Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планы семинарских занятий и образовательные технологии 3 страница




16. Если из национального дохода вычесть налоги на прибыль корпораций, нераспределенную прибыль корпораций и взносы на социальное обеспечение, а затем прибавить трансфертные платежи, то полученная сумма представляет собой:

a) располагаемый личный доход;

b) личный доход;

c) дивиденды;

d) доходы собственников;

e) заработную плату.

 

Критерий оценки в баллах: за каждый правильный ответ - один балл.


Раздел III. Институциональная экономика.

 

Тема: Введение в институциональный анализ

Цель занятия: изучить неоклассическую экономическую теорию, традиционный и новый институционализм. Определить понятие института и их функции (ОК-12)

 

Вопросы для обсуждения:

1. Неоклассическая экономическая теория: базовые предпосылки и их критика институционалистами.

2. Оппортунистическое поведение: сущность и основные проявления.

3. Определение понятия института. Функции институтов.

Темы докладов и рефератов:

1. Поведенческие предпосылки новой институциональной теории.

2. Новая институциональная теория и ее место в системе экономической науке.

 

Образовательные технологии: семинар-диспут

 

Задание для самостоятельной работы студентов:

  1. Исследовательская программа новой институциональной теории.
  2. Институты формальные и неформальные.

Формы контроля самостоятельной работы студентов:

защита реферата

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций:

устный опрос

 

 

Тема: Трансакционные издержки

Цель занятия: изучить понятие трансакционные издержки, их виды и особенности, механизмы измерения трансакционных издержек (ОК-12,ОК-8)

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие трансакции.

2. Измерение трансакционных издержек.

Темы докладов и рефератов:

1. Виды рыночных трансакционных издержек и средства их минимизации.

2. Измерение трансакционных издержек в экономике

 

Образовательные технологии: семинар-диспут

 

Задание для самостоятельной работы студентов:

  1. Издержки до заключения контракта: издержки поиска информации об альтернативах сделки, издержки измерения, издержки проведения переговоров и заключения контракта.
  2. Издержки после заключения контракта: издержки контроля за соблюдением контракта.

Формы контроля самостоятельной работы студентов:

защита реферата

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций:

устный опрос

 

 

Тема: Экономическая теория прав собственности

Цель занятия: усвоить содержание прав собственности, спецификация прав собственности, исследовать альтернативные способы проявления внешних эффектов (ОК-12)

 

Вопросы для обсуждения:

1. Определение прав собственности и основных понятий.

2. Альтернативные способы проявление внешних эффектов. Теорема Коуза.

3. Теории возникновения и изменения прав собственности.

 

Темы докладов и рефератов:

1. Внешние эффекты и несостоятельность рынка.

2. Теории возникновения и изменения прав собственности: наивная теория, теория групп давления, теория рентоориентированного поведения.

 

Образовательные технологии: семинар-диспут

 

Задание для самостоятельной работы студентов:

1. Спецификация прав собственности

2. Расщепление прав собственности и пучок прав собственности.

3. Размывание прав собственности.

Формы контроля самостоятельной работы студентов:

защита реферата

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций:

устный опрос

 

Тема: Экономический анализ контрактов

Цель занятия: усвоить содержание теории контрактов, классификации контрактов, исследовать факторы, влияющие на выбор типа контракта (ОК-8)

 

Вопросы для обсуждения:

1. Теория контрактов: классификация основных направлений.

2. Классификация контрактов: классический, неоклассический и отношенческий.

3. Альтернативные способы организации сделки: рынок, гибридные формы и иерархия.

Темы докладов и рефератов:

1. Моральный риск и институциональные способы его предотвращения.

2. Экономическое содержание теории контрактов.

 

Образовательные технологии: семинар-диспут

 

Задание для самостоятельной работы студентов:

1. Понятие совершенного контракта.

2. Типы асимметрии информации и виды оппортунистического поведения.

Формы контроля самостоятельной работы студентов:

защита реферата

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций:

устный опрос

 

 

Тема: Институциональные теории фирмы

Цель занятия: усвоить содержание неоклассической теории фирмы, осуществлять сравнительный анализ форм экономических организаций (ОК-12,ОК-8)

 

Вопросы для обсуждения:

1. Неоклассическая теория фирмы.

2. Сравнительный анализ форм экономических организаций.

