Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПОГРАНИЧНЫЕ» СЕМЬИ 4 страница




Еще одна характерная особенность такой семьи — стремление использовать окружающих в своих целях. Эта семья умеет произвести впечатление на нужного человека и озабочена тем, как создать себе широкий круг полезных знакомых.

К таким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость, отношение в подобной семье скептическое, даже пренебрежительное. Считается, что качества эти нужны лишь тем, кто не умеет жить, кто недостаточно умен, энергичен и, следовательно, вынужден идти к цели самым длинным путем. Эту особенность психологии семьи легче всего заметить, когда речь заходит о трудовой деятельности взрослых членов семьи, о планах на будущее для детей. Вот и выискиваются кратчайшие пути и нужные знакомства. «Хитрые» родители и у детей своих пробуждают дух авантюризма. Нравственные оценки поступков детей в такой семье, как правило, сдвинуты. Если ребенок нарушил правила поведения или правовые нормы, родители склонны осуждать не само нарушение, а его последствия. В результате такого «воспитательного» отношения

'.•*

 

у ребенка формируется та же установка: главное — не попадаться.

Конечно, этим перечнем не исчерпывается типология внутренне неблагополучных семей. Существует множество разновидностей семейного уклада, где эти признаки сглажены и последствия неправильного воспитания не так заметны. Но все же эти последствия есть. Пожалуй, одно из самых заметных — это душевное одиночество детей в таких семьях.

Семьи, ориентированные на успех ребенка

Одной из возможных разновидностей внутренне неблагополучных семей могут быть кажущиеся совершенно нормальными типичные семьи, где родители вроде бы уделяют детям много внимания. Весь диапазон семейных взаимоотношений сводится к возрастным, индивидуальным особенностям детей и родительским ожиданиям от них успехов, что в конечном итоге формирует отношение ребенка к себе и к своему окружению. Родители внушают детям стремление к достижениям, но это стремление часто сопровождается чрезмерной боязнью неудачи. Ребенок начинает чувствовать, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов. Он боится, что его будут любить только до тех пор, пока он все делает хорошо. Эта установка в семье даже не требует специальных формулировок, она так ясно выражается через повседневные действия, что ребенок постоянно находится в состоянии повышенного эмоционального напряжения только по причине ожидания вопроса отца о том, как обстоят его школьные (спортивные, музыкальные и т. п.) дела. Он заранее уверен в том, что его ждут упреки, назидания, а то и наказания, если ему не удалось достичь ожидаемых успехов. Эти связи между достижением, самооценкой и признанием со стороны семьи часто не позволяют ребенку расслабиться, так как это может, по его мнению, привести к получению плохой оценки, недостаточно хорошему исполнению порученного дела или допущению серьезной ошибки. В такие моменты ребенку легче совершить что-то противоестественное (например, попытку самоубийства), чем разочаровать своих родителей, услышать их неодобрение.

Типы неблагополучных семей

Подобные установки в семье основаны на ценностях, которым подчиняются родители. Но достижение успеха само по себе лишь на первый взгляд является центром этой проблемы. Отчаянная реакция ребенка вызвана не тем, что родители требуют от него достижений. Скорее, ребенок восстает против того, что родители ждут от него только достижений. В желании делать все правильно, воспитывать самых лучших детей родители часто оказываются не в состоянии поощрять в ребенке разнообразные успехи. Они пренебрегают, например, его способностью дружить, доверять, фантазировать. В этом отношении родители, как и их ребенок, являются жертвами собственных представлений. Поэтому семейное благополучие и стремление родителей делать все во имя достижения успехов ребенком оборачивается тяжелой психологической травматизацией последнего, потому что, с одной стороны, он не может быть успешным во всех сферах одновременно, а с другой — боится своими неуспехами разочаровать родителей и лишиться их любви. К сожалению, подобная форма скрытого семейного неблагополучия часто не замечается не только родителями, но и специалистами. Сложность проблемы в данном случае заключается в том, что родители, реально имеющие лучшие намерения, оказываются в плену своих ригидных представлений. А для ребенка жизнь в такой семье становится настоящей трагедией, которая, к сожалению, не замечается ни общественностью, ни специалистами, ведь подобная семья в нашем обществе является чуть ли не образцовой.

