Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В чем состоит роль практики в процессе познания?




Каковы основные виды (формы, элементы) практики?

 

Основными видами или элементами практики являются следующие:

– материально-производственная деятельность;

– общественно-политическая, социально-преобразующая деятельность;

– эксперимент и наблюдение;

– практика семейно-бытовых отношений;

– практика управленческой деятельности.

Материально-производственная деятельность, являющаяся основой развития общества, включает в себя различные виды материального производства (промышленность, сельское хозяйство
и т.п. деятельность по производству различных материальных благ в предметной, вещной форме потребительских стоимостей).

В процессе общественно-политической, социально-преобра-зующей деятельности (национальные движения, войны, классовая борьба, социальные революции, социальные реформы по перестройке общества, практика деятельности государственных органов, общественных организаций, практика демократизации общества, развитие гласности и т.д.) преобразуются и развиваются общественные отношения.

Третий вид практики (эксперимент и наблюдение) включает
в себя различные виды экспериментальной деятельности в естествознании, технической сфере, в общественной жизни (экономический, психологический, правовой эксперимент, опыт), опытническая работа в различных сферах производства, наблюдение и измерения в социологии, астрономии и т.д. Значение данного вида практики наиболее возросло в условиях научно-технической революции (особенно на ее технологическом – современном этапе).

 

 

Практика – источник, цель, основа познания и критерий (мерило) истинности знания: в этом состоят ее основные функции в познавательном процессе.

Роль практики как источника, исходного момента познания выражается в том, что люди познают мир по мере его практического освоения, действуя практически, и в процессе этой деятельности вскрывают все новые факты, противоречия, которые требуют своего разъяснения и своевременного разрешения. Это ставит проблемы перед обществом и познающим субъектом, является причиной
и стимулом его познавательной активности.

В практике формируются познавательные способности человека, который следует логике предметности, овладевает навыками и способами трудовой деятельности и ориентации в окружающем мире, постигает содержание общественного сознания. Благодаря практике индивид во всех актах своей деятельности действует общественным образом, общественное преломляется в индивидуальном. Субъект познает не столько тем, что сам действует, сколько тем, что в практике «заставляет» вещи воздействовать друг на друга, как бы делает им «очную ставку», в процессе которой проявляются их сущности, и эти сущности постигаются субъектом.

Вопрос о цели познания всегда являлся объектом внимания исследователей, которые по-разному, зачастую односторонне или субъективистски отвечали на него, считая целью познания или любознательность, или наслаждение поиском истины, или постижение некой высшей мудрости божества, и т.п.

На деле же главной (не исключая, конечно, роли указанного выше) побудительной силой и целью познания является практика, применение полученных знаний на практике. Будучи основной сферой применения данных науки, она обусловливает появление прежде всего тех знаний, в которых имеется практическая потребность (следует иметь в виду, что данная потребность может быть непосредственной или опосредованной, близкой или отдаленной, явной или неявной). К примеру, возникновение современной, экспериментальной науки (естествознания, техникознания) вызвано потребностями способа производства, основанного на использовании системы машин и сознательном применении достижений естествознания: характер нового способа производства, в отличие от ремесленного, требовал замены использования эмпирических, рутинных приемов сознательным применением данных науки как системы знаний о законах природы. Кибернетика возникла непосредственно в связи
с потребностями организации противоракетной обороны Англии
в годы Второй мировой войны.

Общество вырабатывает в принципе такие идеи, которые так или иначе ему нужны или будут нужны в обозримом будущем и для возникновения которых заложены основы не только в определенном уровне развития теории, но прежде всего практики. Например, технология как наука возникла только в конце XVIII в., т.е. когда возникло машиностроение (сам термин «технология» впервые применен
в 70-х гг. XVIII столетия); усложнение производства, всех сфер общественной практики в XX в., а отсюда усложнение проблем управления вызвало к жизни, наряду с производственной технологией, технологию социальную и возникновение такой науки, как теория управления, и т.д.

