Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специальные пенсии по законодательству Украины




В системе пенсионного обеспечения Украины, кроме страховых пенсий, существует еще один вид пенсионных выплат, которые осуществляются в отношении отдельных категорий граждан. их принято называть специальными пенсиями, поскольку право на них, а также порядок назначения и выплаты определяются специальным законодательством, принято в отношении некоторых лиц, выполняющих государственные или иные общественно значимые функции. Специальном правовому регулированию подлежит и пенсионном обеспечении лиц, пострадавших в результате техногенных и экологических катастроф. Наличие этого вида пенсий свидетельствует отношение государства к определенным видам деятельности, а также о дополнительной социальной поддержке лиц, которые выполняют социально значимые функции.

Характерным признаком специальных пенсий является то, что они выплачиваются за счет средств различных источников. Это могут быть поступления Пенсионного фонда, бюджетные и другие источники. Пенсии, например, военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава внутренних дел и некоторым другим лицам выплачиваются как непосредственно из государственного бюджета, так и за счет средств, которые бюджет направляет на

содержание соответствующих государственных органов. В других случаях применяется смешанный порядок финансирования выплаты этих пенсий. В частности, основная часть пенсии, в размере, определенном законодательством о страховых пенсии, выплачивается за счет средств Пенсионного фонда Украины, а остальные - за счет средств Государственного бюджета Украины.

Еще одним признаком специальных пенсий является то, что, кроме общих оснований, право на них возникает при наличии специального стажа работы на соответствующих должностях. Преимущественно в стаж, дающий право на такую пенсию зачисляются выполнения обязанностей государственной службы, а также некоторые другие виды деятельности. Порядок исчисления специального стажа и виды деятельности, которые засчитываются в этот стаж определяются законами, которые регулируют эти отдельные виды пенсионного обеспечения. В некоторых случаях предусмотрено взаимное зачисление периодов различных видов деятельности, которые дают право на получение специальной пенсии. В стаж государственной службы, например, засчитывается военная служба, а также служба в органах местного самоуправления, и некоторые другие виды деятельности. В некоторых случаях назначение специальной пенсии связано с фактом причинения вреда здоровью человека в результате экологической катастрофы или с фактом наличия у нее особых заслуг перед Украиной.

Специальные пенсии, как правило, выплачиваются в повышенном размере по сравнению со страховыми пенсиями, за исключением пенсий, которые назначаются военнослужащим и прокурорско-следственным работникам. Поэтому нередко такие пенсии называют привилегированными или льготными пенсиями.

Условия назначения специальных пенсий, а также их размеры и категории лиц, имеющих на них право, регулируются специальными законами. Единого закона о специальных пенсиях, который бы унифицировал пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан и определял источники выплат этих пенсий, в Украине нет.

Поэтому действующее законодательство в этой части довольно разным, что, однако, не препятствует возможности выделить лиц, являющихся субъектами получения специальных пенсий:

- Военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава внутренних дел, и некоторые другие лица;

- Лица, которые выполняют обязанности государственной службы (государственные служащие и приравненные к ним лица, должностные лица местного самоуправления, народные депутаты, судьи и должностные лица органов прокуратуры);

- Научные (научно-педагогические) работники;

- Лица, как имеющие особые заслуги перед Украиной;

- Лица, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы.

Необходимо отметить, что обязательным условием назначения специальных пенсий является освобождение гражданина от должности, которая дает право на такую пенсию. Вместе с тем эти пенсии выплачиваются независимо от получаемой заработной платы и других доходов, то есть в дальнейшем такой гражданин вправе вновь устроиться на работу.

В зависимости от социального риска льготные пенсии, как и страховые, делятся на пенсии по возрасту, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

 

О специальных пенсий:

• уменьшение размера пенсии с 90 до 80 процентов от заработной платы для "специальных" пенсий (госслужащие, ученые, депутаты, судьи, прокуроры, журналисты, таможенники, дипломаты, помощники народных депутатов, работники Кабинета Министров, Нацбанка, органов местного самоуправления и судебной экспертизы);

• ограничение заработка для назначения пенсии народным депутатам, судьям, прокурорам, военнослужащим суммой заработной платы, на которую начисляется единый социальный взнос, как для других категорий пенсионеров;

• назначение досрочных пенсий народным депутатам, в случае окончания их депутатских полномочий, не за два года до достижения пенсионного возраста, а за полтора, как термин, применяемый для других категорий пенсионеров;

• повышение пенсионного возраста для мужчин, работающих на государственной службе, - до 62 лет, начиная с 2013 года, постепенно, по полгода в год;

• повышение предельного возраста пребывания на государственной и дипломатической службе или на службе в органах местного самоуправления до 60 лет для женщин и 62 лет для мужчин и ликвидация института продления пребывания на службе. Мужчины, пребывания на службе которым продлено до вступления в силу Закона более чем до 62 лет, останутся на службе до окончания такого продления.

• увеличение страхового стажа, необходимого для назначения специальных пенсий: женщинам - с 20 до 30 лет, мужчинам - с 25 до 35 лет;

• поэтапное (в течение 10 лет) увеличение необходимого стажа работы (с 20 до 25 лет выслуги и с 10 до 15 лет на должностях прокуроров и следователей прокуратуры) для назначения им пенсии за выслугу лет;

• для исчисления заработка при назначении пенсии прокурорам учитываться надбавки и другие выплаты за 60 месяцев (исключена возможность учета за 24 месяцев);

• снижение необходимого страхового стажа для ученых-инвалидов с 30/35 до 15 лет, как это предусмотрено для всех других инвалидов;

• в период работы пенсионеры, которые получают "специальные" пенсии, будут получать пенсию на общих основаниях.

Этот порядок выплаты не распространяется на пенсионеров, которым назначена пенсия и которые устроились на работу до 1 октября 2011 года;

• передача Пенсионному фонду назначения и выплаты пожизненного денежного содержания судьям Конституционного Суда Украины, Верховного Суда Украины и высших специализированных судов (сейчас назначаются этими судами).

По военных пенсий:

• введен календарное исчисление выслуги лет для определения права на пенсию военным. Для определения размера пенсии остается льготное исчисление стажа;

• постепенное, в течение 10 лет, увеличение необходимой выслуги лет для назначения пенсии с 20 до 25 лет;

• сохранение порядка льготного исчисления выслуги лет и предельной выслуги для определения права на пенсию в пределах 20 лет для летчиков и подводников;

• уменьшение размера пенсии с 90 до 80 процентов от денежного обеспечения;

• при увольнении военнослужащего со службы по состоянию здоровья выплату единовременного пособия (в размере 50 процентов денежного обеспечения за каждый год службы) проводить независимо от продолжительности службы, а другим - при наличии 10 лет календарной выслуги.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 3606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.