КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В чем состоит роль практики в процессе познания?
Каковы основные виды (формы, элементы) практики?
Основными видами или элементами практики являются следующие: – материально-производственная деятельность; – общественно-политическая, социально-преобразующая деятельность; – эксперимент и наблюдение; – практика семейно-бытовых отношений; – практика управленческой деятельности. Материально-производственная деятельность, являющаяся основой развития общества, включает в себя различные виды материального производства (промышленность, сельское хозяйство В процессе общественно-политической, социально-преобра-зующей деятельности (национальные движения, войны, классовая борьба, социальные революции, социальные реформы по перестройке общества, практика деятельности государственных органов, общественных организаций, практика демократизации общества, развитие гласности и т.д.) преобразуются и развиваются общественные отношения. Третий вид практики (эксперимент и наблюдение) включает
Практика – источник, цель, основа познания и критерий (мерило) истинности знания: в этом состоят ее основные функции в познавательном процессе.
Роль практики как источника, исходного момента познания выражается в том, что люди познают мир по мере его практического освоения, действуя практически, и в процессе этой деятельности вскрывают все новые факты, противоречия, которые требуют своего разъяснения и своевременного разрешения. Это ставит проблемы перед обществом и познающим субъектом, является причиной В практике формируются познавательные способности человека, который следует логике предметности, овладевает навыками и способами трудовой деятельности и ориентации в окружающем мире, постигает содержание общественного сознания. Благодаря практике индивид во всех актах своей деятельности действует общественным образом, общественное преломляется в индивидуальном. Субъект познает не столько тем, что сам действует, сколько тем, что в практике «заставляет» вещи воздействовать друг на друга, как бы делает им «очную ставку», в процессе которой проявляются их сущности, и эти сущности постигаются субъектом. Вопрос о цели познания всегда являлся объектом внимания исследователей, которые по-разному, зачастую односторонне или субъективистски отвечали на него, считая целью познания или любознательность, или наслаждение поиском истины, или постижение некой высшей мудрости божества, и т.п. На деле же главной (не исключая, конечно, роли указанного выше) побудительной силой и целью познания является практика, применение полученных знаний на практике. Будучи основной сферой применения данных науки, она обусловливает появление прежде всего тех знаний, в которых имеется практическая потребность (следует иметь в виду, что данная потребность может быть непосредственной или опосредованной, близкой или отдаленной, явной или неявной). К примеру, возникновение современной, экспериментальной науки (естествознания, техникознания) вызвано потребностями способа производства, основанного на использовании системы машин и сознательном применении достижений естествознания: характер нового способа производства, в отличие от ремесленного, требовал замены использования эмпирических, рутинных приемов сознательным применением данных науки как системы знаний о законах природы. Кибернетика возникла непосредственно в связи
Общество вырабатывает в принципе такие идеи, которые так или иначе ему нужны или будут нужны в обозримом будущем и для возникновения которых заложены основы не только в определенном уровне развития теории, но прежде всего практики. Например, технология как наука возникла только в конце XVIII в., т.е. когда возникло машиностроение (сам термин «технология» впервые применен Способ производства, способ деятельности конкретного общества определяет преимущественное господство конкретного способа мышления (познания): рабовладельческие отношения древней Греции – наивная, стихийная диалектика, феодализм – схоластика, капитализм – метафизика, современный переход общества к новой, посткапиталистической (постиндустриальной) цивилизации связан со все более широким применением научно-диалектического метода мышления; другой яркий пример этого – возникновение социально-экологического стиля мышления (В. Вернадский, Н. Федоров, представители Римского клуба) в условиях обостренной мировой экологической ситуации; и т.д. Практика создает и обеспечивает материальную базу функционирования и развития познания, в особенности современной науки эпохи НТР (обеспечение сложной и дорогостоящей технической базой и оборудованием, средствами связи и информации, средствами организации, финансовыми ресурсами, системой подготовки и переподготовки кадров и т.п.). Такие черты практики, как материальность (предметность), объективность, целенаправленность, преобразовательность, позволяют осуществить постоянный «выход» во внешний мир, переплавить знания в дела, а «дела» природы сделать основой человеческой деятельности; проверить истинность знания может, в конечном счете, только практика, поэтому она выполняет роль мерила, критерия истинности знаний.
Практика в качестве критерия истинности познания позволяет сравнивать «идеи» с «объектом», подтверждать их соответствие или нет, раскрывать законы мира, используя их для преобразования природы, общества и самого человека. Сама по себе практическая деятельность может быть успешной в том случае, если она согласуется с законами объективного мира, если практические действия приводят к успеху. Поэтому в практике обнаруживается единство двух противоположных моментов – абсолютности и относительности. Абсолютность практики как критерия истины проявляется в том, что она имеет всеобщий, универсальный характер, является единственным способом материализации, овеществления знаний, Но практика в одно и то же время демонстрирует свою относительность как критерия, ибо не все в данных условиях можно Логический критерий истины связан в первую очередь
Логический критерий истины – это стройность, надежность, последовательность, логичность мысли, выраженная в понятиях, умозаключениях, принципах, законах, т.е. тех формах мысли, которые приобрели ясность, непротиворечивость, аксиоматичность. Логический критерий истины важен в практических делах («От незнания логики погибло больше кораблей, чем от незнания навигации»), ибо он сохраняет авторитет логики, разработанной в систематической форме еще Аристотелем. Аксиологический критерий обращен к ценностям человеческого бытия и служит в общем и целом мировоззренческим критерием, как и эстетический критерий, где важнейшими являются суждения по законам красоты, чувства гармонии и совершенства – все эти критерии все же воплощаются в практике, производственно-практической и духовной деятельности людей, вливаются, органически входят в ведущий критерий – практику как общественно-материальную деятельность людей, преобразующую материальный мир в мир культуры, в очеловеченный мир. Практика – это общественная деятельность людей, связанная с изменениями их производственных отношений, с изменением их бытия и социальной роли. Поэтому целью практики и ее назначением является не только изменение природы обитания человека, но
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |