Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История гостиничного сервиса




Б. К. Смагулов

Введение в регионоведение

 

 

Учебное пособие

 

 

Научный редактор

доцент каф. истории и регионоведения ТПУ В.А. Черный

 

Редактор

 

Верстка А.А. Перепелица

 

Дизайн обложки

 

Подписано к печати 2008. Формат 60х84/8. Бумага «Снегурочка». Печать XEROX. Усл.печ.л.. Уч.-изд.л.. Заказ. Тираж экз.
Томский политехнический университет Система менеджмента качества Томского политехнического университета сертифицирована NATIONAL QUALITY ASSURANCE по стандарту ISO 9001:2000
. 634050, г. Томск, пр. Ленина, 30.

 

 

Учебное пособие

 

 

 

Омск 2003


История гостиничного сервиса: Учебное пособие / Б. К. Смагулов. Омский государственный институт сервиса, 2003. 107 с.

 

 

Учебное пособие написано в помощь студентам при подготовке к практическим занятиям и зачёту по курсу “История гостиничного сервиса”. Предусматривает изучении истории гостиничного сервиса как в России, так и за её пределами. Особое внимание уделяется выявлению тенденции в развитии гостиничной сферы за время существования человеческой цивилизации.

Пособие соответствует рабочей программе по дисциплине “История гостиничного сервиса” и предназначено для студентов специальности 230500 “Социально-культурный сервис и туризм” специализации “Гостиничный сервис”.

 

 

Библиогр.: 88 назв.

Рецензент канд. ист. наук,

ст. преп. А. Б. Свитнев

Ответственный за выпуск

зав. каф. СКСиТ, канд. пед. наук,

профессор Н. А. Гулиев

 

Рекомендовано заседанием кафедры

Протокол № 3 от 30 октября 2003 г.

Утверждено научно-методическим

советом специальности 230500

Протокол № 3 от 3 ноября 2003 г.

© Омский государственный

институт сервиса

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………… Занятие 1. Курс “История гостиничного сервиса” как учебная дисциплина......................................................................................... Занятие 2. Понятийный аппарат при изучении истории гостиничного сервиса.............................................................................. Занятие 3. Система гостеприимства в древнем мире................................. Занятия 4-5. Система гостеприимства в средние века.............................. Занятие 6. Гостиничная сфера Древней Руси и России в IX – начале XVIII вв............................................................................. Занятия 7-8. Гостиничная сфера России в XVIII – начале XIX вв........... Занятия 9-10. Гостиничная сфера России в XIX – начале XX вв............. Занятие 11. Гостиничная сфера в Новое время (вторая половина XVII – начало XX вв.).............................................................. Занятие 12. Гостиничная сфера США в XVIII – начале XX вв................ Занятия 13-14. Гостиничная сфера СССР в межвоенный период (1920-е – 1930-е гг.)......................................................... Занятия 15-16. Гостиничная сфера СССР во второй половине 1940-х – начале 1980-х гг...................................................................... Занятие 17. Гостиничная сфера США в 1920-е – начале 1980-х гг......... Занятие 18. Гостиничная сфера стран Западной Европы в 1920-е – начале 1980-х гг................................................................................... Занятие 19. Гостиничная сфера СССР и России во второй половине 1980-х – первой половине 1990-х гг…………………………. Занятие 20. Гостиничная сфера стран Запада в 1980-е – 1990-е гг.......... Занятия 21-22. Современное состояние мирового гостиничного хозяйства......................................................................................... Занятие 23. Гостиничная сфера в г. Омске XVIII – начале XX вв.......... Заключение………………………………………………………………… БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………… ПРИЛОЖЕНИЕ. Вопросы к зачёту по курсу “История гостиничного сервиса”........................................................................................... Предметный указатель по курсу “История гостиничного сервиса”…. Именной указатель по курсу “История гостиничного сервиса”………. Указатель дат по курсу “История гостиничного сервиса”……………... Даты по истории гостиничного сервиса Соединенных Штатов Америки……………………………………………… Даты по истории гостиничного сервиса стран Западной Европы……................................................................................... Даты по истории гостиничного сервиса стран Востока………………... Даты по истории гостиничного сервиса г. Омска……………………….                          

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Курс “История гостиничного сервиса” занимает одно из важных мест в общей системе подготовки специалистов в области гостиничного сервиса.

Главным содержанием этой дисциплины является ознакомление студентов с основными тенденциями в развитии гостиничной сферы, как в России, так и за её пределами. Представленный материал в своей совокупности помогает представить общую картину развития мирового гостиничного хозяйства.

Цель преподавания курса – формирование у студентов целостного представления о процессах и закономерностях развития гостиничной сферы в России и мире. К задачам преподавания дисциплины относятся следующие: рассмотрение теоретических основ при изучении данного курса, рассмотрение развития гостиничной сферы на территории современной России и мире.

Данный курс изучается с точки зрения разделения его на несколько тематических блоков: блок теоретических вопросов для изучения курса; блок, посвящённый истории гостиничного сервиса на территории современной России; развитие гостиничного сервиса за пределами России и блок, посвящённый современному состоянию мировой и российской гостиничной индустрии.

 

 

Занятие 1. Курс “История гостиничного сервиса“

как учебная дисциплина

 

1. Объект, предмет, цель и задачи курса.

2. Специфика изучения явлений и процессов в историческом аспекте.

3. Значение изучения истории гостиничного сервиса.

 

1. Любой курс, связанный с изучением каких-либо явлений и процессов с точки зрения истории включает в себя определение таких компонентов, как объект, предмет, цель и задачи. В исторической науке дается следующее определение изучаемого объекта. Объект познания - совокупность качественно определённых явлений и процессов реальности, существенно отличных по своей внутренней природе, основным чертам и законам функционирования и развития от других объектов этой реальности [44. С. 42-43].

Историческая наука имеет свою особенность, объектом познания исторической науки является вся совокупность явлений общественной жизни на протяжении всей истории человечества. По сравнению с другими конкретными общественно-гуманитарными науками историческая наука выступает как наука комплексная, интегральная. Она имеет дело со всеми общественными явлениями, которые изучаются этими науками. В любом исследовании историк предстаёт в двух или даже нескольких ролях. Если, к примеру, изучаются процессы социально-экономические, то он – и историк, и экономист.

Предмет познания - это определённая целостная совокупность наиболее существенных свойств объекта познания, которая подвергается изучению. Если объект познания представляет собой независимую от познающего субъекта реальность, то предмет познания - это выделенная субъектом или привлекающая его внимание часть этой реальности [Там же. С. 45].

Таким образом, объект познания - это определённая объективная реальность, а предмет познания - те аспекты и черты объекта, которые охвачены изучением [Там же. С. 42-44].

Исходя из вышесказанного, объектом данного курса является мировая и российская гостиничная сфера, а предметом – основные черты гостиничной сферы России и мира в исторической динамике.

Цель предлагаемого курса – реконструкция развития гостиничной сферы в России и за её пределами со времени возникновения первых государств.

Поставленная цель включает в себя следующие задачи: 1) рассмотрение теоретических основ для изучения данного курса; 2) рассмотрение развития гостиничной сферы на территории России: 3) рассмотрение развития гостиничной сферы за пределами России; 4) рассмотреть современное состояние российской и мировой гостиничной индустрии.

 

2. Историческая наука – это наука социальная, что определяет её особенности. Специфика объекта исторического познания состоит в том, что историк изучает прошлое. Даже когда он, историк, занимается изучением настоящего, он подходит к настоящему с позиций прошлого, показывает и анализирует его как результат предшествующего развития.

Но историк в целом лишен возможности изучать объект познания путём его непосредственного наблюдения или воспроизведения присущих ему черт и свойств в эксперименте, как это возможно, например, в физике. В таком случае встает вопрос: насколько объект исторического познания реален, насколько то, что описывает историческая наука, соответствует тому, что было.

Выход из этого положения в исторической науке видят в присущем материи свойства к отражению. Отражение представляет собой способность объектов материального мира изменяться в соответствии с внешним воздействием; это способность объектов реального мира воспроизводить, запечатлевать в процессе их непосредственного и опосредованного взаимодействия присущие им черты и свойств [44. С. 93].

Всякое взаимодействие порождает причинно-следственную связь. Существует преемственность от прошлого к настоящему, от настоящего к будущему. Основой такой преемственности является человеческая деятельность [Там же. С. 96].

Таким образом, объекты материального мира (например, постоялые дворы или гостиницы) в разные исторические периоды различались по своим особенностям. Изучения (например, по письменным источникам) этих объектов в разные хронологические срезы позволяет воссоздать определённую картину развития чего-либо, которая носит вероятностный характер.

 

3. Изучение истории гостиничного сервиса имеет определенное философское значение. Одним их философов, который обращался к этому вопросу, был немецкий философ Ф. Ницше. В своей работе “О пользе и вреде истории для жизни” [58. Т. 1] попытался дать обоснование необходимости изучения истории. Он рассматривал человека в трех аспектах: как существо деятельное и стремящееся, как существо охраняющее и почитающее, как существо страждущее и нуждающееся в освобождении. Этой тройственности человека, по Ницше, соответствует тройственность родов истории. В частности, он выделял монументальный, антикварный и критический род истории. Что касается монументального рода истории, то его суть заключается в том, что человек нуждается в образцах, учителях, и когда он не может найти их в настоящем, он обращается в прошлое. “Целью же своей деятель всегда выбирает какое-либо счастье, если не свое собственное, то счастье целого народа или всего человечества” [Там же. С. 172].

Человек в процессе изучения истории приходит к выводу, что то великое, которое некогда существовало, было, во всяком случае хоть раз, возможным, и поэтому оно может стать возможным еще раз.

Таким образом, суть монументального рода истории состоит в ориентации на выдающиеся личности, являющиеся образцом для подражания. В гостиничной сфере также характерно обращение к именам людей, достигших значительных успехов в гостиничном деле. Например, в гостиничной индустрии широко известно имя Цезаря Ритца, создавшего во второй половине XIX – начале XX вв. цепь отелей в Западной Европе. И в настоящее время многие престижные отели носят имя Ц. Ритца [73. С. 43], то есть само имя человека становится неким символом успеха.

Что касается антикварного рода истории, то, по мнению Ницше, он принадлежит тому, кто охраняет и почитает прошлое. Когда человек изучает прошлое, то, например, история родного города становится его собственной историей. Так, Ницше писал: “… он открывает себя во всем этом: свою силу, свое усердие, свое удовольствие, свои суждения” [58. С. 176].

Можно сделать вывод, что суть антикварного рода истории, если рассматривать её применительно к практической деятельности, состоит в рассмотрении прошлого как части себя, то есть человек при изучении истории сферы своей деятельности обосновывает для себя её необходимость. В итоге он получает некое моральное удовлетворение от результатов своей деятельности.

Критический род истории заключается в том, что человек время от времени стремится разбить и разрушить прошлое; он привлекает прошлое на суд истории и выносит ему приговор. Человек может критически отнестись, например, к различным концепциям, которые были популярны в своё время. В этом случае личность проявляет свою индивидуальность.

Таким образом, история как часть культуры человечества имеет определённое теоретическое и практическое значение для специалиста по гостиничному сервису.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.