Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сопоставление SC-действий и SR-действий в логистике




О

О

П

Й

Ы

А

И

Р

М

А

Т Отношение внешние, внутренние,

Е логистической системе входные, выходные

Л

Ь Натурально- одноассортиментные

Н вещественный состав многоассортиментные

 
 

 


Количество груза массовые, крупные, средние,

мелкие

 

 
 


удельный вес груза тяжеловесный, легковесные


Т

К Степень совместимые, несовместимые

совместимости

 

 

 
 


консистенция груза насыпные, навалочные,

тарно-штучные, наливные

 

 

Рис.2. Классификация материальных потоков.

весные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 тонну (при перевозках водным транспортом) и 0,5 тонны (при перевозках железнодорожным транспортом).

- легковесные потоки представлены грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 метров кубических.

5. По степени совместимости образующих поток грузов материальные потоки делят на совместимые и несовместимые. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

6. По консистенции грузов:

- насыпные грузы (например, зерно) перевозятся без тары. Их главное свойство – сыпучесть;

- навалочные грузы (соль, уголь, руда, песок и т.п.) как правило минерального происхождения, обладают сыпучестью, но могут слеживаться, смерзаться, спекаться;

- тарно-штучные грузы имеют самые различные физико-химические свойства, удельный вес, объем;

- наливные грузы – грузы перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами выполняются с помощью специальных технических средств.

Финансовые потоки в логистике – это направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного товарного потока. Из этого определения следует, что:

· во-первых, логистический финансовый поток – это не просто движение финансовых ресурсов, а их направленное движение;

· во-вторых, направленность движения финансовых ресурсов в логистике обуславливается необходимостью обеспечения перемещения соответствующего товарного потока;

· в-третьих, движение финансовых ресурсов осуществляется либо в логистической системе, либо между нею и внешней средой.

Финансовые потоки классифицируются по следующим признакам:

1. По отношению к конкретной логистической системе:

- внешние финансовые потоки – протекают за границами рассматриваемой логистической системы;

- внутренние финансовые потоки – существуют внутри логистической системы и видоизменяются за счет выполнения с соответствующим товарным потоком целого ряда логистических операций.

2. По направлению движения:

- входящий финансовый поток поступает в рассматриваемую логистическую систему из внешней среды;

- выходящий финансовый поток начинает свое движение из рассматриваемой логистической системы и продолжает существовать во внешней среде.

3. По назначению:

- финансовые потоки, обусловленные процессом закупки товаров;

- инвестиционные финансовые потоки;

- финансовые потоки по воспроизводству рабочей силы;

- финансовые потоки, связанные с формированием материальных затрат в процессе производственной деятельности предприятий;

- финансовые потоки, возникающие в процессе продажи товаров.

4. По способу переноса авансированной стоимости:

- потоки финансовых ресурсов, сопутствующие движению основных производственных фондов предприятия (к ним относятся инвестиционные финансовые потоки и частично финансовые потоки, связанные с формированием материальных затрат);

- потоки финансовых ресурсов, обусловленные движение оборотных средств предприятия.

5. По форме расчета:

- денежные финансовые потоки, характеризующие движение наличных финансовых средств;

- информационно-финансовые потоки, обусловленные движение безналичных финансовых средств;

- учетно-финансовые потоки, возникающие в ходе производства товаров или оказания услуг на стадии увеличения авансированной стоимости.

В свою очередь, денежные финансовые потоки делятся на потоки наличных финансовых средств по рублевым счетам и по расчетам валютой, а к информационно-финансовым потокам относятся потоки безналичных финансовых средств по расчетам платежными поручениями, платежными требованиями, инкассовым поручениям, документальными аккредитивами и расчетными чеками.

6. По видам хозяйственных связей:

- горизонтальные финансовые потоки, отражающие движение финансовых средств между равноправными субъектами предпринимательской деятельности;

- вертикальные финансовые потоки, отражающие движение финансовых средств между дочерними и материнскими коммерческими организациями.

Основной целью финансового обслуживания товарных потоков в логистике является обеспечение их движения финансовыми ресурсами в необходимых объемах, в нужные сроки, с использованием наиболее эффективных источников финансирования. В самом простом случае каждому товарному потоку соответствует свой денежный поток (рис.3.1).

