Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные принципы менеджмента в бизнесе 2 страница




Структуру процессов формирования национальных норм корпоративной культуры в рассмотренном направлении можно представить в виде рис.2. Реализация рассмотренных принципов в деятельности менеджеров сталкивается с определенными трудностями. Для руководителей, привыкших к количественным критериям эффективности и испытывающим нехватку времени, этические решения часто бывают тягостными и неопределенными, и они хотят ими пренебречь. Большую трудность для них представляет и оперирование разными уровнями этических норм. Гипернормы иногда противоречат микроуровневым нормам и другим конкретным задачам бизнеса. Помочь здесь могут стандартные приемы (хотя и в ограниченной степени) и некоторые новые рекомендации американских специалистов по введению этических решений в практику управления.

Идеальных, абсолютно приемлемых для всех заинтересованных сторон управленческих решений практически не бывает. Овладение же стандартными приемами позволяет менеджеру объяснить свое решение заинтересованным сторонам, а последним - оценить качество моральных аргументов.

 

Рис.2. Структура процессов формирования национальных норм корпоративной культуры

 

Содержание наиболее распространенных в новом веке принципов построения этической аргументации сводится к следующему. Согласно принципу утилитаризма, действие считается морально оправданным, если оно приносит или имеет тенденцию принести наибольшую пользу наибольшему числу лиц. Из суммарной пользы вычитается объем причиняемого ущерба, и если он перевешивает, действие (решение) неэтично. Если все альтернативные действия причиняют ту или иную степень ущерба, то выбирается "наименьшее зло". Согласно принципу нравственного императива, моральные решения не должны зависеть от конкретного результата. Любая взятка есть зло, обман одного клиента так же аморален, как и многих.

Применение обоих принципов ограничено его сложностью. Выявить круг лиц и организаций, чьи интересы могут быть затронуты решением, просчитать все последствия, а, главное, определить, чьими интересами поступиться, бывает трудоемкой, а то и невыполнимой задачей. Так, расширение кредита выгодно потребителям, но может сократить поступление прибылей, нанести ущерб компании и акционерам. Успешная забастовка важна для рабочих данного предприятия, но от нее несут убытки работодатели и клиенты, страдают потребители. Решить, какое зло "наименьшее" одним методом вычитания невозможно. Хотя в современной этике бизнеса применяются (в модифицированном виде) принципы утилитаризма и нравственного императива, для решения ряда сложных вопросов используются и другие методы.

При возникновении конфликта между этическими нормами разных уровней его рекомендуется решать по принципу приоритетности. Такой конфликт возможен при размещении филиалов компании в странах или регионах с другой культурой, чем у центрального подразделения. Хотя гипернормы и макронормы должны доминировать, следует считаться и с микронормами.

Современная этика бизнеса отдает приоритет тем локальным нормам, которые четко формулируются. Противоречивые или неясные нормы трудно использовать для принятия решений. При разработке управленческих решений приходится рассматривать и взвешивать их экономические, технологические, политические, социальные и этические аспекты. Если принимаются во внимание все или большинство аспектов, решение наиболее обоснованно. Сами обоснования либо принимаются, либо используются для выработки альтернатив, либо отвергаются. Моральный аспект имеется у многих решений, задевающих интересы других людей или организаций, но верное решение не всегда лежит в области этики. Например, для репутации фирмы важно выяснить, уменьшат ли выгоду от реструктуризации моральные издержки вследствие сокращения штатов или компания скорее выиграет, чем потеряет, скажем, в глазах инвесторов, или сокращение штатов безальтернативно и не подлежит моральной оценке.

Для бизнеса естественна ведущая роль экономического обоснования принимаемых решений, но это не значит, что этика либо безоговорочно уступает, либо препятствует экономической или иной выгоде. Менеджеры зачастую напрасно приписывают этике "антиприбыльную" направленность и исключают ее из рассмотрения. Такая позиция ошибочна: при выработке оптимального решения важно, чтобы этические соображения усиливали действие экономического или другого фактора, или чтобы другие факторы усиливали действие этического. Этика не претендует на роль "судьи", она скорее направлена на выработку всесторонне обоснованного решения, оправданного со всех точек зрения.

Можно, скажем, подкрепить технологическое решение, ясное только специалистам, моральными аргументами, понятными для сотрудников фирмы и принятыми в ее организационной культуре. Решение выделить ассигнования для спонсорской деятельности или на новые фильтры очистки невозможно аргументировать экономическими соображениями, но тут "сработает" этика, учитывающая социальные приоритеты. Продажа спиртного несовершеннолетним увеличивает прибыль, но недопустима с этической, правовой, социальной точек зрения и их совокупность перевешивает экономические доводы. Если по экономическим или технологическим причинам невозможно повысить качество продукции, этические требования к нему не исчезают, а сводятся к минимально приемлемому уровню (безвредность товара, небольшое число рекламаций).

