Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Н. А. Колоколов. (продолжение. Начало СМ. адвокатская практика, 2010, n 4)




ОПЛАТА ТРУДА АДВОКАТА ЗА ОКАЗАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

ПО НАЗНАЧЕНИЮ: ПРОБЛЕМЫ, ОБОЗНАЧЕННЫЕ ПРАКТИКОЙ <*>

 

(Продолжение. Начало см. "Адвокатская практика", 2010, N 4)

 

--------------------------------

<*> Kolokolov N.A. Payment for advocate's work related to rendering legal assistance by appointment: problems revealed by practice.

 

Колоколов Никита Александрович, судья Верховного Суда РФ (в отставке), профессор кафедры судебной власти и организации правосудия Государственного университета - Высшей школы экономики, доктор юридических наук (г. Москва).

 

Конституция РФ декларирует каждому право на бесплатную квалифицированную помощь. Очевидно также, что оказание такой помощи для общества и государства будет стоить немалых денег. Читателю предлагается серия из трех статей, в которых автор анализирует ход решения проблемы.

 

Ключевые слова: адвокат, адвокатская деятельность, квалифицированная юридическая помощь, право на оказание квалифицированной юридической помощи.

 

The Constitution of the RF declares to everybody the right to free qualified assistance. Evidently rendering such service will cost a lot of money to the society and the state. The author proposes a series of three articles in which he analyses the course of solution of the problem.

 

Key words: advocate, advocate's activity, qualified legal assistance, right to rendering qualified legal assistance.

 

В силу п. 1 ч. 2 ст. 75 УПК РФ показания подозреваемого без адвоката - доказательство суть недопустимое. К сожалению, традиции уголовного процесса таковы: платный адвокат, узнав, что его клиент готов сознаться, как правило, советует не спешить с чистосердечным признанием. Пока сотрудничать с платными адвокатами сторона обвинения не только не может, но и не хочет, разрубить гордиев узел ей помогают адвокаты по назначению. Только признав свою вину, подсудимый понимает, что на допросе присутствовал его защитник <1>. Анализ уголовных дел показывает, что такая ситуация довольно типична. Иногда она развивается следующим образом: в деле появляется платный адвокат, а его подзащитный в присутствии адвоката по назначению уже во всем сознался.

--------------------------------

<1> На практике все происходит следующим образом. Подозреваемый: "Я готов признаться!". Следователь: "Мы тебя слушаем и записываем". Все это время рядышком кто-то весело общается с оперативниками. При подписании процессуального документа сознавшийся узнает, что это был его защитник (фраза почерпнута из кассационной жалобы осужденного).

 

Но вопросы поведения адвоката при совершении определенных процессуальных действий уходят в область адвокатской этики. Автора в данном случае больше беспокоит этика субъектов, наделенных правом определять размер адвокатского гонорара. Очевидно, что без взаимодействия органов предварительного расследования, прокуроров и судов с адвокатурой не обойтись, качество взаимоотношений сторон и суда только возрастет, если из них исключить вопрос о деньгах.

Выделение бюджетных средств на юридическую помощь, оказываемую адвокатам по назначению, непосредственно адвокатским образованиям есть форма решения социальной проблемы. Однако этим должны заниматься не правоохранительные органы, и уж тем более не суд, а структуры, ведающие осуществлением социальной политики. Кроме того, по мере децентрализации правоохранительных органов выделение денег на бесплатную юридическую помощь постепенно должно отойти к компетенции региональных структур государственной власти и муниципальных образований. Есть основания утверждать, что о такой тенденции время от времени вспоминают, однако четкого разделения обязанностей между центром, регионами и муниципалитетами пока не выработано.

