Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы профессий и соответствующие им склонности учащихся




Дата

Школа

Фамилия, имя, отчество


Класс


 

    За
     
     
       
       
10а        
Па   12а   13а
  14а   15а  
16а       17а
    18а    
  19а      
20а        
П T Ч   X

План-задание для самостоятельной работы 203

Школьникам надо объяснить, что номера и буквенные обо­значения в клетках листа ответов соответствуют номерам обозна­чения вопросов. Поэтому ответить на вопрос — значит поставить плюс («да») или минус («нет») в той или иной клетке листа отве­тов. Требуется ответить на каждый вопрос и каждый раз из двух предлагаемых возможностей («а» или «б») одну (предпочитаемую) отмечать плюсом, другую (отвергаемую) — минусом.

Обработка листа ответов состоит в следующем. Ученики сами по вашей просьбе подсчитывают количество плюсов отдельно в каждом из пяти вертикальных столбцов и проставляют соответ­ствующие суммы в нижних клетках листа.

Вопросы подобраны и сгруппированы таким образом: в пер­вом столбце они относятся к профессии типа «человек—природа» (условно обозначается П), во втором — «человек—техника» (Т), в третьем — «человек—человек» (Ч), в четвертом — «человек—знако­вая система» (3), в пятом — «человек—художественный образ» (X).

Максимальные суммы в тех или иных столбцах указывают на преобладание интересов, а возможно, и склонностей к тем или иным областям деятельности.

Дополнительную информацию дает следующая таблица.

 

№ п/п Главный ведущий предмет труда Примеры отдельных профессий Название типов профессий Склонности учащихся
  Живые орга­низмы, био­логические, микробиоло­гические процессы Полевод, животновод, зоотехник, ветеринар­ный врач, агроном «Человек -природа» Инициативные занятия на станциях юных нату­ралистов при зоопарках, в кружках, любовь к лабораторно-практичес-ким работам по биоло­гии, работа на пришколь­ном участке, огороде, в саду, уход за животны­ми, сбор гербария, кол­лекций и т.п.
  Технические системы предмета (технические и неживые материалы, энергия) Слесарь, монтажник конструкций, токарь, радиомеха­ник, инженер-технолог «Человек -техника» Любовь к лабораторно-практическим работам по физике, химии, электро­технике, к урокам труда, участие в занятиях техни­ческих кружков модели­рования, ремонте быто­вой техники и др.


Глава V. Психология подростка и старшего школьника


 

  Люди, Официант, «Человек - Нравится шефская вос-
  коллективы, продавец, человек» питательная работа с
  группы медсестра, преподава­тель, воспитатель, инженер, организатор   младшими школьниками, выполнение обществен­но-организационной ра­боты среди сверстников, занятия с малышами (до­ма, во дворе, в детском саду). На уроках литера­туры и истории любит анализировать образы литературных героев, исторических личностей, поведение окружающих
  Условные Наборщик, «Человек - Любит выполнять вы-
  знаки, коды, корректор, знаковая числения, подсчеты, чер-
  естественные стенографист- система» тежи, схемы, карты, гра-
  или ка-машинист-   фики, решать примеры,
  искусственные ка, бухгалтер,   задачи, вести картотеки,
  языки программист, экономист, ученый-теоретик   систематизировать раз­личные сведения, вести дневник наблюдений и т.п.
  Художествен- Маляр, копи- «Человек - Любит выполнять зада-
  ные образы ровщик ри- художест- ния на уроках рисования,
    сунков, ху- венный в изостудиях. Охотно
    дожник-офор- образ» оформляет класс, школу,
    митель, музы-   самостоятельно или на
    кант-испол-   занятиях в спецшколе
    нитель, ком-   рисует, лепит, занима-
    позитор, пи-   ется музыкой и др.
    сатель, живо-    
    писец    

2.3. ОПГ (опросник профессиональной готовности)1

Цель: определение склонностей и интересов личности.

Инструкция: внимательно прочитайте вопрос, на него вы долж­ны дать 3 ответа.

В ответе 1 показываете, насколько хорошо умеете делать то, что написано.

В ответе 2 выражаете свое отношение к этому действию, по­ступку (нравится, хочется, интересно это, нет).

1 См.: Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза, 1994. С. 150-154.


План-задание для самостоятельной работы 205

В ответе 3 оцениваете, насколько бы вам хотелось выполнять это действие в вашей будущей профессии.

 

1. Умеет делать 2. Эмоции, отношения 3. Выполнять действие в начале работы
а У меня хорошо получается — 2 Средне — 1 Плохо — 0 б Мне нравится, хочется делать — 2 Все равно — 1 Нет четко выраженного отношения, не хочется — 0 в Хотел бы делать — 2 Все равно — 1 Не хотел бы ни за что — 0
         
а б в а б в а б в а б в а б в
                             
                          всего 50
«человек -знаковая система» «человек -техника» «человек -природа» «человек -художествен­ный образ» «человек -человек»

Свои ответы оцените в баллах от 0 до 2. Ваши ответы занесите в таблицу ответов: номер клетки соответствует номеру вопроса в одной и той же клетке под а, б, в.

Если что-то не делали, то поставьте «—». Если в вопросе не­сколько действий, а вы умеете делать что-то хорошо, то оценива­ете только это действие.

Читая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова: часто, легко, систематически, сразу. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов. Каждому читать самому!

«Человек — знаковая система»: вопрос 1, 6, 11 — гуманитар­ная работа с текстовой информацией;

сфера 16-21 — иностранная литература;

техническая сфера 26, 31, 36, 41 — профессиональная об­ласть, где основное — математические схемы, формулы, графики;

46 — любая знаковая информация, общая профессиональная пригодность.

«Человек — техника»: 2, 7, 12 — умение и интерес к физичес­ким, химическим процессам;

17, 22, 27 — ручная умелость в технической области, знание техники;

32, 37, 42, 46 — общие способности для этой сферы.


206 Глава V. Психология подростка и старшего школьника

«Человек — природа»: 3, 8, 13, 18 — работа с растительными организмами;

23, 28, 33, 38 — животные организмы;

43, 48 — общие качества.

«Человек — художественный образ»: 4, 9, 14, 19, 24, 29, 34, 39 — специальные творческие способности, относящиеся к различным сферам творчества;

44, 49 — общие качества для этой сферы.

«Человек — человек»: все вопросы, где отражены качества, необходимые во многих профессиях этой сферы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.