Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планировка торговых залов магазинов




 

Планировка торгового зала, зачастую, рассматривается исключительно с точки зрения выбора систем расстановки в нём оборудования. Однако, понятие планировки торгового зала комплексное, включающее составляющие:

§ зонирование торгового зала (деление его площади на функциональные зоны);

§ система расстановки торгового оборудования в торговом зале;

§ соблюдение строительных требований и нормативов в ходе планировки.

Планировка торговых залов магазинов должна быть рациональной, для чего предполагается его зонирование и размещение оборудования, обеспечивающие:

§ максимальное удобство покупателям при их движении, ориентации в торговом зале, осмотре товара и его выборе, обеспечение свободного движения покупательских потоков;

§ максимальные удобства для приобретения товаров покупателями при минимальных затратах времени;

§ исключение очередей в узлах расчета;

§ предоставление покупателям возможности хорошо просматривать торговую площадь;

§ максимальную пропускную способность магазина;

§ создание наиболее благоприятных условий труда для работников магазина;

§ хорошие условия для пополнения запасов товаров в торговом зале;

§ кратчайшие пути движения товаров из помещений для хранения и подготовки товаров к продаже в торговый зал;

§ не пересечение потоков покупателей с товарными потоками и потоками работников, пополняющих товарные запасы;

§ возможность контроля со стороны работников магазина;

§ эффективное использование всей торговой площади.

Зонирование торгового зала (деление его площади на функциональные зоны)

По назначению площадь торгового зала магазина подразделяется на 5 основных зон.

1. Площадь, занимаемая оборудованием для выкладки и демонстрации товаров: включает установочную площадь оборудования, предназначенного для непосредственного размещения товаров, а также оборудования, обеспечивающего процесс их выбора (примерочные кабины, зеркала и т.д.).

2. Площадь, занимаемая узлами расчетов: включает площадь для установки расчётно-кассовых узлов (РКУ) и организации рабочего места кассиров, а в магазинах самообслуживания и площадь установки столов упаковки. Российские нормы площади торгового зала на одну кассу, м2, включены в ВСН 54-87 «Предприятия торговли. Нормы проектирования» (табл.3.8).

Таблица 3.8

Примерные нормы площади торгового зала на одну кассу, м2

Группы товаров Площадь торгового зала на одну кассу в магазинах с торговой площадью
  до 650 651-1500 свыше 1500
Одежда, обувь, трикотаж, белье, го­ловные уборы, ткани, культтовары      
Спорттовары, хозяйственные товары, галантерея, парфюмерия, косметика, канцелярия, продовольственные то­вары      

 

3. Площадь для организации рабочего места продавца (рабочий фронт): рассчитывается, как произведение длины рабочего фронта (определяется длиной прилавка, за которым работает продавец) на его глубину (сумма ширины рабочего прилавка, промежутка от прилавка до внешней стены или витрины, находящейся с тыла продавца).

4. Площадь для оказания дополнительных услуг покупателям (таблицы 3.3, 3.4).

5. Площадь проходов для покупателей, нормативы определения которых стандартизированы (табл. 3.9, 3.10) включает:

а) проходы для движения покупателей между оборудованием:

- основные(магистральные); - второстепенные(внутренние);

- эвакуационные;

б) зону, прилегающую к входу в торговый зал и выходу из него (система «вход-выход»).

Таблица 3.9

Ширина проходов в торговых залах 1

Расположение проходов Ширина, не м., м
Между прилавками для хранения личных вещей покупателей и стеной (проход для покупателей в торговый зал)   1,7
Между параллельно расположенными островными горками 1,4
Между островными горками и пристенным охлаждаемым оборудованием 1,6
Между кассовыми кабинами или прилавками обслуживания и установленными параллельно им горками   2,0
Между кабинами контролеров-кассиров 0,6
Между кассовыми кабинами и торцами островных горок 2,0
Между прилавком и оборудованием за прилавком 0,9
Между прилавками 2,8
Между прилавками и стеной 1,2

Примечание 1 рекомендуется преимущественно для продовольственных магазинов

Таблица 3.10

Минимальная ширина проходов для покупателей в непродовольственных магазинах, м

Вид прохода Ширина прохода в магазинах с площадью торгового зала
до 250 250-650 651-1500 свыше 1500
  2 3    
Основные (магистральные)
Между торговым обору­дованием и стенами (при размещении оборудова­ния параллельно стенам)   2,0   2,5   3,0   3,5
Между параллельно расположенными горками   2,0   3,0   3,5   4,0
Между прилавками и оборудованием, уста­новленным параллельно прилавкам   2,5   3,5   4,0   4,6
Между прилавками и оборудованием, установленным торцом к прилавкам   2,0   2,5   3,0   3,5
Между кабинами контролеров-кассиров и оборудованием (при централизованной системе расчетов)   2,0   2,5   3,0   3,5
Между кабинами контролеров-кассиров и стеной или витриной   2,0   2,2   2,5   3,0
Между горками и сторо­ной тамбура без двери   2,5   3,0   3,5   4,0
Между горками и сторо­ной тамбура с дверью   3,0   3,5   4,0   4,5
Второстепенные (внутренние)
Между параллельно расположенными горками   1,6   1,8   2,0   2,2
Между параллельно расположенными вешалами и примерочными кабинами   1,4   1,6   1,8   2,0
Между горками и кресла­ми для примерки обуви   2,0   2,2   2,3   2,5
Между кабинами контролеров-кассиров 0,6 0,6 0,6 0,6
Между кабинами контролеров-кассиров и стеной или витриной   1,4   1,6   1,8   2,0
               

 

Ширина проходов зависит от характера размещения оборудования и размера торговых залов. Рекомендуемые нормативы ширины проходов для покупателей должны соблюдаться при планировке торговых залов с целью обеспечения покупателям свободного перемещения при осмотре и отборе товаров.

Вторая составляющая внутренней планировки торгового зала – выбор системы расстановки оборудования в нём.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 3420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.