Способ производства, способ деятельности конкретного общества определяет преимущественное господство конкретного способа мышления (познания): рабовладельческие отношения древней Греции – наивная, стихийная диалектика, феодализм – схоластика, капитализм – метафизика, современный переход общества к новой, посткапиталистической (постиндустриальной) цивилизации связан со все более широким применением научно-диалектического метода мышления; другой яркий пример этого – возникновение социально-экологического стиля мышления (В. Вернадский, Н. Федоров, представители Римского клуба) в условиях обостренной мировой экологической ситуации; и т.д.

Практика создает и обеспечивает материальную базу функционирования и развития познания, в особенности современной науки эпохи НТР (обеспечение сложной и дорогостоящей технической базой и оборудованием, средствами связи и информации, средствами организации, финансовыми ресурсами, системой подготовки и переподготовки кадров и т.п.).

Такие черты практики, как материальность (предметность), объективность, целенаправленность, преобразовательность, позволяют осуществить постоянный «выход» во внешний мир, переплавить знания в дела, а «дела» природы сделать основой человеческой деятельности; проверить истинность знания может, в конечном счете, только практика, поэтому она выполняет роль мерила, критерия истинности знаний.

Практика в качестве критерия истинности познания позволяет сравнивать «идеи» с «объектом», подтверждать их соответствие или нет, раскрывать законы мира, используя их для преобразования природы, общества и самого человека. Сама по себе практическая деятельность может быть успешной в том случае, если она согласуется с законами объективного мира, если практические действия приводят к успеху. Поэтому в практике обнаруживается единство двух противоположных моментов – абсолютности и относительности.

Абсолютность практики как критерия истины проявляется в том, что она имеет всеобщий, универсальный характер, является единственным способом материализации, овеществления знаний,
и в том, что знания, которые подтверждаются на практике, являются знаниями полными, исчерпывающими и в данных историко-конкретных условиях – неизменными (к примеру, понятие материи как объективной реальности).

Но практика в одно и то же время демонстрирует свою относительность как критерия, ибо не все в данных условиях можно
подтвердить или опровергнуть, ибо сама по себе деятельность людей не может быть завершена в определенных конкретных условиях, что вызывает необходимость «ждать», «ловить» моменты подтверждаемости. Практика, будучи критерием истинности знаний, все же не является единственным и важнейшим критерием. Существуют другие, общечеловеческие критерии, к которым относятся: логический, аксиологический, эстетический, критерий самоочевидности, конвенционализма и т.д.

Логический критерий истины связан в первую очередь
с формальным (логическим) способом проверки знаний путем установления логической связи между высказываниями, между проверяемыми знаниями и некоторыми предшествующими знаниями, уже доказанными, аксиоматичными и достаточно надежными.

Логический критерий истины – это стройность, надежность, последовательность, логичность мысли, выраженная в понятиях, умозаключениях, принципах, законах, т.е. тех формах мысли, которые приобрели ясность, непротиворечивость, аксиоматичность. Логический критерий истины важен в практических делах («От незнания логики погибло больше кораблей, чем от незнания навигации»), ибо он сохраняет авторитет логики, разработанной в систематической форме еще Аристотелем.

Аксиологический критерий обращен к ценностям человеческого бытия и служит в общем и целом мировоззренческим критерием, как и эстетический критерий, где важнейшими являются суждения по законам красоты, чувства гармонии и совершенства – все эти критерии все же воплощаются в практике, производственно-практической и духовной деятельности людей, вливаются, органически входят в ведущий критерий – практику как общественно-материальную деятельность людей, преобразующую материальный мир в мир культуры, в очеловеченный мир.

Практика – это общественная деятельность людей, связанная с изменениями их производственных отношений, с изменением их бытия и социальной роли. Поэтому целью практики и ее назначением является не только изменение природы обитания человека, но
и в первую очередь изменением его самого как субъекта культуры, автора и актера своей собственной драмы. Эта драма разворачивается конкретно-исторически, и поэтому познание всегда и во всем социально детерминировано.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.