Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура модуля




I блок Входной контроль
II блок Целеполагания и мотивации
III блок Межпредметной интеграции
IV блок Теоретический
V блок Углубления
VI блок Практический
VII блок Проблемно-творческий
VIII блок Контроля и коррекции

 

Блок входного контроля направлен на актуализацию имеющихся у студентов знаний по философии, общей психологии, общей педагогике, дошкольной педагогике и психологии, возрастной и педагогической психологии, истории педагогики и психологии, частным методикам дошкольного образования, на основе которых будет строиться изучение данного раздела и темы.

Блок целеполагания и мотивации предполагает применение штурма идей по изучаемой проблеме; лекций «открытых мыслей», самостоятельное моделирование проектов. Как правило, данный блок нацеливает студентов на проблемное обучение, самостоятельное и коллективное проектирование содержания образования по разделу, теме.

Блок межпредметной интеграции необходим для осмысления студентами методологии изучаемой науки, интеграции ими имеющихся знаний из других областей, которые вступают в связь с изучаемой темой. Данный блок предполагает самостоятельную работу студентов, по повторению определенных разделов ранее изучаемых дисциплин.

Теоретический блок определяет содержание учебного материала, изучаемого на лекциях или данного для самостоятельного изучения. Данный блок нацеливает на углубление теоретических знаний студентов через подготовку ими докладов и сообщений как на лекциях (лекции открытых мыслей, лекции вдвоем),так и на индивидуальных занятиях со студентами.

Блок углубления определяет направление и содержание семинарских занятий и научно-практических конференций, проводимых в процессе обучения.

Практический блок включает практические и лабораторные работы, обобщение опыта работы учебных заведений и преподавателей педагогических колледжей региона.

В данных двух блоках предлагается более обширный перечень тематики и методического обеспечения семинаров, практических и лабораторных работ, нежели необходимо по тематическому планированию. Связано это с тем, что данный раздел программы предполагает вариативный подход в изучении учебной дисциплины. Студентам предоставляется право выбора.

Проблемный блок необходим для создания условий для разноуровневого изучения предмета и предполагает задания повышенной сложности, направленные на формирование у студентов собственной позиции и потребности в инновационной деятельности. Введение данного блока позволяет осуществлять рейтинговую систему контроля знаний и создает положительную мотивацию учебной деятельности студентов.

Блок контроля и коррекции определяет основные проблемы и категории, выносимые на межмодульный и итоговый контроль знаний умений и навыков, сформированных у студентов в процессе изучения дисциплины.

Блочно-модульная система обучения предполагает возможность итогового контроля по блочной системе оценки знаний студентов.

Каждый модуль заканчивается кратким словарем терминов, включенных как необходимые для изучения.

Опираясь на сущность теоретического подхода к организации технологических процессов, мы исходили из следующего алгоритма технологии педагогического процесса: ТПП = Ц + З + Пр + СО + СПП + ФО + МО + С + КРО = Р,

(где ТПП – технология педагогического процесса, Ц – цель, З – задачи, ПР – принципы отбора и структурирования содержания образования, СО – содержание образования, СПП –субъекты педагогического процесса; ФО – формы обучения, МО – методы обучения, С – средства обучения, КРО – критерии результативности обучения, Р - результат).

Переход на новую технологию преподавания учебного предмета на основе сотрудничества со студентами потребовал четкого выделения принципов отбора содержания образования.

Ведущими принципами отбора и структурирования материала стали:

1. принцип научности;

2. принцип целостности педагогического процесса;

3. принцип вариативности содержания, форм и методов обучения;

4. принцип личностно-ориентированной направленности содержания образования и педагогических процессов;

5. принцип культурологического подхода (знания не в виде готовых абстрактных истин, а как совокупность педагогических идей и теорий);

6. принцип ориентации на профессиональную деятельность;

7. принцип исторического подхода в отборе учебного материала;

8. принцип связи с педагогической практикой;

9. принцип жизнесообразности (учета актуальных потребностей педагогической практики и студентов);

10. принцип уровневой дифференциации (возможности усвоения на разных уровнях: «базовом», «продвинутом», «углубленном»).

11. принцип междисциплинарных и внутрипредметных связей;

12. принцип модульности обучения.

Основные критерии результативности обучения обсуждаются со студентами и формулируются совместно.

