Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-психологическое обеспечение деятельности




В деятельности и происходит переход объекта в его субъективную форму, в образ; вместе с тем в деятельности совершается также переход деятельности в ее объективные результаты, в ее продукты. Взятая с этой стороны, деятельность выступает как процесс, в котором осуществляются взаимопереходы между полюсами «субъект-объект».

Деятельность есть молярная, не аддитивная единица жизни телесного, материального субъекта. В более узком смысле, т. е. на психологическом уровне, это единица жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире. Иными словами, деятельность – это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие.

При всем своем своеобразии деятельность человеческого индивида представляет собой систему, включенную в систему отношений общества. Вне этих отношений человеческая деятельность вообще не существует. Как именно она существует, определяется теми формами и средствами материального и духовного общения (Verkehr), которые порождаются развитием производства и которые не могут реализоваться иначе, как в деятельности конкретных людей.

Само собой разумеется, что деятельность каждого отдельного человека зависит при этом от его места в обществе; от условий, выпадающих на его долю, от того, как она складывается в неповторимых индивидуальных обстоятельствах.

Уже в самом зарождении деятельности и психического отражения обнаруживается их предметная природа. Так, было показано, что жизнь организмов в гомогенной, хотя и изменчивой среде, может развиваться лишь в форме усложнения той системы элементарных отправлений, которая поддерживает их существование. Только при переходе к жизни в дискретной среде, т. е. к жизни в мире предметов, над процессами, отвечающими воздействиям, имеющим прямое биотическое значение, надстраиваются процессы, вызываемые воздействиями, которые сами по себе могут быть нейтральными, абиотическими, но которые ориентируют его по отношению к воздействиям первого рода. Формирование этих процессов, опосредствующих фундаментальные жизненные отправления, происходит в силу того, что биотические свойства предмета (например, его пищевые свойства) выступают как скрытые за другими, «поверхностными» его свойствами, поверхностными в том смысле, что, прежде чем испытать на себе эффекты, вызываемые биотическим воздействием, нужно, образно говоря, пройти через эти свойства (таковы, например, механические свойства твердого тела по отношению к химическим его свойствам).

Всякая деятельность имеет кольцевую структуру: исходная афферентация – эффекторные процессы, реализующие контакты с предметной средой - коррекция и обогащение с помощью обратных связей исходного афферентирующего образа. Сейчас кольцевой характер процессов, осуществляющих взаимодействие организма со средой, является общепризнанным и достаточно хорошо описан. Однако главное заключается не в самой по себе кольцевой структуре, а в том, что психическое отражение предметного мира порождается не непосредственно внешними воздействиями (в том числе и воздействиями «обратными»), а теми процессами, с помощью которых субъект вступает в практические контакты с предметным миром и которые поэтому необходимо подчиняются его независимым свойствам, связям, отношениям.

Последнее означает, что «афферентатором», управляющим процессами деятельности, первично является сам предмет и лишь вторично – его образ как субъективный продукт деятельности, который фиксирует, стабилизирует и несет в себе ее предметное содержание. Иначе говоря, осуществляется двойной переход: переход предмет – процесс деятельности и переход деятельность – ее субъективный продукт. Но переход процесса в форму продукта происходит не только на полюсе субъекта. Еще более явно он происходит на полюсе объекта, трансформируемого человеческой деятельностью; в этом случае регулируемая психическим образом деятельность субъекта переходит в «покоящееся свойство» (ruhende Eigenschaft) ее объективного продукта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для всей педагогической науки и практики характерна тенденция к комплексной учебно-воспитательной работе со студентами. Данное обстоятельство в еще большей степени характерно для психологических дисциплин, становящихся объективной базой для интеграции подготовки студентов технического университета в области психологии и педагогики и других наук о человеке, его воспитании, развитии и обучении.

Дисциплина психология, участвующая в междисциплинарной подготовке, имеет свой собственный аспект изучения, в чем и проявляется ее монодисциплинарность. Обе науки имеют собственные предметы исследования, неразрывно связаны между собой.

