Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пенсионная система Украины на современном этапе




Правовой статус Министерства соц. Политики Украины.

Классификация субъектов соц. обеспечения.

Не государственное соц. страхование.

Необходимость и значение негосударственного социального страхования

В Украине предполагается ввести все виды социального страхования. Государство должно создать условия для широкого участия субъектов, предоставляющих услуги по социальному страхован-ния, без преимуществ отдельным страхователям зависимости от форм собственности. ности, организационно-правовых форм и др.. Страхователям нужно дать возможность предоставлять неограниченное количество услуг по социальному страхованию, не чувствуя препятствий для их по-потенциальных получателей.

Согласно Закону Украины «О страховании» от 7 марта 1996 г. № 85/96-ВР к добровольному личному страхованию на-лежат следующие виды:

- страхование жизни

- страхование от несчастных случаев

- страхование дополнительной пенсии

- медицинское страхование (непрерывное страхование здоровья)

- страхование здоровья на случай болезни

- страхование медицинских расходов.

Наряду с личным страхованием обеспечением социально-го защиты населения занимается негосударственное социальное страха-ния. В условиях реформирования системы социального страхован-

ния происходит становление негосударственного пенсионного обес-печения и добровольного медицинского страхования.

Государство поддерживает и развивает государственные виды социального страхования. Относительно негосударственного социального страхования, то здесь имеются негативные моменты, и его рост происходит медленно. Ученые указывают на две причины такого состояния. Первая заключается в том, что негосударственное социальное страхование не вытри-ет конкуренции с государственным через неравенство первоначальных условий на рынке, в которых все виды государственного страхования являются обязательным-ными. Вторая причина заключается в слабой доверии потенциальных субъектов к компаниям, которые предоставляют услуги по страхованию, что связано с так згзаним «трастовым» периодом развития этого сек-тора экономики. С целью преодоления недоверия власть должна за-вести рациональные правила деятельности на рынке и механизм эффективного контроля для государственных и негосударственных компаний. Это создаст равные конкурентные условия для них, потому что и государственные социальные фонды и негосударственные компании функционируют для оказания ние услуг по социальному страхованию.

Министерство труда и социальной политики Украины - главный орган в системе органов исполнительной власти по обеспечению реализации государственной политики в области занятости, социальной защиты населения, социального страхования, оплаты, нормирования труда, пенсионного обеспечения, социального обслуживания, трудовой миграции, социально - трудовых отношений, трудовой миграции.

Непосредственно работу по социальной защите населения выполняют специально созданные для этого областные и районные управления труда и социальной защиты населения.

Полномочия:

- Анализ ситуации в социально - трудовой сфере на соответствующей территории;

- Участие в разработанные программы по вопросам охраны труда;

- Обеспечение деятельности комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением статуса участника войны;

- Осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства об охране труда, социальной защите населения;

- Участие в расследовании групповых, а также смертельных несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и аварий, организация расследования, учет и анализ несчастных случаев непроизводственного характера;

- Организация работы по предоставлению льгот инвалидам, ветеранам войны и труда, обеспечение предоставления субсидий для возмещения затрат на оплату жилищно -коммунальных услуг;

- Обеспечение предоставления адресной целевой помощи малообеспеченным, а также семьям с детьми;

- Организация работы социальных инспекторов;

- Организация материально - бытового обслуживания инвалидов, ветеранов войны и труда, обеспечение инвалидов транспортными средствами, их санаторно - курортное лечение;

- Создание сети и организация работы территориальных центров социального обслуживания пенсионеров и инвалидов, контроль за качеством и своевременностью предоставления социальных услуг.

Специально уполномоченными органами, осуществляющими руководство и управление отдельными видами социального обеспечения и финансирующих их предоставление является соответствующие фонды. Социальные фонды, этот термин отражает их целевое назначение: реализация социальных задач, то есть финансирование социальных выплат, услуг и льгот.

