Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика. Задание 7. Исследование процессов воспроизведения и узнавания




Введение

Задание 7. Исследование процессов воспроизведения и узнавания

Обсуждение результатов

 

Студент должен проанализировать формы полученных графиков, привлекая материал словесного отчета и наблюдений.

По сводным таблицам необходимо показать индивидуальные различия испытуемых и сделать выводы об общих для них закономерностях запоминания.

Контрольные вопросы

 

1. В чем заключается сущность методики заучивания?

2. Чем объясняется, что в процессе заучивания крайние элементы рядов запоминаются лучше, чем средние?

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Образец протокола

Дата:___________________________________ Испытуемый:______________________________________

Экспериментатор:______________________________________________________

 

Воспроизведено после предъявления Предъявлены слова V Примечание
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
Р      
К      

 

Словесный отчет испытуемого:____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Тема задания

 

Сравнить процессы воспроизведения и узнавания и установить зависимость этих процессов от объема и содержания материала.

 

 

Степень и характер сохранения того или иного материала в памяти могут быть выявлены либо путем воспроизведения, либо путем узнавания. Как известно, основное различие процессов воспроизведения и узнавания состоит в том, что при воспроизведении человек должен вспомнить ранее предъявлявшийся, ему материал, тогда как при узнавании он повторно воспринимает материал, полностью или частично включенный в какой–то новый материал.

Воспроизведение обычно считают более активным и более сложным процессом, чем узнавание. Вместе с тем нельзя считать, что узнавание всегда значительно проще воспроизведения. Процесс узнавания может быть очень затруднен при повторном восприятии сходных объектов. Так, например, даже знакомого курсанта в военной форме довольно трудно сразу узнать среди большого числа других курсантов примерно того же возраста и роста.

В экспериментальной психологии накоплен большой материал как по сравнительному изучению процессов воспроизведения и узнавания, так и по исследованию зависимости процесса узнавания от содержания материала.

 

Обработка задания включает проведение трех опытов. Два первых опыта направлены на сравнительный анализ процессов воспроизведения и узнавания и на выявление зависимости этих процессов от объема материала. В первом опыте испытуемому читается ряд из 10 не связанных между собой слов и предлагается воспроизвести его в любом порядке. Результат воспроизведения фиксируется в протоколе знаком (+). Затем экспериментатор читает второй ряд уже из 20 не связанных по смыслу слов, в который включены в случайном порядке 10 слов первого ряда. Испытуемый должен сказать «да» при словах, которые предъявлялись в первом ряду. Экспериментатор отмечает узнанные слова знаком (+). Во втором, аналогичном опыте для активного воспроизведения предлагается ряд из 15 слов, а для узнавания –30 слов.

Инструкция испытуемому (перед началом каждого опыта): «Слушайте меня внимательно! Сейчас я назову Вам ряд слов. Постарайтесь их запомнить и, когда я кончу, назвать в том порядке, в каком они Вам вспоминаются. Внимание! Начинаем!» После воспроизведения: «Сейчас я назову Вам другой ряд с большим количеством слов, но в котором будут слова, названные раньше. Если Вы услышите слово, которое я называл в первый раз, скажите мне "да"».

Третий опыт строится по типу первого (10 слов для воспроизведения и 20 для узнавания), но все слова должны быть по смыслу близкими друг другу: например, можно взять 20 названий птиц или животных, городов или предметов домашнего обихода и т.п. Третий опыт должен ответить на вопрос о зависимости воспроизведения и узнавания от содержания материала. Ряды слов, как для воспроизведения, так и для узнавания, должны быть заготовлены заранее и записаны столбиками в протоколах (см. Приложение). Слова должны состоять из 6–8 букв. Для каждого опыта заготавливается отдельный протокол.

После каждого опыта испытуемый дает словесный отчет, а экспериментатор записывает свои наблюдения. Перерыв между опытами 30 мин.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.