Необходимость этического обоснования проявляется тогда, когда у руководства возникает подозрение, что решение может нарушить стандарты деловой морали. При этом принимаются во внимание корпоративные этические кодексы, а если возникает нестандартная ситуация, то взвешенное решение зависит от этических взглядов руководства или группы менеджеров равного служебного статуса. На остроту этического аспекта, т.е. явную необходимость с ним считаться, влияют следующие прогнозируемые факторы.

Масштаб моральных последствий - речь идет о распространении по уровням: мировой, национальной экономики или корпорации. Помимо этого необходимо учитывать количество компаний, чьи интересы ущемляются в результате отсутствия договоренности о применении единых этических норм в бизнесе. Социальный консенсус - степень морального одобрения или осуждения обществом, клиентами и (или) коллективом организации решения или действия, иными словами, реально действующая система ценностей и предпочтений в обществе. Вероятность ущерба или пользы от принимаемого решения для заинтересованных групп. Здесь необходимо учитывать природу неопределенности внешней среды, в которой функционирует предпринимательская организация. Необходимым атрибутом таких свойств является постоянное присутствие риска, как угрозы потерь, так и шанса положительного результата решения. Наличие шанса движет предпринимателем и создает базу для экономической эффективности системы рыночных отношений в целом. Реально сложилась закономерность в рисковых решениях: чем выше результат, тем с большим риском он связан.

Время проявления последствий (в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах). Критерии эффективности функционирования организации в рыночной неопределенности качественно меняются. Если в долгосрочном режиме управления для организации решается проблема выживания, то в среднесрочном - адаптации, в краткосрочном - увеличения прибыли.

Длина дистанции (психологической, культурной, служебной и др.) между лицами, принимающими решения, и теми, кого эти решения затрагивают. Если решения затрагивают интересы непосредственных подчиненных или клиентов, положительные или отрицательные последствия проявятся быстро, а если дистанция велика, то они дойдут медленно, в ослабленном виде или не проявятся.

Концентрация последствий, т.е. доля лиц среди релевантных конкретной ситуации, на которых распространяются последствия принятого решения.

Острота этического аспекта повышается, когда прогнозируемый масштаб последствий (положительных или отрицательных), социальный консенсус и вероятность ущерба или пользы велики, последствия проявятся быстро, дистанция коротка, а концентрация последствий высока. Если связь между этими факторами налицо, то этическая сторона решения или действия приобретает значимость.

Определение остроты этического аспекта - сложный процесс, зависящий от морали принимающих решения менеджеров и от их положения в иерархии.

Решения обычно принимаются, когда их эффективность выше минимально приемлемого уровня, и отвергаются, если она ниже.

Как считает профессор Пенсильванского университета Д.П. Фритцше, экономические и этические аспекты решения способны усиливать или ослаблять друг друга. Он условно поделил их на три уровня - желательный, минимально приемлемый и неприемлемый (ниже минимальной эффективности), как показано в табл.1:

 

Таблица 1

Характеристика экономического и этического аспектов принимаемых решений

Экономический аспект решения (норма прибыли на инвести - ции, %) Этический аспект решения (примеры)
Желательный уровень
  Справедливое трудоустройство, без дискриминации по
  непрофессиональным признакам. Предложение социальных благ.
  Достоверная информация о продукте
Минимально приемлемый уровень
  Нечестность в мелочах
  Небольшие взятки или подарки
  Небольшие неточности в информации
Неприемлемый уровень
  Крупные взятки
  Обман клиентов, потребителей
  Дискриминация по непрофессиональным признакам

 

По Фритцше, обман, крупные взятки и дискриминация при трудоустройстве создают острые отрицательные этические проблемы, чреватые финансовыми потерями. Зато желательный моральный эффект тесно связан с желательной нормой прибыли: справедливое трудоустройство расширяет возможности найма высококвалифицированных работников и не требует дополнительных затрат, предоставление социальных благ дает экономическую отдачу (рост производительности труда, лояльность потребителей), а объективная информация о продукте может слегка понизить прибыль, но сохранить покупательский спрос. И, наоборот, ожидание высоких прибылей не вызовет желания тратить их на взятки. Минимальные отступления от моральных норм скорее понизят прибыль до минимально приемлемой величины, чем повысят ее, как и решение получать небольшую прибыль вполне допускает небольшие этические погрешности.

Соблазн принять неэтичное решение усиливается, если ущерб от него невелик или наказание хотя и строго, но маловероятно. Но те, кто поддаются такому соблазну, увеличивают риски и связанные с ним издержки, а неэтичный подход ослабляет совокупную выгоду.