Темы докладов и рефератов:

Объяснение причин возникновения фирмы и границ фирмы в новой институциональной теории (Найт, Коуз, Алчиан и Демсец, Уильямсон, Харт).

 

Образовательные технологии: семинар-диспут

 

Задание для самостоятельной работы студентов:

1. Частнопредпринимательская фирма, товарищества, открытая корпорация, регулируемое предприятие,

2. Государственные фирмы.

3. Некоммерческие организации и фирмы с рабочим самоуправлением.

Формы контроля самостоятельной работы студентов:

защита реферата

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций:

устный опрос

 

Тема: Экономическая теория государства

Цель занятия: исследовать роль и место государства в экономических процессах, усвоить сущность неоклассической теории государства (ОК-12,ОК-8)

 

Вопросы для обсуждения:

1. Объяснение феномена государства.

2. Неоклассическая теория государства Норта.

3. Модель стационарного бандита МакГира – Олсона.

Темы докладов и рефератов:

1. Теория социального контракта.

2. Теория насилия.

 

Образовательные технологии: семинар-диспут

 

Задание для самостоятельной работы студентов:

1. Неоклассическая теория государства

Формы контроля самостоятельной работы студентов:

защита реферата

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций:

устный опрос

 

Тема: Теория институциональных изменений

Цель занятия: усвоить основные источники институциональных изменений, исследовать теории Норта, Алчиана, Фридмана (ОК-12)

Вопросы для обсуждения:

1. Стабильность институтов и институциональные изменения.

2. Теория отбора в процессе конкуренции наиболее эффективных институтов.

3. Применение методов эволюционной теории игр в анализе формирования и изменения институтов.

Темы докладов и рефератов:

Основные источники институциональных изменений.

 

Образовательные технологии: семинар-диспут

 

Задание для самостоятельной работы студентов:

1. Сущность теории институциональных изменений.

Формы контроля самостоятельной работы студентов:

защита реферата

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций:

устный опрос.

 

1) При увеличении ставок заработной платы произойдет:

а) сокращение занятости, если спрос на труд эластичен;

б) сокращение занятости, если спрос на труд абсолютно неэласти­чен;

в) увеличение занятости, если спрос на труд эластичен;

г) увеличение занятости, если спрос на труд неэластичен.

2) По сравнению с конкурентной фирмой монопсонист будет платить:

а) большую ставку зарплаты и нанимать меньше рабочих;

б) меньшую ставку зарплаты, но нанимать больше рабочих;

в) меньшую ставку зарплаты, нанимая то же количество рабочих;

г) меньшую ставку заработной платы и нанимать меньше рабочих.

3) Ставка процента по облигациям будет тем ниже, чем:

а) короче срок, на который они выпущены;

б) больше возможный риск;

в) ниже ликвидность;

г) больше ожидаемая инфляция.

4) При принятии решений об инвестициях фирмы принимают во вни­мание:

а) реальную процентную ставку;

б) номинальную процентную ставку;

в) норму прибыли;

5 ) Цены не могут различаться в зависимости от: а) желания потребителей; б) объема потребления (скидки оптовым покупателям); в) дохода покупателя, если он известен продавцу; г) времени покупки (дневное или ночное время, будни или выходные, разгар или конец сезона и т. д.); д) качества товара или ус­луги.

6) Провалы (фиаско) рынка возникают в следующих ситуациях: а) когда рынок не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов; б) когда действие механизма конкурентных рынков приво­дит к максимизации общественной полезности;в) отсутствуют внешние эффекты.

7) Оппорту­нистическое поведение приводит к: а) не соблюдению контракта с целью получения прибыли за счет партнеров; б) взаимовыгодному сотрудничеству; в) росту прибылей партнеров.

8) Назовите показатели, которые не характеризуют макроэкономику:

а) общий уровень цен,

б) валовой национальный продукт (ВНП), в) размер сбережений, г) совокупный спрос и совокупное предложение, д) уровень безработицы, инфляция и т.д.

ж) размер прибыли отдельной фирмы.

9 ) ВВП - это:

а) стоимость конечной продукции, произведенной в стране в тече­ние года;

б) сумма продукции всех отечественных фирм;

в) общее количество доходов, полученных населением страны;

г) стоимость товаров и услуг, произведенных в частном секторе.