 

Товарный поток

Предприятие- Предприятие-

продавец покупатель

Финансовый поток

 

Рис. 3.1. Простейшая схема движения товарного и финансового потока.

 

       
   
 


Предприятие- Предприятие-

продавец покупатель

       
 
   

 


Отделение банка Отделение банка

продавца покупателя

 

товарный поток

движение платежных документов (информационный поток)

финансовый поток

 

Рис.3.2. Движение различных видов потоков при осуществлении безналичных расчетов.

В данном случае финансовый поток является «вторичным» или зависимым по отношению к товарному потоку, способствуя эффективному прохождению потоком товарно-материальных ценностей всего пути следования от предприятия-продавца к предприятию-покупателю.

При использовании какой-либо формы безналичных расчетов схема движения финансового потока между продавцом и покупателем товаров претерпевает определенные изменения (рис.3.2.).

Анализ рис.3.2. показывает, что при организации безналичных расчетов поток информации о движении платежных документов имеет одинаковую направленность с товарным потоком и один и тот же источник возникновения, в то время как финансовый поток осуществляется между уполномоченными отделениями банков предприятия-продавца и предприятия-покупателя и имеет обратную направленность по отношению к товарному потоку.

Многообразие форм и направлений развития современного финансового рынка, а также специфика механизма его функционирования в условиях стабилизации рыночных отношений в России обуславливают возможность широкого использования ценных бумаг и производственных финансовых инструментов при финансовом обслуживании движения товарных потоков. Эффективное применение инструментов фондового рынка помимо оптимизации финансовых потоков позволяет значительно улучшить показатели финансовой деятельности как предприятий-продавцов, так и предприятий-покупателей. В первую очередь это касается увеличения чистой прибыли за счет минимизации налоговых платежей. Для их снижения в настоящее время могут быть использованы как возможности отдельных видов государственных ценных бумаг, так и возможности выпуска и обращения векселей различных эмитентов.

Примерная схема движения товарного и финансового потоков в условиях использования предприятием-покупателем государственных и муниципальных ценных бумаг для повышения эффективности закупочных операций представлена на рис.3.3. Для упорядочения схемы потоковых процессов предположим, что коммерческий банк, в котором у предприятия-покупателя открыт расчетный счет, является для него одновременно и банком-кредитором (при получении ссуды), и банком-дилером (при покупке ценных бумаг).

       
 
   
 


Предприятие Предприятие

продавец покупатель

                       
   
 
     
       
 
 
   
 
 

 

 


Фондовая биржа Банк-кредитор

покупателя

 

движение продукции (товарный поток)

движение денег, используемых для оплаты продукции

(финансовый поток)

движение денег, используемых для покупки ценных бумаг

(финансовый поток № 2)

движение ценных бумаг (поток товарно-нематериальных ценностей)

 

Рис.3.3. Примерная схема движения товарного и финансового потоков при минимизации налоговых платежей предприятием-покупателем.

 

Анализ рис.3.3. показывает, что логистический финансовый поток (т.е. финансовый поток, обусловленный движением основного товарного потока – потока товарно-материальных ценностей) по источникам образования является заемным, поскольку формируется за счет кредитных ресурсов коммерческого банка. В то же время собственные денежные средства предприятие-покупатель использует для приобретения государственных или муниципальных ценных бумаг, что образует финансовый поток № 2, сопутствующий логистическому финансовому потоку. В свою очередь, движение ценных бумаг вызывает появление нового товарного потока – потока товарно-нематериальных ценностей, поскольку ценные бумаги также являются товаром. Оптимизировать движение вышеназванных товарных потоков можно как для каждого в отдельности, так и для обоих вместе. Однако только во втором случае использование логистического подхода к управлению потоковыми процессами принесет наибольший экономический эффект для конкретного предприятия.

Кроме государственных и муниципальных ценных бумаг в хозяйственной деятельности предприятий с целью минимизации их налоговых платежей могут применяться процентные и дисконтные векселя, обращение которых значительной изменяет схему движения финансовых потоков.

При использовании во взаиморасчетах простого процентного векселя сумма платежа за поставку товаров разбивается на две части – номинал векселя и проценты по векселю, что позволяет снизить стоимость товаров и уменьшить величину налога с оборота (рис.3.4.). Для предприятия-покупателя, выписавшего простой процентный вексель предприятию-продавцу, номинал векселя будет отражать стоимость платежа, которая полностью учитывается в составе издержек производства и обращения. Для продавца, получившего такой вексель за свои товары, налогом на добавленную стоимость и другими налогами с оборота будет облагаться только номинал векселя, а проценты по нему будут считаться доходом по ценным бумагам, по которому в настоящее время уплачивается налог по ставке 15%.

 

1

Предприятие-продавец 2 Предприятие-покупатель

(векселедержатель) 3 (векселедатель)

4

 

 

1 – движение продукции (товарный поток);

2 – покупатель выдает вексель продавцу;

3 – продавец предъявляет вексель к оплате в установленный срок;

4 – покупатель оплачивает поставленный товар («гасит» вексель).

 

Рис.3.4. Схема потоковых процессов при использовании простого векселя.

 

В последнее время на рынке ценных бумаг широкое распространение получили переводные дисконтные векселя различных эмитентов, как правило, применяемые для улучшения взаиморасчетов при организации поставок продукции. Приобретение переводного векселя по цене ниже номинальной стоимости обусловливает возможность экономии определенной суммы денежных средств при расчетах с предприятием-векселедателем за его товары и услуги (рис.3.5).

По аналогии с механизмом финансового обслуживания товарного потока при использовании простого векселя, логистический финансовый поток при применении переводного векселя считается таковым только при условии выполнения всех указанных операций по обращению переводного векселя. Причем погашение векселя (поток 6) может осуществляться как путем его оплаты денежными средствами векселедателем в установленный срок, так и путем взаимозачетов существующих обязательств между контрагентами.

Анализ финансового механизма обслуживания товарных потоков показал, что:

· во-первых, наличие логистического финансового потока главным образом обусловлено существованием обслуживаемого им товарного потока;

· во-вторых, направление, объем, источник возникновения и время начала движения финансового потока зависят от согласованной продавцом и покупателем товаров формы расчетов и предусмотренных в договоре купли-продажи дополнительных условий платежа;

· в-третьих, получившая в последнее время широкое распространение практика использования различных видов ценных бумаг для оптимизации взаиморасчетов между продавцами и покупателями товаров, с одной стороны, значительно усложнила механизм финансового обслуживания товарных потоков, с другой – повысила его эффективность.

 

4

Предприятие- Предприятие-

продавец 3 покупатель

                   
   
     
       
 
 
   
 
 
 

 


6 5

2

Векселедатель


 

1 – движение денег, используемых для приобретения переводного векселя покупателем продукции;

2 – выдача переводного векселя покупателю;

3 – движение продукции (товарный поток);

4 – передача переводного векселя продавцу продукции;

5 – предъявление векселя при наступлении положенного срока;

6 – погашение векселя.

 

Рис.3.5. Схема движения товарного и финансового потоков при использовании переводного векселя.

 

Информационный потокпоток сообщений в речевой, документальной (бумажной и электронной) и другой форме, генерируемый исходным материальным потоком в рассматриваемой логистической системе, между звеном логистической системы или логистической системой и внешней средой, и предназначенный для реализации управленческих функций.

Подробнее о информационных потоках и информационных системах будет рассмотрено далее при изучении функциональной области логистики – информационной логистики.

Потоки услуг. Большое число звеньев логистической системы и логистических посредников являются предприятиями сервиса, в которых услуги неразрывно связаны с продуктом, распределяемым, продвигаемым на рынок и продаваемым на разных участках логистической цепи. К таким звеньям относятся различные транспортные компании, оптовые и розничные торговцы, компании-дистрибьютеры и т.п. При этом стоимость услуг может значительно превосходить прямые затраты на производство продукции.