«Псевдовзаимные» и «псевдовраждебные» семьи

Для описания нездоровых семейных отношений, которые носят скрытый, завуалированный характер, некоторые исследователи используют понятие гомеостаза, подразумевая под этим семейные узы, которые являются сдерживающими, обедненными, стереотипными и почти неразрушимыми. Наиболее известными являются две формы таких отношений — псевдовзаимность и псевдовраждебность. В обоих случаях речь идет о семьях, члены которых связаны между собой бесконечно повторяющимися стереотипами эмоциональных

 

взаимореагирований и находятся в фиксированных позициях по отношению друг к другу, препятствующих личностному и психологическому отделению членов семьи. Псевдовзаимные семьи поощряют выражение только теплых, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев, раздражение всячески скрывают и подавляют. В псевдовраждебных семьях, наоборот, принято выражать лишь враждебные чувства, а нежные — скрывать, отвергать. Семьи первого типа отечественные ученые называют «псевдосолидарными» или «псевдосотруд-ничающими».

Наиболее существенные характеристики псевдовзаимных семейных групп — ригидность ролевой структуры и высокая степень взаимозависимости, которые нарушают адаптацию семьи к меняющимся условиям жизни. При отсутствии истинного взаимопонимания супруги могут демонстрировать для окружающих желание и стремление оказывать поддержку друг ДРУГУ и принимать помощь от своего брачного партнера. На самом же деле под маской подобной кооперации скрывается эгоистически конкурентный характер взаимоотношений. Подобная форма супружеских отношений может быть перенесена и в сферу родительско-детских, что не может не отражаться на формировании личности ребенка. Он учится не столько чувствовать, сколько играть в чувства, причем ориентируясь исключительно на положительную сторону их проявления, оставаясь при этом эмоционально холодным и отчужденным. Впоследствии, став взрослым, ребенок из такой семьи, несмотря на наличие внутренней потребности заботиться и любить, будет предпочитать невмешательство в личные дела даже самого близкого человека, а эмоциональное дистанцирование возведет в свой основной жизненный принцип.

Семьи известных людей

Одной из разновидностей семей со скрытой формой неблагополучия являются семьи известных людей, члены которых, в том числе и дети, постоянно находятся в поле пристального внимания общественности. Казалось бы, у этих детей, в отличие от многих сверстников, есть все: и материальный достаток,

Типы неблагополучных семей

ивозможность заниматься любимым делом, и наличие добровольных помощников из числа почитателей таланта (авторитета, высокого социального положения) отца или матери, и довольно ранняя популярность в силу популярности родителей, но оказывается, что именно такие дети недополучают самого главного всвоей жизни — родительского внимания, заботы, ласки и любви. Сдава и громкое имя родителей, в тени которых они существуют, могут привести к двум основным по следствиям в формировании их личности и становлении собственного Я. Во-первых, многие дети из таких семей с раннего детства начинают считать себя

 

Дети ждут, что

окружающие

будут относиться

к ним с таким же

почтением, как к

их знаменитым

родителям

 

чем-то исключительным, полагая, что родительские заслуги и авторитет перейдут к ним по наследству, и не задумываются о том, что славу и популярность надо заслужить. Они ждут, что окружающие будут относиться к ним с таким же почтени-ем, как к их знаменитым родителям. Если же они не получают ожидаемого, то испытывают разочарование, огорчение, обиду и даже злость не только на окружающих, но и на собственных родителей, которые не делают ничего для того, чтобы их ре-бенок стал тоже уважаемым человеком. Претендуя на ис-ключительность, такие дети вырастают эгоистичными, не умеющими устанавливать доброжелательно-дружеские от-ношения с окружающими, высокомерно относятся к своим сверстникам, чем настраивают их против себя. В итоге это мо- жет привести к эмоциональному отчуждению и социальной изоляции. Кроме того, эти дети привыкают к праздному обра-зу жизни и к тому, что их проблемы зачастую легко и просто решаются родителями или благодаря их громкому имени, Поэтому ничего в жизни не добиваются, так как с раннего

Раздел 1

детства все требуемое получали в избытке, а сами не проявляли никаких усилий и ни к чему не стремились.