Как данная проблема (доступа неимущих к бесплатной юридической помощи) решается в других демократических государствах? Способов в основном два. Первый: государство, органы местного самоуправления выделяют деньги особым структурам в адвокатском сообществе (например, public defenders agencies в США), на которых ложится основная нагрузка по оказанию юридической помощи неимущим. В этот же фонд поступают различные пожертвования от меценатов. Естественно, уровень квалификации защитников, находящихся в таких структурах на "ставке", да еще в условиях скудного финансирования, сравнительно невелик. Оставляет желать лучшего и качество их работы, ибо отсутствует соответствующая мотивация к ее совершенствованию. В то же время в США именно эти адвокаты представляют интересы практически по 70% уголовных производств.

Есть и другой путь. В данном случае речь идет о действительно бесплатной юридической помощи, поскольку все адвокаты, в том числе высококвалифицированные, обязаны определенное количество раз оказать юридическую помощь малоимущим.

Как к последнему способу решения проблемы относятся российские адвокаты? Увы, отрицательно. Они предпочитают "купить индульгенцию", внеся в адвокатскую палату определенную сумму, но только не работать по назначению. За счет собранных таким образом денег оплачивается труд их коллег, у которых нет желания либо возможности освободиться от данной обязанности <2>. (Справедливости ради отметим, что это не только российская практика.)

--------------------------------

<2> Размер такой доплаты определяется в каждом регионе России по-своему, с учетом сложившихся расценок на рынке юридических услуг. См.: ч. 10 ст. 25 Федерального закона от 31 мая 2002 г. "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" (в ред. от 20.12.2004), решения Совета Адвокатской палаты г. Москвы от 16 декабря 2002 г. N 1 "О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда"; от 21 февраля 2005 г. N 42 "О порядке выплаты Адвокатской палатой г. Москвы дополнительного вознаграждения адвокатам, участвующим в уголовном судопроизводстве по назначению".

 

Несмотря на наличие в России Академии адвокатуры, до сих пор отсутствует научно обоснованная концепция механизма выплаты гонораров адвокатам, участвующим в процессах по назначению. Пока никто не дал ответа на простейший вопрос: почему в одних странах перечислять государственные деньги адвокатским образованиям на бесплатную юридическую помощь можно, а в России этого делать нельзя? Пусть с неизбежными издержками, но гонорары адвокатам должны начислять именно дознаватели, следователи, прокуроры и судьи.

Правоприменитель нуждается не в перманентно меняющихся ведомственных инструкциях, а в добротном федеральном законе <3>, который не только закреплял бы механизм начисления гонорара конкретному адвокату, но и определял бы идеологические и финансовые подходы государства и общества к проблеме в целом.

--------------------------------

<3> Пытаясь урегулировать затронутую проблему, российский законодатель ограничился пока несколькими нормами отсылочного характера в УПК РФ (ст. 132) и Федеральном законе "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" (ч. 8 ст. 25). Для сравнения, во Франции, законодательство которой мы всегда усердно копируем, анализируемая в статье проблема детально урегулирована специальным Законом о юридической помощи неимущим от 10 июля 1991 г. Существуют аналогичные законы и в других странах. См. подробнее: Гуценко К.Ф., Головко Л.В., Филимонов Б.А. Уголовный процесс западных государств. 2-е изд., доп. и испр. М.: Зерцало-М, 2002. С. 86 - 86, 203 - 204, 313 - 314.

 

Кстати, работа в этом направлении ведется - принято Постановление Правительства РФ от 23 июня 2005 г. N 445 "О порядке оказания юридическими консультациями и коллегиями адвокатов юридической помощи военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами".

К достоинствам данного документа следует отнести его относительную комплексность, поскольку он одновременно регулирует вопросы, связанные с оплатой труда адвоката, участвующего в конституционном, административном и гражданском процессах, а также представляющего интересы военнослужащих в органах государственной власти и управления. Размер гонорара во всех этих видах производств не может быть менее 1 МРОТ в день, т.е. теперь 1193 руб.

Как видим, противоречия в правовом регулировании очевидны. Если адвокат представлял интересы рядового Российской армии в процессе о расторжении брака в районном суде в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2005 г. N 445, то его заработок составит 1193 руб. Если защитник выступил в суде того же уровня, но уже по делу о совершении особо тяжкого преступления, то на основании Постановления Правительства от 4 июля 2003 г. ему будет начислено 298 руб. В чем причина подобных нормотворческих нестыковок? Очевидно, только в отсутствии комплексности и системности законодательства.