10) В чем состоит различие между реальным и номинальным ВНП:

а) первый учитывает инфляцию, а второй — нет;

б) второй учитывает инфляцию, а первый — нет;

в) первый рассчитывается на душу населения, второй нет;

г) различий нет.

11) Валовые частные инвестиции учитываются при расчете:

а) ВНП по методу потока расходов;

б) ВНП по методу потока доходов;

в) личного дохода;

г) национального дохода.

12) Национальный доход — это:

а) рента, зарплата, процент на капитал, доходы от собственности и прибыль компании;

б) инвестиции;

в) личный доход минус индивидуальные налоги;

г) ВВП минус (косвенные налоги +амортизация).

12) Уровень безработицы определяется как

а) доля безработных к общему числу работа­ющих;

б) доля безработных ко всему населению;

в) доля временно неработающих людей к общему числу работа­ющих;

г) доля постоянно неработающих людей ко всему населению.

13) Какое из ниже приведенных определений инфляции верно:

а) повышение цен на автомобили;

б) повышение цен на транспортные услуги в) результат нарушения законов денежного обращения;

в) повышение общего уровня цен;

г) переполненные сферы обращения денежными знаками.

14) Кто больше всего пострадает от инфляции:

а) предприниматели;

б) владельцы сбережений;

в) рабочие;

г) лица с фиксированным доходом.

15) Кривая совокупного спроса выражает отношение между:

а) уровнем цен и совокупными расходами на покупку товаров и ус­луг,

б) уровнем цен и произведенным ВНП в реальном выражении;

в) уровнем цен, который предлагают покупатели, и уровнем цен, ко­торый удовлетворяет продавцов;

г) объемами произведенного и потребленного ВНП в реальном вы­ражении.

16 ) Если налоги на прибыль корпораций растут, то:

а) совокупное предложение сокращается,

б) совокупное предложение растет,

в) сокращаются совокупное предложение и совокупный спрос;

г) растут совокупное предложение и совокупный спрос.

17 ) Какое из перечисленных отношений выражает обратную зависи­мость?

а) между инвестиционными расходами и уровнем процентной ставки;

б) между потребительскими расходами и располагаемым доходом;

в) между сбережениями и уровнем потребительской ставки;

г) между инвестиционными расходами и национальным доходом.

18) Мультипликатор — это:

а) коэффициент, который показывает, во сколько раз возрастает до­ход при данном росте инвестиций;

б) величина, обратная склонности к потреблению;

в) коэффициент, показывающий, во сколько раз возрастут инвести­ции при росте дохода;

г) показатель макроэкономического равновесия.

19 ) Мультипликатор сбалансированного бюджета:

а) равен 1;

б) больше 0, но меньше 1;

в) не зависит от MPC;

г) нет данных для его определения. Ответ - а

20) Эффект акселератора показывает:

а) зависимость национального дохода от инвестиций;

б) зависимость уровня национального дохода от изменений в инве­стициях;

в) зависимость уровня инвестиций от темпов изменения нацио­нального дохода;

г) зависимость национального дохода от государственных влива­ний.

21 ) Во время инфляции:

а) рост номинального ВНП опережает рост реального ВНП;

б) номинальный ВНП растет так же, как и реальный ВНП;

в) их рост не связан между собой;

г) рост номинального ВНП отстает от роста реального ВНП.

22) Инфляция спроса возникает тогда, когда:

а) экономика развивается в условиях полной занятости;

б) предложение превышает спрос;

в) издержки производства растут;

г) производители повышают цены на свои товары.

д) все хотят купить именно этот товар или услугу

23) Источником инфляции не может быть:

а) монопольное ценообразование;

б) милитаризация экономики;

в) избыточная эмиссия денег;

г) сокращение процентных ставок.

24) Может ли безработица быть благом для экономики, если:

а) безработица приводит к сокращению уровня потребления;

б) безработица способствует росту теневой экономики; в) заставляет людей искать любые источники доходов, в том числе и нелегальные;

г) наличие безработицы активизирует деятельность профсоюзов;

д) страх потерять работу — сильнейший стимул эффективного труда. – д.

25 ) M1 в РФ включает в себя:

а) наличные деньги;

б) наличные деньги и средства на текущих расчетных счетах в банках, дорожные чеки;

в) наличные деньги и все банковские вклады;

г) наличные деньги и срочные вклады;

26) Правительственная политика в области правительственных расходов и налогообложе­ния называется:

а) фискальной политикой;

б) монетарной политикой;

в) политикой распределения доходов;

г) кредитной политикой.