На Западе широко используется понятие «логистика сервисного отклика» (SRL-подход), которое определяется как процесс координации логистических операций, необходимых для оказания услуг наиболее эффективным способом с точки зрения затрат и удовлетворения запросов потребителей. SRL-подход является зачастую основным стратегическим элементом менеджмента многих зарубежных фирм, оказывающих услуги. Критическими элементами этого подхода являются прием заказов на услуги и мониторинг оказания услуг. Распределительная сеть должна быть построена таким образом, чтобы с максимальной эффективностью удовлетворять требования клиентов к уровню обслуживания. Примерами подобных сетей являются станции техобслуживания и пунктов автосервиса автомобилестроительных фирм, сети предпродажного и послепродажного сервиса большинства фирм, производящих промышленные электробытовые товары и т.п.

В табл.2 проведено сопоставление некоторых логистических действий в обычной логистической цепи управления материальными потоками (SC-действия) ив логистической сервисной системе (SR-действия).

Сопоставление SC-действий и SR-действий позволяет логистическим менеджерам фирмы, производящей услуги, использовать те же принципы и методические подходы при управлении потоками услуг, что и для материальных потоков. Однако необходимо учитывать, что процедуры заказов и мониторинга услуг обычно носят более комплексный характер, чем аналогичные процедуры материального логистического менеджмента.

Несмотря на важность сервиса, до сих пор отсутствуют эффективные способы оценки качества услуг, что объясняется рядом их особенностей в сравнении с продуктовыми характеристиками. Такими особенностями являются:

1. Неосязаемость услуг. Проявляется в сложности спецификации услуг сервисной фирмой, а также в затруднительности их оценки со стороны покупателя.

2. Покупатель зачастую принимает прямое участие в процессе оказания услуг.

3. Услуги потребляются в больших размерах в то же время, когда они оказываются, т.е. услуги не могут складироваться и транспортироваться.

4. Покупатель никогда не становится собственником, покупая услуги.

5. Оказание услуг – это деятельность (процесс), и поэтому услуги не могут быть протестированы прежде, чем покупатель их оплатит.

6. Оказание услуг часто состоит из системы более мелких (субсервисных) действий, причем покупатель оценивает все эти действия. Качество и привлекательность услуг зависят от способности покупателя дать общую оценку действий по оказанию услуг.

Оценка качества услуг при анализе и проектировании логистических систем должна основываться на критериях, используемых покупателями услуг для этих целей. Когда покупатель оценивает качество услуг, он сравнивает некоторые фактические значения параметров оценки качества с ожидаемыми им величинами этих параметров, и если эти ожидания совпадают, то качество услуг признается им удовлетворительным. Схема построения ожиданий покупателя при оценке качества услуг приведена на рис.4.

Для каждого параметра оценки качества услуг имеются две величины (условные) – ожидаемая покупателем и фактическая. Разница между этими двумя величинами называется расхождением (рассогласованием) и оценивает степень удовлетворения покупателя качеством услуги.

Наиболее важными компонентами (параметрами) оценки качества услуг являются следующие:

· осязаемость – та физическая среда, в которой оказываются услуги (интерьер, оргтехника, внешний вид персонала);

· надежность – последовательность исполнения «точно в срок» (например, в физическом распределении доставка товара в указанное место и время, а также надежность информационных и финансовых процедур, сопровождающих физическое распределение);

· ответственность – желание персонала сервисной фирмы помочь покупателю, гарантии выполнения услуг;

· законченность – обладание необходимыми знаниями и навыками, компетентность персонала;

Таблица 4

SC-действия SR-действия
Прогнозирование объема продаж готовой продукции   Источники/закупки     Планирование производства     Внутренняя транспортировка   Управление запасами   Складирование     Процедуры заказов   Система дистрибьюции     Контроль в дистрибьюции   Внешняя транспортировка     Логистическое администрирование Прогнозирование объема услуг     Наем персонала службы сервиса; сбор информации о предполагаемых услугах   Расписание работы персонала и сервисного оборудования; выбор канала продвижения услуг   Сбор информации     Управление мощностями сервисного оборудования; управление данными; обучение персонала; регистрация клиентов   Хранение данных (информации); ведение баз данных на ПК   Взаимодействие с клиентами; оценка потребностей; переговоры; мониторинг доведения услуг до потребителя   Сеть выставок; системное планирование; планирование сервисной сети   Сетевой контроль; контроль коммуникаций   Ротация кадров; движение по служебной лестнице; передача информации об услугах   Сетевое администрирование

 

· доступность – легкость установления контактов с сервисной фирмой, удобное для покупателя время оказания услуг;

· безопасность – отсутствие риска и недоверия со стороны покупателя (например, обеспечение сохранности груза при физическом распределении);

· вежливость – корректность, любезность персонала;

· коммуникабельность – способность персонала разговаривать на языке, понятном покупателю;

· взаимопонимание с покупателем – искренний интерес к покупателю, способность персонала войти в роль покупателя и значение его потребностей.

