Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынок чистой монополии (монопсонии)




Модели рынка в условиях монополизации

Монополизация экономики.

 

Монополизация экономики получает распространение в начале ХХ века, когда в странах с рыночной экономикой на большинстве рынках господствующее положение заняли несколько крупных фирм. Под монополизацией рынка понимается такая ситуация на рынке, когда те или иные субъекты занимают исключительное, господствующее положение, а именно либо имеют особое исключительно право на производство и (или) продажу определенного товара, либо право доступа к использованию тех или иных экономических ресурсов (факторов производства) или на приобретение тех или иных товаров. Это право может декларироваться государством. Монопольное положение в экономике может занимать само государство (всеобъемлющая монополизация со стороны государства имела место в командной экономике), а также хозяйствующие субъекты в лице фирм и отдельных граждан.

Собственно говоря, в условиях монополизации рынка само существование конкуренции ставится под сомнение. Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора, именно поэтому начинается состязание между производителями за спрос потребителя, возникает стремление наилучшим образом удовлетворить его запросы.

В условиях монополизации могут существовать следующие модели рынка.

 

Монополия («моно» - единственный и «полист» - продавец) - наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. В условиях чистой монополии потребителям противостоит единый производитель. Хочет или не хочет этого потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия. Если фирма является единственным производителем и единственным поставщиком, то она приобретает качество отрасли. Как правило, ее продукция уникальна, не имеет заменителей. Это позволяет фирме осуществлять контроль над ценой и воздействовать на общий объем предложения. Сочетание этих обстоятельств создает для монополиста все предпосылки для получения сверхприбылей.

Барьеры для вступления в отрасль достаточно высоки, чтобы полностью блокировать всю потенциальную конкуренцию. Реальными барьерами при чистой монополии могут также являться: эффект масштаба, исключительные права и собственность на важнейшие источники сырья. В монополизированной отрасли эффект масштаба связан с экономией на издержках.

Важным частным случаем монополистической структуры рынка, формирующегося на основе преимуществ крупного производства, являются естественные монополии. Они возникают в том случае, когда единственный производитель обслуживает рынок более эффективно, чем это способны сделать несколько конкурирующих фирм. Естественные монополии - это в основном предприятия, выпускающие продукцию и предоставляющие услуги общественного предназначения: электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения и связи, общественный и железнодорожный транспорт. Этим отраслям обычно предоставляются государством исключительные привилегии, но в обмен на это правительство сохраняет за собой право регулировать действия монополий, чтобы не допускать злоупотреблений монопольной властью.

Помимо экономических мер, монополию обычно защищают правовые меры (легальные). Самым распространенным источником легальных барьеров являются права собственности. Если в собственности некой фирмы оказываются, например, уникальные источники сырья, земли с особыми свойствами и т.д., то это создает предпосылки для монополии. Например, «Alcoa» («Алюминиум компани оф Америка») удерживает в США свое монопольное положение в алюминиевой отрасли многие годы, благодаря своему контролю над всеми основными источниками бокситов, являющихся главным сырьем, используемым в производстве алюминия. В России единственное месторождение никеля находится недалеко от г. Норильска, что делает «Норильский никель» национальным монополистом в выпуске этого металла.

Легальной защитой пользуются и права интеллектуальной собственности. Так, надлежащим образом оформленное и зарегистрированное изобретение, подтвержденное патентом, дает его владельцу монопольное право на производство соответствующей продукции в течение определенного времени. Владелец патента может единолично осуществлять свое монопольное право, а может за вознаграждение предоставлять его другим лицам (выдавать лицензию).

Еще одним источником легальных барьеров является предоставление государством монопольных прав на производство или торговлю определенной продукцией только одной фирме. Чаще всего подобные исключительные права предоставляются по соображениям национальной или общественной безопасности. Например, продажа оружия, наркотических веществ для медицинского использования, алкоголя. Такого рода монополия называется искусственной монополией.

Основным инструментом своего господства монополии используют цену. Различают три вида монопольных цен: монопольно высокие, по которым монополии продают свою продукцию; монопольно низкие, по которым они закупают сырье и комплектующие детали у поставщиков; дискриминационные цены, которые монополии устанавливают на различных рынках применительно к различным группам покупателей на одни и те же товары и услуги.

Например, телефонная станция устанавливает следующие тарифы: все граждане платят полный тариф, пенсионеры - половину тарифа, организации - повышенный тариф. Учитывая платежеспособность каждой группы клиентов, монополист увеличивает объем продаж и повышает свою прибыль.

Рассмотрев монополию как крайний случай несовершенной конкуренции со стороны продавца товаров и услуг, нельзя не упомянуть о монопсонии. Монопсония означает наличие на рынке единственного покупателя при множестве продавцов. Монопсония получила распространение на рынке трудовых ресурсов. Основными признаками данной монопсонии является:

- сосредоточение основной части (или всех) занятых в отрасли на одной фирме;

- полное (или почти полное) отсутствие мобильности работников, не имеющих реальной возможности сменить работодателя при продаже своей рабочей силы;

- отсутствие профсоюзов или других форм объединения занятых.

Примером монопсонии может служить ситуация в небольших городах, занятность населения в которых зависит от одного предприятия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.