сборы, а также ч. 2


 


1 См- аб3- 6 п. 3 постановления Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П // СЗ Рф. 1997. № 13. Ст. 1602. '


1 См. абз. 3 и 9 п. 3 постановления Конституционного Суда РФ от 24 февраля 1998 г. № 7-П // СЗ РФ. 199S. № 10. Ст. 1242.


86 Глава 3. Принципы налогообложения


3.3. Классификация основных принципов налогообложения и сборов 87


 


ст. 8 Конституции РФ, определившей, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

Так, льготы, основанные не на имущественном, а на социальном положении плательщика, должны быть объектом самого пристального внимания законодателей и общества.

Нарушение принципа всеобщности налогообложения — одна из характерных примет современного российского законодательства. По­добно тому, как неконституционна налоговая дискриминация в зави­симости от рода труда и занятий, так же неконституционно и предо­ставление налоговых льгот в зависимости, от профессии, должности и подобных критериев. Однако в Российской Федерации от уплаты по­доходного налога были освобождены, например, судьи. Для них же в два раза был снижен размер налога на имущество1. В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 31 декабря 1999 г. № 227-ФЗ «О феде­ральном бюджете на 2000 год» федеральные суды и органы прокуратуры "в 2000 г. были освобождены от уплаты страховых взносов с заработной платы судей,, прокуроров и следователей в Пенсионный фонд Россий­ской Федерации. Аналогичное освобождение получили силовые ми­нистерства и ведомства (ст. 30)2. С 2001 г. указанные категории граждан формально не освобождаются от уплаты налога на доходы, однако по­лучают ежемесячные денежные компенсации в размере уплаченного налога3. Имеются также примеры неконституционного освобождения от уплаты налогов отдельных лиц. Однако НК РФ декларирует, что законодательство о налогах и сборах основывается на признании все- -общности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3).

3. Принцип равного налогового бремени. Если принцип равноправия преследует цель соблюдения формального (юридического) равенства налогоплательщиков, то принцип равенства направлен на то, чтобы без нарушения формального равенства плательщиков в максимальной ■ степени учесть обстоятельства налогоплательщиков и обеспечить со­блюдение неформального равенства.

«В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответ­ствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства тре­бует учета фактической способности к уплате налога исходя из право­вых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства

1 См. ст. 2, б Федерального закона от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ «О дополнительных
гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Феде­
рации» // СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1242.

2 СЗ РФ. 2000. N° I (ч. 1). Ст. 10.

3 См. постановление Правительства Российской Федерации от 25 января 2001 г.
№ 55 «О порядке выплагы ежемесячной денежно*! компенсации, предусмотренной ста­
тьей 133 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год».


в социальном государстве в отношении ооязанности платить законно установленные налоги и сборы (ст. б (ч. 2) и 57 Конституции Россий­ской Федерации) предполагает, что равенство должно достигаться по­средством справедливого перераспределения доходов и дифференциа­ции налогов и сборов» (п. 5 постановления КС РФ от 4 апреля 1996 г. ■Nb 9-П).

Анализируя сбор за регистрацию граждан, установленный в Мос­кве, Конституционный Суд РФ указал на его несоответствие принципу равенства, так как Закон г. Москвы «не учитывает финансового потен­циала различных налогоплательщиков и фактически устанавливает по­душную систему налогообложения, что при чрезмерно высоком налоге означает взыскание существенно большей доли из имущества неиму­щих или малоимущих граждан и меньшей доли — из имущества более состоятельных граждан».

Таким образом, равенство в налоговом праве реализуется не как уплата налога в одинаковом размере, а как экономическое равенство плательщиков, и выражается в том, что за основу берется фактическая способность к уплате налога при сравнении экономических потенци­алов.

Равенство в налогообложении понимается как равномерность об­ложения. Она оценивается на основе сопоставления экономических возможностей различных над ого плательщиков и сравнения той доли свободных средств, которая изымается у них посредством налогов. То есть речь идет о сравнении налогового бремени, которое несут различ­ные плательщики. Поэтому принцип равенства называют также прин­ципом равного налогового бремени.

Принцип равного налогового бремени необходимо учитывать не только при определении условий взимания тех или иных налогов, но и при формировании,системы налогов. Так, чрезмерное количество налогов, взимаемых с оборота, чревато нарушением этого принципа. Налоговой базой этих налогов является выручка от реализации товаров (работ, услуг). Налоги с оборота изымают часть выручки предприятия без учета доходности. Вполне вероятна ситуация, что при низком уров­не рентабельности в уплату таких налогов будут изъяты весь доход и часть капитала. Поэтому, например, в НК РФ предусмотрено крайнее ограничение числа и размеров таких налогов. -

Налоговый кодекс РФ устанавливает, что «налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными» (п. 3 ст. 3).

