Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обсуждение результатов. На основании полученных данных, конечным итогом которых является динамика изменения количества информации




 

На основании полученных данных, конечным итогом которых является динамика изменения количества информации, получаемой испытуемым в последовательно решаемых им задачах, следует сделать вывод о структуре поиска, о его соответствии или несоответствии статистической характеристике поля, о факторах и условиях, способствующих быстрейшему переходу испытуемого к оптимальному способу поиска при решении задач на распознавание.

Контрольные вопросы

 

1. В чем заключается методика образования искусственных понятий, разработанная Ахом? Каковы ее достоинства и недостатки?

2. Каковы особенности методики двойной стимуляции Выготского–Сахарова?

3. Каковы современные методики, изучающие процесс распознавания явлений, основывающиеся на методике образования искусственных понятий?

4. Как изменяется статистическая структура обследуемого поля гипотез при последовательном выборе испытуемым положительных и отрицательных примеров?

 

Литература: 64.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Образец бланка для регистрации хода решения задач

 

Задача 1 Задача 2

 

Раздел 6. ЛИЧНОСТЬ

 

§ 15. Введение к заданиям 13–14

 

Методики исследования феноменов «уровень притязаний» и «пресыщение» были предложены в школе немецкого психолога Курта Левина (1890–1947). К. Левин одним из первых обратился к экспериментальному исследованию мотивационной и целевой обусловленности поведения человека в конкретной обстановке (в «психологическом поле»). Он считал, что поведение человека побуждают «квазипотребности». Этим термином К. Левин обозначал не биологические влечения, а психологические образования, за которыми стоят системы напряжений в психологическом поле и которые возникают в том числе в связи с жизненными целями человека. Более того, он подчеркивал, что цели и намерения стоят по своим динамическим свойствам в одном ряду с потребностями, что именно они (квазипотребности) специфичны для человека.

В учении К. Левина был поставлен вопрос о связи между потребностью и предметом, служащим для ее удовлетворения. Он показал, что человек всегда существует в определенной конкретной ситуации, где каждая вещь, предмет выступают в отношении к потребностям и стремлениям человека, в том числе сами обладают «характером требования»10. К. Левин указывал на динамичность этих отношений, на то, что любое человеческое действие меняет «соотношение сил в ситуации» и по–новому определяет результирующий вектор сил, направляющий поведение. Поэтому всякое экспериментальное психологическое исследование требует анализа взаимодействия человека с окружающей действительностью. К. Левин подчеркивал, что человек всегда включен в окружающую его ситуацию, сама среда должна рассматриваться в ее отношении к действующему человеку. Б. В. Зейгарник обозначала это взаимодействие как «пласт жизненных отношений» [Зейгарник, 1998].

Проблему потребностей как двигателя человеческого поведения К. Левин разрешал с позиций гештальтпсихологии. Потребность означает для К. Левина некую динамическую заряженную или напряженную систему, образуемую взаимодействием сил в психологическом поле и стремящуюся к разрядке. В разрядке этой напряженности системы и состоит, по К. Левину, удовлетворение потребности. Поэтому его теорию относят к гомеостатическим. Понятие «психологическое поле» не означало для него реального объективного окружения. Оно выступало обозначением феноменального мира, который по существу есть отражение тех же напряженных систем. Раскрытие структуры динамических напряженных систем и их взаимоотношения с «психологическим полем» и должно, по мнению К. Левина, явиться объяснением волевого действия.

Несмотря на некоторую методологическую ограниченность учение К. Левина сыграло положительную роль в истории психологии. Он ввел в психологические исследования новые параметры изучения человека: показал экспериментально, что в качестве предмета исследования могут выступать потребности и мотивы человеческого поведения. Но особенно велика роль К. Левина и его школы в разработке экспериментальных приемов исследования в области психологии личности. Работы К. Левина и его учеников (Б. В. Зейгарник, Т. Дембо, М. Овсянкиной, В. Малер, А. Карстен, Ф. Хоппе) позволяют эмпирически раскрывать отношения, существующие между личностью и средой и внутри самой личности. Такими приемами стали методики, позволяющие исследовать уровень притязаний, самооценку личности (феномены лучшего запоминания прерванных действий, пресыщения и т.д.).

К. Левин считал, что уровень притязаний формируется в процессе конкретной деятельности. В формировании уровня притязаний важнейшую роль играют самооценка и эмоционально переживаемый успех и неуспех достижения целей; уровень притязаний является важным образованием личности, с ним связаны активность субъекта, уровень трудности выбираемых целей, сложная структура его аффективной жизни.

Группа экспериментальных исследований в школе Левина была направлена на исследование возможности удержания и восстановления побуждения к деятельности. К. Левин экспериментально показал, что любое действие, даже длительно и монотонно протекающее, возможно, если оно включено в систему потребностей человека (в пласт жизненных отношений).

Предлагаемые задания «Исследование "уровня притязаний"» и «Исследование процесса "пресыщения"» знакомят с образцами методических приемов школы Курта Левина, в которых – в отличие от эксперимента Б. В. Зейгарник – наблюдаемые эффекты еще нельзя назвать собственно экспериментальными, поскольку в такой же степени эти методики можно рассматривать и в качестве психодиагностических.

Литература: 23; 25, с. 276–283.

 

§ 16. Задание 13. Методика «Уровень притязаний»

 

Тема задания

 

Знакомство с методической процедурой, позволяющей эксплицировать и анализировать динамику уровня притязаний испытуемого в ситуации неопределенности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.