Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обязанность адвоката по повышению квалификации и формы ее реализации




становленный болонскими соглашениями принцип – обучение всю жизнь, вылился в тенденцию нормативного закрепления обязанности постоянно повышать свою квалификацию. Это в полной мере относится и к лицам юридических профессий. Рассмотрим, как на сегодняшний день обстоят дела с повышением квалификации на примере представителей такой знаковой юридической профессии, как адвокаты.

 

Естественно, и до начала болонских процессов в нашей стране существовала и существует программа повышения квалификации, но она носит другое наименование – непрерывное профессиональное образование. Исторический анализ функционирования в России института повышения квалификации адвокатов, проведенный Поспеловым О.В. [1, с. 480-484.], позволяет прийти к некоторым предварительным выводам. Так, чем выше уровень государственного регулирования общественных отношений, тем более жесткие требования предъявляются к вопросу повышения квалификации адвокатов. От отсутствия института повышения квалификации в присяжной адвокатуре (презумпция профессионализма адвоката, обязанного самостоятельно изучать законодательство по каждому принятому им делу) [2, с. 38-39, 128-130.] и периода альтернативных коллегий адвокатов (90-е годы), когда отсутствовала законодательное закрепление обязанности адвокатов повышать свою квалификацию, до периода тотальной обязанности адвокатов повышать свою квалификацию под зорким оком министерства юстиции (период адвокатуры Советского Союза).

 

Анализ современного законодательства и правоприменительной практики свидетельствует о том, что процесс повышения квалификации в России постоянно набирает силу. Изучив ряд действующих механизмов повышения

 

стр. 47

в начало

 

 

квалификаций юристов, были выявлены закономерности в возникновении тех проблем, которые неминуемо возникают в ходе современного периода взлета интереса к повышению профессиональной квалификации.

 

Современное нормативное закрепление обязанности адвокатов повышать свою квалификацию началось в 2002 году. Так, федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» (далее – Закон об адвокатуре) вменил в обязанность лицам, обладающим статусом адвоката, осуществлять свое непрерывное юридическое образование. В пункте 3 статьи 7 Закона об адвокатуре закреплено следующее положение: «Адвокат обязан постоянно совершенствовать свои знания и повышать свою квалификацию». В соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 37 закона, на совет Федеральной палаты адвокатов возложена обязанность разработать единую методику профессиональной подготовки адвокатов. По этому поводу 25 июня 2004 года и 30 ноября 2007 года, Советом Федеральной Палаты адвокатов РФ были приняты соответствующие решения. Основываясь на них, адвокатские палаты субъектов РФ приняли свои положения, регламентирующие порядок повышения квалификации своих адвокатов. Например: Положение «О порядке повышения профессиональной квалификации адвокатов Палаты адвокатов Самарской области (ПАСО)» (с изменениями и дополнениями, утвержденными Советом ПАСО 28.04.2005 г.) или Положение о порядке повышения профессиональной квалификации адвокатов Адвокатской палаты Волгоградской области. Естественно, все эти корпоративные акты были приняты с учетом требований Федерального Закона "Об образовании" и Постановления Правительства РФ "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов" от 26.06.1995г. (далее – Постановление о повышении квалификации).

 

Основываясь на выявленной закономерности наличия причинно-следственной связи между усилением государственного контроля за обществом и усилением института повышения квалификации, предложим свое видение причин этой закономерности.

 

Во-первых, вводя принудительный механизм повышения квалификации негосударственных юристов - адвокатов, государство получает дополнительный рычаг воздействия и контроля над адвокатами и адвокатской корпорацией.

 

Во-вторых, отвлечение финансовых средств адвокатов на повышение своей квалификации уменьшит доступность адвокатских услуг и, как следствие, повлияет на количественный состав адвокатского корпуса в сторону его уменьшения.

 

В-третих, уменьшение значимости органов адвокатского самоуправления в современных условиях побуждает руководителей последних инициировать внешнюю имитацию своей активной деятельности в виде создания и последующего контроля над институтом повышения квалификации.

 

Осознавая то обстоятельство, что выведенная закономерность есть объективная реальность, адвокатское

 

стр. 48

в начало

 

 

сообщество может лишь уменьшить негативные последствия от введения принудительного (выделено автором) института повышения квалификации адвокатов.

