Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антимонопольного регулирования




 

Монополия как тип экономического поведения на рынке имеет положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, крупное производство дает возможность снижать издержки производства и в целом экономить ресурсы; оно менее подвержено банкротству, а значит, сдерживает рост безработицы, а также имеет больше возможностей для проведения научно-исследовательских работ. С другой стороны, монополия является препятствием свободной конкуренции и может приводить к негативным последствиям в экономике.

Фирмы-монополисты путем занижения объемов производства могут завышать цену на свою продукцию, действуя в своих интересах, но при этом ущемляя интересы покупателей, и даже сдерживать научно-технических прогресс, не внедряя в производство научно-технические достижения в определенный период времени, если они господствуют на рынке и не встречают конкуренции. Поэтому для преодоления монополистических устремлений фирм, которые приводят к негативным последствиям для потребителей или общественного производства в целом, государство принимает антимонопольное законодательство и проводит антимонопольную политику.

Нарастающая концентрация производства во второй половине XIX века привела к становлению монополий во всех странах с рыночной экономикой и их существенному влиянию на хозяйственную жизнь общества. Правительства разных стран, опасаясь усиления кризисных явлений, были вынуждены усиливать давление на деятельность монополий законодательными мерами. Хотя конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в различных странах имеют свои особенности, среди них можно выделить характерные для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции; контроль над фирмами, занимающими доминирующее положение на рынке; контроль над ценами; сохранение конкурентной среды на рынке.

Государство, осуществляя антимонопольную политику, как правило, использует следующие меры:

- возводит барьеры на пути слияния компаний, если в результате этого слияния образуется фирмы-гиганты, которые единолично могут господствовать на определенном сегменте рынка;

- вводит запрет картельных соглашений, то есть осуществляет запрет сговора по ценам и квотам в общем объеме продаж на определенном сегменте рынка;

- осуществляет поддержку мелкого и среднего бизнеса;

- использует упрощенную процедуру лицензирования компаний;

- способствует созданию свободных экономических зон для привлечения иностранных инвесторов и расширения деятельности иностранных компаний на данном национальном рынке, преодолевая монополизм национальных компаний.

Начало антимонопольного законодательства было положено в конце XIX века в США. Первый антимонопольный закон был принят в 1890 году и назывался «антитрестовский закон Шермана». Этот закон запрещал монополизацию рынка и признавал незаконными любые объединения и сговоры, направленные на ограничения производства и торговли. В последствии этот закон неоднократно дополнялся, но и до сих пор именно в США существуют наиболее строгие ограничения на монополистические устремления фирм.

В настоящее время существуют американский и европейский вариант антимонопольного законодательства. Американская система запрещает возможность создания монополий как в производстве, так и в торговле. Она не допускает ни горизонтальные слияния компаний (слияния в рамках одной отрасли), ни вертикальные слияния (слияния компаний разных отраслей, но технологически между собой связанных), если эти слияния приводят к монополизации. Европейская система законодательства не запрещает монополию, но запрещает злоупотребление монопольной властью. Проводя антимонопольное регулирование, государство всегда балансирует между опасностью монополизма в виде господства на рынке тех или иных компаний и опасностью ограничения конкуренции, которая возможна в результате вмешательства государства в экономику.

В России в 1992 году был принят Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В 1995 году была принята его новая редакция. Этот закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно закону в России доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 % и более. Для предотвращения появления монополий предусмотрен широкий спектр санкций: предупредительные меры (запрет слияний крупных фирм); штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами), налоговые рычаги и принудительное дробление монополиста на несколько независимых фирм. Для пресечения монополистических злоупотреблений по отношению к естественным монополиям государство использует прямое вмешательство в их деятельность через контроль за ценообразованием и объемом выпуска продукции.

В России за соблюдением антимонопольного законодательства следит Федеральная антимонопольная служба, имеющая территориальные органы на местах.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.