Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В чем состоят особенности социального познания?




 

Специфика социального познания прежде всего определяется особенностями социального объекта, которым является общество, ибо оно развивается по своим, присущим только ему законам, характеризующиеся тем, что в обществе действуют люди, наделенные сознанием, что деятельность всегда и во всем имеет в себе элемент сознательности, цели, идеи; далее, необходимым компонентом общественного движения является мир вещей, предметов культуры, созданных человеком в процессе его трудовой деятельности
и включенных в контекст общественного бытия; в-третьих, общественное развитие несравненно более динамично по сравнению
с природой, и поэтому социальное познание развивается в соответствии с развитием самого общественного бытия; в-четвертых, общественные процессы носят статистический характер и проявляются, подчеркнем еще раз, в деятельности людей.

Характеризуя социальное познание, следует сказать, что носителем его является не сам по себе субъект или сам по себе объект, а субъект и объект социального познания существуют друг через друга (один в другом), в то же время в одном и том же отношении взаимоисключают друг друга. Более того, диалектика субъекта
и объекта социального познания предстает как самопознание, как саморефлексия, так как в своих развитых формах естествознание выступает как знание об объекте (т.е. природе) практического действия людей, социальное же познание есть знание о субъекте деятельности, т.е. об обществе. В социальном познании, следовательно, все вращается в сфере человеческого, субъектного. Объект познания – люди, субъект познания – также люди, а сам процесс познания осуществляется этими же людьми. Вот откуда и выясняется великая роль субъективного фактора.

Но социальное познание предполагает не абстрактное, отвлеченное, внеисторическое, а исторически конкретное понимание субъекта и объекта, которые втянуты в процесс взаимодеятельности, связанной с выяснением материальных интересов людей
и формирующихся на их основе социальных идей, целей, идеалов.

В связи с этим следует сказать, что социальное познание все целиком и полностью зиждется на интересах и потребностях людей. Вот они-то (эти интересы и потребности) служат прочным фундаментом всего социального познания, всех его многочисленных проблем; более того, с полной уверенностью можно сказать, что социальное познание, отражающее интересы людей, всегда и во всем – идеологизированное познание, на нем висит «свинцовый груз» общественных интересов, и поэтому прав Гоббс, утверждавший, что «геометрические теоремы опровергались бы, если бы они затрагивали интересы людей».

Интерес – это не что иное, как стремление людей, удовлетворяя свои потребности, выяснять свое реальное положение в обществе относительно: а) условий своей работы (продолжительности рабочего дня, интенсивности труда); б) условий быта; в) цен на продукты, услуги; г) получаемой заработной платы за свой труд – и т.д. Интересы – это по сути дела отражение реального положения людей в обществе, важнейший фактор причин действий. Всякий материальный (общественный) интерес проходит разные степени своего осознания и выкристаллизированности в идеях, целях, теориях, учениях. Идея, будучи духовным способом познания действий социальных субъектов, оказывает влияние на весь общественный ансамбль познания и практики. Поэтому когда мы говорим об истине
в сфере социального познания, всегда должны понимать, что истина в обществе не существует в социальном вакууме, она всегда связана с социальной средой, интересами людей и служит их отражением. В социальном познании учение об истине не может быть определено в пределах «чистой гносеологии», и влияние идей здесь не находится в непосредственном соответствии с их истинностью или ложностью – на них всегда «лежит проклятие» быть отягощенными интересами. Вот почему проблемы истины и социального познания столь сложны, запутаны, противоречивы.

В силу указанных особенностей социальное познание всегда идеологично, тенденциозно, предвзято, пристрастно; идеологический «привесок» никогда в обществе, разделенном на классы, не может быть элиминирован, он вечно будет находиться в центре социального познания, как косточка всегда находится в плоде. По этой причине
в социальном познании отражается не только интеллектуальный уровень общества, но и социальная позиция носителя истины (идеи). Все это вызывает возможность фальсификации социальных явлений, их некорректного, далекого от объективной истины толкования.

Таким образом, социальное познание, как и познание в целом, не есть «чистая» теория, удаленная и ютящаяся где-то вдали от земных забот и тревог; теория познания, выясняющая границы
и возможности познания, прямо и опосредованно связана с деятельностью и отношениями людей, в конечном счете концентрируется вокруг вопросов об истине, о верном и правильном пути, человеческих действиях, которые реализуются в общественном бытии людей,
в многообразных формах культуры. Вместе с тем следует не допускать чрезмерной идеологизации знаний, истины в ущерб ее объективности, конкретности, предметности – т.е. подлинной научности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.