Как критерии качества обучения определены следующие:

- осмысление основных педагогических понятий на уровне оценки, (способности оценить практическую значимость теоретических идей и теорий, умения обобщать информацию и адаптировать на необходимое направление педагогики среднего специального образования);

- освоение содержания педагогики среднего специального образования на уровне применения (умение проанализировать педагогическую ситуацию);

- наличие ориентации на профессиональную деятельность;

- умение обобщать полученную из разных источников информацию;

- способность к актуализации знаний при решении практических задач;

- включенность студентов в процесс профессиональной самоактуализации.

Все содержание учебной дисциплины разделено на следующие модули:

1. Предмет и задачи курса «Педагогика среднего профессионального образования».

2. Целостный педагогический процесс в среднем профессиональном учебном заведении.

3. Содержание образования в среднем профессиональном учебном заведении.

4. Студент как субъект целостного педагогического процесса среднего профессионального учебного заведения.

5. Преподаватель педагогического колледжа и училища.

6. Процесс обучения в среднем профессиональном учебном заведении.

7. Педагогическая практика в системе профессионального образования.

8. Внеурочная деятельность в структуре целостного педагогического процесса профессионального колледжа (училища).

9. Научно – исследовательская деятельность студентов в структуре подготовки будущего педагога.

10. Педагогические технологии в профессиональном образовании.

11. Управление в структуре целостного педагогического процесса в профессиональном учебном заведении.

12. Контроля и коррекции.

Конкретизация цели и задач изучения студентами предмета «Педагогика среднего профессионального образования» осуществляется в блочно – модульной технологии обучения через определение целей и задач каждого модуля.

Модуль Предмет и задачи курса «Педагогика среднего профессионального образования» вводит студентов в область новой науки, педагогику среднего профессионального образования, через отработку категориального аппарата, выделение методов науки, определение связи с другими психолого-педагогическими науками, адаптацию имеющихся у студентов знаний педагогики и психологии к педагогике среднего профессионального образования.

Сложность решения этих задач заключается, во-первых, в отсутствии четко сложившейся науки, что влечет за собой выработку теорий на основе анализа, сравнений и адаптации ранее изученных наук; во-вторых, в иллюзорной легкости процесса («Мы уже это проходили»).

Вторым направлением данного модуля является совместная выработка подходов к организации процесса обучения и совместной деятельности преподавателя и студентов в процессе изучения предмета.

В этом модуле, необходимо особое внимание уделить мыслительной деятельности студентов: логическому мышлению, проектированию, доказательствам.

Изучение модуля «Целостный педагогический процесс в среднем профессиональном учебном заведении» направлено на переосмысление идеи целостного педагогического процесса, педагогических систем, места и роли модернизации в подготовке специалистов в системе среднего профессионального образования и, в частности, педагогического. Важную роль при изучении модуля играет проектирование целостного педагогического процесса в среднем профессиональном учебном заведении. Здесь особо важно обратить внимание на междисциплинарные связи и установить внутрипредметные связи.

Модуль «Содержание образования в среднем профессиональном учебном заведении» носит интегрирующий характер. Изучение модуля строится на обосновании основных направлений реформирования содержания профессионального образования (стандартизации, гуманитаризации, деятельностного подхода, личностно-ориентированной направленности содержания образования и педагогических процессов). Изучение тем модуля носит характер глубокого критического анализа содержания дошкольного и педагогического образования. Данный модуль предполагает включение студентов в проектирование и моделирование содержания образования будущих воспитателей дошкольных учреждений.

Модуль «Студент как компонент целостного педагогического процесса среднего профессионального учебного заведения»

Целью изучения данного модуля является осознание будущими преподавателями психолого-педагогических дисциплин средних профессиональных заведений роли и места студента колледжа в организации педагогического процесса. Важной задачей данного модуля является актуализация знаний возрастной психологии и их адаптация к условиям профессионального образования.

При изучении этого модуля происходит осознание студента педагогического колледжа как субъекта педагогических процессов, что оказывает положительное влияние на мотивацию учебной деятельности самих будущих преподавателей.

Модуль «Преподаватель педагогического колледжа и училища» имеет особо важное значение в самоактуализации студентов, в отработке собственных профессиограммы и концепции профессиональной компетентности через самоизучение и самодиагностику. Он призван сформировать точку зрения на сущность личностно – ориентированного подхода в своей будущей профессиональной деятельности.