По способу образования социальные фонды можно разделить на страховые но не страховые (внебюджетные и бюджетные). Основные источники средств - страховые взносы, или государственный бюджет.

Основы законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании от 1998 года - основной нормативно - правовой акт, регулирующий правовое положение страховых социальных фондов.

Страховые фонды осуществляют руководство и управление отдельными видами общеобязательного государственного социального страхования, проводят сбор страховых взносов, контроль за использованием средств, финансируют выплаты по общеобязательному государственному социальному страхованию.

Страховые социальные фонды являются целевыми (не могут заниматься другой деятельностью, кроме той для которой созданы), внебюджетными (средства фондов не включаются в государственный бюджет), централизованными (средства зачисляются на единый централизованный счет соответствующего фонда в учреждениях банка) страховыми фондами, некоммерческими самоуправляющимися организациями, которые имеют статус юридического лица.

Основная задача - сбор страховых взносов, предоставления застрахованным лицам материального обеспечения и социальных услуг. Каждый из этих фондов - единственная в Украине специализированная учреждение реализует политику в сфере конкретного вида общеобязательного государственного социального страхования

К страховым фондам относятся:

- Пенсионный фонд

- Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы

- Фонд социального страхования от несчастных случаев

- Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности.

Пенсионный фонд правовой статус определяется Законом Украины " Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" и уставом.

Пенсионный фонд осуществляет руководство и управление солидарной системой, проводит сбор, аккумуляцию и учет страховых взносов, назначает пенсии и готовит документы для ее выплаты, обеспечивает своевременное и в полном объеме финансирование и выплату пенсий, помощи на погребение, осуществляет контроль за целевым использованием средств Пенсионного фонда, решает вопросы, связанные с ведением учета пенсионных активов застрахованных лиц на накопительных пенсионных счетах, осуществляет административное управление накопительным фондом и другие функции, предусмотренные Законом и уставом Пенсионного фонда.

Пенсионный фонд является самоуправляющейся неприбыльной организацией и осуществляет свою деятельность на основании устава, который утверждается его правлением.

Источники формирования средств Пенсионного фонда:

1) страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование, кроме части взносов, направляемых в Накопительный фонд;

2) инвестиционный доход, получаемый от инвестирования резерва средств для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда в будущих периодах;

3) средства государственного бюджета и целевых фондов, которые перечисляются в Пенсионный фонд в случаях, предусмотренных законом;

4) суммы от финансовых санкций, применяемых в соответствии с законом к юридическим и физическим лицам за нарушение установленного порядка начисления, исчисления и уплаты страховых взносов и использования средств Пенсионного фонда, а также суммы административных взысканий, наложенных в соответствии с законом на должностных лиц и граждан за эти нарушения;

5) благотворительные взносы юридических и физических лиц;

6) добровольные взносы;

7) другие поступления в соответствии с законодательством.

Средства Пенсионного фонда не включаются в состав Государственного бюджета Украины и не подлежат налогообложению.

Средства Пенсионного фонда используются на:

1) выплату государственных пенсий

- По возрасту,

- Пенсий по инвалидности вследствие общего заболевания (в том числе увечья, не связанного с работой, инвалидности с детства)

- Пенсии в связи с потерей кормильца

2) выплату пособия на погребение пенсионера

3) финансирование административных расходов, связанных с выполнением функций, возложенных на органы Пенсионного фонда;

4) оплату услуг по выплате и доставке пенсий;

5) формирование резерва средств Пенсионного фонда и др..

Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы - правовой статус определен законом о " Общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы".

Источники формирования средств:

- Страховые взносы страхователей;

- Ассигнования из госбюджета;

- Суммы финансовых взысканий за нарушение установленного порядка уплаты страховых взносов, несоблюдение законодательства о занятости населения;

- Прибыль, полученная от временно свободных средств, в том числе и резерва средств Фонда, на депозитном счете;

- Благотворительные взносы.

