Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лица, обязанные исчислять налоги 8 страница




На первый взгляд это утверждение звучит парадоксально. Льготами по налогам и сборам признаются преимущества, предоставляемые от­дельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов. Могут ли предоставляемые преимущества препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав и свобод?

При ответе на этот вопрос необходимо учитывать следующее. Кон­ституционный Суд Российской Федерации сформулировал принцип равного налогового бремени. Он направлен на то, чтобы без нарушения формального равенства в максимальной степени учесть обстоятельства

1 Пункт 2 мотивировочной части постановления Конституционного Суда РФ от 28 марта 2000 г. № 5-П «О проверке конституционности подпункта «к» пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» в связи с жа­лобой закрытого акционерного общества «Конфетти» и гражданки И.В. Савченко» // СЗ РФ. 2000. № 14. Ст. 1533.


118 Глава 4. Элементы юридического состава налога


4.8. Налоговые льготы



 


ЕЕ X ш

налогоплательщиков и обеспечить соблюдение неформального равен­ства. Равенство в налоговом праве реализуется не как уплата налога в-одинаковом размере, а как экономическое равенство плательщиков и выражается в том, что за основу берется фактическая способность к уплате налога на основе сравнения экономических потенциалов. Ра- / венство в налогообложении понимается как равномерность налогооб­ложения. Она оценивается на основе сопоставления экономических возможностей различных налогоплательщиков и сравнения той доли свободных средств, которая изымается у них посредством налогов. То <. • есть речь идет о сравнении налогового бремени, которое несут различ-. ные плательщики.

Главнейшим инструментом выравнивания налогового бремени и. ■•=
служат налоговые льготы. Хотя льготы и не относят к обязательным
элементам юридического состава налога, но иногда без предоставления. [.
льгот нельзя обойтись, так как в противном случае может нарушаться • '.
принцип равного налогового бремени.;,;

Налоговое бремя индивидуально. Однако индивидуализировать на- Г-
логообложение, в том числе льготы, можно только до определенного.
предела, пока не нарушается принцип юридического равенства надо-;;
гоплателыциков и не создаются возможности для злоупотреблений. •••.;
Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что нормы. •;•■
законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, поря- -/'•'•
док и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут быть ;=.
индивидуальными. ■ Т>

4.8.2. Виды налоговых льгот Л

Все налоговые льготы имеют одну общую цель — сокращение раз- "•'■'. мера налогового обязательства налогоплательщика. Реже преследуется другая цель —- отсрочка или рассрочка платежа, что в конечном счете ■ (учитывая, что отсрочка или рассрочка платежа фактически являются кредитом, предоставленным бесплатно или на льготных условиях) кос-. венно также приводит к сокращению налоговых обязательств налогоп­лательщика.

Однако по механизму своего действия налоговые льготы имеют су­щественные различия.

В зависимости от того, на изменение какого элемента структуры налога —■ предмета (объекта) налогообложения, налоговой базы или окладной суммы направлены льготы, они могут быть разделены на три группы:

■ изъятия;

• скидки;

• освобождения (схема 1—12).


С


=1

is

ш

а. о


Q сз

£ё


9 о


 

 

 

  о          
            ст
о     т т   li
га о.   ГХ атур О)  
  га   m Т   -.л
Эк У V ш га   га
        -ь.   и
О. о i i     г- <1 п
^ ^ о   L-
а  
о % F-          
О ш и с X t'j ъ. х.

а ь

 

 

 

 

 

га X S   ш ш   \ м  
  3"        
а га )S ш     ' (С  
  а. *-       JS  
               
/ га =t ч. ¥ X л   ED  
        ч      
        S осы из нале КИДКИ
        о га X m ш
  га     к о
               
i Расходы оительс ЛОГО ДО дачи £   Q га е  
и о X     ) о к  

120 Глава 4. Элементы юридического состава налога


4.8. Налоговые льготы



 


Изъятия — это налоговая льгота, направленная еа выведение из-под налогообложения отдельных, предметов (объектов) налогообложения. В отношении налогов на прибыль и доходы изъятия выражаются в том, что прибыль или доход, полученный плательщиком от определенных видов деятельности, изымается из состава налогооблагаемой прибыли (дохода), т.е. не подлежит налогообложению.

