КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Иностранный элемент в налогообложении 3 страница
Во-первых, дискриминация по признаку происхождения или назначения товаров. Не соответствует Конституции РФ региональный закон, который связывает условия налогообложения с местом производства товара (оказания услуги), фактом их ввоза на территорию региона или вывозом. Во-вторых, дискриминация по местонахождению налогоплательщи-. ка. Закон, устанавливающий разные правила налогообложения одних и тех же операций, совершенных налогоплательщиками, зарегистрированными в разных регионах в границах единого экономического пространства, дискриминирует этих налогоплательщиков и, следова- тельно, нарушает Конституцию РФ. В данном случае ограничение свободного перемещения товаров, услуг, финансовых средств достигается косвенно, созданием худших экономических условий деятельности «внутренних иностранцев». .В-третьих, многократное налогообложение. Антиконкурентные условия, возрастающее налоговое бремя отвращают налогоплательщиков от совершения межрегиональных операций, если эти операции подлежат обложению в нескольких регионах одновременно.(с одной, и той -же налоговой базы многократно исчисляется и уплачивается один и тот же налог). В этом случае нет формальной дискриминации ни первого, ни второго вида, а имеет место либо налогообложение «своих» налогоплательщиков, но по операциям, не связанным с облагающим регионом, либо обложение операций, как-то связанных с облагающим регионом, но совершаемых «чужими» налогоплательщиками. Для определения, закон какого из субъектов, одновременно обла
Эта проблема достаточно разносторонне проанализирована Верховным Судом США. История рассмотрения споров, касающихся налогообложения региональными налогами межрегиональных.операций, насчитывает без малого два века. Верховный Суд США выделил четыре критерия, которым должно Во-первых, связь облагаемой операции с облагающим штатом должна быть существенной. Право обложить налогом может возникнуть "либо в штате, где товар (работа, услуга) был продан, либо в штате, куда он поставлен для потребления. В зависимости от характера операции и вида товара (работы,.услуги) связь с регионами продажи или поставки может проявляться по-разному. Следует устанавливать, с какой территорией операция связана наиболее крепко. Во-вторых, если установлена существенная связь операции с несколькими штатами, следует позаботиться о том, чтобы налоговая база была распределена между штатами справедливо. Каждый регион имеет право обложить налогом только ту часть налоговой базы, исчисленной.по межрегиональной операции, которую обоснованно можно соотнести с этим регионом. 334 - Глава 14. Конституционный принцип единства налоговой политики Контрольные тесты
Конкретные правила распределения налоговой базы — компетен- ;..,' ция законодателя. При этом Верховный Суд США считает, что распре- ""■'. деление справедливо, если оно отвечает ряду условий (тестов). «Тест внешнего соответствия» имеет целью выявить, не возникает ".;• ли многократного налогообложения межрегиональной операции, если -все или несколько штатов установят условия налогообложения такие же, что содержатся в проверяемом законе конкретного штата.
Очевидно, что этот тест направлен на поиски компромиссного вза-.':•" -имодействия двух конституционных начал: равенства субъектов феде- ':-'• раиии и единства экономического пространства. Равенство не может •?"/---реализовываться в формах, угрожающих единству. Этот тест оценивает законы субъектов федерации механистически, '-: -' Иную непосредственную задачу выполняет «тест внутреннего со- :''.;-,-: При рассмотрении ряда дел Верховный Суд США сформулировал '••;.■;;;' конкретные правила определения региона, имеющего право взимать • /"'••> налог с продаж. Налог в полном размере уплачивается в том штате, где у:-покупатель стал собственником и фактическим владельцем товара. Это; \ Ч правило применяется, когда продавец на этой же территории ведет :л'. деятельность по продаже и поставке товара. Если место продажи на- •-.'"' ходится на территории одного субъекта федерации, а право собствен-' ности и сам товар получены покупателем в другом субъекте, то учитывается следующее. ■ Если в том штате, где право собственности перешло к покупателю ' '. Если торговая деятельность разделена (например, магазин находится на одной территории, а склад товаров — на другой), то следует устанавливать правила распределения облагаемой базы между субъекта- -: ми, чья территория используется продавцом для ведения своей дея- " тельности. Например, налоговая база может делиться пропорциональ- - \
но доле затрат на торговую деятельность, относящихся к конкретным территориям. Третий критерий теста Complete Auto предполагает проверку наличия в региональном законе дискриминационных норм, создающих объективно более выгодные условия налогообложения для внутрирегионального бизнеса. Четвертый критерий требует сопоставить соразмерность налога степени присутствия налогоплательщика в штате или связи его бизнеса с территорией штата. Исследуется соотношение налога с благами, предоставляемыми налогоплательщику штатом. При этом без математических, подсчетов оцениваются соответствие обложения конкретных субъектов общим целям налогообложения. Тест Complete Auto сформулирован Верховным Судом США в развитие конституционной нормы о праве федерации законодательно регулировать торговлю между штатами. При этом Суд исходил из целей этого регулирования и пришел к выводу, что эти цели будут достигнуты, если региональный закон о налоге с продаж будет соответствовать всем четырем критериям теста Complete Auto. Представляется, что достижения Верховного Суда США могут быть учтены и в Российской Федерации при установлении правил регионального налогообложения. Нет принципиальных различий в тех основополагающих началах, которыми руководствуются в обеих странах: желание предотвратить движение региона к экономической изоляции, исключить угрозу процветания государства как единого целого. КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ Выберите правильный или наиболее полный ответ1. 