27) Наиболее существенная причина экономического роста в развитых странах — это:

а) технологические изменения в производстве;

б) увеличение числа занятых;

в) общий прирост объема применяемого капитала;

г) реализация экономической политики государства.

28) Экстенсивный тип экономического роста не предполагает:

а) технологических изменений в производстве;

б) освоение новых территорий;

в) увеличение количества занятых;

г) увеличение объема применяемого капитала.

29) Как можно обеспечить экономический рост? Можно ли одновременно решать три проблемы: 1) через 10 лет удвоить объем ВВП; 2) увеличить расходы на борьбу с нищетой и 3) перевести армию на контрактную систему.

30) Приватизация — это переход государственной собст­венности в частные руки (физическим и юридическим ли­цам) и формирование на этой основе частной или сме­шанной форм собственности в результате:

1) передачи государственных предприятий в частные руки путем продажи; 2) распределения государственной собственности среди населения страны бесплатно;

31) закрытой продажи предприятия собственному персоналу и приравнен­ным к нему лицам (обычно пенсионерам данного предприятия); 4) открытой продажи предприятия всем лицам (часто и иностран­ным), а не только персоналу конкретного предприятия.

Критерий оценки в баллах: за каждый правильный ответ - один балл.

 

Комплексные ситуационные задания.

1. Экстенсивный путь экономического роста представляет собой прирост продукта, но не зависит от такого показателя, как:

а) повышение интенсивности труда;

б) повешение производительности труда;

в) увеличение занятых производственных ресурсов;

г) увеличение занятых финансовых ресурсов.

 

2. Интенсивный путь экономического роста характеризуется следующими показателями:

 

а) повышение интенсивности труда;

б) повышение производительности труда;

в) увеличение занятых производственных ресурсов;

г) увеличение занятых финансовых ресурсов.

 

3. Экономический рост испытывает на себе влияние следующих факторов:

 

а) уровень накоплений;

б) прирост населения;

в) развитие научно-технического прогресса;

г) все предыдущие ответы верны.

 

4. Ключевой уравновешивающей величиной модели Солоу является:

 

а) норма потребления;

б) уровень капиталовооруженности;

в) норма сбережений;

г) все предыдущие ответы неверны.

 

5. Какое экономическое направление считало источником богатства сферу обращения?

 

а) классическая школа;

б) меркантилизм;

в) маржинализм.

 

6. Автором термина «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ» является:

 

а) В.Петти;

б) А. Смит;

в) А. Монкретьен.

 

7. Экономическая теория, выражающая интересы торговцев в эпоху первоначального накопления капитала – это:

а) физиократизм;

б) меркантилизм;

в) институционализм.

 

8. Какое экономическое направление обосновало тезис, что «ЧИСТЫЙ ДОХОД - ЭТО ДАР ПРИРОДЫ»?

а) маржинализм;

б) марксизм;

в) физиократизм.

 

9. Кто впервые разделил капитал на «ОСНОВНОЙ» и «ОБОРОТНЫЙ» (т.н. «первоначальные» и «ежегодные» авансы)?

а) А. Смит;

б) Ф. Кенэ;

в) К. Маркс.

 

10. Меркантилисты утверждали, что:

а) богатство – дар природы;

б) чем больше денег в стране, тем она богаче;

в) чем больше произведено в стране материальных благ, тем она богаче.

 

11. Кто выводил стоимость товара из того, сколько своего собственного труда сэкономит производитель путем обмена с другим производителем?

а) К. Маркс;

б) А.Смит;

в) Д. Кейнс.

 

12. Какой смысл вкладывал А. Смит в понятие «НЕВИДИМАЯ РУКА ПРОВИДЕНИЯ»?

а) действие объективных экономических законов;

б) интуицию производителей?

в) государственное регулирование.

 

13. Кто из экономистов обосновал «ЗАКОН СРАВНИТЕЛЬНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ»?

а) Д. Риккардо;

б) А. Смит;

в) Т. Виблен.