Модули «Процесс обучения в среднем профессиональном учебном заведении», «Педагогическая практика в системе профессионального образования» и «Внеурочная деятельность в структуре целостного педагогического процесса профессионального колледжа (училища)» направлены на осмысление роли и места процессов обучения, внеурочной деятельности и педагогических практик на формирование профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений.

В этих модулях особую роль играют междисциплинарные связи. Идет осмысление идеи о том, что любой дидактический процесс – лишь средство развития личности.

Важнейшей задачей модулей является формирование четкого представления важнейших концепций и теорий обучения и воспитания будущего педагога, знания основных педагогических систем, возможную динамику и тенденции их развития.

Модуль «Научно-исследовательская работа студентов в структуре подготовки будущего педагога».

Целью изучения данного модуля является интеграция знаний предмета «Методология и методика педагогических исследований», «Методика психологических исследований» и их адаптация к педагогике среднего профессионального образования; осмысление системы исследовательской работы студентов в условиях педагогического колледжа. Теоретическое и практическое знакомство с организацией поисково-исследовательской работы учащихся в педагогических колледжах приводит студентов вуза к рефлексии собственных способностей и исследовательской деятельности, следствием чего является совершенствование профессиональной направленности личности и возникновение потребности в инновационной деятельности.

Модуль «Педагогические технологии» направлен на осмысление роли и места технологического подхода в организации педагогического процесса в среднем специальном учебном заведении, выявление наиболее распространенных в средних специальных учебных заведениях технологий.

Модуль «Управление в структуре целостного педагогического процесса среднего профессионального учебного заведения " направлен на определение места управления в педагогическом процессе среднего профессионального заведения, изучение системы мониторинга качества подготовки будущих специалистов дошкольного учреждения. Осмысление отличия управления учебным заведением от управления педагогическим процессом, различия между мониторингом педагогического процесса и качества усвоения содержания образования.

Модуль «Контроль и коррекция» осуществляется на всем периоде обучения в процессе учебных занятий и межмодульного контроля.

Итоговым контролем является итоговая оценка знаний по результатам межмодульного контроля или сдачи экзамена.

К экзамену студент должен знать:

- требования к минимуму содержания и уровню подготовки студентов педагогического колледжа (училища), устанавливаемые государственным образовательным стандартом;

- основные понятия и сущность целостного педагогического процесса, его компоненты;

- научные основы организации образовательного процесса в педагогическом училище (колледже);

- актуальные проблемы подготовки специалистов дошкольных образовательных учреждений;

- цели, задачи, содержание, специфику деятельности и функции преподавателя педагогического училища (колледжа) как субъекта образовательного процесса;

- психологию педагогического воздействия, приемы и технику управления студентами в процессе обучения;

- структуру педагогической деятельности и основы совершенствования педагогического мастерства;

- основные педагогические понятия каждого модуля (перечень имеется);

- сущность российской модернизации среднего педагогического образования;

- федеральные и региональные документы, определяющие жизнедеятельность среднего профессионального учебного заведения;

- важнейшие современные педагогические идеи, теории и системы среднего педагогического образования.

Студент должен уметь:

- разрабатывать систему педагогических задач, обеспечивающих профессиональную деятельность будущих воспитателей в различных типах дошкольных образовательных учреждений;

- владеть современными методами контроля знаний и умений учащихся педагогического училища (колледжа);

- владеть методикой преподавания психолого-педагогических дисциплин в педагогическом училище (колледже);

- уметь ставить цели и задачи подготовки будущих воспитателей;

- уметь разрабатывать систему задач подготовки будущих воспитателей для работы в различных типах учебных заведений;

- владеть современными технологиями обучения и воспитания в средних педагогических учебных заведениях;

- уметь осуществлять руководство педагогической практикой учащихся педагогического училища (колледжа);

- владеть основами разработки учебно-программной документации для формирования содержания обучения в среднем педагогическом учебном заведении;

- уметь организовывать внеучебную деятельность студентов;

- владеть методами научного исследования;

- уметь организовывать и руководить исследованием и самостоятельной работой студентов;

- владеть методами и формами контроля качества знаний студентов педагогического училища (колледжа).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.