Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Приоритетные направления социальной политики зарубежных стран




 

За последние десятилетия во многих странах происходят существенные изменения в социальной политике. Так, в социал-демократической, или скандинавской модели общественное мнение и парламенты ищут пути сокращения налогов средствами гражданского общества и рынка. Развитие идет в сторону приватизации, децентрализации и дебюрократизации с упором на добровольные или коммерческие решения вместо решений государственного сектора.

В либеральной модели, из европейских стран наиболее выраженной в Великобритании, упор делается на организованное и частично субсидированное государством социальное страхование в сочетании с частной благотворительностью.

В консервативной модели, действующей в центральноевропейских государствах, упор делается на решения, связанные с рынком труда, где работодатели и работники заключают соглашения, вступающие в силу в случае незанятости, болезни или старости. Незанятое население трудоспособного возраста длительно неработающее зависит от местных властей или частных благотворительных органов. В Нидерландах и во всей Скандинавии делается упор на передачу ответственности муниципалитетам.

Католическая (латинская) модель использует традиционно такие сферы гражданского общества как церковь, семью и частную собственность. В этом плане характерна Франция, которая на социальное обеспечение направляет значительную долю национальных ресурсов, что обусловливает его высокое качество. Однако Франция использует смешанную модель, где социальные права четко увязываются с уплатой взносов и, в тоже время, социальное обеспечение является универсальным и безусловным.

В своем нынешнем состоянии система социальной защиты включает страхование от некоторых социальных рисков, связанных либо со снижением личных доходов (болезнь, роды, инвалидность, производственные травмы, старость, безработица), либо с увеличением общесемейных расходов (семейные пособия). Большая часть ресурсов системы обязательного социального страхования выплачивается в виде пособий по старости и болезни. Быстрый рост расходов в настоящее время объясняется рядом таких факторов, как старение населения или качественные аспекты спроса и предложения по отношению к медицинскому обслуживанию.

Самую развитую пенсионную систему имеют американцы. Принятая в США накопительная модель позволяет иметь не одну, а три пенсии: государственную, частную коллективную по месту работы и частную индивидуальную путем открытия личного пенсионного счета (ЛПС). Минимальную пенсию гарантирует государство. Для двух третей престарелых американцев государственные пенсии составляют половину и больше их дохода. Интересно, что пенсионеры получают не свои деньги, а деньги ныне работающих и платящих налоги в соответствующие пенсионные фонды. В США женщины уходят на пенсию в 60 лет, а мужчины — в 65. Вторую пенсию можно накопить на предприятии, приняв участие в специальных программах. Они делятся на два вида: с установленными выплатами и установленными взносами. Первый вид гарантирует фиксированный размер пенсии, который зависит от размера зарплаты и стажа работы в компании. Как правило, наемные работники взносы в фонды не платят, они формируются за счет работодателей. Программы с установленными взносами финансируются уже в равных долях. Каждый участник здесь имеет персональный счет в пенсионном фонде и сам выбирает инвестиционные инструменты и управляющие компании. То есть сам несет ответственность за результаты и сам определяет величину последующих пенсионных выплат.

Третью пенсию можно накопить, открыв личный персональный счет в банках, паевых фондах, страховых компаниях. Размеры ежегодных взносов на счет ограничены по закону верхним пределом в $2 тыс. Средства с него нельзя снять до достижения 59,5 года. При этом ЛПС можно открыть с момента рождения ребенка. Средства на счете не подлежат налогообложению, однако в момент их снятия и закрытия счета из накопленной суммы вычитается подоходный налог. В порядке вещей у среднего класса накапливать пенсию в двух-трех частных пенсионных фондах одновременно. Частными пенсионными схемами охвачены десятки миллионов работающих американцев. Отметим, что именно накопительная американская модель больше всего пострадала от мирового кризиса. Убытки пенсионных фондов из-за обесценивания их активов перевалили за $1,5 трлн. При этом из-за увеличения продолжительности жизни, а, следовательно, увеличения числа пенсионеров, положение в ближайшие годы будет ухудшаться. Число американцев от 65 или старше за последние 20 лет возросло на 80%. Согласно прогнозам, в 2030 году число американцев старше 65 лет возрастет до 71,5 млн., то есть до 20% населения США. Два года назад их число составляло 37 млн. человек, т.е. 12% населения страны.