Для эффективного использования этики в процессе принятия решений необходимы по меньшей мере два условия - высокая организационная культура и внимание менеджеров к этическим решениям. Последнее характерно для тех компаний, где высок уровень корпоративной культуры, где руководители являются подлинными лидерами, где положение "этичный бизнес - это хороший бизнес" разделяется всеми, стратегия и тактика подчинены удовлетворению запросов основных участников бизнеса и сложился гибкий механизм приспособления к меняющемуся внешнему окружению. В таких компаниях убеждены, что этика - это необходимое, хотя не достаточное условие хорошего бизнеса, и что она поддерживает корпоративную культуру на должной высоте, что помогает укреплять бизнес.

Согласно одной из существующих моделей этически обоснованных решений, принимающие их менеджеры действуют по следующей схеме:

Собирают информацию для всестороннего обоснования решения. Если решение затрагивает интересы основных участников бизнеса, менеджеры прогнозируют степень положительного и отрицательного воздействия.

Подбирают соответствующие этические гипернормы и микронормы. Если между ними возникает конфликт, применяется правило приоритетности: доминируют первые, а из вторых предпочтение отдается тем, которые согласуются с первыми, выстраиваются с ними в логический ряд и формулируются четко и понятно. Исключение неприемлемых вариантов решений. Подготовка двух вариантов их этического обоснования: желательное и минимально приемлемое.

Выявление возможностей преобразования минимально приемлемого этического обоснования, в желательное. Это происходит в силу внешнего давления или производственной необходимости.

 

Финансовое обеспечение и анализ эффективности бизнеса

Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность активов - величина, обратная ликвидности баланса по времени превращения активов в денежные средства. Оценка платежеспособности предприятия производится с помощью коэффициентов платежеспособности, являющихся относительными величинами.

Коэффициент абсолютной ликвидности - отношение суммы абсолютно ликвидных активов фирмы к сумме ее текущих пассивов, т.е краткосрочных обязательств. Кал = (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения)/ Краткосрочные обязательства ≥ 0,2

Коэффициент текущей ликвидности - отношение суммы оборотных активов к сумме текущих пассивов. Ктл = Оборотные средства/ Краткосрочные обязательства≥2,0

Коэффициент покрытия (быстрой ликвидности) - отношение суммы абсолютно ликвидных активов и дебиторской задолженности к сумме текущих пассивов. Кал= (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения + Дебиторская задолженность)/ Краткосрочные обязательства≥0,8

Чистые активы - активы, остающиеся в распоряжении предприятия после погашения обязательств.

Уравнение ликвидности: А1>П1, А2>П2, АЗ>ПЗ, А4<П4 (норма)

Одним из показателей, характеризующих финансовую устойчивость предприятия, является его платежеспособность, т.е. возможность наличными денежными ресурсами своевременно погашать свои платежные обязательства. Платежеспособность является внешним проявлением финансового состояния предприятия, его устойчивости.

Выбраны 2 показателя для неудовлетворительной структуры баланса (коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами), если один из них ниже нормативного, то структура баланса признается неудовлетворительной. В случае нарушения сроков погашения обязательств в течение 3 месяцев предприятие признается неплатежеспособным. Если эти коэффициенты меньше нормативного, тот определяется коэффициент восстановления платежеспособности исходя из периода равного 6 месяцем:

Квосст.пл=((Ктл+6/12+(КТл – Ктл норма)/ КТЛ норма≥0

Если два эти коэффициента в пределах нормы, то определяется коэффициент утраты платежеспособности исходя из периода 3 месяца:

Кутр.пл.= ((Ктл+3/12*(КТл - Ктлнорма)/ Ктлнорма≥1,0

Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств п/п его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность активов - величина, обратная ликвидности баланса по времени превращения активов в денежные средства. Оценка платежеспособности п/п производится с помощью коэффициентов платежеспособности, являющихся относительными величинами.

Коэффициент абсолютной ликвидности - отношение суммы абсолютно ликвидных активов фирмы к сумме ее текущих пассивов, т.е краткосрочных обязательств. Кал= (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения)/ Краткосрочные обязательства≥0,2

Коэффициент текущей ликвидности - отношение суммы оборотных активов к сумме текущих пассивов. Ктл= Оборотные средства/ Краткосрочные обязательства≥2,0

Коэффициент покрытия (быстрой ликвидности) - отношение суммы абсолютно ликвидных активов и дебиторской задолженности к сумме текущих пассивов. Кал= (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения + Дебиторская задолженность)/ Краткосрочные обязательства≥0,8

Чистые активы - активы, остающиеся в распоряжении предприятия после погашения обязательств.