Во-вторых, бремя родительской славы может переживаться детьми очень тяжело. Многие из них очень рано начинают осознавать, что повышенное внимание к ним со стороны окружающих вовсе не означает, что они этого заслуживают, что другим они интересны не сами по себе, а как отпрыски знаменитостей. А им хочется, чтобы их уважали и ценили за их личные достижения. По мере взросления и осознания своего непростого положения многие из них начинают стремиться к тому, чтобы не только сравняться со своими родителями, но и превзойти их. Некоторым настойчивым и целеустремленным это удается, и тогда они гордятся тем, что смогли достойно продолжить дело, начатое родителями, и заслуженно разделить их славу.

Но довольно часто встречается другой, менее благоприятный вариант развития событий. Сколько бы ребенок, а затем уже и взрослый человек ни старался доказать окружающим, что он достоин славы своих известных родителей, ему так и не удается вырваться из тесного круга, очерченного их личностью. Поэтому он так и остается сыном или дочерью такого-то, хотя приложил немало усилий, чтобы стать автономной, независимой от родительской популярности личностью. При подобных обстоятельствах вместо детской любви и привязанности могут появиться ненависть к родителям и ощущение неудавшейся по их вине судьбы. И это в определенной степени справедливо. Очень часто знаменитые родители, дав жизнь и фамилию ребенку, ограничивают свое участие в его воспитании тем, что предоставляют ему неограниченную свободу распоряжаться не только их деньгами, но и своей судьбой. Ребенок растет в окружении чужих людей, которые заботятся о нем, а родители, увлеченные творчеством или карьерой, иногда даже редко видят его.

М.И. Буянов в книге «Ребенок из неблагополучной семьи» приводит пример неудавшейся жизни и несложившейся судьбы человека, который стал глубоко несчастным из-за своих родителей, бремя славы которых вынужден был нести всю свою долгую и трудную жизнь. Родиться ему посчастливилось в семье талантливых молодых людей, которые искали свои пути в жизни, метались, не знали, чего же им надо. В конце концов

Типы неблагополучных семей

каждый из них нашел то, что его устраивало. Малыш, пока родители искали себя, был позабыт-позаброшен и никому из них не нужен. Со временем родители разошлись, друг с другом не виделись, а о мальчике вообще забыли (он годами не получал от них никаких известий). Ребенок мучительно переживал свое двусмысленное положение: все знали, что он сын известных людей, которым людская молва приписывала все существующие и несуществующие достоинства, а он знал, что все это не так. В своих сочинениях его родители внушали людям мысль о необходимости жить по законам справедливости, добра и красоты, а сами были патологически эгоистичными, глубоко равнодушными ко всему, что не касалось удовлетворения их творческих устремлений. Отец и мать, поучавшие человечество, как надо жить, сами вели себя совсем не так. И от осознания родительской двуличности ребенок страдал.

