Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пояснения к шифровке ответов при исследовании по тесту Роршаха




Обработка результатов

Методика

Обработка результатов

 

По формальным оценкам ответы испытуемых отражают одну из следующих особенностей организации восприятия: а) особенности оперирования и ориентировки в пространстве (в одном случае для построения образа берется все пятно в целом, в другом – только его часть); б) избирательность реакций (например, исключительно сильная реакция на цвет или преимущественно на цвет); в) очередность реакции (например, реакция, состоящая из ряда категорий, всегда начинается с формы); г) статичность или динамичность возникающего образа (например, у испытуемого образы или неподвижны, или в картинах усматривается движение).

Оценки по содержанию входят в одну из четырех категорий – люди, животные, предметы и фантастические образы – и свидетельствуют о тех особенностях ассоциативного процесса, в результате проявления которых на основе действия превалирующих представлений и понятий складывается один из типичных образов.

Отдельные связи между категориями ответов и их диагностическими значениями (по формальным оценкам и оценкам по содержанию) сведены в Приложения II и III.

 

В опыте участвуют два человека: экспериментатор и испытуемый. Испытуемый может быть ознакомлен с системой оценок только после проведения опыта.

Опыт заключается в предъявлении 10 карточек в последовательности, отраженной их порядковым номером. Предъявление карточек сопровождается одним стандартным вопросом: «Что это и на что это похоже?»

Регистрируется время между предъявлением карточки и началом ответа. Регистрируется также время самого ответа. Время предъявления не ограничено. Все данные (временные характеристики, ответы, паузы, колебания в ответах) заносятся в стандартный протокол (см. Приложение I).

 

1. Все ответы шифруются (см. Приложения II и III).

2. Производится подсчет количества ответов разных категорий.

3. Вычисляется процент ответов различных категорий из общего числа всех ответов.

4. Выявляются сочетания ответов по формальным оценкам и оценкам по содержанию.

5. Обсуждаются индивидуальные характеристики испытуемого.

(типы ответов)

 

1. Формальные характеристики

Ц (целостность) – так шифруются ответы, основанные на восприятии всего пятна таблицы в целом, при четком отграничении пятна от фона таблицы;

Д (деталь) – ответы, основанные на восприятии части пятна без учета других его частей;

Ф (форма) – четко выраженная форма (описание людей, животных, растений и др.);

Фн – нечетко воспринятая форма;

ФЦв (форма – цвет) – ответы, в которых преобладает форма и упоминается цвет;

ЦвФ (цвет – форма) – ответы, в которых преобладает цвет, но упоминается и форма.

2. Характеристики по содержанию

Ж – категория «животные»: сюда вводят упоминания о любых представителях животного мира – млекопитающих, птицах, рыбах, земноводных, пресмыкающихся, насекомых;

Ч – категория «человеческие фигуры»: упоминания о человеческих существах в любой форме – называнием пола (мужчина, женщина, маленькая девочка, мальчуганы...), возраста (старик, старуха, юноша...); профессии (кузнец, балерина); с заменой местоимением (кто–то согнувшийся, здесь танцующие...) или причастием (работающий, дерущиеся, указывающий...); с группировкой (драка, демонстрация, зрительный зал,.полный публики...);

П – категория «предметы»: упоминание предметов любого назначения, размера, свойства, материала, положения;

Фан – категория «фантастические образы»: упоминание фантастических и мифологических образов, персонажей сказок и легенд, фантастических существ и т.д. (ведьма, колдун, кентавры, король подземного царства);

Дв – категория «движение»: включает движение, перемещение позы, иногда ракурс, состояние, реже – мимические движения.

Примечание. В связи с рядом отступлений от правил (предъявление копий изображений, упрощенная схема обработки, нестандартизированные нормы) материал, полученный с помощью модели теста Роршаха в данном задании, диагностической ценности не имеет.

 

В качестве выводов после обсуждения полученных данных студент составляет заключение о проявленных личностных особенностях испытуемого.

Контрольные вопросы

 

1. Что диагносцируется с помощью теста Роршаха?

2. Какие психические процессы участвуют в формировании ответов испытуемого?

3. Какой психологический механизм лежит в основе теста?

4. Чем отличается тест Роршаха как пример методики толкования?

5. На чем основаны формальные оценки теста?

6. На чем основаны оценки по содержанию?

 

Литература: 1.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ II




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.