Конституции зарубежных государств отводят принципу равного на­логового бремени второе место после принципа установления налогов законами, что свидетельствует о его особом значении. Так, согласно



Глава 3. Принципы налогообложения


3.3. Классификация основных принципов налогообложения и сборов 89


 


ст. 31 Конституции Испании «каждый участвует в финансировании общественных расходов в соответствии со своими экономическими возможностями посредством справедливой налоговой системы, осно­ванной на принципах равенства и прогрессивного налогообложения, которая, ни в коем случае не должна предусматривать конфискацию*1. Статья 53 Конституции Итальянской Республики определяет, что «все обязаны участвовать в государственных расходах в соответствии со своей налоговой платежеспособностью»2. В Португалии признано, что подоходный налог должен способствовать уменьшению неравенства, быть единым и прогрессивным, учитывающим потребности и доходы членов семьи; обложение налогом предприятий должно основываться на их реальном доходе (ч. I и 2 ст. 107 Конституции Португальской Республики)5.

4. Принцип соразмерности налогообложения конституционно значи­мым целям ограничения нрав и свобод. Основное содержание принципа соразмерности состоит в том, что налогообложение не должно быть несоразмерным, т.е. таким, чтобы оно могло парализовать реализацию гражданами конституционных прав". Налоговый кодекс Российской Федерации считает недопустимыми налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (п. 3 ст. 3). Принцип соразмерности оценивает налогообложение не с позиции его влняния'на экономическую жизнь налогоплательщика (это сфера при­менения принципов приоритета финансовой цели и равного налого­вого бремени), а с позиции влияния на социально-политический статус налогоплательщика: налогообложение не должно парализовать реали­зацию гражданами конституционных прав.

Влияние налогообложения на реализацию гражданами своих кон­ституционных прав возможно как непосредственно (с помощью юри­дических механизмов), так и опосредованно (через экономическое влияние).

В первом случае принцип соразмерности означает, что нельзя ста­вить в зависимость от уплаты конкретного налога возможность реали­зовать какие-либо закрепленные в Конституции РФ права или свободы человека и гражданина. Установление фискального «барьера доступ­ности» основных прав и свобод является грубейшим нарушением Кон­ституции РФ.

i Конституции государств Европейского Союза. М.: ИНФРА-М—Норма, 1997. С. 378.

2 См.: Там же. С. 43].

3 См.; Там же. С. 549.

4 См.: п. 5 постановления Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П //
СЗ РФ. 1996. № 16. Ст. 1909.


Взимание налога может привести к искажению смысла основного права или свободы. Так, Конституционный Суд РФ в п. 3 постановле­ния от 4 апреля 1996 г. № 9-П указал, что «установленные норматив­ными актами Правительства Москвы, Правительства Московской об­ласти и Главы администрации Московской области положения об уп­лате сбора и представлении квитанций о его уплате как условии для регистрации гражданина фактически устанавливают совершенно иной — разрешительный — правовой режим регистрации граждан, ко­торый не соответствует основному праву каждого, кто законно нахо­дится на территории Российской Федерации, свободно выбирать место жительства».

Налогообложение ограничивает право собственности, закреплен­ное в ст. 35 Конституции РФ. Как на любое ограничение основных прав человека и гражданина, на налогообложение распространяются требования ст. 55 Конституции РФ о том, что «права и свободы чело­века и гражданина могут быть ограничены федеральным законом толь­ко в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ консти­туционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных.инте­ресов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности госу­дарства». Поэтому любой закон о налогах необходимо сопоставлять с указанными в ст. 55 Конституции РФ основными ограничениями прав и свобод.

Принцип соразмерности по своему содержанию тесно связан с принципами приоритета финансовой цели взимания налога и равного налогового бремени, поскольку, все эти принципы-регламентируют ус­ловия определения размеров налоговых обязательств. Однако они ре­гулируют различные аспекты этого процесса.

3.3.3. Основные принципы налогообложения и сборов,

обеспечивающие реализацию и соблюдение

начал федерализма

Закрепленные в Конституции РФ основы федеративного устрой­
ства получают развитие в следующих основных принципах налогооб­
ложения и сборов. *

1. Принцип единства налоговой политики. Этот принцип развивает установленный в Конституции РФ принцип единства экономического пространства (ч. 3 ст. 8). Это непременный атрибут единого государ­ства с рыночной экономикой, условие свободного и динамичного раз­вития общества.

. Суть этого принципа не в сосредоточении у федерального центра финансовых полномочий, а в создании единых обязательных стандар-


90 Глава 3. Принципы налогообложения


АЛ. Понятие и иравоиое значение элементов юридического состава налога 91


 


тов финансовой деятельности, обеспечивающих баланс прав и инте­ресов всех участников финансовых отношений.

Конституция РФ предусматривает, что на территории Российской Федерации не допускается установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо Иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 74). Следовательно, не­допустимо установление налогов, нарушающих единство экономичес­кого пространства Российской Федерации. К таким налогам, в част­ности, относятся региональные налоги, которые позволяют формиро­вать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других тер­риторий либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других регионов (абз. 4 п. 3 постановления Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. j\r9 5-П).