 

Законодательно основная цель повышения квалификации определена в ч. 1. ст. 26 Закона "Об образовании" и заключается в «непрерывном повышении квалификации в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов». Эта фраза, закрепленная в законе, несколько туманна. Так, в связи с переходом на двухуровневую систему образования, выпускник, получивший диплом после обучения по направлению бакалавриат, обладает меньшим объемом знаний и навыков чем большинство современных адвокатов, обладающими дипломами по специальности. Получается, что согласно буквальному требованию законодательства, адвокаты должны не повышать, а понижать свой образовательный уровень.

 

Проанализировав Постановление о повышении квалификации, в качестве дополнительных целей повышения профессиональных знаний адвокатов можно выделить:

 

обновление теоретических и практических знаний адвокатов в связи с повышением требований к уровню квалификации;

 

необходимость освоения современных методов решения профессиональных задач;

 

удовлетворение потребностей адвокатов в получении знаний о новейших достижениях в области юриспруденции, о передовом отечественном и зарубежном опыте.

 

Нам же представляется, что адвокатская корпорация должна выбрать собственные цели реализации института повышения квалификации. Дело в том, что проверка профессионального уровня адвоката уже была проведена в ходе процедуры получения статуса адвоката. Не случайно дореволюционные адвокаты выработали презумпцию профессионализма адвоката. Институт повышения квалификации должен служить своеобразным контрольным тестом выявляющим, во-первых, лиц, случайно «проскочивших» квалификационные экзамены, и адвокатов, находящихся в состоянии «угасающего профессионализма». То есть институт повышения квалификации адвокатов должен выполнять две основные цели:

 

побудить адвокатов не опускаться ниже профессиональной планки стандарта адвокатской профессии; выявлять адвокатов, находящихся ниже профессиональной планки стандарта адвокатской профессии.

 

Можно выделить основные принципы повышения квалификации адвокатов: презумпция профессионализма адвоката, систематичность и обязательность повышения квалификации, платность, соотношение централизованного и регионального подхода при реализации учебных программ, профессиональный подход к повышению квалификации, самостоятельность выбора формы повышения квалификации. Рассмотрим эти принципы более подробно.

 

Презумпция профессионализма адвоката предполагает, что, пока не выявлено иное, лицо, обладающее статусом адвоката, считается носителем профес-

 

стр. 49

в начало

 

 

сионального стандарта адвокатской профессии.

 

Систематичность повышения квалификации заключается в том, что не является одноразовым действием, как, например, получение высшего образования. На протяжении всей своей юридической карьеры юрист обязан в определенный промежуток времени посвятить определенное количество часов повышению своей квалификации. Постановлением о повышении квалификации установлена обязанность повышать квалификацию не реже, чем один раз в пять лет, не менее 72 часов.

 

Обязанность повышения квалификации означает то, что отказ адвоката от этой обязанности может повлечь за собой привлечение его к профессиональной ответственности. В свою очередь, это может обернуться лишением статуса «проштрафившегося» адвоката.

 

Платность повышения квалификации основывается на финансовой независимости адвокатуры. Если повышение квалификации юристов-госслужащих производится за счет налогооблагаемого населения, то адвокаты должны повышать свою квалификацию за свой счет. При грамотной реализации этого принципа, возможно построение системы качественного и недорогого повышения квалификации.

 

Соотношение централизованного и регионального подхода при реализации программ повышения квалификации адвокатов заключается в разграничении нормативного регулирования этого процесса. Так, общие правила повышения квалификации устанавливаются центром (Федеральной палатой адвокатов РФ), а конкретные процедуры каждая адвокатская палата устанавливает в своем субъекте самостоятельно.

 

Профессиональный подход к повышению квалификации означает, что учебные программы разрабатываются органами адвокатского самоуправления, а реализовываются специалистами в области образования. Так, деятельность по повышению квалификации, как разновидность образовательной деятельности, подлежит лицензированию и должна осуществляться образовательными учреждениями. Непозволительными являются ситуации, когда адвокатские палаты на своей базе организуют и реализуют курсы повышения квалификации. Эти действия могут быть квалифицированы как незаконное занятие лицензируемой деятельностью.

 

Самостоятельность выбора формы повышения квалификации предполагает то обстоятельство, что адвокат самостоятельно выбирает из форм, предложенных корпоративными актами, как и у кого он будет повышать свою квалификацию. Повышение квалификации адвокатов может, например, осуществляться в следующих формах: обучение по программам повышения квалификации, опубликование статей научного характера, участие в работе научно-практических конференций, осуществление преподавательской деятельности, работа в органах адвокатского самоуправления, защита квалификационных работ на присуждение ученой степени кандидата или доктора юридических наук, получение второго высшего образования и т.п. Кроме того, адвокату не может быть навязано учеб-

 

стр. 50

в начало

 

 

ное учреждение, в котором он будет повышать свою квалификацию.