Несмотря на национальные особенности пенсионных систем в западных странах, их объединяет одно железное правило: хочешь безбедно жить в старости, помимо гарантированной пенсии от государства накапливай сам за счет личных средств дополнительную негосударственную пенсию.

Современная пенсионная система ФРГ, как и большинство европейских, работает по распределительной модели и покоится на трех китах: государственное обязательное страхование, корпоративное страхование и частное страхование. Два последних — дело добровольное. Но государство с помощью налоговых льгот и надбавок стимулирует работодателей и граждан откладывать деньги на дополнительные пенсии. Львиную долю доходов пенсионеров (около 63%) формирует система обязательного пенсионного страхования. Чем больше трудовой стаж — тем выше уровень выплат по старости. Так, человек, постоянно получавший на протяжении 45 лет участия в системе пенсионного страхования заработную плату, равную средней заработной плате в стране, при выходе на пенсию будет получать ежемесячную выплату в размере более 1000 евро (44,5 тыс. руб.). Более 80% всего населения в возрасте от 15 до 65 лет застрахованы. Еще по 240—400 евро (10,7—17,8 тыс. руб.) ежемесячно доплачивают предприятия. Правда, соответствующие договоры с работодателями имеет на руках только половина работающих немцев. По данным профсоюзов, лишь треть наемных работников в ФРГ дорабатывает до 65 лет, половина предприятий под разными благовидными предлогами в условиях кризиса отказывают в приеме на работу людям старше 50 лет. Величина поступлений из третьего источника зависит от самого работника. А точнее, от условий его договора накопительного страхования жизни или индивидуального договора о пенсионном страховании. Сейчас доля пенсионеров в обществе составляет 18%. По прогнозам, к 2035 году количество немцев старше 65 лет возрастет до 30%. Чтобы уменьшить затраты на содержание пенсионеров, депутаты бундестага год назад увеличили на два года пенсионный возраст. Это означает, что все немцы, родившиеся после 1964 года, будут получать пенсии по достижении 67 лет.

Опыт, накопленный западными странами, отличается от опыта Востока. Ряд стран Азии с 1960 года входят в число 12 наиболее быстро развивающихся стран мира. Государственные социальные расходы в Сингапуре и Таиланде ниже, чем в европейских странах и в основном сосредоточены на образовании, в первую очередь начальном. Единственной формой вмешательства государства является принятие определенного регулирования в этих областях.

В целом, в странах с переходной экономикой показатели социального развития резко идут «вниз». Это связано со слабым уровнем экономического развития, множеством накопленных за многие годы недостатков в социальной сфере, разрушением старой системы социальной защиты населения. Наиболее остро в этих странах стоят вопросы обеспечения минимальных доходов населения, организации рынка труда, охраны здоровья населения. Существует критическая ситуация в сфере доходов населения. Очень незначителен средний слой населения и подавляющее число составляют бедные и беднейшие слои населения.

Интересен опыт реализации социальной политики в наиболее динамично развивающейся стране – Китае. Подавляющее большинство китайцев сегодня не имеет государственных пенсий. Старики могут рассчитывать только на себя и отчасти на своих детей. Из-за ограничения рождаемости большинству молодых семей приходится кормить и лечить не только единственного ребенка, но и 4 своих родителей и 8 дедушек и бабушек. По последним оценкам, меньше чем на доллар в день (по паритету покупательной способности) живет 13—17% населения. Добавим, что вся медицина в Китае платная.