Налоговый кодекс РФ формулирует этот принцип так: «Не допус­кается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономи­ческое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах терри­тории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запре­щенной законом экономической деятельности физических лиц и ор­ганизаций» (п. 4 ст. 3).

Единство налоговой политики обеспечивается единой систембй федеральных налоговых органов. Субъекты Федерации и органы мест­ного самоуправления не вправе создавать службы и структуры, альтер­нативные федеральным налоговым органам.

2. Принцип единства системы налогов. Данный принцип обусловлен задачей унификации налоговых изъятий. Конституционный Суд РФ решил, что такая унификация необходима для достижения равновесия между правом субъектов Федерации устанавливать налоги — с одной стороны, и соблюдением основных прав человека и гражданина, за­крепленных в ст. 34 и 35 Конституции РФ, обеспечением принципа единства экономического пространства — с другой (абз. 4 п. 4 поста­новления Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П).

Федеральным законом может быть установлен перечень региональ­ных и местных налогов, носящий исчерпывающий характер. «Органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнитель­ные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законо­дательством Российской Федерации, равно как и повышать ставки ус­тановленных налогов и налоговых платежей»1.

1 Постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П // СЗ РФЛ997. 13. Ст. i602.


3. Принцип разделения налоговых полномочий. В федеративном го­сударстве полномочия в сфере налогообложения не могут сосредото­чиваться исключительно у федерального законодателя. Нельзя гово­рить о реальной самостоятельности субъектов Федерации и органов местного самоуправления, не имеющих собственной доходной базы.

Однако право субъектов Федерации на установление налогов всегда производив, поскольку субъекты Федерации.связаны общими прин­ципами налогообложения и сборов (абз. 3 и. 4постановления Консти­туционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П).

Глав а 4 ЭЛЕМЕНТЫ ЮРИДИЧЕСКОГО СОСТАВА НАЛОГА

4.1. Понятие и правовое значение элементов юридического состава налога

Налог должен быть точно определен. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор информации, который по­зволил бы конкретно утвердить:

• обязанное лицо,.размер налогового обязательства и порядок его исполнения;

• границы требований государства в отношении имущества нало­гоплательщика.

Нечеткость, двусмысленность или неполнота закона о налоге могут привести:

• к возможности уклонения от уплаты налога на законных осно­
ваниях (налоговые лазейки);

- к злоупотреблениям со стороны налоговых органов, выражаю­щимся в расширительном толковании положений закона.

Хотя число налогов велико и" структура их различна, тем не менее слагаемые юридического состава налога имеют универсальное зна­чение.

Статья 57 Конституций РФ гласит: «каждый обязан платить закон­но установленные налоги и сборы», однако не определяет, что значит установить налог с позиции содержания закона о налоге.

Исходя из смысла ст. 57 установить налог — это не значит только дать ему название. Нельзя выполнить обязанность по уплате налога, если неизвестны обязанное лицо, размер налогового обязательства и порядок его исполнения. Поэтому установить налог — это значит ус­тановить и определить все существенные элементы его юридического


92 Глава 4. Элементы юридического состава налога


4.1. Понятие и правовое значение элементов юридического состава налога 93


 


состава (налогоплательщик, объект и предмет налога, налоговый пе­риод и т.п.)-'

Так, в ст. 13—15 части первой НК РФ содержится перечень феде­ральных, региональных и местных налогов. Однако нельзя сказать, что Кодекс устанавливает эти налоги. Непосредственно на основании ука­занных статей ни один налог не может взиматься, поскольку в них не определены существенные условия исчисления и уплаты налогов.

Разъясняя содержание ст. 57 Конституции РФ, Конституционный Суд РФ подчеркнул, что «налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы су­щественные элементы налогового обязательства, т.е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге сущест­венных элементов налогового обязательства»1.

Только совокупность элементов юридического состава налога ус­танавливает обязанность плательщика по уплате налога.

Это положение закреплено и в п. 1 ст. 17 части первой НК РФ: «Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения, а имен­но: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; на­логовая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога». Если законодатель не установил и (или) не определил хотя бы одного из перечисленных элементов юридического состава, налог не может считаться установленным. Соответственно не возникает обязан­ности по его уплате. Пункт б ст. 3 НК РФ также закрепляет, что «при установлении налогов должны быть определены все элементы налого­обложения».

Таким образом, вопрос о технике налогового законотворчества яв­ляется одним из ключевых моментов Налогового права.

Те элементы юридического состава налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться опреде­ленными, можно назвать существенными (либо сущностными) элемен­тами юридического состава налога.

К ним относятся:

• налогоплательщик (субъект налога);

• объект налога;

• предмет налога; - масштаб налога;

1 Постановление Конституционного Суда РФ от И ноября 1997 г. № 16-П «Но делу о проверке конституционности статьи 11 Закона Российской Федерации от I ап­реля 1993 года «О Государственной границе Российской Федерации» в ред. от 19 июня 1997 г.» Ц СЗ РФ. 1997. 46. 5339-


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.