 

Введение системы повышения квалификации адвокатов сразу же было воспринято «в штыки» большинством представителей этой юридической профессии. Именно поэтому необходимо выявить корни подобного негативного отношения к институту повышения квалификации.

 

Некоторые адвокаты считают, что их каждодневная практика и есть самое надежное повышение квалификации. Действительно, адвокатская профессия, относясь к категории экстремальных юридических профессий, побуждает адвоката постоянно держать себя в профессиональном тонусе. Правовой инфантилизм является наилучшим способом утраты адвокатом своей клиентской базы. При этом самоповышение квалификации происходит у адвоката не сколько в процессе изучения новаций в законодательстве, сколько в результате общения со своими коллегами и другими участниками юридических процессов. За день, проведенный, например, в здании суда, адвокат поневоле ознакомится не только с самыми важными изменениями в нормативных актах, но и со всей практикой его правоприменения. Вычлененные из законодательства и приведенные выше цели повышения квалификации все же не дают однозначного ответа на вопрос: «Зачем принуждать практикующего адвоката повышать свою квалификацию»?

 

Вторым негативным аспектом «принуждения» адвокатов к повышению квалификации являются значительные временные затраты на этот процесс. Выкроить даже незначительное время для повышения своей квалификации стало проблемой для большинства адвокатов. Так практика повышения квалификации в Волгоградской области показала, что как только контролер удаляется из аудитории, где происходит повышение квалификации, большинство адвокатов следуют его примеру.

 

Третьим основанием для недовольства адвокатов при введении системы повышения квалификации стало увеличение финансовой нагрузки. Естественно, образовательный процесс не относится к разряду «дешевых» и требует значительных финансовых затрат от каждого адвоката. Все это, в свою очередь, приводит к увеличению стоимости адвокатских услуг и, как следствие, к уменьшению конкурентоспособности адвокатов на рынке юридических услуг.

 

Последним доводом «недовольных» адвокатов стало опасение за то, что органы адвокатского самоуправления не смогут должным образом организовать процедуру повышения квалификации адвокатов. К сожалению, в некоторых субъектах Российской Федерации самые негативные ожидания адвокатов получили свою реализацию. Рассмотрим этот процесс на примере повышения квалификации адвокатов Волгоградской области.

 

В 2007 году вопросом повышения квалификаций адвокатов озаботились в адвокатской палате Волгоградской области. Основываясь на опыте адвокатской палаты Самарской области, и принципа самостоятельности выбора адвокатом формы повышения своей квалификации, инициаторам проекта по повышению квалификации был предложен следующий проект по ор-

 

стр. 51

в начало

 

 

ганизации этого процесса: адвокатам устанавливается перечень действий, которые они могут засчитать в качестве повышения своей квалификации (участие в конференции, прохождение курсов повышения квалификации, публикации и т.п.). То есть адвокат волен в выборе различных форм повышения своей квалификации. При этой системе, адвокат, выбрав, например, такую форму повышения квалификации, как прохождение курсов, «голосовал ногами» за качество предоставленных образовательных услуг. В функции адвокатской палаты в этом процессе входило: контроль над набором часов, которые адвокат обязан затратить на повышение своей квалификации, и информирование адвокатов о мероприятиях, в процессе которых они могли бы это делать (информация о различных курсах повышения квалификации, конференциях и т.п.).

 

Совет адвокатской палаты Волгоградской области не прислушался к этому плану, посчитав, что адвокаты не способны самостоятельно озаботиться своей учебой и решил взять все в свои руки, введя жесткий административный и финансовый контроль над этим процессом. Для реализации этого проекта, естественно, понадобились финансовые средства. Организаторы решили, что со всех адвокатов Волгоградской области необходимо собирать по пятьдесят рублей ежемесячно. Этот проект и был проведен через пятую очередную конференцию адвокатской палаты Волгоградской области. Первый этап плана был реализован, адвокатские деньги на повышение квалификации стали скапливаться на счету адвокатской палаты. Сразу проанализируем допущенную организаторами этого процесса ошибку. Поставив себя посредником на пути денежного потока от адвоката к органам, оказывающим образовательную услугу, под институт повышения квалификации была заложены мина замедленного действия. Адвокат, устраненный от непосредственной оплаты образовательной услуги, терял к ней интерес, психологически расценивая последнюю как бесплатную. Отсюда и безразличие к качеству оказанной «бесплатной» услуги, проявление недовольства по отношению к организаторам предоставления образовательной услуги, которые, в принципе, не могли «угодить» всем адвокатам и, что самое неприятное, незаинтересованность адвоката в результатах повышения своей квалификации.