Первая попытка построить пенсионную систему была предпринята 9 лет назад: в 2000 году был создан Всекитайский фонд соцстрахования. Выплаты из него начнутся только после 2010 года. Проблема в том, что его активы составляют 238 млрд. юаней, тогда как дефицит пенсионной системы составляет более 1,6 трлн. юаней. Пробные реформы идут только в городах 10 передовых восточных провинций КНР. И только для сотрудников госпредприятий. Пенсия формируется из двух источников: 20% на фонд оплаты труда (ФОТ) выделяет работодатель и 8% от зарплаты — работник. Итого 28% на ФОТ, и пенсия должна составлять не более 59,2% средней зарплаты по провинции. Сотрудники частных городских предприятий решают пенсионную проблему самостоятельно. Лишь единицы из них обращаются в страховые компании. Сейчас 44 млн. горожан получают государственные пенсии. Как правило, это несколько сот юаней (1 юань жэньминьби — 4,4 руб.). Чтобы хоть как-то свести концы с концами, многие городские пенсионеры вынуждены подрабатывать.

На селе, особенно во внутренних провинциях, ситуация еще хуже. Примерно 90% пожилых деревенских жителей (около 85 млн. человек) пенсий вообще не получают. По оценке Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), лишь 13,4% китайцев (около 174 млн. человек) являются участниками пенсионной системы. Уже сейчас 10% китайского населения (около 160 млн.) старше 60 лет. По прогнозу ОЭСР, к 2015 году пожилых людей будет 200 млн., к 2050 году — 430 млн.

В развитых индустриальных странах работающее население вкладывает денежные средства в область социального страхования. Оно компенсирует значительную часть утраченного дохода. Для тех, кому недоступно пользоваться услугами социального страхования, открыт доступ к системе социальной помощи. Пособия на детей часто выплачиваются помимо социального страхования и программ поддержки доходов малообеспеченных. Более того, такие пособия являются универсальными и выплачиваются всем семьям, где есть дети. В некоторых странах вместо этих пособий родителям предоставляется право на отсрочку уплаты налогов.

В Западной Европе сейчас идут серьезные дебаты по вопросам реформирования системы социальной защиты. Рост числа пенсионеров, высокая безработица привели к сокращениям размера государственных пенсий в Великобритании. США законодательно установили постепенное повышение возраста выхода на пенсию.

В целом, современные глобальные проблемы социальной политики можно сформулировать следующим образом: э кологическая ориентация социальной политики; социальная ориентация экономики; укрепление национальной и международной безопасности; переход стран на модель устойчивого развития; усиление роли личности в социально-экономических преобразованиях.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Понятие модели социальной политики и критерии отнесения различных стран мира к данным моделям.

2. Социал-демократическая модель и ее наиболее типичные черты.

3. Принципы и ключевые характеристики консервативной модели.

4. Характерные особенности либеральной модели.

5. Принципы и содержательные характеристики католической модели.

6. Основные приоритеты социальной политики в развитых странах мира и развивающихся странах Востока.

Литература

 

1. Антропов В. В. Социальная защита в странах Европейского союза. - М., 2006.

2. Волгин Н.А. Социальная политика: Учебник. 3-е изд. – М., Экзамен, 2008.

3. Глобализация и социальная политика развитых стран. – М., 2008.

4. Леонов И.В. Современное социальное государство: сущность, признаки и проблемы формирования. – М., 2006.

5. Маргулян Я.А. Глобальный характер и содержание современных социальных опасностей и угроз. - Международная научная конференция: Глобализация: PRO ET CONTRA». Материалы международной конференции «Глобализационный вызов истории на рубеже тысячелетий: приоритеты российской культуры и искусства». Апрель 2006. СПб., 2006.

6. Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика. - М., 2009.

7. Толмачев А.П. Право социального обеспечения. – М., 2009.

8. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа: Учебное пособие. 3-е изд. - М.: Дашков и К, 2009.

 

 

 

 

 

 

Глава 8.

____________________________________________________________________________




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.