Потребительские ожидания при оценке качества услуг стоятся на основе следующих ключевых факторов (рис.4):

- речевых коммуникаций (слухов), т.е. той информации об услугах, которую покупатели узнают от других покупателей;

- личных потребностей. Данный фактор относится к личности покупателя, его запросам, представлению о качестве услуг и связан с его характером, политическими, религиозными, общественными и другими взглядами;

- прошлого опыта, т.е. такого рода услуги уже оказывались в прошлом;

- внешних сообщений (коммуникаций) – информации, получаемой от поставщика услуг по радио, телевидению, из прессы (реклама в средствах массовой информации).

           
     
 


ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ Речевые Внешние сообщения

КАЧЕСТВА УСЛУГ коммуникации (коммуникации)

           
     
 


осязаемость

надежность Личные Прошлый

ответственность потребности опыт

законченность

доступность

безопасность

вежливость

коммуникабельность Ожидаемые

взаимопонимание параметры

с покупателем качества услуг Оценка

качества

услуг

Фактические

параметры

качества услуг

 

 

Рис.4. Схема построения ожиданий покупателя при оценке качества услуг

 

Для рационализации логистического управления в каналах продвижения товаров необходимо научиться, во-первых, оценивать параметры качества услуг; во-вторых, построить управление таким образом, чтобы свести к минимуму расхождения между ожидаемыми и фактическими уровнями качества услуг. Для этого используются различные методы оценок, такие как анкетные опросы покупателей, экспертные оценки, статистические методы и т.п. Сложность заключается в том, что большинство параметров качества услуг нельзя измерить количественно, т.е. получить формализованную оценку.

Материальный поток образуется в результате совокупности определенных действий с материальными объектами. Эти действия называют логистическими операциями. Логистические операции – совокупность действий, направленных на преобразование материального и/или информационного потока.

Выполнение логистических операций с материальным потоком, поступающим в логистичесую систему или покидающим ее, отличается от выполнения этих операций внутри логистической системы. Это объясняется переходом права собственности на товар и переходом страховых рисков с одного юридического лица на другое. По этому признеаку все логистические операции разделяют на односторонние и двусторонние.

Некоторые логистические операции являются продолжением технологического производственного процесса, например, расфасовка. Эти операции изменяют потребительские свойства товара и могут осуществляться как в сфере производства, так и в сфере обращения.

Логистические операции, выполняемые в процессе снабжения предприятия или сбыта готовой продукции, т.е. операции, выполняемые в процессе «общения логистической системы с внешним миром», относят к категории внешних логистических операций. Логистические операции, выполняемые внутри логистической системы, называют внутренними. Неопределенность окружающей среды сказывается на выполнении внешних логистических операций.

 
 


Логистическая операция

 
 

 


Признак Переход права Изменение Природа

классифи- собственности потребитель- потока

кации на товар ских свойств

                   
       
         
 

 


Вид Односторонние С добавленной С материальным

логисти- (без перехода) стоимостью потоком

ческой

операции

Двусторонние Без добавленной С информационным

(с переходом) стоимости потоком

 

 

Рис.5. Классификация логистических операций.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Дайте определение логистического потока. Дайте классификацию потоков.

2. Назовите единицы измерения материального, финансового потока и потока услуг.

3. Перечислите виды материальных потоков.

4. Перечислите виды финансовых потоков.

5. Назовите качественные и количественные показатели потока услуг. Назовите основные особенности производства услуг.

6. Дайте определение логистической операции. Перечислите известные Вам логистические операции.

7. Приведите классификацию логистических операций.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 902; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.152 сек.