Что делать правоприменителю в случаях, когда отсутствуют нормы, регулирующие определенный аспект отношений? Президиум Верховного Суда РФ предлагает юристам поступать по аналогии. Отвечая на вопрос: производится ли оплата труда адвокатов по делам об административных правонарушениях, суд исходит из того, что согласно ч. 1 ст. 24.7 КоАП РФ суммы, израсходованные на оплату труда адвокатов по делам об административных правонарушениях, не входят в состав издержек по делу об административном правонарушении. Следовательно, они не могут быть взысканы по правилам ч. ч. 2 и 3 ст. 24.7 КоАП РФ <4>.

--------------------------------

<4> Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2004 г. С. 59.

 

Прежде чем проблему оплаты труда адвокатов, выполняющих свои функции по назначению правоохранительных органов, удастся урегулировать, ее нужно как следует изучить. В связи с этим автор предлагает читателю порассуждать не над отвлеченными, а злободневными проблемами современного российского уголовного процесса. Приводимые ниже вопросы взяты из практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ, а также запросов, поступающих в ВС РФ из регионов.

Как адвокаты, выполняющие свои обязанности по назначению правоохранительных органов и судов, попадают в процесс?

- Жестко регламентированная в общероссийских нормативных актах процедура приглашения адвокатов в процесс отсутствует, но очевидно, что прямой контакт между лицом, осуществляющим процессуальное действие, и конкретным адвокатом в данном случае нежелателен.

- Поскольку данная проблема носит не процессуальный, а организационный характер, то разрешаться она с обеих сторон должна сервисными структурами: канцеляриями, секретарями, помощниками и т.п. В любом случае в процесс должен приглашаться не конкретный адвокат, а лицо, выделенное для этих целей адвокатской палатой.

Отсутствие каких-либо разъяснений на этот счет привело к тому, что большинство адвокатов приглашаются в процесс с учетом их личных контактов с дознавателями, следователями, прокурорами и судьями. Большинство практиков полагает, что ничего плохого в этом нет. Так ли это, судить читателю.

Что следует понимать под участием адвоката в процессе?

- Только участие в процессуальных действиях, что прямо следует из указаний, содержащихся в законе, равно как и в вышеприведенных документах: Постановлении Правительства от 4 июля 2003 г. N 400, Порядке расчета оплаты труда адвоката, утвержденного Приказом Минюста N 257 и Приказом Минфина N 89н.

- Не только участие в процессуальных действиях, но и иные формы адвокатской деятельности, например: ознакомление с материалами уголовного дела, изучение специальной литературы, составление процессуальных документов, общение с клиентом, дежурство в суде и правоохранительном органе.

Практика свидетельствует, что в стадии предварительного расследования адвокаты получают гонорары только за участие в следственных действиях, в некоторых судах же им обычно оплачивают такие процедуры, как ознакомление с материалами уголовного дела из расчета 1 том - 1193 руб., один визит в СИЗО - тоже 1193 руб. Хотя непонятно, почему за беседу с подзащитным в следственном изоляторе адвокат получает вознаграждение, а в иных помещениях - нет.

В основе такой практики лежат нормы УПК РФ, постановления Конституционного Суда РФ, согласно которым сторона защиты имеет право на изучение материалов уголовного дела, на что ей должны быть предоставлены разумные сроки.

За какой объем работы адвокат получает право на гонорар в размере 1193 руб.?

- За полный день работы, независимо от того, сколько сделано за этот период времени, в том числе по разным делам.

- В силу того что адвокат имеет право на гонорар в размере 1193 руб. за каждую операцию в отдельности независимо от ее продолжительности, например: 1193 руб. за 15-минутное выступление в судебном заседании, 1193 руб. за часовое изучение дела в отношении И., 1193 руб. за часовое изучение дела в отношении П., 1193 руб. за часовое изучение дела в отношении С., итого - 4772 руб.