Закон о налоге на прибыль предприятий и организаций предусмат­ривал значительное число изъятий. Например, не подлежала налого­обложению прибыль от производства продуктов детского питания, от производства технических средств профилактики инвалидности и ре­абилитации [инвалидов и др. Налоговый кодекс Российской Федера­ции резко сократил число изъятий (гл. 25 части второй «Налог на при­быль организаций»).

Изъятия предусмотрены при обложении доходов физических лиц. Так, в виде поощрения не подлежат налогообложению суммы между­народных, иностранных или российских премий за выдающиеся до­стижения; в силу экстраординарности налог не взимается с сумм еди­новременной материальной помощи пострадавшим от стихийных бед­ствий и др. (ст. 217 части второй НК РФ).

Б отношении налогов на имущество изъятия выражаются в осво­бождении от налогообложения отдельных видов имущества.

Косвенные налоги также используют.этот вид льгот. Согласно ст. 149 НК РФ от налогообложения освобождаются, например, опера­ции по страхованию и перестрахованию,.банковские операции,' за ис­ключением операций по инкассации, и др.

Изъятия могут быть постоянными или предоставляться на ограни­ченный срок. Например, Закон о налоге на прибыль предприятий и организаций предусматривал освобождение от налогообложения при­были, полученной от вновь созданного производства (за исключением производств, созданных в рамках торговой, сиабженческо-сбытовой и посреднической деятельности организаций), на период его окупаемос­ти, но не свыше трех лет (п. 6 ст. 6).

Изъятия могут предоставляться как всем плательщикам налога, так и отдельной их категории. В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О налоге с' имущества, переходящего в порядке наследования или дарения* налог не взимается со стоимости жилых домов и транспортных средств, переходящих в порядке наследования инвалидам I и II групп.

Скидки — это льготы, которые направлены на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль и доходы скидки связаны с расходами налогоплательщика. Иными словами, плательшик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые обществом и госу-


дарством: перечисления в благотворительные фонды, учреждениям об­разования, здравоохранения, культуры, затраты на природоохранные мероприятия и т.п.

В зависимости от влияния на результаты налогообложения скидки могут быть подразделены на лимитированные (размер скидок ограни­чен прямо или косвенно) и нелимитированные (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика).

Как и изъятия, в зависимости от отсутствия или наличия ограни­чений по субъектам льготы этой группы могут быть общими, которыми пользуются плательщики независимо от субъективных признаков, и специальными, использование которых позволено лишь определен­ным категориям субъектов.

Под освобождениями понимают льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. Окладная сумма (валовой налог) — это результат умножения количества единиц налогообложе­ния, входящих в налоговую базу, на ставку (ставки) налога. В налогах, размер которых определяется раскладкой между налогоплательщиками общей суммы, намеченной к поступлению (раскладочные налоги), ок­ладная сумма существует как заранее определенная величина.

Освобождения — это прямое сокращение налогового обязательства налогоплательщика. Выгода здесь предоставляется непосредственно в. отличие от выгод, предоставляемых изъятиями и скидками, которые сокращают окладную сумму косвенно. Освобождения более чем другие виды льгот способны учитывать имущественное положение налого­плательщика.

Если от льгот первых двух видов большую выгоду получает платель­щик, доходы которого облагаются по высокой ставке, то одинаковое в количественном выражении освобождение сохраняет большую долю дохода плательщику с низкими доходами.