 

Второй задачей организаторов повышения квалификации волгоградских адвокатов - с пользой распорядиться аккумулируемыми финансовыми средствами. Организаторам повышения квалификации был предложен перечень вузов с их программами по повышению квалификации, в которых могли бы пройти данные курсы. Думалось, что будет устроен конкурс между вузами за право проводить курсы повышения квалификации. Выиграть должно, соответственно, учебное учреждение, предложившее качественные образовательные услуги за лучшую цену. В ответ на это предложение, один из организаторов процесса повышения квалификации сообщил, что они «уже обо всем договорились» с ректором одного из волгоградских вузов. То же подтвердил и ответственный за прове-

 

стр. 52

в начало

 

 

дение курсов повышения квалификации, добавив при этом, что это только эксперимент и в дальнейшем к этому процессу будут привлечены и другие волгоградские вузы. Заметим, что даже в государственных органах, в целях предотвращения создания коррупционных схем, создана тендерная система по выбору поставщика услуг. В нашем случае, как стало понятно со слов организаторов курсов, выбор вуза произошел только по одному критерию - «договоренности». В течение года повышение квалификации прошли 70 адвокатов из 1161, то есть это около 6 процентов всех адвокатов Волгоградской области. Получается, что для того, чтобы такими темпами повысить квалификацию всех адвокатов понадобилось бы более шестнадцати лет.

 

О качестве полученных образовательных услуг сказать сложно, но, согласно статьям, неоднократно опубликованным в газете адвокатской палаты Волгоградской области - «Волгоградский адвокат», курсы прошли блестяще. Правда несколько иное автор слышал при личном общении с адвокатами, да и в хвалебных статьях адвокаты-респонденты говорили, что курсы очень необходимы, но не уточняли, необходимы ли именно такие курсы, которые были им предоставлены. Но, в конце концов, если семьдесят адвокатов открыто не возмутились качеством курсов, значит, оно их устроило.

 

Важнее другое, реализация проекта по повышению квалификации адвокатов за 2007 год была полностью провалена. Собрав с адвокатов за год около 696600 рублей, повышением квалификации было охвачено минимальное их количество. В следующем году организаторы повышения квалификации Волгоградских адвокатов изменили тактику и скорректировали свой курс: они разрешили адвокатам самостоятельно и за свой счет повышать свою квалификацию (как и было предложено организаторам ранее), а оставшуюся часть провести через курсы повышения квалификации в том же вузе. При этом все адвокаты, независимо от того, повышают они квалификацию сами или посредством прохождения курсов, обязаны вносить средства на поддержание функционирования этого проекта. То есть адвокат, например, сам, выбрав необходимые ему курсы и оплатив их, должен кроме этого ежемесячно вносить свои средства для того, чтобы палата потратила их по своему усмотрению на организацию курсов для других адвокатов.

 

Бухгалтер адвокатской палаты Волгоградской области, отказавшись показывать смету палаты на 2008 год, попеняла: «Что вы вечно из-за какой-то мелочи возмущаетесь?». Действительно, речь идет о небольших суммах, но эти суммы имеют свойство накапливаться. Сто рублей – персональная надбавка индивидуальным адвокатам, плюс пятьдесят рублей – на повышение квалификации адвокатов, плюс пятьдесят рублей за неучастие в делах по назначению, 15 тысяч рублей вступительный взнос и т.п. Учитывая непрозрачность реализации этих проектов, нет никакой уверенности в том, что выплачиваемые каждым адвокатом ежемесячные суммы идут на пользу адвокатскому сообществу. Зная исключительную порядочность всех, без исключения, членов совета

 

стр. 53

в начало

 

 

адвокатской палаты волгоградской области, автор просто теряется в догадках о причинах сложившейся ситуации по управлению адвокатским сообществом Волгоградской области.

 

В ходе реализации проекта по повышению квалификации адвокатов в Волгоградской области вскрылись две основные проблемы: содержание образовательной программы по повышению квалификации адвокатов и организация этого процесса.