Практика показывает, что последний подход к оплате труда защитников позволяет наиболее активным из них получать весьма значительные гонорары. Например, в одном суде максимум 160000 руб. в месяц, а целом за год 60000 ежемесячно. Адвокат, будучи приглашенным в суд сразу по нескольким делам, "восьмерки" в табеле проставляет по каждому из них. Возразить ему трудно, поскольку нормативные акты, регламентирующие оплату труда адвокатов, работающих по назначению, ограничений на этот счет не содержат.

Вправе ли судьи требовать от адвокатов документы, подтверждающие объем сделанного ими по делу?

- Теоретически не вправе, поскольку на этот счет нет никаких указаний в нормативных актах.

- Фактически обязаны, поскольку речь идет о деньгах, расходы которых должны контролироваться.

Минфин России в лице А.Е. Павленко в споре по поводу обоснования оплаты труда адвоката по делу в отношении Т. обратился с жалобой в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ. Свою позицию автор надзорной жалобы обосновал тем, что размер выплат должен быть подтвержден документами, а судебное решение о выдаче гонорара должно быть мотивированным. Трудно с этим не согласиться, однако юридических оснований для ведения такого учета нет. Авторами УПК РФ не разработаны и формы постановлений, определений о выплате гонорара адвокату, отработавшему по назначению.

В то же время следует обратить внимание, что, например, адвокатское сообщество г. Москвы ведет учет работы адвокатов по назначению, срок хранения отчетности - 5 лет <5>.

--------------------------------

<5> См.: вышеприведенное решение Совета Адвокатской палаты г. Москвы N 42.

 

Первым заместителем Председателя Верховного Суда РФ В.И. Радченко в феврале 2006 г. было издано распоряжение, согласно которому работа адвокатов, участвующих в деле по назначению суда, подлежит учету. Имеют ли его распоряжения силу для иных органов, кроме подразделений Верховного Суда РФ?

- С одной стороны, нет. Распоряжение первого заместителя Председателя Верховного Суда РФ - документ сугубо внутренний.

- С другой стороны, на текущий момент заменить его нечем.

Как быть с выплатой адвокатам командировочных?

- Не платить, так как они уже учтены в гонораре;

- Применить процессуальный закон по аналогии и платить, как иным участникам процесса.

Практика пошла по пути выплат адвокатам командировочных расходов, поскольку они, как правило, несоизмеримо выше гонораров, получаемых защитниками при участии в деле по назначению.

Если адвокатам платить вознаграждение в размере не более 1193 руб. в день, то как и кому следует вести учет их работы?

- Данный вид деятельности должен осуществляться канцелярией судов, других правоохранительных структур.

- Необходимо, чтобы этим занималась специальная служба, например бухгалтерия.

Если по одному делу по назначению участвуют сразу несколько адвокатов, которые представили суду разные расчеты затрат рабочего времени, несмотря на то что объемы выполненной ими работы практически идентичны, то какую сумму должен взыскать суд?

- Согласно фактическим затратам рабочего времени, поскольку таково требование нормативного акта.

- В соответствии с качеством и количеством затраченного каждым труда, поскольку иной подход к расчетам ведет к утрате судом принципа справедливости.

По мнению автора, суммы, предназначенные на оплату труда адвокатов, выполняющих обязанности по назначению правоохранительных структур, должны аккумулироваться в специальных фондах и оттуда напрямую, т.е. минуя правоохранительные структуры и суды, поступать в адвокатские ассоциации, специализирующиеся на оказании юридической помощи обездоленным, и распределяться "на месте" в зависимости от количества и качества труда.

Процессуальных решений об оплате труда адвокатов, работающих по назначению, дознаватели, следователи, прокуроры и судьи принимать не должны.