1. Финансовая автономия местных и региональных органов власти и уп а) в унитарных государствах; б) в федеративных государствах; в) в унитарных и федеративных государствах. 2. Основные принципы системы доходов органов местного самоуправле а) достаточность, универсальность, автономность; б) достаточность, стабильность, автономность;
в) соразмерность, универсальность, автономность. 3. Проблему уменьшения неравенства бюджетной обеспеченности насе ! Ответы к контрольным тестам ем. на с. 591- 336 Контрольные тесты Список рекомендуемой литературы
а) проблемой распределения прав на получение доходов; б) проблемой горизонтального выравнивания; в) проблемой унификации бюджетной обеспеченности. 4. Форма, при которой каждый уровень власти вводит свои налоги, назы а) разные налоги; б) разные ставки; в) разные доходы. 5. Свобода местных органов власти наиболее ограниченна, если применя а) разные налоги; - ' ' ■ б) разные ставки; в) разные доходы. 6. НДС должен вводиться: а) только на федеральном уровне; б) только на региональном уровне; в) на федеральном или региональном уровне. 7. Для регионального налогообложения наиболее подходит: а) подоходный налог с физических лиц; б) налог с продаж; в) налог на имущество физических лиц. 8. Согласно Конституции РФ к совместному ведению федерации и ее субъ а) установление общих принципов налогообложения и сборов; б) установление федеральных налогов; в) установление налогов, за исключением местных. 9. Федеральным законодательством РФ устанавливается исчерпывающий а) федеральных; б) федеральных и региональных; в) федеральных, региональных и местных. 10. В отношении региональных налогов федеральный законодатель вправе: а) устанавливать и определять все существенные элементы юридического б) проводить рамочное регулирование, допускающее возможность кон в) устанавливать, но не определять существенные элементы налогового 11. Принцип единства налоговой политики предусматривает, что не до а) установление налогов, нарушающих единство экономического про б) установление дополнительных местных налогов, не предусмотренных в) установление дополнительных региональных и местных налогов, не предусмотренных федеральным законом. 12. Ограничения политики налоговых льгот предусмотрены: 6} бюджетным законодательством; - в) налоговым и бюджетным законодательством. 13. Единство налоговой политики предполагает: а) унификацию налоговых ставок; б) исключение воздействия регионального налогообложения на рыночные отношения; в) сосредоточение финансовых полномочий в федеральном центре. 14. Налоговые органы субъектов Федерации: а) не могут создаваться; б) могут создаваться без всяких ограничений; в) могут создаваться исключительно в целях контроля за порядком исчис СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Вопросы бюджетно-налогового федерализма в России и США. Материалы российско-американских семинаров. М.: Агентство США по международному развитию, 1996. 2. Государственное право Германии. В 2 т. Конституционные основы финансовой системы ФРГ. Т. 2. Ч. 5. М.: ИГП РАН, 1994. 3. Лексин В.Н., Швецов A.M. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М: УРСС, 1997. 4. Мещерякова О.В. Налоговые системы развитых стран мира: Справочник. М.: Фонд «Правовая культура», 1995. 5. Русакова И.Г., Кашин В.А., Толкушкам А.А. и др. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для вузов. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. 6. Налоговые системы зарубежных стран: Учеб! пособие /.Под ред. В.Г. Князева, Д.Г. Черника. М.: Изд-во РЭА, 1995. 7. Ушаков Д.Л. Офшорные зоны в практике российских налогоплательщиков. (Сер.: Practica). M.: Юристь, 1999. 8. Хеттлаге Карл М. Согласованность действий федерального правительства и правительства земель // Все начиналось с десятины: Пер. с нем. / Обш. ред. Б.В. Панина. М.: Прогресс, 1992. 15.1. Иностранный элемент в налоговых отношениях
Раздел VI ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ в Глава 15 ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО НАЛОГОВОГО ПРАВА 15.1. Иностранный элемент в налоговых отношениях Процессы экономической, научно-технической и культурной интеграции развиваются и ускоряются. Основную роль в правовом регулировании этих процессов играют нормы международного частного.