Уравнение ликвидности: А1>П1, А2>П2, АЗ>ПЗ, А4<П4 (норма)

Одним из показателей, характеризующих финансовую устойчивость п/п, является его платежеспособность, т.е. возможность наличными деньгами ресурсами своевременно погашать свои платежные обязательства. Платежеспособность являетсяся внешним проявлением финансового состояния п/п, его устойчивости.

В случае нарушения сроков погашения обязательств в течение 3 месяцев п/п признается неплатежеспособным. Если эти коэффициенты меньше нормативного, тот определяется коэффициент восстановления платежеспособности исходя из периода равного 6 месяцам:

Квосст.пл=((Ктл+6/12+(КТл – Ктл норма)/ КТЛ норма≥0

Если два эти коэффициента в пределах нормы, то определяетсяся коэффициент утраты платежеспособности исходя из периода 3 месяца:

Кутр.пл.= ((Ктл+3/12*(КТл - Ктлнорма)/ Ктлнорма≥1,0

Коэффициенты финансовой устойчивости. Анализ данных коэффициентов носит сравнительный характер, где за точку отсчета берутся общепринятые нормативные показатели. Этот раздел анализа финансовой устойчивости можно разделить на две группы:

1) показатели, определяющие состояние оборотных средств:

- коэффициент обеспеченности собственными средствами - характеризует степень обеспеченности собственными оборотными средствами, необходимую для финансовой устойчивости:

Косс = (IIIрП - IрА): IIрА,

где Косс - коэффициент обеспеченности собственными средствами;

IIIрП -III раздел пассива баланса;

IрА - I раздел актива баланса;

IIрА - II раздел актива баланса;

- коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными средствами - показывает, в какой степени материальные запасы покрыты собственными средствами и не нуждаются в привлечении заемных:

Ксма = (IIIрП - IрА): З,

где Ксма - коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными средствами;

IIIрП - III раздел пассива баланса;

IрА - I раздел актива баланса;

З - запасы;

- коэффициент маневренности собственного капитала - показывает, насколько мобильны собственные источники средств с финансовой точки зрения:

Км = (IIIрП - IрА): IIIрП,

где Км - коэффициент маневренности собственного капитала;

IIIрП - III раздел пассива баланса;

IрА - I раздел актива баланса;

2) показатели, определяющие состояние основных средств:

- индекс постоянного актива - показывает долю основных средств и внеоборотных активов в источнике собственных средств:

Iа = IрА: IIIрП,

где Iа - индекс постоянного актива;

IрА - I раздел актива баланса;

IIIрП - III раздел пассива баланса;

- коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств - оценивает, насколько интенсивно используются привлеченные на предприятие средства для обновления и расширения производства:

Кдпа = IVрП: (IIIрП + IVрП),

где Кдпа - коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств;

IVрП - IV раздел пассива баланса;

IIIрП - III раздел пассива баланса;

- коэффициент износа (показатель, обратный коэффициенту годности 1-Ки=Кгд):

Ки = НСИ: ПС ОС;

Кгд = ПС ОС: НСИ,

где Ки - коэффициент износа;

Кгд - коэффициент годности;

НСИ - накопленная сумма износа;

ПС ОС - первоначальная стоимость основных средств. В настоящее время данный коэффициент имеет для отрасли одно

из наиболее важных значении. Это связано с большой изношенностью основных фондов предприятий, особенно технической их части;

- коэффициент реальной стоимости имущества - показывает, какую долю в стоимости имущества составляют средства производства, уровень производственного потенциала предприятия, обеспеченность средствами труда. Нормативный показатель >> 0,5:

Крси = (ОС + С, М + НЗП + Ж): ВБ,

где Крси - коэффициент реальной стоимости имущества;

ОС - основные средства (строка 120 актива баланса);

С, М - сырье и материалы (строка 211 актива баланса);

НЗП - незавершенное производство (строка 213 актива баланса);

Ж - животные на выращивании и откорме (строка 212 актива баланса);

ВБ - валюта баланса (строка 300 актива или строка 700 пассива баланса);

- коэффициент автономии (финансовой независимости или концентрации собственного капитала) (при нормативном значении >> 0,5) означает, что все обязательства могут быть покрыты собственными средствами:

Ка = IIIрП: ВБ,

где Ка - коэффициент автономии;

IIIрП - III раздел пассива баланса;

ВБ - валюта баланса;

- коэффициент соотношения заемных и собственных средств:

Ксзс = (IVрП + VрП): IIIрП,

где Ксзс - коэффициент соотношения заемных и собственных средств;

IVрП - IV раздел пассива баланса;

VрП - V раздел пассива баланса;

IIIрП - III раздел пассива баланса.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.