В глазах посторонних мальчик был самым близким человеком для своих знаменитых родителей, а он не мог сказать чужим людям, что родители давно о нем забыли, видеть его не хотят, что живет он на содержании у дальних родственников, стал пленником легенд и на самом деле одинок и несчастен. Люди воспринимали жизнь родителей и его самого сквозь призму их талантливых произведений, полагая, что мать действительно страдает по поводу разного рода злоключений, которые постоянно случались с сыном. И он молчал, никому не рассказывал о том, что его взывающая к милосердию мать на самом деле жестоко относится даже к нему, единственному сыну. «Не могу же я всем рассказывать, что все это не так, что я с голоду подыхал, а мать на меня не обращала внимания! О том, как было все на самом деле, знаю я, известно это и двум-трем десяткам близких к матери людей, видевших ее истинное отношение ко мне, но и они, и я вынуждены молчать, чтобы не позорить известную писательницу. Я мучаюсь из-за того, что не отказался от фамилии своих родителей, чтобы меня не связывали с ними. Я всю жизнь страдаю из-за них, они мне чужие люди», — с горечью говорил он, уже взрослый человек, добившийся известности и уважения собственным трудом. А сотни людей по-прежнему относились к нему не как к самостоятельной и яркой личности, а как к сыну известных родителей. Он не говорил того, что хотели услышать от него почитатели та- его матери, а истину сказать не мог. Из-за нетерпимого

'!■

отношения к любителям задавать ему вопросы о родителях сложилось мнение о нем как о неприветливом, завистливом человеке.

Даже в зрелом возрасте этот человек не избавился от мучительных переживаний, связанных с детством и юностью. Он еще более замкнулся, страдает от того, что многие видят в нем только наследника знаменитых родителей и без конца о них расспрашивают. Эти переживания стали стержнем его личности, они определяют его поведение, отношения с людьми, систему ценностей. Он, живя на самом деле без родительской любви и ласки, остался рабом несооветствия правды и легенд, что сделало его внутренне раздвоенным, измученным, живущим не в ладу с собой и временем.

Как справедливо замечает по этому поводу М.И. Буянов, родители, так часто цитировавшие слова Ф.М. Достоевского о том, что ничто в мире не стоит одной детской слезы, обрекли своего сына на слезы, изуродовали его характер, превратили в нелюдима и мизантропа. Фанатичные поклонники красоты и милосердия, эти люди любили все человечество, но не способны были отрешиться от своих эгоистических устремлений, чтобы скрасить жизнь собственного ребенка, свою любовь к которому они так замечательно воспевали.

Семьи

состоятельных людей

Проблемы, связанные с формированием личности ребенка, довольно часто сопутствуют и семьям состоятельных людей. Раньше подобная проблема в России не была актуальной. Поляризация людей на богатых и бедных стала явлением последних лет. При этом, когда говорится о семейных проблемах «новых русских», почти не упоминается о том, что дети из таких семей довольно часто переживают то же, что и дети знаменитых родителей (ведь знаменитые часто одновременно являются и состоятельными).

Запад, как известно, уже успел пройти через проблему детских судеб, вдребезги разбитых родительскими капиталами.

Типы неблагополучных семей

Бгатый человек в России живет сейчас в режиме запредель-ногои хронического стресса, что не может не отразиться и на его семейной жизни. Для российских мужчин обычна привычка сбрасывать стресс в семье, на своих близких. Тяжелые семейные сцены и разбирательства тщательно скрываются и маскируются. Супруги создают и поддерживают внешнюю лакировку, которая символизирует благополучие и успех. В такой игре принимают участие все — муж и жена, дети, родственники, прислуга, охрана.

У состоятельных россиян не принято общаться с соседями. В лучшем случае они раскланиваются, не более. В результате возникли не свойственные людям прежде охлажденность в отношениях и, как следствие этого, отсутствие широкой поддержки, тепла и участия при возникновении трудностей и проблем.

Подобное случается также во внутренне неблагополучных семьях.

 

■ ■■■■■■

Родители (чаще всего отец, а нередко и мать), слишком много времени уделяя своей карьере, не имея достаточно времени для занятий и общения со своими детьми, отделываются от них подарками. Воспитание же перепоручается родственникам, репетиторам или случайным людям, лишь бы дети не мешали заниматься бизнесом. Таким образом, вместо родительской ласки, тепла и заботы дети получают суррогаты. С одной стороны, детям приятно, что их родители занимают высокое положение в обществе, а с другой — они лишены элементарных детских радостей, заключающихся в возможности какую-то часть времени проводить с родителями, обсуждать с ними свои дела и проблемы и т. п. Подобное дисгармоничное воспитание

Раздел 1

не может не отразиться на психике детей, мешает им чувствовать себя счастливыми и необходимыми.