права, которые регулируют участие иностранных лиц в гражданских, трудовых и семейных правоотношениях на территории различных государств. В результате участники этих отношений становятся обладателями доходов и имущества, подлежащих налогообложению. По мере развития и усложнения норм международного частного права государства совершенствуют свои национальные налоговые законодательства, устанавливают правила налогообложения результатов деятельности, которую ведут на их территориях субъекты иностранного права и которую субъекты их собственного (национального) права ведут на территории иностранных государств. При этом государства руководствуются общими принципами международного публичного права (например, принципами невмешательства во внутренние дела государства, территориального верховенства) и специальными принципами международного экономического права (например, принципами взаимной выгоды и экономической недискриминации). Однако в связи, с тем, что эти принципы довольно абстрактны и декларативны, между национальными правовыми системами зачастую возникают конфликтные ситуации в области налогообложения, связанные, в частности, с многократным налогообложением. Поэтому по мере развития норм национального налогового права государства все теснее сотрудничают в области налогообложения, заклю- чая соглашения, направленные на устранение различных конфликтных ситуаций между их правовыми системами. Так формируется международное налоговое право, регулирующее налоговые отношения с иностранным (международным) элементом. Налоговые отношения с иностранным элементом можно объединить в две группы. К первой относятся случаи, когда государство взимает налог с налогоплательщика, являющегося субъектом иностранного права, ко второй — когда государство требует исчислять налог с объекта налогообложения, возникшего у субъекта национального права за границей. В первом варианте в качестве иностранного элемента выступает субъект, а во, втором — объект налогообложения (схема VI—1). Схема VI— 1
Субъект
Возник у иностранного лица за границей, но в связи с деятельностью в РФ Физическое лицо -(Юридическое лицо *- Объединение лиц Иностранный элемент по-разному проявляется в резидентских и территориальных налогах, а также в налогах, построенных на смешанном принципе. Территориальные налоги предполагают возникновение только первого вида международных налоговых правоотношений, а резидентские налоги — только второго. Так, налог на имущество физических"лиц основан на территориальном принципе. Обязанность по его уплате связана с наличием у лица собственности в Российской Федерации, зарубежная собственность налогом не облагается. Следовательно, иностранным элементом может быть признан только налогоплательщик — например, иностранный гражданин, владеющий собственностью в России. 340 Глава 15. Понятие международного налогового права 15.3. Материально-правовые и коллизионные нормы
Если же налог построен на резидентском принципе, то, следовательно, налогоплательщиками могут быть признаны только резиденты (как правило, граждане этой страны, но не иностранцы). Иностранным элементом при этом может быть только объект налога. И первый, и второй виды налоговых правоотношений с иностранным элементом характерны для налогов, построенных на смешанном принципе. В Российской Федерации к таким налогам в настоящий момент относятся налог на прибыль организаций, налог на имущество предприятий и налог на доходы физических лиц. Так, обязанность иностранного юридического лица по уплате налога на прибыль закон связывает с наличием у него объекта налогообложения, который возник на территории России, а обязанность российской организации по уплате налога закон связывает с самим фактом возникновения у него объекта налогообложения, независимо от того, на территории какого государства он возникает. 15.2. Предмет международного налогового права Международные налоговые отношения, складывающиеся в настоящее время в условиях расширения мирохозяйственных связей и глобализации экономики, сложны и неоднородны. Это связано с тем, что в международное общение вступают совершенно разные субъекты — суверенные государства, международные организации, физические и юридические лица разных государств. Эти отношения возникают в тех случаях, когда государства заключают международные соглашения по устранению двойного налогообложения и" предотвращению уклонения от налогообложения, при заключении договоров об оказании правовой помощи в налоговой сфере, при взаимодействии компетентных органов государств по вопросам налогообложения. Чаще всего возникновение международных налоговых отношений связано с необходимостью взимания налогов с иностранных юридических и физических лиц. .К международным налоговым отношениям относятся: • отношения между государствами по поводу заключения и исполнения международных налоговых соглашений с целью разграничения • налоговой юрисдикции государств; • налоговые отношения между государствами и физическими и юридическими лицами других государств (субъектами иностранного права), т.е. налоговые отношения, затрагивающие суверенитет других государств; • отношения публичного характера между юридическими и (или) физическими лицами различных государств, возникающие, например, при удержании налоговым агентом налога с иностранного лица у источника выплаты (схема VI—2). Схема VI-2 ГРУППЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Частный субъект национального права Частный субьект иностранного права - По вопросу о месте международного налогового права в системе права существует несколько точек зрения. Международное налоговое право, в частности, рассматривается как подотрасль международного финансового права, которое, в свою очередь, рассматривается как самостоятельная отрасль международного публичного права1. Некоторыми авторами международное налоговое право рассматривается в качестве подотрасли международного экономического права2. Исходя из характера регулируемых отношений, а также участвующих в них субъектов международное налоговое право можно определить как комплексную отрасль права, представляющую собой совокупность норм внутригосударственного и международного права, регулирующих международные налоговые отношения3. 