Средства направляются на финансирование:

1. финансирования материального обеспечения застрахованных граждан:

- Помощь в случае безработицы, т.ч. одноразовая ее выплата для организации безработным предпринимательской деятельности;

- Помощь в случае частичной безработицы;

- Материальная помощь в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации безработного;

- Материальная помощь по безработице;

- Единовременная материальная помощь безработному и нетрудоспособным лицам, находящимся на его иждивении;

- Помощь на погребение безработного или лица, находившегося на его иждивении.

2. финансирование услуг для застрахованных граждан:

- Профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации;

- Поиск подходящей работы;

- Организация оплачиваемых общественных работ для безработных;

- Информационные и консультационные услуги, связанные с трудоустройством.

3. финансирование расходов на содержание и обеспечение деятельности фонда.

4. создание резерва фонда (сумма, необходимая для выплаты помощи по безработице в расчете на месяц).

Фонд социального страхования от несчастных случаев.

Правовое положение определено Законом Украины " Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности".

Финансирование осуществляется за счет:

- Страховые взносы страхователей

- Ассигнования из госбюджета

- Средства, полученные от взимания штрафов и пени с предприятий и работников, виновных в нарушении требований законодательства об охране труда. прибыль, полученная от временно свободных средств, в том числе и резерва средств Фонда, на депозитном счете.

За счет средств этого фонда производится выплата:

- Пособия по временной нетрудоспособности до восстановления трудоспособности или установления инвалидности

- Единовременное пособие в случае стойкой потери профессиональной трудоспособности или смерти пострадавшего

- Ежемесячной денежной суммы в случае частичной или полной потери трудоспособности, которая компенсирует соответствующую часть потерянного заработка

- Пенсии по инвалидности вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания

- Пенсии в связи с потерей кормильца, умершего вследствие несчастного случая на производстве

- Денежной суммы за моральный ущерб, при наличии факта причинения этого вреда пострадавшему.

- Помощь ребенку, которые родилась инвалидом вследствие профессионального заболевания матери во время беременности,

а также финансируемые следующие услуги:

- Организация погребение, возмещение стоимости ритуальных услуг

- Организация целенаправленного и эффективного лечения пострадавшего в собственных лечебно - профилактических учреждениях или на договорных началах в других лечебно - проф. заведениях.

- Обеспечение по медицинским заключением домашний уход за пострадавшим, помощь в ведении домашнего хозяйства.

Фонд обязуется оплачивать потерпевшего взносы на медицинское и пенсионное страхование.

Фонд осуществляет меры, направленные на предотвращение несчастных случаев на производстве.

Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности.

Правовой статус определяется Законом Украины " Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами обусловленными рождением и погребением".

Средства этого фонда направляются на:

- Выплату пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, пособия при рождении ребенка, пособия по уходу за ребенком до достижения им 3 лет, пособия на погребение;

- На финансирование санаторно - курортного лечения и оздоровления застрахованных и членов их семей;

- Обеспечение текущей деятельности и содержание органов фонда.

КО не страховые социальные фонды относят:

1. Фонд для осуществления мероприятий ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения

2. Фонд социальной защиты инвалидов.

Чернобыльский фонд. Его правовой статус определяется законом " О формировании, порядке поступления и использования средств фонда для осуществления мероприятий ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения" (10.02.2000) и Порядком использования средств фонд для осуществления мер ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения, утв. Постановлением КМУ от 20.06.2000.

Фонд образуется в составе государственного бюджета.

Распорядителем средств является Министерство по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от Чернобыльской катастрофы.

Средства расходуются исключительно на финансирование мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения, предусмотренных законом " О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» и «О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы ".

Фонд социальной защиты инвалидов

Есть правительственным органом государственного управления в составе Министерства труда и подчиняется ему. Положение о фонде социальной защиты инвалидов, утв. Пост. КМУ от 26.09.2002р.

Полномочия:

- Осуществление мероприятий по реабилитации инвалидов (социальной, трудовой, профессиональной, спортивной)

- Осуществляет регистрацию в территориальных отделениях фонда юридического лица, на которых работает более 15 человек и получает от них отчетность о занятости и трудоустройстве инвалидов

- И другие.