 

При составлении программы повышения квалификации выяснилось то обстоятельство, что организаторы плохо себе представляют «чему собственно необходимо учить адвокатов». В Волгоградской области путем «тыка» были реализованы две попытки по поиску направлений в области повышения квалификации – изучение новаций в законодательстве (почему-то только в области гражданского права) и предоставление знаний о новых рынках юридических услуг (подача жалоб в Европейский суд по правам человека). Предложим свое видение о содержании образовательной программы по повышению квалификации адвокатов.

 

Самый очевидный путь, это предоставление адвокатам сведений об изменении законодательства. Нам представляется, что этот путь является тупиковым. Во-первых, изложить весь массив изменений законодательства физически не представляется возможным. Если излагать часть, то какую? Гражданское? Уголовное? Административное право? Даже если распределить адвокатов по сферам их профессиональных интересов, нет гарантии, что специализированным адвокатам понадобятся эти знания. Загрузка же адвокатов «информационным мусором» вызовет их недовольство и отторжение к самой идеи повышения квалификации. Во-вторых, адвокату ничто не мешает, в случае необходимости, самостоятельно ознакомиться с измененным законодательством. Единственным здравым аспектом в этой связи является организация консультаций по отдельным правовым сферам. Например, приглашение судьи областного суда по вопросу практики областного суда по отмене решений нижестоящих судов.

 

Предоставление знаний о новых рынках юридических услуг является удачной находкой, но требует тщательного анализа. Так, например, обучение адвоката навыкам написания жалоб в Европейский суд по правам человека является, к сожалению, бесполезным в современных условиях делом. Позиция Российского государства, а так же бюрократическая волокита в самом суде, делает этот правовой инструмент защиты прав человека бесполезным. Если же основываться на принципе: клиент хочет услугу – он ее получит, то он является весьма сомнительным. Ведь спустя какое-то время, когда результата по жалобе клиент не дождется, весь негатив, который сформируется в сознании клиента по этому поводу, будет перенесен на адвоката, и психологическая установка – мы сделали все что смогли - будет малым тому утешением.

 

Представляется, что основной акцент в повышении квалификации адвокатов следует поставить на проблемных вопросах реализации адвокатской деятельности и функционирования адвокатуры. В этой связи можно выделить

 

стр. 54

в начало

 

 

следующие темы: практика квалификационной комиссии, налогообложение адвокатской деятельности, вопросы оказания адвокатских услуг за счет государства, маркетинг в адвокатской деятельности, законные способы воздействия на участников процесса и т.п.

 

В ходе правового регулирования процессов, связанных с повышением квалификации, необходимо учитывать наличие противоположных интересов, создающих своеобразные «полюса силы». Для того чтобы не впадать в крайности, необходимо находить баланс правового регулирования между этими полюсами. Рассмотрим выделенные нами полюса силы.

 

С одной стороны повышение квалификации является бесполезным и обременительным институтом, с другой - повышение квалификации это институт, свидетельствующий о лояльности адвокатуры к существующему строю. Для нахождения баланса между этими полюсами, необходимо, уменьшить негатив первого полюса, и увеличить положительные аспекты второго.

 

Мотивировка полезности института следует из тех целей, которые были поставлены перед повышением квалификации: обновление теоретических и практических знаний адвокатов, получение знаний о новейших достижениях в области юриспруденции и т.п. Полезность института во многом зависит от содержания образовательной программы повышения квалификации адвокатов. Затратность же института повышения квалификации может быть снижена путем создания конкурентной среды и реализации принципа свободы выбора формы повышения квалификации. Для демонстрации лояльности адвокатуры к государству необходимо, например, приглашать чиновников на различные адвокатские мероприятия, посвященные повышению квалификации, широко проводить PR-компании образовательных программ адвокатов. То есть демонстрировать государству свой энтузиазм по поводу выполнения поставленной перед адвокатами задачей – повысить свою квалификацию.

 

С одной стороны, процедура получения статуса адвоката уже является гарантией его профессионализма, а с другой - это институт, препятствующий профессиональному угасанию адвоката.