Психология и педагогика – это бурно развивающееся в отечественной психологии направление на стыке психологии и педагогики, психогигиены и психотерапии, философии и истории, культурологии и этики и т.д. Исходным для психологии и педагогики является представление о том, что психическое развитие, обучение и поведение человека в разных условиях, а также его психическое здоровье нельзя рассматривать вне связи данного индивида с окружающей средой (природной, информационной, образовательной, семейной и т. п.).

В ходе подготовки учебного пособия были выделены основные направления подготовки студентов в соответствии с требованиями образовательного стандарта по психологии и педагогике. В современных условиях при преподавании психологии и педагогики необходимо уходить от монодисциплинарности, развивая взаимодействие и интегрирование. Это позволит развивать традиции русской школы в развитии человековедческих дисциплин – совершенствовать интеграцию.

Важно отметить, что разделение педагогики и психологии в государственных стандартах носит, на наш взгляд, условный характер, так как в этих дисциплинах больше объединяющего, нежели разъединяющего.

Единство и взаимосвязь, взаимозависимость и взаимодополняемость этих наук обусловливает ориентацию преподавателя психологии и педагогики. Среди других задач он определяет, что и в какой степени необходимо знать студенту для психологического осмысления курса педагогики и психологии. Преподаватель обращает внимание на понимание сути психолого-педагогических знаний с позиций усвоенного студентами материала. При этом интегрирующим началом обеих дисциплин выступает реальный процесс личностного и профессионального развития студентов.

Интеграция психологии и педагогики способствует решению двух основных задач, взаимодополняющих и одновременно имеющих определенную самостоятельность:

1. Общечеловеческие (личностные), определяющие содержания и технологии познания, развития и актуализации собственного «Я» человека в различных областях жизнедеятельности;

2. Профессиональные (специфические), позволяющие изучить особенности педагогической (или какой-либо другой) деятельности, возможности развития и реализации профессионального «Я».

Существующие группы задач требуют рассмотрения проблемы взаимоотношений категорий инвариантности и вариативности, представляющие собой два полюса противоположных и одновременно связанных тенденций в развитии психолого-педагогических дисциплин – тенденций к его изменению и постоянству. Каждая из тенденций имплицитно содержит в себе противоположную, что свидетельствует об определенном противоречивом единстве обеих тенденций в развитии психолого-педагогических дисциплин.

Сложившееся взаимодействие психологии и педагогики указывает на несоответствие между потребностями теории и практики в их интеграции и дифференциации и отсутствие системы основополагающих идей, критериев, способствующих реализации этих процессов современной жизни и деятельности.

Имеющееся несоответствие, на наш взгляд, может быть преодолено путем определения идей, направлений и критериев интеграции и дифференциации, анализа имеющихся и построение на основе выделенных критериев современных программ психолого-педагогических дисциплин.

Интегрирующими факторами в педагогике и психологии могут выступать знания, способные проникнуть в другие учебные дисциплины, объединять их в системы более высокого порядка, формулировать перспективные психолого-педагогические концепции, направления, проблемы, получение других принципиально новых знаний.

Интеграция психологии и педагогики базируется на следующих основных положениях:

1. Конструктивное взаимодействие принципов системности, интеграции, дифференциации в процессе познания, что способствует переносу усвоенной системы психолого-педагогических знаний в профессиональную деятельность специалистов.

2. Научно-практическое определение логических связей и критериев интеграции изучаемых предметов в целостном педагогическом процессе, для раскрытия значения психолого-педагогических знаний в развитии личности студента и его готовности к профессиональной деятельности.

3. Формирование и внедрение в процесс обучения интегративных блоков для объединения знаний в области психологии и педагогики.

4. Обеспечение учебно-методического взаимодействия всех преподавателей дисциплин психолого-педагогического цикла в решении общих и профессиональных задач для развития будущего специалиста, включая совместное обсуждение комплексных проблем, составление межкафедральных планов и программ, формирование и совершенствование технологий личностного роста и профессионального образования, совместная подготовка, проведение и анализ занятий, взаимодействие в руководстве практической деятельностью студентов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.