Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой статус женщин в Афинах




В классической Греции личный и имущественный статусы афинской женщины подвергались существенным ограничениям. То, что даже свободнорожденная женщина не имела гражданских прав, было в древнем обществе повсеместным явлением. В частной жизни женщина всё больше зависела от мужчины, подчинялась его власти и опеке.

Личный статус женщины ограничивался сначала волей отца, а затем мужа. Она не имела права самостоятельно принимать решения будучи девушкой - о своём замужестве, будучи женой она могла только вести хозяйство в доме. Афинянки, в отличие от мужчин не имели прав для участия в общественной и государственной жизни. Говоря об их имущественном статусе, можно выделить то, что женщина, выйдя замуж, могла иметь в собственности мейлию, всё её приданное находилось в пользовании у мужа.

Обращаясь к истории, я вижу, что женщина в Афинах, начиная со дня своего рождения, уже была неправоспособна. Так, новорожденные девочки были неравноправны перед мальчиками. В Афинах существовала традиция, согласно которой отец семейства решал, оставаться ребенку в живых или быть выброшенным вон, что означало неминуемую смерть. Жертвой воли отца чаще становились девочки.

В семье было принято иметь двух, редко трёх, детей, семьи же, где было две дочери, считались скорее исключениями. Объяснением этого служат следующие причины: женщины не могли выполнять те задачи, которые ожидало подрастающее поколение граждан греческих полисов. Они не охраняли границ государства, не исполняли сакральных функций, поддерживая культ предков, не представляли ценности как рабочая сила в хозяйстве.

Став девушкой, афинянка тоже не могла осуществлять свои личные и имущественные права самостоятельно, так как именно отец обладал полной властью над судьбой своей дочери.

В VIII-VI вв. до нашей эры, отец девушки сам выбирал для неё мужа среди нескольких претендентов, добивавшихся её руки. Женихи приезжали с богатыми дарами хозяину дома и не менее дорогими подарками к той, кому предстояло стать нареченной невестой одного из них[137].

Девушку в Афинах выдавали замуж рано, в пятнадцать или даже двенадцать лет. Заключению брака предшествовало формальное обручение. Обещание жениху давал отец девушки от её имени; если она была сирота, то от её имени выступал брат или другой близкий родственник; если же у неё не было никого из близких, то все её дела вёл назначенный по закону опекун. Обручение было важным юридическим актом, так как при этом обсуждали имущественные отношения будущих родственников, размеры приданого, часть которого называемая «мейлия» (утешение), оставалась личной собственностью молодой жены и в случае развода возвращалась её семье. То есть имущественный статус женщины выражался только в том, что она могла иметь в собственности мейлию, которая в случае смерти жены, возвращалась её семье. Давать за невестой приданое требовал не закон, а обычай, часто более могущественный, чем любое писаное право. Поэтому даже сироты и девушки из малоимущих семей не оставались без приданого: его собирали для них и в складчину их сограждане или даже само государство. Так, например, в Афинах после смерти Аристида его дочери «были выданы замуж государством: город обручил их за счёт казны и назначил каждой по три тысячи драхм»[138]. Жена обыкновенно приносила своему мужу приданое. Заведование имуществом, составлявшим приданое, принадлежало мужу, но он должен был передать его неприкосновенным своим наследникам.

Даже в браке, как понимали его греки, личность женщины не имела никакого значения, так как муж и жена соединялись не для того, чтобы слить воедино свои мысли и чувства и поддерживать друг друга в житейских невзгодах: они просто исполняли патриотическую и религиозную обязанность. Жена являлась как бы неспособной ни для какой другой роли и ни к какой иной добродетели; её задачей было рождение сына.

Кроме того, женщина в афинском обществе не могла выступать свидетельницей, не могла сама вести судебные дела и начинать процесс, заключать договор, а становясь замужней, она практически полностью теряла всякую самостоятельность. Афинской женщине запрещалось самостоятельно принимать решения, касающиеся её имущественных дел, не имела она и свободы передвижения. Почти все дни афинянки проводили на женской половине дома – в гинекее, занимаясь домашним хозяйством, ткачеством и шитьём, а также воспитанием детей, пока те были совсем маленькие. На улицу афинская женщина всегда выходила в сопровождении рабыни, причем скромность заставляла её прикрывать лицо от взоров встречных мужчин. Единственными событиями в жизни афинянок были визиты, которыми они обменивались между собой, и религиозные церемонии, совершавшиеся ими очень часто. Женщинам было запрещено появляться на великих греческих играх, но они допускались на драматические представления, по крайней мере, на трагедии. Эти празднества отрывали их, хотя бы на один день, от их обычных занятий[139].

Вообще обычный тогдашний идеал жены — молчаливая, скромная, трудолюбивая. От жены требовалась верность, но мужу дозволялось все. Например, на обычных, повседневных трапезах женщины садились за стол вместе с мужчинами лишь тогда, когда семья обедала одна, без гостей.

Но стоит отметить, что афинянки всё-таки имели небольшую самостоятельность, которой не всегда распоряжались рационально. Внутри своего дома женщины были полновластными хозяйками. Они наблюдали за невольниками и распоряжались работами своих служанок. На них лежали также все подробности по управлению и по расходам хозяйства. Можно отметить, что, афинянка очень ревниво относилась к своему авторитету в домашних делах и держалась за него тем крепче, что ее не отвлекали никакие другие занятия. Власть ее была строго ограничена, и она старалась охранять ее, так как только в этом ей доверял муж, то она хотела обладать этим доверием вполне.

Говоря о положении женщин в Афинах, об их правовом статусе, стоит обратить к высказываниям великих мыслителей той эпохи. Сократ отзывался о женщине, как о принадлежащей исключительно дому, в самом ограниченном смысле слова. По его мнению, гражданин всего менее мог говорить со своей жене. Платон высказывает не менее резкие суждения о женщинах, хотя он допускает равенство занятий и воспитания для обоих полов. По мнению Аристотеля, женщина - это ошибка природы; добродетель ее совсем иная, чем добродетель гражданина, и мало чем отличается от той, к которой способен раб.

Рассматривая историю жизни женщин в Афинах и обращаясь к высказываниям великих Сократа и Платона, я пришла к выводу, что афинская женщина была практически лишена всех прав, её личный и имущественный статус были строго ограничены. Но стоит отметить, что заключение соблюдалось строго только по отношению к девушкам; для замужней женщины оно было менее сурово.

Ю.В. Овчинникова*




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 3120; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.