Очевидно, что квалифицированная юридическая помощь нуждающимся не будет оказана своевременно, если своевременно не будет разрешен вопрос об адекватной оплате труда адвоката. К сожалению, в уголовно-процессуальном законе данный вопрос урегулирован лишь в самых общих чертах. Норма, в которой он упоминается, носит бланкетный характер, отправляя правоприменителя к перманентно изменяющимся постановлениям Правительства РФ, другим подзаконным актам. Лакуны, наличие которых предопределено несовершенством правового регулирования, постепенно восполняются правоприменительной практикой.

Законодательство, регламентирующее оплату труда адвоката, возмещение понесенных им расходов, несовершенно.

Президент РФ Д.А. Медведев, обращаясь с Ежегодным посланием к Федеральному Собранию РФ, отметил чрезмерную перегруженность российских судей работой <6>. Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин констатирует, что дешевое правосудие - не всегда доступное правосудие. Он считает, что если сохранится существующая загруженность работы рядового судьи, то ни о каком качестве правосудия не может быть и речи. Работа российского судьи выстроена таким образом, что он имеет буквально несколько часов, если не минут, на написание решения по делу <7>. Поскольку дальнейшее экстенсивное развитие судебной системы бесперспективно, В.Д. Зорькин предлагает активнее использовать примирительные процедуры, институт помощников судьи.

--------------------------------

<6> См.: Медведев Д.А. Ежегодное послание Президента РФ 2009 г.

<7> См.: Зорькин В.Д. Современный мир, право и Конституция. М.: Норма, 2010. С. 249.

 

С этим трудно не согласиться, однако уважаемый метр упускает из виду главное: российское правосудие "буксует", в первую очередь потому, что у нас нет надлежащей работы сторон. Важнейшая роль в ее обеспечении принадлежит адвокатуре. Хотя в юридической литературе встречаются утверждения о том, что для становления адвокатуры и адвокатской деятельности в России сделано более чем предостаточно, на самом деле это далеко не так. Одной из причин низкого КПД адвокатуры является отсутствие у общества, а вместе с ним и у государства четко выраженного желания разрешить вопрос с оплатой труда адвоката. Вместе с тем очевидно и то, что наличие квалифицированной юридической помощи, в том числе и бесплатной для клиента, - базовая гарантия справедливого разрешения дела.

О проблемах, связанных с оплатой труда адвоката, писалось много и неоднократно <8>. Нельзя сказать, что все эти проблемы не нашли своего урегулирования в нормах права. Если сравнить нынешнюю ситуацию с 1989 г., когда адвокатский корпус МССР демонстративно отказался работать без оплаты, с нынешним качеством общественных отношений, то прогресс очевиден. Тем не менее перечень проблем, связанных с оплатой труда адвоката, выявляемых практикой, в частности, в уголовном судопроизводстве, не уменьшается.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Статья Н.А. Колоколова "Оплата труда адвоката за оказание юридической помощи по назначению: проблемы, обозначенные практикой" включена в информационный банк согласно публикации - "Адвокатская практика", 2010, N 4.

 

<8> Колоколов Н.А. Нормально ли это: размер адвокатского гонорара определяют следователи, прокуроры да судьи // Адвокатская практика. 2003. N 6. С. 9 - 14; Оплата труда адвоката за оказание юридической помощи по назначению: проблемы, обозначенные практикой // Уголовный процесс. 2006. N 8. С. 14 - 22; Суммы, выплачиваемые адвокату за оказание им юридической помощи по назначению: что мешает правильно определить их размер // Мировой судья. 2006. N 9. С. 10 - 14; 2006. N 10. С. 19 - 22.

 

Обществом, отвечающими за решение анализируемой проблемы чиновниками недопонимается, а то и вовсе неправильно понимается роль адвоката в уголовном судопроизводстве. Например, никто не собирается экономить на враче для больного, на психологе для пережившего чрезвычайную ситуацию. Почему же тогда экономим на защитнике, ведь для привлекаемого к уголовной ответственности он и врач, и психолог одновременно? Увы, ответ пока очевиден. Он кроется в отношении общества к преступнику как к врагу, соответственно, и "его пособнику" - адвокату.