 

14. Автором закона, сгласно которому в экономике всегда существует полная реализация, т.к. «ВСЯКОЕ ПРОИЗВЛДСТВО ПОРОЖДАЕТ ДОХОДЫ, НА КОТОРЫЕ ПОКУПАЮТСЯ ТОВАРЫ РАВНОЙ СТОИМОСТИ», является:

а) А. Смит;

б) Ж.Б. Сей;

в) Д. Риккардо.

 

15. Кто сформулировал определение «ТОВАР – ЭТО ПРОДУКТ ТРУДА, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ ДЛЯ ОБМЕНА ПУТЕМ КУПЛИ ПРОДАЖИ»?

а) Т. Мэн;

б) Аристотель;

в) К. Маркс.

 

16. Какова у А. Смита историческая последовательность возникновения разделения труда, обмена и рыночного хозяйства?

а) обмен - разделение труда - рыночное хозяйство;

б) рыночное хозяйство - разделение труда - обмен;

в) разделение труда - обмен - рыночное хозяйство.

 

 

17 Какое экономическое направлении своим основным тезисом считатет следующий: «ТОВАР – ЭТО БЛАГО, ИМЕЮЩЕЕСЯ В ОГРАНИЧЕННОМ КОЛИЧЕСТВЕ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ОБМЕНА И НА КОТОРЫЕ ПРЕДЪЯВЛЕН ПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫЙ СПРОС»?

а) марксизм;

б) меркантилизм;

в) неоклассическая теория.

 

18 Какая группа экономистов выступала против частной собственности?

а) австрийская школа;

б) социалисты;

в) классическая школа.

 

19 Какая экономическая школа определяет стоимость предельной полезностью?

а) марксизм;

б) маржинализм;

в) меркантилизм.

 

20 Кто из экономистов является автором теории «предельной производительности»?

а) А. Смит;

б) К.Маркс;

в) Д.Б. Кларк.

 

21 Кто впервые сформулировал понятие экономического равновесия?

а) А. Маршалл;

б) О. Курно;

в) Д. Кейнс.

 

22. Кому принадлежит авторство первой математической модели народного хозяйства?

а) Л. Вальрасу;

б) Л. Канторовичу;

в) В. Леонтьеву.

 

23. Кто из экономистов занимался проблемами воспроизводства и реализации общественного продукта?

а) К. Маркс, В.И. Ленин, Ф. Кенэ, Ж Сисмонди;

б) Аристотель, П.Т. Посошков, Т. Мэн;

в) К. Менгер, Г. Шмоллер, Т. Веблен.

 

24. Какие экономические направления выступают за государственное регулирование экономики?

а) классическая школа, маржинализм;

б) кейнсианство, меркантилизм, марксизм;

в) неолиберализм, анархизм.

 

25. Кто является автором извествного высказывания «МЫ МОГЛИ БЫ С РАВНЫМ ОСНОВАЕМ СПОРИТЬ О ТОМ, РЕГУЛИРУЕТСЯ ЛИ СТОИМОСТЬ ПОЛЕЗНОСТЬЮ ИЛИ ИЗДЕРЖКАМИ ПРОИЗВОДСТВА, КАК И О ТОМ, РАЗРЕЗАЕТ ЛИ КУСОК БУМАГИ ВЕРХНЕЕ ИЛИ НИЖНЕЕ ЛЕЗВИЕ НОЖНИЦ»?

а) К. Маркс;

б) К. Менгер;

в) А. Маршалл.

 

26. Какое экономическое направление считатет, что в основе различия национальных экономик лежат исторические, политические, правовые, этические, религиозные факторы?

а) маржинализм;

б) историческая школа;

в) классическая школа.

 

27. Какая экономическая теория считает денежную систему главным фактором изменения состояния экономики?

а) кейнсианство;

б) институционализм;

в) монетаризм.

 

28.Какая экономическая теория обосновывает необходимость государственного стимулирования совокупного спроса?

а) марксизм;

б) ордолиберализм;

в) кейнсианство;

 

29 Советский ученый Леонид Канторович был удостоен нобелевской премии за исследования:

а) длинных волн конъюнктуры;

б) системы «затраты - выпуск»;

в) теории оптимального распределения ресурсов.

 

30. Согласно кейнсианской теории:

 

а) объем предложения на рынке товаров и услуг совершенно эластичен;

б) объем спроса на рынке товаров и услуг совершенно эластичен;

в) объем предложения на рынке денег совершенно эластичен;

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.243 сек.