Родители современного «кронпринца», перед которым в жизни вроде бы раскрыты все дороги, думают, что они дают своему ребенку все и что вряд ли вообще можно лучше воспитывать детей. Они искренне удивляются, почему их дети вырастают безвольными и нерешительными, находятся в резкой оппозиции к ним, убегают из дома.

Конечно, дело здесь не столько в материальном благосостоянии родителей и их высоком положении в обществе, сколько в том, как они воспитывают детей. Там, где детям с раннего детства прививаются навыки самостоятельности и ответственности, где у детей нет возможности злоупотреблять заработанными их родителями средствами, где родители не ограждают своих детей от сверстников из менее состоятельных семей, дети вырастут нормальными. Если же в семье царит культ денег и связей, то это непременно передается детям, заменяя им душевную теплоту, радость человеческого общения и участия.

 

 

Характеристики неблагополучных семей, естественно, не укладываются в определенные рамки. Нами выделены лишь более типичные для российской действительности формы явного и скрытого семейного неблагополучия. Однако данную выше типологию можно дополнить еще одной разновидностью, торую мы условно назвали семьей «пограничного» харак-тера, так как переход ее из категории благополучных в свой антипод происходит незаметно, а резкое изменение психолотического климата обнаруживается только тогда, когда от-ношения в семье оказываются совершенно разлаженными и эмоциональная разобщенность супругов часто завершается разводом.

Семьи

с недееспособными членами

Особую группу в этой разновидности составляют семьи с недееспособными членами. Среди них можно выделить семьи с родителями-инвалидами или хронически больными взрослыми. Семейная обстановка здесь с появлением больного человека становится стрессогенной, дестабилизирует межличностные отношения супругов и создает вокруг ребенка специфический социальный и психологический фон, который не может не отразиться на формировании его личности.

Резкое ухудшение здоровья родителя или любого члена семьи может произойти (как это чаще всего и бывает) совершенно неожиданно и именно в тот момент, когда семья не и состоянии эффективно противостоять нагрянувшей беде. Зачастую затраты на оплату врачебной помощи и пребывание

в лечебных учреждениях непосильным бременем ложатся на семейный бюджет. Может случиться и так, что если заболевшего родителя госпитализируют, то за ребенком некому присмотреть. Тяжелая болезнь может надолго лишить родителя возможности заботиться о ребенке.

 

Болезнь может надолго лишить

родителя

возможности

заботиться о

ребенке

 

Психическое заболевание родителя может вызвать у него такие поведенческие реакции, которые будут опасны для ребенка. Симптомом психического заболевания является безразличное отношение к ребенку, что увеличивает опасность несчастного случая. Возникающие дикие скандалы с супругом или с соседями отрицательно влияют на физическое, психическое и эмоциональное состояние ребенка.

Родитель, склонный к употреблению алкоголя или наркотиков, также может игнорировать потребности ребенка и угрожать его безопасности. Родитель может страдать неврозом или психозом. Болезнь может стать настолько серьезной, что жестокое обращение с ребенком приобретет садистский, преступный характер.

Семьи с детьми-инвалидами

Своеобразно складываются отношения в семьях с хронически больными детьми и детьми-инвалидами, что обусловливает отнесение таких семей к неблагополучным. В таких семьях много проблем, наиболее значимые из которых — как семье влиять на состояние больного ребенка и как сохранить нормальный психологический климат в семье, если ребенок болен.

Типы неблагополучных семей

Если ребенок имеет умственные или физические ограничения, то ему требуется специальный уход, а родители не всегда могут обеспечить это в домашних условиях. Если в се-мьеесть еще дети и она переживает трудности, то у родителей просто может не хватить ни душевных, ни физических сил, Необходимых для удовлетворения специфических потребно-стей больного ребенка. Кроме того, у родителей больного ребенка могут проявляться различные формы эмоционального реагирования на сообщения о том, что их ребенок физически или умственно неполноценен, и это оказывает огромное влияние на психологическую обстановку в семье.

Наиболее типичной первоначальной реакцией родителей на поставленный врачом диагноз об умственной или физической отсталости их ребенка является отрицание, неверие в наличие болезни, отчаянная надежда на то, что диагноз ошибочен и кон-сультация у другого специалиста позволит его снять. Спустя какое-то время приходит понимание истинного состояния здо-ровья ребенка и появляется реакция гнева. Обычно она возни-кает от беспомощности, безысходности и разочарования как в самом себе, так и в своем ребенке. В отдельных случаях гнев родителей оправдан, особенно если специалисты напрасно обнадеживали их и не были с ними откровенны. С другой сто-роны, это состояние становится противоестественным, если длится долго или несправедливо проецируется на ребенка. Семейная обстановка дестабилизируется. Такая семья либо распадается, либо супруги продолжают жить под одной крышей из чувства долга перед больным ребенком или из-за нежелания обременять себя лишними хлопотами и неприятностями, связанными с разводом, не имея сильной мотивации разрушить формальный статус. Чувство вины — это также часто встречающаяся реакция родителей на сообщение врача о тяжелой, неизлечимой болезни их ребенка. Зачастую оно перерастает в страдания и переживания родителей по поводу тех проступков и ошибок, которые, как они полагают, привели к заболеванию ребенка. Родители, которые видят причину болезни ребенка в себе, стараются держать под контролем даже то, что контролировать в принципе невозможно. Подобное состояние, сопровождаемое душевными муками и переживаниями, значительно усложняет и без того напряженную семейную атмосферу.

 

 

Часто родители испытывают чувство стыда из-за рождения больного ребенка. Их беспокоит возможное осуждение со стороны окружающих, и они убеждены, что к их ребенку будут относиться как к неполноценному. Иногда у родителей может проявляться такое реактивное состояние, как обвинение — попытки переложить ответственность за состояние своего ребенка на других с целью скрыть свои истинные чувства. Родители могут обвинять учителя и школу за негодное обучение, врача — за неправильный уход в дородовый период или друг друга — за дурную наследственность.

Следующей реакцией на болезнь ребенка может стать гиперопека, которая возникает в связи с тем, что родители считают невозможным общение своего ребенка с другими детьми. Они опасаются, что в играх со здоровыми детьми их ребенок станет объектом насмешек, что ему грозит опасность получить травму, так как другие дети играют слишком грубо, и т. п. Отрицая право своего ребенка быть ребенком и общаться с другими детьми, родители лишь сильнее подчеркивают его умственные или физические недостатки.

Заключительным этапом своеобразного привыкания родителей к постигшему их горю является эмоциональная адаптация. Именно на этом этапе родители умом и сердцем принимают болезнь ребенка; к этому моменту они уже успели выработать позитивные установки по отношению как к самим себе, так и к своему ребенку, что позволяет им формировать у себя такие навыки, которые помогут им обеспечить его будущее.

Однако родителям не всегда удается смириться с мыслью о том, что их ребенок имеет врожденную патологию или серьезное заболевание, тем более что такие дети очень беспокойны и часто передают свое беспокойство родителям. Они становятся раздражительными и переносят раздражение на супружеские отношения. Это особенно затрагивает мужа, вследствие чего он старается не оставаться дома.