Фонд финансируется за счет государственного бюджета, но в пределах средств, предусмотренных на содержание Минтруда.

Территориальные центры социального обслуживания создаются и функционируют на основании типового положения о территориальном центре социального обслуживания пенсионеров и одиноких нетрудоспособных граждан.

Это специализированное государственное учреждение, которое предоставляет услуги пенсионерам, инвалидам, одиноким нетрудоспособным гражданам и другим социально незащищенным гражданам на дому, на условиях стационарного, временного и дневного пребывания, которые направлены на поддержку их жизнедеятельности и социальной активности.

В состав территориального центра могут входить следующие структурные подразделения (не менее двух):

- Отделении социальной помощи на дому, в том числе и специализированные - для обслуживания инвалидов с нарушением двигательной активности, слепых, глухих (создаются для обслуживания не менее 80 человек);

- Отделение организации предоставления денежной и натуральной адресной помощи малообеспеченным нетрудоспособным гражданам (создается при количестве не менее 500 малообеспеченных нетрудоспособных граждан, нуждающихся, по актам обследования материально - бытовых условий проживания, денежной и натуральной помощи);

- Отделение социально - бытовой реабилитации (создается для обеспечения не менее 30 посещений в день с целью проведения социально - оздоровительных мероприятий, консультаций врачей и специалистов, досуг);

- Отделение медико -социальной реабилитации (создается при количестве 50 посещений в день или 25 койко -мест для проведения медико -социальной реабилитации);

- Стационарное отделение для постоянного или временного проживания (создаются при наличии не менее 10 одиноких нетрудоспособных граждан, нуждающихся в постоянном постороннем уходе);

- Лечебно - производственные мастерские, специальные цехи, подсобные хозяйства - хозрасчетные;

- Столовые, магазины - хозрасчетные;

Территориальный центр содержится за счет средств, выделяемых из местных бюджетов, доходов от деятельности структурных подразделений, взносов благотворительные организации, пожертвований.

Услуги, которые предоставляют:

- Приобретение и доставка продовольственных, промышленных и хозяйственных товаров за счет граждан, приготовление пищи, доставка горячих обедов, кормление;

- Вызов врачи, приобретение и доставка медикаментов, посещение больных в учреждениях здравоохранения, госпитализация, консультирование у врачей и др.. специалистов;

- Помощь в уборке помещения, стирка белья;

- Оформление документов на получение жилищных субсидий, оплата платежей и т.д.

Медико-социальная экспертная комиссия МСЭК

Положение о медико - социальной экспертизе утвержденное постановлением КМУ 22.02.1992р.

МСЭК образуются, реорганизуются и ликвидируются Министерством здравоохранения и областными администрациями.

МСЭК бывают:

- Общего профиля;

- Специализированного профиля осмотра больных туберкулезом, лиц с психическими расстройствами, заболеваниями органов зрения и т.д.

Городские и районные МСЭК образуются из расчета одна комиссия на 100тис.чол. возрасте 16 лет и старше.

Межрайонные - в районах, городах с меньшей численностью населения.

Областная, центральная городская образуется из расчета 5 городских, межрайонных, районных МСЭК.

Городские, межрайонные, районные МСЭК образуются в составе:

- Трех врачей экспертов (терапевт, хирург, невропатолог)

- Врача - реабилитолога;

- Психолога;

- Представителя Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и проф. Заболеваний.

Полномочия:

1. определяют состояние работоспособности, группу, причину и время наступления инвалидности;

2. определяют степень потери профессиональной трудоспособности работников, получивших трудовое увечье;

3. устанавливают потребность инвалидов в социальной помощи (протезирование, средства передвижения, постоянный уход, рабочие приспособления);

4. разрабатывают меры медико -социальной реабилитации и др..