Например, один налогоплательщик имеет годовой доход 50 тыс. руб., а другой — 100 тыс. руб. Обоим предоставлено право ка скидки в размере 5 тыс. руб. Если при прогрессивном налогообложении эти доходы попадают в разные налоговые разряды,.то льгота более результативна для второго нало­гоплательщика. Так, если доходы до 50 тыс. руб. облагаются по ставке 10%, а сверх этой суммы — по ставке 20%, то первый налогоплательщик заплатил бы без учета льготы 5 тыс. руб. (50 тыс. руб. * 10%), а второй — 15 тыс. руб. (50 тыс. руб. * 10% + 50 тыс. руб. ■< 20%). Если плательщики применят льготу, то первый заплатит налог в размере 4,5 тыс. руб. [(50 тыс. руб. — 5 тыс. руб.) * ■< 10%], а второй — 14 тыс. руб. [50 тыс. руб. * 10% -н (50 тыс. руб. — 5 тыс. руб.) * * 20%]. Нетрудно заметить, что одинаковая в количественном отношении льгота экономит первому плательщику 0,5 тыс. руб., а второму -- 1 тыс. руб.


122 Глава 4. Элементы юридического состава налога

Если в таком же размере плательщикам будет предоставлено освобождение от уплаты налога, то у первого плательщика нхюгового обязательства вообще не возникнет (50 тыс. руб. * 10% - 5 тыс. руб. = 0 руб.), а второй должен будет заплатить 10 тыс. руб. [(50 тыс. руб. х 10% + 50 тыс. руб. * 20%) — 5 тыс. руб. - 10 тыс. руб.]. В этом случае первый плательщик экономит 10% своих доходов, а второй — только 5%.

Освобождения от уплаты налога можно разделить на виды по фор­мам предоставления льготы.

Снижение ставки налога. Например, согласно Закону о налоге ка прибыль предприятий и организаций ставка налога понижалась на 50% для предприятий, в штате которых 50% и более составляют пенсионеры и инвалиды.

Сокращение окладной султы (валового налога). Окладная сумма может быть сокращена частично или полностью, на определенное время или бессрочно.

Полное освобождение от уплаты налога на определенный период получило название налоговых каникул.

Освобождение от уплаты налога не следует путать со сложением недоимки, т.е. списанием безнадежных долгов по налогам и сборам, которое проводится в исключительных ситуациях экономического, со­циального или юридического характера, вызвавших невозможность взыскания налога (ст. 59 части первой НК РФ).

Отсрочка ила рассрочка уплаты налога. Отсрочка" или рассрочка уп­латы налога — это форма изменения срока уплаты налога, установлен­ного законом. Основания, условия и порядок предоставления этих льгот регламентированы ст. 61—64, 68 части первой НК РФ.

Налоговый кредит. Налоговый кредит; так же как и отсрочка или рассрочка уплаты налога, — форма изменения срока уплаты нало[а. Различия состоят в том, что максимальный срок отсрочки или рассроч­ки в соответствии с НК РФ составляет шесть месяцев, а кредит может предоставляться ка срок до одного года. Различия есть и в процедурах предоставления этих льгот: отсрочки или рассрочки предоставляются решением уполномоченного органа, а для предоставления налогового кредита заключается договор. За пользование налоговым кредитом взимаются проценты, как и за предоставление отсрочки или рассрочки. Однако если необходимость получения льгот вызвана причинением лицу ущерба в результате стихийного бедствия,-технологической ката­строфы или иных обстоятельств непреодолимой силы либо задержкой бюджетного финансирования, оплаты государственного заказа, то про­центы не начисляются.


4.8. Налоговые льготы 123

Основания, условия и порядок предоставления налогового'кредита
установлены в ст. 65, 68 части первой НК РФ. -

Инвестиционный налоговый кредит. Эта льгота состоит в предо­ставлении организациям, инвестирующим средства на проведение на­учно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, техничес­кое перевооружение производства, создание новых технологий, атакже выполняющим особо важные заказы по социально-экономическому развитию регионов, права уменьшать свои налоговые выплаты с пос­ледующей поэтапной уплатой этих сумм и начисленных процентов.

Если максимальный срок налогового кредита составляет один год, то инвестиционный налоговый кредит предоставляется на срок от одного года до пяти лет. В договоре об инвестиционном налоговом кредите определяется вид налога, сумма кредита, срок действия дого­вора, размер процентов, порядок погашения, меры по обеспечению выполнения условий договора (залог, поручительство), ответствен­ность сторон.

Целевой налоговый кредит. Целевой налоговый кредит — это замена уплаты налога (части налога) в денежном выражении натуральным ис­полнением. Вместо внесения в бюджет денежной суммы налогопла­тельщик в счет уплаты налога поставляет в пользу бюджетных органи­заций или учреждений свою продукцию, оказывает им услуги, прово­дит работы.

Предоставление такой льготы предусматривалось Законом РФ от 20 декабря 1991 г. № 2071-1 «Об инвестиционном налоговом кредите» (ст. 11—14). Согласно Закону льгота предоставлялась налогоплатель­щику местными органами власти в пределах суммы налога, зачисляе­мой в местные бюджеты, в случае выполнения им особо важного заказа по социально-экономическому развитию территории или предостав­ления особо важных услуг населению данной территории.

Если плательщик желал получить такую льготу, он заключал нало­говое соглашение с местной администрацией. Это соглашение впос­ледствии подлежало утверждению местным органом власти при рас­смотрении соответствующего бюджета.

В случае нарушения предприятием налогового соглашения вся сумма," причитавшаяся к уплате в бюджет при отсутствии такого согла­шения, а также 25% этой суммы в виде штрафа взыскивались с него в соответствующий местный бюджет. Решение об этом принималось ад­министрацией, заключившей соглашение. Решение могло быть обжа­ловано предприятием в судебном порядке.

Такое натуральное налогообложение свойственно кризисным эта­пам экономического развития, сопровождаемым снижением платеже-


124 Глава 4, Элементы юридического состава налога


4.9. Порядок исчисления налога



 


способности, увеличением взаимной задолженности участников рынка и государства и др.

Налоговый кодекс Российской Федерации установил, что налоги можно уплачивать только в денежной форме — наличной или безна­личной (ст. 58 части первой НК РФ). Возможность предоставления целевого налогового кредита Кодексом не предусмотрена.

Возврат ранее уплаченного налога (части налога). Эта разновидность освобождения имеет также название налоговой амнистии (термин «на­логовая амнистия» применяется и в связи с освобождением налогоп­лательщика от финансовых санкций).

Примером налоговой амнистии является льгота, предусмотренная ст. _ 165, 176 НК РФ (гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй НК РФ) при вывозе с территории Российской Федерации то­варов, приобретенных с уплатой налога на добавленную стоимость, сумма налога возвращается предприятиям-экспортерам.

Зачет ранее уплаченного налога. Эта разновидность освобождения широко используется в целях избежания двойного налогообложения (так называемый кредит для иностранных налогов). Сумма налога на прибыль,- уплаченная российским предприятием за рубежом в соот­ветствии с законодательством других стран, засчитывается при уплате налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемой суммы не может превышать суммы налога на прибыль, подлежащей уплате в Российской Федерации по прибыли, полученной за грани­цей.

Иногда в счет уплаты одного налога может засчитываться другой.

В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона РФ «О налоге с имущества, пере­ходящего в порядке наследования или дарения» сумма исчисленного налога на имущество, переходящее в собственность граждан в порядке наследования, в случае наличия в составе этого имущества жилых домов (квартир), дач и садовых домиков в садоводческих товарищест­вах, уменьшается на сумму налога на имущество физических лиц, под-. лежащую уплате этими лицами за указанные объекты.

4.9. Порядок исчисления налога 4.9.1. Лица, исчисляющие налог

Обязанность исчислить сумму налога может быть возложена на на­логоплательщика, налоговый орган или на третье лицо (налогового агента) (схема 1—13).

Примером самостоятельного исчисления налога налогоплательщи­ком является налог на прибыль и организаций. Согласно ст. 286 главы


25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации сумма на­лога определяется плательщиками самостоятельно на основании дан­ных налогового учета.'

Схема 1—13

Налоговый агент
Налоговые органы



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.