15.3. Материально-правовые и коллизионные нормы международного налогового права Нормы международного налогового права по своей регулятивной функции можно разделить на материально-правовые и коллизионные. > См.: Ровинский ЕЛ. Международные финансовые отношения и их правовое регулирование // Советское государство и право. 1965. № 2. С. 60—68; Лисовский В.Н. Международное торговое и финансовое право. М., 1964. С. 134. 2 См.: Богуславский М.М. Международное экономическое право. М., 1986. С. 5. 3 К этому определению близки определения, данные следующими авторами: 242 Глава Е5. Понятие международного налогового права Материально-правовые нормы устанавливают правила налогообложения. Коллизионные нормы определяют, материально-правовые нррмЬ1 какого государства регулируют те или иные налоговые отношения'иди применяются к тем или иным элементам налоговых обязательств И материально-правовые, и коллизионные нормы содержатся как s национальном налоговом законодательстве, так и в международных соглашениях. Наличие коллизионных норм в национальном налоговом законо Национальное законодательство в качестве основного метода регу-: " Международные соглашения по налоговым вопросам заключаются в основном с целью устранения различных конфликтных ситуаций между национальными правовыми системами. Поэтому значительную часть содержания международных соглашений составляют именно коллизионные нормы. Их основное назначение — полностью или частично отнести решение определенных вопросов к законодательству одной из сторон соглашения, тем самым ограничив налоговую юрисдикцию Другой стороны. Так, согласно российско-германскому соглашению об избежании двойного налогообложения проценты, получаемые резидентом Германии от резидента России, могут облагаться только в Германии1. з см.: ст. II Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Респуб-шкоЙ Германия от 29 мая 1996 г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество* // СЗ РФ. 199S. № 8. Ст. 913. 15.4. Источники международного налогового права 343 ■-г Чаще всего материально-правовые нормы используются в международных соглашениях для коррекции тех норм национального законодательства, к которым отсылают коллизионные нормы соглашений. Например, согласно российско-американскому соглашению об избежании двойного налогообложения прибыль резидента США от коммерческой деятельности в России облагается лишь в том случае, если эта коммерческая деятельность ведется в России через постоянное представительство1. При этом само соглашение устанавливает ряд признаков постоянного представительства, отличающихся от признаков, установленных российским законодательством. Коллизионная часть данной нормы отсылает к законодательству России, т.е. все элементы обязательства резидента США по налогу на прибыль определяются по законодательству России. Материально-правовая же часть данной нормы лишь корректирует российские нормы, касающиеся постоянного представительства. 15.4. Источники международного налогового права Нормы международного налогового права содержатся как в национальных законодательствах государств, так и в заключаемых ими международных соглашениях. В национальном праве различных государств нормы, регулирующие международные налоговые отношения, могут содержаться в общегосударственных (федеральных) актах, в актах субъектов Федерации и муниципальных образований2. Практически все российские законы и решения органов местного самоуправления по отдельным видам налогов содержат нормы, регулирующие налоговые отношения с иностранным элементом. Исключение составляют лишь акты, устанавливающие в качестве налогоплательщиков только лиц Российской-Федерации и/или только условный метод исчисления налогооблагаемой базы. В качестве примеров таких налогов можно привести единый налог на совокупный доход, уплачиваемый организациями — субъектами малого предпринимательства, и налог на операции с ценными бумагами, уплачиваемый эмитентами ценных бумаг. Субъектами данных налогов по определению не могут 1 Ст. 6 Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Аме 2 См.: Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практи Глава 15. Понятие международного налогового права 15.4. Источники международного налогового права 345
быть иностранные юридические лица. Иностранный элемент не'участвует и в определении объекта этих налогов. Могут быть приняты и специальные нормативные акты, регулирующие отношения с иностранным элементом. Примером служат Инструкция Госналогслужбы России от 16 июня 1995 г. № 34 «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц» и Инструкция Госналогслужбы России от 15 сентября 1995 г. № 38 «О порядке исчисления и уплаты налога на имущество иностранных юридических лиц в Российской Федерации». Налоговые отношения с иностранным элементом регулируются также международными соглашениями. Основные цели, которые госу-дарства преследуют при заключении таких соглашений, — предотвращение двойного налогообложения для гармонизации экономических отношений (что было подчеркнуто Верховным Судом США в деле «Максимов против США», 1963 г.), предотвращение уклонения от налогообложения и дискриминации в налогообложении, разделение "до-' ходов от налогов между государствами (схема VI—3). Схема VI—3
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 961; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |