Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процедура наблюдения




МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ К А К ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ

ПЕНЬ (Ф. Кривин)

ВЕЧЕРНИЙ ЧАЙ (Ф. Кривин)

БЫЛИНКА И СОЛНЦЕ (Ф. Кривин)

Былинка полюбила Солнце. Но где Солнцу разглядеть какую-то Былинку. Да и хороша пара — Былинка и...Солнце! Но Былин­ка об этом не думала. Она тянулась к Солнцу изо всех сил, тяну­лась, тянулась и из Былинки превратилась в цветущую Акацию. Красивая Акация, замечательная Акация. Кто теперь узнает в ней прежнюю Былинку? Вот что делают с нами надежда и высокие чувства.

Когда Чайник, окончив свою кипучую деятельность на кух­не, появляется в комнате, на столе все приходит в движение. Ве­село звенят, приветствуя его, чашки и ложки, почтительно сни­мает крышку сахарница. И только старая плюшевая скатерть пре­зрительно морщится и спешит убраться со стола, спасая свою незапятнанную репутацию.


План-задание для самостоятельной работы 149

Пень стоял у самой дороги, и прохожие часто спотыкались об него.

— Не все сразу, не все сразу, — недовольно скрипел Пень. — Приму сколько успею: не могу же я разорваться на части! Ну и народ — шагу без меня ступить не могут.

* * *

С поляны коршун поднялся, Высоко к небу он взвился. Все выше, дале вьется он И вот ушел за небосклон. Природа-мать ему дала Два мощных, два живых крыла — А я здесь в поте и в пыли Я, царь земли, прирос к земли!..

(Ф.Тютчев)

Волны и люди Волны катятся одна за другой С плеском и шумом глухим; Люди проходят ничтожной толпой Также один за другим. Волнам их воля и холод дороже Знойных полудня лучей; Люди хотят иметь души... и что же? Души в них волн холодней!

(М. Лермонтов)

4. Составьте характеристику специфических особенностей об­щения младшего школьника, используя рекомендуемую литера­туру [1, 5] и результаты проведенного вами исследования по пред­лагаемой методике.

Вводные замечания. Трудности общения ребенка со сверстни­ками, взрослыми нередко становятся причиной задержки его лич­ностного развития, низкого статуса в классном коллективе, дез­адаптации и тревожности. Поскольку общительность в младшем



Глава IV. Психология младшего школьника


школьном возрасте только складывается, непосредственная по­мощь в ее становлении со стороны учителя является крайне необ­ходимой. Диагностика общительности в большинстве методик ос­нована на самооценке испытуемого, что в наименьшей степени является адекватным возрастным особенностям младшего школь­ника. Здесь наиболее подходит метод наблюдения, который может охватить широкий диапазон характеристик, оценивание которых не под силу младшим школьникам.

Изучение общительности предполагается вести по следующим признакам:

• Потребность в общении.

• Контактность.

• Способность понимать другого человека.

• Способность к сочувствию, сопереживанию.

• Умение пользоваться средствами общения.

В процессе наблюдения следует подбирать ситуации, соответ­ствующие показателям, указанным в схеме наблюдения. Ситуации также полезно специально организовывать. Наблюдения можно дополнять сведениями, полученными из уточняющих бесед с детьми.

Промежуточные результаты наблюдения нужно тщательно фиксировать, что позволит в итоге получить достоверные резуль­таты.

Обобщенные результаты наблюдения по каждому показателю (1—20) следует фиксировать крестиком в соответствии со степе­нью развитости того или иного качества у испытуемого. Высшая степень развитости качества отмечается семью баллами, низшая — одним баллом.

Схема наблюдения

 

№ п/п Показатели Баллы 7 6 5 4 3 2 1 Показатели
  2.    
  Имеет много друзей   Непопулярен
  Отсутствуют недоброжелатели, недруги   Многие его недолюбливают
  Любит быть на людях, ищет новых друзей   Замкнут, общается с узким кругом друзей

План-задание для самостоятельной работы



 

 

       
  Не боится выступать перед людьми вновой обстановке   Робкий, застенчивый
  Открытый   Скрытный
  Отзывчивый   Черствый
Ориентируется преимущественно на собственное мнение   Озабочен мнением окружающих о себе
  Дает или дарит свои вещи сверстникам   Никогда ничего не дает сверстникам
  Радуется хорошей отметке сверстника   Равнодушен к отметкам сверстника
  Выполняет работу за других (опоздавших, больных...)   Никогда не делает работу за других
  Часто говорит «спасибо»   Никогда не благодарит за услугу
  Делится с другими своими переживаниями   Никогда не делится своими переживаниями
  Умеет по лицу распознавать плохое настроение   Не умеет распознавать плохое настроение
  Всегда внимательно слушает товарищей, не перебивает   Всегда перебивает товарищей, не слушает собеседника
  Хорошо определяет по лицу состояние безразличия   Не может определить по лицу состояние безразличия
  Хорошо различает позы враждебности   Не способен определить позу враждебности
  Понимает позу превосходства   Не способен понимать позу превосходства
  Свободно общается со взрослыми   Стесняется общаться со взрослыми
  Уходя, всегда прощается   Никогда не прощается
  Хорошо владеет собой, может сдерживать проявление чувств   Несдержан, не способен владеть своими чувствами


Глава IV. Психология младшего школьника





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.