 

С одной стороны повышение квалификации адвокатов является обязательным, с другой - навязывание обязанности по повышению квалификации является нарушением принципа независимости адвоката. Обязательность повышения квалификации может быть смягчена, введением института самообразования адвоката. Этот процесс видится в двух формах. Во-первых, зачетом в повышение квалификации некоторых событий: публикация научных статей, участие в научных конференциях, подготовка стажера адвоката и т.п. Во-вторых, если адвокат не сможет подтвердить свое самообразование, ему необходимо подтвердить его, например, прохождением бесплатного тестирования, которое можно организовать на базе адвокатской палаты. То есть у адвоката должно быть, как минимум, три пути: сдать деньги и пойти на курсы, организованные адвокатской палатой, самообразовываться, предоставив подтверждающие это документы, или

 

стр. 55

в начало

 

 

самообразовываться и подтвердить это прохождением теста.

 

Вообще в этой связи больше применим метод поощрения, чем принуждения. Так, если государственных служащих, например, прокуроров или судей можно легко принудить проходить курсы повышения квалификации (курсы проходят за счет государства и с освобождением от работы с сохранением заработной платы), то побудить адвокатов сделать то же самое за свой счет да за счет своего некомпенсируемого рабочего времени – задача не из легких. Необходимы особые подходы по этому вопросу. И примеры таких подходов существуют, так, например, на базе адвокатской палаты Волгоградской области в декабре 2008 года в рамках второй межрегиональной научно-практической конференции «Права человека и проблемы безопасности общества и личности в современной России» было организовано заседание секции «Адвокатура как гарант развития бизнеса в России». Участникам работы секции были предложены к обсуждению самые актуальные темы, связанные с работой каждого адвоката. Согласно положению «О порядке повышения профессиональной квалификации адвокатов адвокатской палаты Волгоградской области», участие в конференции было засчитано в качестве повышения квалификации в размере 20 часов. Подобные формы повышения квалификации адвокатов, должны стать правилом.

 

Проблемы связанные с повышением квалификации возникли не только применительно к адвокатам. Наблюдая, например, процедуру повышения квалификации юристов-преподавателей или секретарей судебного заседания, трудно поверить в полезности созданной системы. Так, на курсах повышения квалификации преподавателей, организованных в городе Краснодаре, кандидатам и докторам наук, обладающим значительным преподавательским стажем, более часа рассказывали под запись как писать курсовую работу! Более половины аудитории секретарей судебного заседания на курсах откровенно дремали. Единственное оживление в их рядах вызвал вопрос: ходатайство, поданное сторонами вставлять в середину протокола судебного заседания или прилагать к нему? Естественно, ждать от обучающихся госслужащих недовольства по поводу качества курсов не приходится, они воспринимают их как оплачиваемый за счет государства отпуск, но организаторы процессов, связанных с повышением квалификации в России, должны задуматься о полезности реализуемого ими проекта.

 

Представляется, что при создании и изменении корпоративных актов органов адвокатского самоуправления, посвященных повышению квалификации адвокатов, необходимо закреплять следующие правила:

 

ввести три альтернативных формы повышения квалификации: пойти на платные курсы, организованные адвокатской палатой, самообразовываться и предоставить подтверждающие это документы, или самообразовываться и подтвердить это прохождением теста;

 

освободить адвоката от уплаты установленных взносов в случае выбора такой формы повышения квалификации, как самообразование;

 

стр. 56

в начало

 

 

выбор образовательного учреждения для прохождения курсов повышения квалификации адвокатов должен проводиться на альтернативной основе;

 

ввести право квалификационной комиссии при адвокатской палате РФ о направлении адвоката, против которого возбуждено дисциплинарное производство, на курсы повышения квалификации с последующим тестированием.

 

Наиболее действенный способ разрешения поставленной историей перед адвокатами проблемы о принудительном повышении своей квалификации - это создание гибкой, прозрачной, но эффективной системы повышения профессиональных знаний адвокатов.

 

Библиографический список:

 

1. Поспелов О.В. Содействие адвокатских палат и адвокатских образований повышению квалификации адвокатов // «Черные дыры» в российском законодательстве № 2. 2007.

 

2. Правила адвокатской профессии в России: Опыт систематизации постановлений Советов присяжных поверенных по вопросам профессиональной этики. Составил член Совета присяжных поверенных округа Московской судебной палаты Александр Николаевич Марков. Москва, 1913 год / Сост.: А.В. Воробьев, А.В. Поляков, Ю.В. Тихонравов; Отв. ред. Ю.В. Тихонравов. – М.: «Статут», 2003.

 

ПОСТОЯННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ АДВОКАТОВ:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 1138; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.094 сек.