Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что есть истина?




 

Вокруг проблемы об истине сконцентрированы все другие вопросы гносеологии, ибо целью познания в конечном счете является достижение объективного истинного знания. Проблема истины
в большей степени, чем какая-либо другая, со всей остротой выявляет свою непосредственную связь с вопросом о месте самого познания в системе культуры, о характере и перспективах развития науки, о прогрессе человечества.

Первые представления об истине, о том, что понимать под истиной – какое знание, какой путь, – мы обнаруживаем в древнегреческой философии. Тогда уже сложилось и до некоторой степени устоялось в последующих веках учение о том, что истина есть не что иное, как соответствие знаний предмету, объекту, что истина – это процесс воспроизведения, отражения в голове человека знаний о внешнем мире. Согласно Аристотелю, определение истины, которое называют классическим – «истина есть соответствие утверждения или отрицания предмету или совпадение знания с объектом». Эту концепцию истины разделяли философы почти всех направлений и течений вплоть до Гегеля. У него истина заключается в самом процессе познания, где знание поднимается с низших ступеней ко все более высоким, неся в себе свою собственную разумность. Согласно Гегелю, истина – это разум, познавший свое собственное содержание и погружающийся в природу ради ее подчинения себе. Истинно то, что познано, поэтому истина всегда конкретна. Истина не может быть раз и навсегда «отчеканенной монетой», которую
в любой момент можно пустить в оборот или разменять. Истина – это развертывание, становление самого разума.

Эти мысли Гегеля созвучны многим рационалистическим концепциям наших дней, подчеркивающим суверенность разума, способность его познать окружающий мир, подняться от незнания
к знанию, от неполного и неточного знания к все более полному
и точному и, наконец, достичь того уровня, на котором можно зафиксировать знание, удовлетворяющее субъект в данное время,
в определенных конкретных условиях его бытия.

Однако в наше время существует и другая точка зрения – позиция крайнего иррационализма, выражающаяся в страхе перед разумом, бегством от него; это воззрение, отвергая объективные закономерности познания и движения его к истине, в своей основе имеет неверие, пессимизм, суеверия, мистику, отрицает истину как достоверное знание. Здесь истина отождествляется с эмоциями, влечениями, волей человека, которые отрываются от их объективного источника. В этом случае критерием истины признается или очевидность ощущений, эмоций человека, или же согласованность суждений, понятий, высказываний с ощущениями.

Как видим, вопрос об истине затрагивает саму суть знаний человека, и этот вопрос не может быть изолирован от условий деятельности и бытия человека. Понятие же истины характеризует знание в его отношении к существующему независимо от него внешнему миру. Таким образом, истина – это философская категория, которая обозначает адекватные реальности знания, возникающие в процессе деятельности человека, в ходе получения субъектом информации об объекте. В связи с этим истина – идеальная форма деятельности человека, отражающая объективный источник в виде таких форм знания, как понятия, суждения, умозаключения, теории, учения, наука в целом. Другими словами, истина есть духовный, конкретно-исторический процесс получения знания, процесс их развития, в котором субъект реализует свои духовные способности, превращает знания в элемент сознания, формирует себя как активного творца культуры.

В этом непрерывном, бесконечном процессе получения знаний, развития познавательных способностей человека и создания им культуры обращает на себя внимание то, что знание человек
в большей мере получает об объекте и от объекта; поэтому истина всегда и во всем объективна, так как и содержание знания, и источник знаний, и направленность знания порождены объектом, объективным миром. Истина, следовательно, объективна, так как знания идут от объекта, вращаются вокруг него, с ним связаны. Но это никаким образом не свидетельствует, что субъект устранен от получения знаний. Он и только он заинтересован в знании, и поэтому истина субъективна, но субъективна и по носителю, и по своему существованию. Говоря точнее, истина в одно и то же время, в одном и том же отношении объективна и субъективна, но господствующей стороной является все же признание истины объективной; она – надличностна, надсубъективна. Платон, видимо, имел в виду эту особенность истины, когда писал: «Однако нельзя ценить человека больше, чем истину». Будучи объективной, «истина не наказуема» (В. Соколов).

Но истина объективная не является общезначимой, так как она не связана со знанием, или, точнее, с мнением большинства. Она не может быть принята или отвергнута голосованием, утверждением: «Так считают все!». Ведь на самом деле все считали, что Земля неподвижна, а Солнце вращается вокруг нее. Все также считали, что войска Наполеона победить нельзя, но знание одного Коперника или Кутузова – содержали верное, точное, истинное отражение действительности. Поэтому истина никогда не есть нечто общезначимое, раз и навсегда данное, истина не есть всегда законченное, завершенное знание. Она не проходит референдум: кто прав? Здесь нет голосования, она проходит ряд ступеней своей зрелости, происходит становление знания, его приближение к цельности. Вот этот процесс получения знания, его совершенства выражается понятиями абсолютной и относительной истины, при этом истина всегда остается одной – единственной – объективной истиной.

 

Каково соотношение (диалектика) абсолютного
и относительного в истине?

 

Говоря о том, что становление знания, разная степень глубины и зрелости знания субъектом об объекте, выражается понятиями «абсолютность» и «относительность» истины, мы подчеркиваем процессуальный характер познания, указываем, что знание в одно и то же время, в одном и том же отношении является исчерпывающим, полным и неполным, незавершенным одновременно, в одном и том же отношении. Другими словами, любая истина есть и абсолютная, и относительная.

Понятие абсолютность истины выражает то состояние знания, когда можно говорить не только о возможности и тенденции познания, достижения им современного, завершенного знания об объекте (такого состояния никогда не будет), но и знания, которые полно, точно, адекватно выражает объект. Абсолютность истины частично реализуется на исторически определенной и преходящей ступени познания.

«Относительная» истина – это объективная истина, выражающая приблизительный, незавершенный характер знания, в которое в ходе дальнейшего развития еще войдет более полное
и точное знание. Таким образом, относительное одновременно
и абсолютно, а абсолютное в одном и том же отношении – относительно; этот переход, перелив неполного знания во все более полное и стремящееся к совершенству, законченности, абсолютности
и есть не что иное, как диалектика абсолютной и относительной истины, проистекающая из природы единой объективной истины, которая ни при каких условиях не может быть опровергнута, ибо
в таком случае она не истина, а заблуждение.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.