Одновременно следует подчеркнуть, что в нашем государстве взят последовательный курс на устранение правовых неопределенностей, связанных с оплатой труда адвоката. К сожалению, главенствующая роль в этом движении принадлежит не законодателю, а судам.

Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что ст. 131 УПК РФ предполагает включение в состав процессуальных издержек расходов адвоката-защитника, участвующего в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда, связанных с его явкой к месту производства процессуальных действий.

Адвокатам - А.М. Бекбузарову, С.И. Шныре и др., участвовавшим в уголовных делах по назначению дознавателя, следователя или суда в качестве защитников и понесшим расходы, связанные с явкой к месту производства процессуальных действий, в том числе в отдаленные и труднодоступные районы, суды общей юрисдикции отказали в возмещении расходов со ссылкой на то, что ст. 131 УПК РФ не относит их к числу процессуальных издержек.

Федеральная палата адвокатов РФ оспорила конституционность ст. 131 УПК РФ. По мнению заявителя, данная норма ставит адвокатов в неравное положение с другими участниками уголовного судопроизводства, которым подобные расходы возмещаются.

Разрешая проблему в пользу заявителей, Конституционный Суд РФ указал, что ст. 48 Конституции РФ гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. По смыслу ч. 3 ст. 56 Основного Закона, это право ограничено быть не может ни при каких условиях. Более того, данному праву корреспондирует обязанность государства предоставить достаточные гарантии ее оказания. К числу таких гарантий относится создание надлежащей экономической основы качественного оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе предоставление финансирования деятельности адвокатов, осуществляющих защиту подозреваемых и обвиняемых по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в достаточном объеме <9>.

--------------------------------

<9> См.: Постановления КС РФ от 23 декабря 1999 г. N 18-П и от 23 января 2007 г. N 1-П.

 

Данный вывод согласуется с позицией Европейского суда по правам человека, который в Постановлении от 13 мая 1980 г. по делу "Артико (Artico) против Италии" указал, что Конвенция о защите прав человека и основных свобод призвана гарантировать не теоретические или иллюзорные права, а их практическое и эффективное осуществление; это особенно справедливо в отношении права на защиту, которое занимает видное место в демократическом обществе, как и само право на справедливое судебное разбирательство, из которого оно вытекает; именно в силу этого данному праву обвиняемого (подозреваемого) корреспондирует обязанность государства обеспечить бесплатную помощь защитника по уголовным делам.

Государство гарантирует в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Следовательно, оно обязано обеспечивать надлежащие условия оказания квалифицированной юридической помощи всем нуждающимся в такой помощи гражданам в равной мере - независимо от места их жительства или местонахождения, а адвокатам, участвующим в уголовном деле по назначению, - предоставлять оплату в полном объеме их услуг, вне зависимости от места выполнения ими своих профессиональных обязанностей.

Обязанность государства обеспечивать справедливые условия осуществления адвокатами профессиональной деятельности вытекает и из ст. 37 Конституции РФ, гарантирующей каждому свободу распоряжаться своими способностями к труду, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и запрет принудительного труда, а также из ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, согласно которой признается право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая, в частности, вознаграждение, обеспечивающее всем трудящимся справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия (п. "а").

В соответствии с Законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам РФ бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством РФ, осуществляют органы государственной власти (п. 3 ст. 3). При этом бремя материально-технического и финансового обеспечения оказания юридической помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях в силу ч. 9 ст. 25 названного Закона несут субъекты Российской Федерации.

Согласно ч. 8 ст. 25 Закона труд адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, оплачивается за счет средств федерального бюджета, а расходы на эти цели учитываются в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год в соответствующей целевой статье расходов. Помимо этого, ч. 10 ст. 25 Закона предоставляет адвокатской палате право (но не обязывает ее) выплачивать дополнительное вознаграждение адвокату, оказывающему юридическую помощь бесплатно.

 

(Окончание см. "Адвокатская практика", 2011, N 1)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 834; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.