Министерство социальной политики Украины (сокращенно Минсоц Украины или Минсоцполитики Украины) - один из центральных государственных органов исполнительной власти. Основные полномочия Минсоцполитики заключаются в формировании, реализации и надзором за исполнением другими нижестоящими органами государственной политики в социальной сфере.

На Министерство социальной политики Украины возложены обязанности в сфере:

- занятости населения и трудовой миграции;

- социального обслуживания и защиты;

- в вопросах семьи и детей;

- правовой защиты депортированного населения;

- Минсоцполитика противодействует торговле людьми;

- обеспечивает равные права между мужчинами и женщинами;

- осуществляет госполитику в сфере предупреждения семейного насилия;

- занимается вопросами усыновления и защитой прав детей;

- Минсоц является уполномоченным органом по гуманитарным вопросам.

Министерство социальной политики Украины создано в декабре 2010 года, после реорганизации Министерства труда и социальной политики Украины.

Возглавляет государственный орган Министр социальной политики, с 2014 года, Денисова Людмила Леонтьевна.

 

Принятый Верховной Радой Украины 9 июля 2003г. пакет Законов по пенсионной реформе законодательно организует с 01.01.2004г. новую трехуровневую пенсионную систему.

I и II уровень - Закон Украины"Об общеобязательном государственном пенсионном страховании".

III уровень - Закон Украины "О негосударственном пенсионном обеспечении".

Характеристика уровней:

Уровень Тип Вид пенсии

I Обязательный, солидарный Базовая пенсия

II Обязательный, накопительный Трудовая пенсия

III Добровольный, накопительный Трудовая пенсия

Задекларированная ранее Кабинетом Министров и закрепленная законодательно, трехуровневая пенсионная система устраняет дискриминацию в пенсионном обеспечении населения, имеющего различный уровень дохода в трудовом периоде, исключает ограничение максимального размера пенсионных выплат.

Первый уровень представляет собой Пенсионный фонд Украины, который и в дальнейшем будет выполнять распределительную функцию, т.е. является солидарным. Государственная пенсия называется базовой. Расчет ее размера производится на основе шкалы необходимого стажа для различных уровней пенсии и на основе данных о з/п граждан за любые непрерывные 5 лет трудового периода.

Второй уровень является уже накопительным, т.е. фондируемым. Главным его субъектом будет Государственный накопительный пенсионный фонд, куда планируется зачислять часть обязательных пенсионных отчислений (предполагается 7%). Размер этой части пенсии будет уже определяться не уровнем з/п, получаемой в том или ином периоде, а фактической суммой, накопленной на персональном счете и являющейся собственностью его владельца.

Третий уровень также накопительный. Его основное отличие состоит в полной добровольности участия. Субъектами финансового рынка, которым разрешено оказывать данную услугу являются страховые компании, коммерческие банки и негосударственные пенсионные фонды.

Опыт стран с реформированной пенсионной системой показывает, что самым эффективный уровнем является негосударственное накопительное пенсионное обеспечение.

Негосударственное накопительное пенсионное обеспечение позволяет сформировать трудовую часть будущей пенсии, конкурирующую по размеру с базовой и зачастую превышающую её. Наряду с тем, что добровольное пенсионное обеспечение имеет ярко выраженное социальное назначение, появляется возможность решить несколько важных проблем за счет использования одних и тех же финансовых средств. Одновременно с решением социальных вопросов и укреплением кадровой политики предприятий, создание негосударственных пенсионных фондов позволит аккумулировать значительные пенсионные активы с периодом инвестиционной деятельности в 30-40 лет, что представляется особенно актуальным в условиях усиления роли отечественного инвестора.

Концепция пенсионной реформы предполагает:

первый этап, с 2004г.:

- изменение правил начисления базовой пенсии, что приведет к её увеличению;

- развитие III уровня новой системы - накопительного добровольного пенсионного обеспечения.

второй этап, с 2007г.:

- создание II уровня - государственного накопительного фонда. При этом будет систематизирован и использован уже практический опыт работы негосударственны фондов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.