Подобная безысходная ситуация складывается в семье с детьми-инвалидами или безнадежно больными (например, с детьми, страдающими лейкозом). В таких случаях муж старается реже бывать дома, избегает общения с ребенком, тогда как жена сильно привязывается к больному ребенку, часто в ущерб другим детям и супругу. Подобная ситуация может

Типы неблагополучных семей

отрицательно повлиять не только на душевное спокойствие И Уравновешенность родителей, но и на психологический кли-Мйт семьи в целом. Как отмечают исследователи подобных семейных проблем, обычно отцы не выдерживают совместного Пребывания с тяжело больным ребенком, начинают пить или Вбобще покидают семью. Без того обделенный судьбой ребе-[;НОк оказывается еще и без отца. Понятно, что проблем у мате-: становится больше, порой нервы ее не выдерживают и она Ыходит из себя, чем еще больше травмирует ребенка, делает становку в семье очень непростой.

У больного ребенка могут формироваться особенности ха-стера, вызванные переживаниями своего дефекта, может зникнуть своеобразный комплекс неполноценности. Надо }нять, что ребенок с определенной патологией тоже находит-; в социальном окружении. Поэтому если к такому ребенку юхо относятся, бьют, ругают, недопонимают, если родители едятся больного, у него могут развиться различные нев-этические и характерологические нарушения, не имеющие прямого отношения к болезни. Из-за того что ребенок болен, увеличивается вероятность конфликтных отношений: с одной стороны, его физические возможности ограничены и он предъявляет иногда завышенные требования к окружающим, а с другой стороны, у окружающих порой исчерпывается терпение постоянно удовлетворять эти требования.

Чем больше ребенок обижен судьбой, тем больше в родительской любви он нуждается. Страдающий серьезным заболеванием ребенок обычно много времени проводит в больницах. 11одрастая, он начинает пристально наблюдать за отношением 1С нему близких людей, становится подозрительным. Ему кажется, будто он никому не нужен, что он в тягость родителям, что родители к нему охладели, и тщательно анализирует каждый их жест, каждое слово. Поэтому к такому ребенку нужно ныть особенно внимательным, он должен чувствовать, что его по бросят в беде, что ему всегда помогут, и тогда ему будет легче 11 ротивостоять жизненным невзгодам. Больные дети или дети-I г ивалиды в силу особенностей той социальной ситуации, в которой они вынуждены пребывать, становятся эмоционально ьолее чувствительными и ранимыми, часто волнуются, обижаются и плачут. Для них характерны плохая переносимость побых огорчений, склонность к ухудшению настроения

Раздел 1

и к печали. Они испытывают большую потребность в безопасности, любви и сочувствии, которая сопровождается переживаниями собственной беспомощности, никчемности, ненужности. Родители, особенно если в семье есть и другие дети, не могут неотлучно находиться рядом с больным ребенком, а он не может это понять и принять, требуя более пристального внимания к себе. Поэтому у матери, разрывающейся между жалостью к больному ребенку и необходимостью заботиться о других членах семьи, может появиться вполне обоснованное эмоциональное напряжение, которое она снимает, «разряжаясь» на мужа или на других детей. В результате вся семья испытывает конфликтные, фрустрирующие переживания.

" Семьи с нарушением структуры семейных ролей

Еще одной разновидностью «пограничных» семей являются семьи, в которых нарушается структура семейных ролей, они становятся патологизирующими.

Обычная система семейных ролей, которые выполняет индивид, должна обеспечить удовлетворение не только его потребностей, но и потребностей других членов семьи. При таких условиях семейная атмосфера довольно благоприятна, отношения членов семьи гармоничны. Но со временем происходит перераспределение межличностных ролей в семье и психологический климат в ней резко меняется. Обычно это бывает в тех случаях, если кто-то в семье вынужден принять на себя такую социальную роль, которая травматична для него самого однако психологически выгодна другим членам семьи (например, роль семейного «козла отпущения»). Возможен и такой вариант межличностных отношений, когда проигрываемая одним из членов семьи роль травматична для других, а не для него самого (роль больного члена семьи). Нередко оба типа ролей сочетаются между собой: один из членов семьи выполняет роль, травмирующую его самого, другой — травматическую для других. Межличностные роли, которые в силу своей структуры и содержания оказывают психотравмирующее воздействие на членов семьи, получили название патологизирующих семейных ролей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1009; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.095 сек.